Собор Нотр-Дам, Париж:
готическая архитектура читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Считающийся одним из величайших образцов французской готической архитектуры, собор Нотр-Дам-де-Пари — наряду с Эйфелевой башней — является одной из самых известных достопримечательностей Парижа. Расположенный на острове Иль-де-ла-Сите на реке Сена, собор был заложен по инициативе епископа Мориса де Сюлли вскоре после его назначения на кафедру в 1160 году. Строительство продолжалось почти два столетия — с 1163 по 1345 год, хотя основная часть была завершена ещё до его смерти в 1196 году. Собор знаменит своей выразительной готической скульптурой и великолепными витражами, отражающими развитие архитектуры по сравнению с предыдущей эпохой романского стиля и романской скульптуры (ок. 1000–1200). Во время радикального этапа Французской революции (1790-е гг.) собор сильно пострадал. В 1840-х годах был начат масштабный проект реставрации под руководством архитектора-реставратора Эжена Виолле-ле-Дюка. В 1991 году собор Парижской Богоматери был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как объект культурного значения. Другие выдающиеся примеры готической архитектуры — Шартрский собор (1194–1250) и Кёльнский собор (1248–1880).
История
Строительство началось в 1163 году после закладки первого камня Папой Александром III. К моменту смерти епископа Мориса де Сюлли в 1196 году апсида, хор и главный алтарь были завершены, а неф находился в стадии завершения. В 1200 году начались работы над западным фасадом, включая западное розеточное окно и башни, завершённые примерно к 1250 году, когда была также построена северная роза. В 1250-х годах трансепты были перестроены в новом стиле лучистой готики архитекторами Жаном де Шелем и Пьером де Монрейлем, а верхние оконные проёмы (клерестории) были расширены. Последующие элементы достраивались в течение следующего столетия. (См. также пламенеющую готику, 1375–1500.)
Подробнее о развитии архитектурных форм см.: История архитектуры (3000 лет до н.э. — настоящее время).
О развитии и типах искусства, связанных с христианством, см.: Средневековое христианское искусство (ок. 600–1200) и Христианское искусство (ок. 150–2000). О более поздних стилях см.: Католическое искусство Контрреформации (1560–1700).
Терминология Для справки см.: Словарь архитектурных терминов.
Архитектура собора Нотр-Дам
Длина собора составляет около 128 метров, а ширина нефа — 12 метров. Его крестово-купольная планировка, высокая центральная часть, трансепт и башни восходят к традициям романской архитектуры XI века, однако стрельчатые арки и нервюрные своды являются характерными чертами готики. Собор был одним из первых готических соборов, где появились внешние арочные подпорки — «аркбутаны». Первоначально они не входили в проект, но были добавлены позже, когда под тяжестью сводов начали появляться трещины в тонких верхних стенах. Чтобы укрепить конструкцию, вокруг собора возвели дополнительные подпорные столбы, смягчающие боковое давление сводов нефа. Нотр-Дам также известен своими наружными статуями и гаргульями, выполняющими роль декоративных опор и водостоков.
Как и задумывали мастера-готы, аркбутаны, контрфорсы и другие каменные элементы позволили основным стенам стать не несущими, что открыло большую площадь под витражи — источник света и духовного вдохновения. Таким образом, собор Нотр-Дам воплощает основные достижения готического искусства в христианской архитектуре: храмы стали выше, величественнее и светлее. В XIII веке верхние окна нефа были увеличены, наполнив интерьер светом, благодаря совершенствованию конструктивных решений.
Суровый западный фасад собора украшен обилием каменных скульптур, особенно вокруг центрального портала, где расположены статуи, изображающие Страшный суд. Архитектурная композиция фасада уравновешивает вертикальные линии башен высотой 69 метров и горизонтальные декоративные пояса галерей. Это сочетание создаёт простое, но мощное впечатление, доминируя над площадью перед собором.
Порталы трансептов также богато украшены рельефной скульптурой: южный портал изображает сцены из жизни святого Стефана и других местных святых, а северный — младенчество Христа и легенду о Теофиле.
Строители готических соборов
Руководствуясь простыми чертёжами и шаблонами, средневековые каменщики с исключительной точностью возводили величайшие соборы Европы. Их практические знания, основанные на интуитивных расчётах, пропорциях и опыте, тщательно хранились и передавались из поколения в поколение. Условия конкретных строительных площадок и стремление духовенства делать здания всё более высокими и лёгкими способствовали постоянному развитию архитектурных приёмов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?