Питер Беренс:
немецкий архитектор-модернист читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из величайших архитекторов Германии первого десятилетия XX века, Петер Беренс был пионером корпоративного дизайна, а также модернистской архитектуры (здания, характеризующиеся функционализмом и использованием новых материалов). Известный своими фабриками и офисами в современном стиле — его наиболее знаменитое произведение, Турбинный завод AEG (1909) — он рассматривается большинством арт-критиков как связующее звено между стилем модерн — известным в Германии как югендстиль — и промышленным дизайном XX века. Но, возможно, его самым значительным вкладом в современную архитектуру стал выбор помощников, среди которых были будущие мастера — Вальтер Гропиус (1883–1969), Ле Корбюзье (1887–1965) и Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969). Под сильным влиянием Беренса эти талантливые проектировщики распространили его идеи по всему миру и оказали огромное влияние, особенно на американскую архитектуру небоскрёбов XX века, развивая интернациональный стиль и вторую чикагскую школу (1940–1975). Кроме работы в области дизайна, Беренс стал одним из основателей Немецкого рабочего союза (Deutscher Werkbund), созданного по образцу английского движения искусств и ремёсел, с целью оптимизации производства высококачественного прикладного искусства и разных видов ремёсел.
Биография
Родившийся и получивший образование в Гамбурге, Беренс изучал живопись в Дюссельдорфе и Карлсруэ (а также в Гамбурге) с 1886 по 1889 годы. После женитьбы он переехал в Мюнхен в 1890 году, где начал работать как художник, иллюстратор и переплётчик. В 1899 году, вместе с архитектором-сецессионером из Вены Йозефом Марией Ольбрихом (1867–1908) и другими, Беренс присоединился к утопической дармштадтской художественной колонии, созданной великим герцогом Гессенским Эрнстом-Людвигом. Здесь он спроектировал и построил собственный дом (включая почти всё его внутреннее убранство), что убедило его заняться архитектурой. При этом он отдал предпочтение более строгому стилю, отказавшись от модного ар нуво. (См. также: Немецкое искусство XIX века.)
В 1903 году Беренса назначили директором Художественной школы в Дюссельдорфе, где он провёл серию реформ обучения. А в 1907 году, вместе с Йозефом Марией Ольбрихом, Германом Мутезиусом (1861–1927), Теодором Фишером (1862–1938), Фридрихом Науманом (1860–1919), Карлом Шмидтом (1873–1954), Йозефом Хоффманом (1870–1956), Бруно Паулем (1874–1968), Рихардом Римершмидом (1868–1957) и другими, а также двенадцатью ремесленными фирмами, он основал Немецкий рабочий союз (Werkbund). Следуя идеям лидера движения искусств и ремёсел Уильяма Морриса (1834–1896), участники Werkbund стремились улучшить дизайн повседневных предметов. Эта практическая программа привлекла внимание промышленников, а также дизайнеров и учёных, что в том же году привело к назначению Беренса художественным консультантом компании AEG (Allgemeine Elektrizitäts-Gesellschaft).
Работа Беренса для AEG
В период сотрудничества (1907–1914) Беренс создал полный корпоративный стиль AEG — включая дизайн логотипа, упаковки, PR и рекламных материалов, — за что его признают первым серьёзным промышленным дизайнером. Кроме того, вскоре после начала производства самолётов он спроектировал классический по стилю Турбинный завод AEG (см. ниже), поставив вопрос о том, уместны ли классические формы, ранее присущие храмам, для предельно функциональных промышленных зданий. Он также построил для компании несколько офисных зданий. В 1907–1912 годах в мастерской Беренса работали молодые архитекторы Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Жан Крамер и Адольф Мейер.
Турбинный завод AEG
Эта фабрика, построенная в Берлине в 1909 году, является образцом архитектуры XX века, где Беренсу удалось соединить функциональность и элегантность, соотнося современные материалы и технологии строительства с классическими пропорциями. Поводом для строительства стало повышение спроса на массовое производство турбин. Совместно с инженером Карлом Бернардом Беренс спроектировал помещение, подходящее для всего процесса сборки, включая использование кранов. Проект окон обеспечивал полное освещение интерьера естественным светом. При этом он ввёл ряд элементов, напоминающих греческую архитектуру храмов: фасад каркасного здания с железными и стеклянными конструкциями укреплён каменными пилонами, стальными колоннами и многоугольным тимпаном, создающими классическое впечатление. Так Беренс показал, что функциональное промышленное здание может быть связано с архитектурой прошлого. (См. также: использование железа и каменных пилонов в проекте Эйфелевой башни Гюстава Эйфеля (1832–1923) в 1887 году.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?