Йозеф Мария Ольбрих:
венский архитектор читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из выдающихся архитекторов Австрии рубежа веков, Йозеф Мария Ольбрих вместе с такими мастерами, как художник-декоратор Густав Климт (1862–1918), стал одним из основателей Венского сецессиона (ок. 1897 года), для которого спроектировал знаменитое здание штаб-квартиры, известное как Haus der Wiener Sezession («Дом Венского Сецессиона»). Испытав влияние венского архитектора Отто Вагнера (1841–1918), Ольбрих также был связан со стилем ар нуво — в Австрии называемый Sezessionstil или по-немецки югендстиль. Он работал в области декоративного дизайна, развиваемого этим направлением. Однако ему удалось преодолеть слабые стороны архитектуры ар нуво, сочетая её фантазийную пластику с функциональностью пространства и композиции. Как и Виктор Орта (1861–1947) в Бельгии, Гектор Гимар (1867–1942) во Франции и Антонио Гауди (1852–1926) в Испании, Ольбрих стал связующим звеном между архитектурой XIX века и расцветом модернизма в творчестве Ле Корбюзье (1887–1965), Вальтера Гропиуса (1883–1969) и школы Баухаус (1919–1933).
Биография
Родился в Опаве, в австрийской Силезии (ныне территория Чехии), в семье состоятельного владельца кирпичного завода, чья деятельность пробудила у Ольбриха интерес к строительству. Он изучал архитектуру в Wiener Staatsgewerbeschule, а затем в Венской академии изящных искусств под руководством Отто Вагнера. Во время учёбы Ольбрих получил несколько наград, включая премию Prix de Rome (1893), после чего работал в архитектурной мастерской Вагнера в течение пяти лет.
Дом Венского Сецессиона
В 1897 году вместе с Густавом Климтом, Йозефом Хоффманом и Коломаном Мозером Ольбрих основал Венский сецессион (Wiener Sezession) — авангардное художественное объединение, целью которого было обновление австрийского искусства путём знакомства с современными направлениями модернизма, включая постимпрессионизм, экспрессионизм и различные стили декоративного искусства, в том числе Sezessionstil. Организация выпускала собственный журнал Ver Sacrum («Священная весна», 1898–1903), пропагандировавший единство искусств, включая народное творчество. Сам Ольбрих спроектировал здание штаб-квартиры — Haus der Wiener Sezession. Фасад этого знакового сооружения венчал металлический купол, украшенный цветочными орнаментами в стиле ар нуво, а интерьер отличался храмоподобным вестибюлем и индустриальным выставочным пространством. В здании с 1898 по 1905 год прошло двадцать три выставки, на которых публике представили французский импрессионизм, символизм, английское движение искусств и ремёсел, японизм и японскую гравюру укиё-э, а также различные формы международного ар нуво.
Дом Венского Сецессиона принёс Ольбриху мгновенную известность и множество заказов в 1898–1900 годах. Он быстро стал считаться самым одарённым и новаторским архитектором среди участников движения Сецессиона.
Дармштадтская художественная колония
В 1899 году Ольбрих отправился в Дармштадт по приглашению Эрнста Людвига, великого герцога Гессенского, чтобы спроектировать и построить ряд зданий и галерей для новой утопической художественной колонии на Матильденхёэ. Он завершил строительство шести домов, включая Дом Эрнста Людвига — центрального комплекса с залом для собраний и мастерскими художников, в котором прослеживаются элементы архитектуры шотландского дизайнера Чарльза Ренни Макинтоша (1868–1928). Ольбрих также создал многоэтажную Башню Бракосочетания (Hochzeitsturm) — выставочный центр с серией галерей, отличавшийся авангардными чертами, включая суперструктуру в стиле ар-деко и горизонтальные модернистские оконные ленты. В 1900 году он получил гражданство Гессена и был назначен профессором архитектуры герцогом Эрнстом Людвигом.
Другие проекты
В 1900-е годы Ольбрих выполнил серию различных архитектурных проектов, среди которых — универмаг Леонгарда Тица в Вене. Кроме того, под влиянием Wiener Werkstätte («Венские мастерские») — декоративно-художественного объединения, основанного Хоффманом и Мозером, где работали одарённые венские художники, такие как Оскар Кокошка (1886–1980) и Эгон Шиле (1890–1918) — Ольбрих экспериментировал с различными видами прикладного искусства, включая керамику, переплётное дело, музыкальные инструменты и мебель. Он представил несколько проектов на Луизианской выставке в Сент-Луисе (США) и, благодаря рекомендациям Фрэнка Ллойда Райта (1867–1959), был избран членом Американского института архитекторов (AIA). (См. также: Американские архитекторы.) Он также входил в состав Deutscher Werkbund (Немецкого рабочего союза). См. также Мюнхенский сецессион (1892) и Берлинский сецессион (1898). Среди других работ последнего периода — Дом рабочих компании «Опель» (1908, Дармштадт) и Дом Йозефа Файнхальса (1908, Кёльн). К сожалению, для истории архитектуры XX века Ольбрих умер от лейкемии в августе 1908 года в возрасте всего 40 лет.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?