Архитектура Древнего Рима читать ~27 мин.
Римская архитектура, даже в большей степени, чем остальные виды римского искусства, отражала практический характер, неугомонную энергию и организаторский склад ума своих создателей. По мере расширения Римской империи, охватившей не только Средиземноморье, но и значительные территории Западной Европы, римские архитекторы стремились решить две главные задачи: продемонстрировать величие и могущество Рима и одновременно улучшить жизнь своих сограждан. Для этого они освоили ряд важных архитектурных приёмов, в том числе арку, купол и свод, а также использование бетона.
Используя эти приёмы, римские инженеры спроектировали и построили одни из величайших общественных зданий в истории архитектуры, включая храмы, базилики, амфитеатры, триумфальные арки, памятники и общественные бани. Кроме того, для укрепления идеалов Pax Romana и, прежде всего, поддержания эффективности и порядка римские архитекторы проектировали многочисленные акведуки, дренажные системы и мосты, а также обширную сеть дорог, а планировщики разработали ряд чертёжей городов, основанных на армейских лагерях, которые помогали создавать новые города с нуля.
Римские архитекторы многое почерпнули из этрусского искусства и дизайна, с большим уважением относились к греческой архитектуре и греческой скульптуре. Они также переняли опыт египетской архитектуры пирамид и каменной кладки. Архитектура – это уникальный вклад Древнего Рима в историю искусства и в культуру Европы. Она имеет гораздо большее влияние, чем различные формы римской скульптуры, большинство из которых были заимствованы у греков.
Среди величайших зданий, возведённых римлянами, были: Дом Карри, Ним, Франция (19 г. до н.э.); акведук Пон-дю-Гар, Ним, Франция (19 г. до н.э.); Колизей, Рим (72-80 гг. н.э.); арка Тита, Рим (81 г. н.э.); акведук, Сеговия, Испания (100 г. н.э.); Термы Траяна (104-109 гг.); Мост Траяна, Алькантара, Испания (105 г.); Библиотека Цельса, Эфес, Турция (120 г.); Стена Адриана, Северная Англия (121 г.); Пантеон, Рим (128 г. н.э.); дворец Диоклетиана, Сплит (300 г. н.э.); Термы Диоклетиана (306 г. н.э.); арка Константина, Рим (312 г. н.э.); Клоака Максима (600-200 гг. до н.э.) – одна из самых ранних в мире канализационных систем, построенная в Древнем Риме для осушения местных болот и транспортировки городских отходов в реку Тибр.
Многие аспекты римского строительства дизайна были рассмотрены архитектором Марком Витрувием (активен, конец I в. до н.э.) в его архитектурном трактате De architectura (ок. 27 г. до н.э.), хотя он появился до начала наиболее творческого этапа римского строительства.
Характеристика Рима
Могучий Рим! Покоритель Галлии и Карфагена, Греции и Египта, хозяйка западного мира на протяжении шести веков, столица могущественных цезарей, неоспоримая родина величия, зрелищ и великолепия, блещущая искусством, награбленным у сотни порабощённых народов, даритель законов, морали и военной науки всему Западу. И все же этот «Вечный город» был художественно бессодержателен. За исключением одного направления – монументальной архитектуры и строительной инженерии, Рим создал очень мало самобытного творческого искусства. Римляне скорее отрезали, чем впитали в себя единственное значительное развитие на итальянской земле – этрусское, и обратились к импорту упадочных греческих скульпторов, декораторов и живописцев, чтобы придать своей культуре эллинистический облик. На эстетических весах вклад могущественного Рима оказывается более весомым, чем вклад таких крошечных государств, как Шумерия и Сиена.
Величие было целью Рима, величие – его единственным достижением, и, возможно, в этом кроется секрет мелкости его искусства. Желание произвести впечатление величием привело к созданию великолепных инженерных и строительных сооружений. Но желание произвести впечатление изобилием и хвастливой демонстрацией чаще всего приводило к тому, что эти же произведения украшались неправильно использованными обрывками и фанерой греческой архитектуры и слабыми подражаниями греческой декоративной скульптуре. Эллинская умеренность и разумность превратилась в римский практицизм и римскую чванливость.
Окинув взглядом главный форум Рима (I в. до н.э. – III в. н.э.), любой наблюдатель смог бы увидеть архитектуру города с высоты птичьего полёта: старые храмы, все более сложные, изящные и украшенные, но сохранившие греческую простоту и гармонию, расположенные среди дворцов, базилик, мемориальных колонн и аркад; со всех сторон великолепные арочные конструкции, грандиозные виды, берега колонн, увенчанные богатыми коринфскими капителями; со всех сторон обилие вульгаризированного греческого орнамента, перемежающегося с новыми панелями римской рельефной скульптуры: в общем, великолепная демонстрация величия и эксгибиционизма.
Влияния
Как только Рим приобретает важное политическое и культурное значение, т.е. подчиняет себе соседнюю Этрурию и успешно противостоит Карфагену, в искусстве господствует дух завоевателя и торжества. В архитектуре, например, доминируют не храмы, а Форум или торговая площадь, базилика или зал общественных собраний, бани, спортивные арены, театры и цирки, многие из которых строятся в колоссальных размерах и богато украшаются. Позже появляются дворцы, триумфальные арки, парадные ворота.
Кажется невероятным, что этрусские способности (в архитектуре и других искусствах), столь развитые к моменту возвышения Рима, должны были так быстро исчезнуть после захвата Италии римлянами. Но греческое влияние, исходившее из греческих колониальных городов на юге страны и из греческого мира восточного Средиземноморья, быстро стало доминирующим.
См. также: Египетская архитектура (3 тыс. до н.э. – 200 г. н.э.). См. также: Египетская архитектура Среднего царства и Египетская архитектура Нового царства.
Строительная техника: Арка, свод, купол
Однако в архитектуре римляне переняли некоторые важные приёмы у этрусков ещё до того, как греческое влияние стало решающим. К ним относятся арка и свод, которым суждено было вывести римскую инженерию на путь развития, прямо противоположный древнегреческому, предпочитавшему аркам и куполам «столбово-перемычечные» методы строительства.
Так была заложена основа искусства, в котором италийские народы должны были превзойти эллинов: строительной инженерии. В качестве сводов римляне использовали простые геометрические формы: полукруглый бочкообразный, пазогребневый и сегментный своды. Поверхность сводов обычно покрывалась штукатуркой или черепицей. Прекрасным примером римского свода является базилика Константина и Максенция в Риме. Естественным развитием свода стал купол, который позволил возводить сводчатые потолки и перекрывать большие общественные помещения, такие как общественные бани и базилики. Римляне использовали купол во многих своих архитектурных сооружениях, таких как Пантеон Адриана, Термы Диоклетиана и Каракаллы. Характерной особенностью римской архитектуры было возведение куполов сложной формы для многолопастных планов.
Освоение римскими архитекторами и инженерами арки, свода и купола, дополненное освоением бетона, помогло им решить первую задачу монументальной архитектуры – соединить пространство. Крыша большой площади означает перенос тяжёлых материалов через пространство, которое невозможно преодолеть с помощью простой системы столбов и перемычек, применявшейся греками. С помощью арки и выросшего из неё свода римляне получили возможность надвинуть массивные стены Колизея, перекрыть роскошную купальню, вмещавшую три тысячи человек, и создать величественную форму Пантеона.
Влияние Древней Греции
Хотя греческое влияние на римскую архитектуру было ограничено постоянным использованием столбово-перемычечных методов строительства, оно было доминирующим практически во всех вопросах архитектурного стиля и 3D декоративного искусства.
Наиболее очевидным даром эллинизма стал ряд греческих архитектурных ордеров – дорический, ионический и коринфский, из которых римляне вывели ещё два: тосканский и композитный (варианты греческих дорического и коринфского стилей соответственно). В целом римские дорический, ионический и коринфский ордера были более стройными и орнаментированными. Колонны, как правило, оставались без рифления, но фризовая часть антаблемента, которую греческие архитекторы оставляли простой, была сильно украшена.
Учитывая склонность к показухе, римские архитекторы проявляли наименьший интерес к греческому дорическому стилю, а если и использовали его, то неизменно добавляли декоративный молдинг на базу. Примеры римского дорического стиля можно увидеть в Табуларии и Колизее в Риме, а также в храме Геракла в Кори. Ионический ордер использовался римлянами в некоторых храмах и общественных зданиях, а также в частных домах.
В качестве примеров можно привести храм Фортуны Вирилис и Форум Траяна в Риме. Однако наибольшее распространение получил коринфский ордер. Основанный первоначально на стиле колонн, заимствованных из греческого храма Зевса Олимпийского в Афинах, ордер постепенно становился все более декоративным и сложным. Хорошие примеры можно увидеть в храмах Марса Ультора в Риме и Весты в Тиволи.
Учитывая все это, неудивительно, что если имена архитекторов в основном римские или этрусские, то имена скульпторов и живописцев – греческие. Более того, создаётся впечатление, что архитекторы выполняли все важные инженерные и строительные работы, а затем передавали здание импортированным художникам для выполнения поверхностных декоративных работ. Поэтому, когда рука времени срывала орнаментальную обшивку с бань Каракаллы или театра в Оранже, стены и арки выделялись мощной приподнятостью и неотразимым величием. А такое «простое» инженерное произведение, как Пон-дю-Гар, будоражит кровь и приковывает взгляд своей математической энергией.
Бетон
Освоение римлянами бетона было большим шагом вперёд. Его прочность, гибкость, удобство и низкая, по сравнению с другими строительными материалами, стоимость значительно облегчили возведение арок, сводов и куполов. Впервые бетон был применён в городе Коза примерно в 273 г. до н.э., и его широкое использование стало ключевым событием римской архитектурной революции, освободив римское строительство от ограничений, связанных с каменными и кирпичными материалами, и позволив создать революционно новые конструкции как по сложности конструкции, так и по размерам.
Уложенный в форме арок, сводов и куполов, он быстро затвердевал, превращаясь в жёсткую массу, свободную от многих внутренних напряжений и деформаций, которые мешали строителям аналогичных сооружений из камня или кирпича. Благодаря широкому применению бетона во многих римских сооружениях многие из них сохранились до наших дней. Пантеон, Термы Каракаллы и базилика Константина в Риме – лишь три примера.
Римский бетон (opus caementicium) обычно изготавливался из смеси известкового раствора, воды, песка и пуццолана – мелкой вулканической земли цвета охры, которая хорошо схватывалась даже под водой. В эту цементную смесь добавляли туф, травертин, кирпич и другие обломки. Среди необычных добавок – конский волос, который, по некоторым данным, делал бетон менее склонным к растрескиванию, и кровь животных, повышавшая его морозостойкость.
Бетонные стены, за исключением подземных, неизменно облицовывались. Работы классифицировались в зависимости от типа облицовки. К четырём основным типам относятся:
❶ Opus quadratum бетон – разновидность обычной каменной облицовки, которая использовалась для облицовки важных общественных зданий.
❷ Opus incertum бетон, наиболее популярная облицовка для стен из обычного бетона до императорской эпохи.
❸ Opus reticulatum бетон, аналогичный opus incertum, но с камнями пирамидальной формы.
❹ Opus Testaceum бетон, разновидность кирпичной/плиточной облицовки, получившая наибольшее распространение в империи.
❺ Opus Mixtum бетон, комбинированная облицовка из кирпича и камня, популярная среди архитекторов поздней империи в эпоху Диоклетиана.
Строительные материалы
Самые ранние здания, построенные в Риме и его окрестностях, возводились из туфа – вулканической породы различной твёрдости, которую можно было обрабатывать в основном бронзовыми инструментами. Позже стали использовать более твёрдые камни, такие как пеперино и местный камень альбани с Альбанских холмов.
В эпоху империи для строительства чаще всего использовался травертин – разновидность известняка, добываемого в Тиволи, который использовался для облицовки Колизея в Риме. Мрамор использовался только для облицовки или декорирования, а также иногда для мозаики. Также были популярны цветные мраморы и камни, такие как алебастр, порфир и гранит, примером чему служат остатки виллы Адриана в Тиволи. Большинство жилых домов строилось из необожжённого кирпича, облицованного штукатуркой.
Храмы
Храмы были и в Риме, и в его отдалённых колониях и провинциях. Но они были гораздо менее самобытны и изобретательны, чем греческие проекты, скажем, Парфенона или других сооружений; скорее, они представляли собой адаптированную и развитую греческую идею. Колонны, как правило, имели богатые коринфские капители – дорический стиль был слишком прост для латинского глаза. Украшения добавлялись и в других местах, так что в итоге не осталось ни одной голой стены. Даже архитрав, который греки делали чистым, чтобы подчеркнуть ощущение прочности перекладин, вскоре стал украшаться римским орнаментом.
Ранние круглые конструкции, подобные той, что изображена на примере древнего храма Весты на римском форуме, отличались привлекательным изяществом и приятной декоративной полнотой, не известной эллинской архитектуре. Более привычную адаптацию греческого прямоугольного храма сегодня можно увидеть в примере в Ниме (Франция), известном как Дом Карри. Он демонстрирует как сохранение основных греческих форм, так и типично римские (первоначально этрусские) изменения, такие как подиум или приподнятая платформа (стилобат) с лестницей впереди, а также замена колонн или пилястр вдоль боковых стен целлы, вместо первоначальной непрерывной колоннады. Даже сегодня здание обладает достоинством и спокойной эффектностью.
В некоторых случаях целла римского храма имела бетонный свод; она также могла иметь полукруглое завершение, как в банях Дианы в Ниме и в храме Венеры и Рима в Риме. К наиболее значимым римским храмам, от которых сохранились остатки, относятся: Марса Ультора, Кастора и Поллукса, Фортуны Вирилис, Согласия и Антонина в Риме; храм Вакха в Баальбеке, храм Минервы в Ассизи и храмы в Помпеях.
Базилики
Самым влиятельным типом культового сооружения, разработанным римскими архитекторами, была базилика. Изначально имевшая светское назначение, она стала прототипом первых христианских церквей – см. Раннехристианское искусство – и оказала влияние на монументальную архитектуру вплоть до ХХ века. Базилика обычно располагалась на Форуме римского города и представляла собой большой крытый зал, который использовался как место общего собрания для торговли, банковского дела и отправления правосудия: проще говоря, зал заседаний.
Стандартный план базилики предусматривал центральный неф между боковыми нефами, и именно здесь в европейском строительстве появилось многоярусное освещение. Некоторые базилики имели полукруглые залы в конце, противоположном входу, что соответствовало более поздней церковной апсиде или алтарной части.
Древнейшей базиликой является базилика Порция (184 г. до н.э.), а знаменитая церковь Святого Павла за стенами (IV в. н.э.) в Риме, хотя и перестроенная в XIX в. (по плану IV в.), демонстрирует впечатляющую простоту и величие базилики в сочетании с пышным декором позднеримского стиля. Там, где арочная конструкция возвышается над внутренними колоннами, в более ранней форме был сплошной архитрав, иногда с галереей над ним, под окнами клироса. Это одна из четырёх наиболее выдающихся папских базилик Рима: базилики Святой Марии Майорской, Святого Петра и Святого Иоанна Латеранского.
Наиболее величественным образцом является базилика Константина и Максенция площадью 63 тыс. кв. футов, представляющая собой удивительный пример сплочённости и прочности римского бетона. Более современной базиликой, построенной по образцу римской архитектуры, является базилика Святого Петра (ок. 1520-1620 гг.) в Риме.
Пантеон
Самым большим из сохранившихся круглых храмов классической древности и, возможно, самым важным образцом античного искусства, созданным в Риме, является Пантеон. Сегодня он утратил внутреннее убранство, хотя и является наиболее хорошо сохранившимся из крупных римских памятников, но захватывает дух своими огромными размерами, простотой форм и смелостью конструктивного решения.
Перед входом в храм, похожим на портик, расположен огромный круглый зал или ротонда шириной 142 фута, под низким куполом. Конструкция элементарна: стены ротонды образуют барабан, из которого прямо выпирает купол; окон нет. Свет в здание проникает исключительно через огромный 28-футовый окуляр, оставленный открытым для обзора неба в верхней части. Чтобы выдержать нагрузку купола, толщина стен составляет двадцать футов, в них выдолблено восемь апсидных ниш – одна открыта для главного портала, другие предназначены для статуй богов и позднее были переделаны христианами в боковые капеллы.
В своё время внутреннее убранство купола с богатыми кессонами, мраморная отделка стен и апсид, должно быть, производили впечатление роскоши, но сегодня посетителя восхищает величественная простота конструкции и огромная площадь. Пантеон – поистине одно из самых впечатляющих зданий мира. Фасад коринфского храма французского Пантеона (1790 г.) в Париже, построенного по проекту Жака Жермена Суффло (1713-80 гг.), является прямой копией своего предшественника в Риме.
Театры
Театры самого Рима, как правило, были временными сооружениями, но часто украшались почти невероятно богатыми образцами скульптуры и архитектурных аксессуаров, если верить свидетельствам очевидцев.
Некоторые сохранившиеся провинциальные примеры свидетельствуют о том, что архитектура действительно задумывалась как часть зрелища. В одном из латинских описаний упоминается сценическая стена с 360 колоннами, 3000 статуй и другими «особыми» украшениями.
Амфитеатры
Амфитеатры – это общественные арены (их известно 220), на которых проводились зрелища, такие как состязания гладиаторов, публичные представления, общественные собрания и бои быков.
От Колизея в Риме, например, осталось достаточно, чтобы показать его форму и поразить глаз, хотя внутренняя обшивка из цветного мрамора полностью исчезла. Сооружение, построенное императорами Веспасианом, Титом и Домицианом (ок. 70-82 гг.), выполнено из бетона с облицовкой из травертинского мрамора. Комплекс площадью 6 акров представляет собой удивительное конструктивное решение: чаша длиной более 600 футов на 50-60 тыс. мест, опирающаяся на сотовую структуру аркад и сводов, с проходами для зрителей, помещениями для гладиаторов и клетками для диких зверей. В этом смысле архитектура функциональна и честна. Но мраморная облицовка в определённой степени ослабляет эффект массы, отрицает инженерное решение, плохо контрастирует с неизбежно тяжёлыми материалами. Колонны не несут никакой нагрузки.
Кстати, император Август (31-14 гг. до н.э.), представитель золотого века Рима, который, как говорят, хвастался, что превратил Рим из города кирпича в город мрамора, говорил о фанере. Греческие монументальные здания были выполнены из цельного мрамора, а египетские пирамиды представляют собой горы сложенного камня, но у римлян, похоже, не было ни времени, ни тщательности, чтобы заниматься сложными материалами, даже если они были под рукой. (См. также: Позднеегипетская архитектура.)
Амфитеатры следует отличать от римских цирков (ипподромов) – по сути, ипподромов с ярусами сидений и центральной трибуной, – вытянутые трассы которых предназначались для конных или колесничных скачек, а также от небольших стадионов, строившихся для атлетики и других подобных игр. Самым крупным римским ипподромом был U-образный Цирк Максимус (построен, перестроен и расширен около 500 г. до н.э. – 320 г. н.э.) в Риме, вмещавший на своей высоте 250 тыс. зрителей. Он стал прототипом для цирков всей Римской империи.
Общественные бани
Вероятно, самыми популярными римскими сооружениями среди всех слоёв населения были термы – общественные бани (balneae или thermae, сродни турецким паровым баням), которые к концу республики стали признанной чертой римской жизни. Термин Balneae обычно относился к небольшим баням, а Thermae – к более крупным и богатым заведениям. Именно в позднеимператорских термах, таких как термы Каракаллы, лучше всего проявился дух роскошного величия римской архитектуры. Лучшие из них были местом регулярных светских встреч высших слоёв общества и отличались невероятной инженерной изобретательностью и самым вульгарным архитектурным декором.
Нужно было не только накрыть крышей невероятное количество бассейнов, гимназий, комнат для помазания, залов для отдыха, но и включить в интерьер лекционные и студийные залы, а также пристроить к ним стадион. Считается, что в императорском Риме существовала тысяча банных зданий – от простейших до огромных сооружений, известных по именам построивших их императоров: Нерона, Траяна, Диоклетиана и т.д.
От терм Каракаллы сохранилось достаточно остатков, чтобы поразить современного наблюдателя смелостью римских инженеров в перекрытии необходимых пространств и укреплении опорных арок. Сохранились следы мраморной скульптуры, а также мостовых и мозаики, и современные описания помогают составить представление о великолепных украшениях и убранстве.
Первые термы были основаны в Риме около 21 г. до н.э. Марком Агриппой, заместителем императора Августа. Другие были построены императорами Нероном, Титом, Траяном, Каракаллой, Диоклетианом и Константином. Лучше всего сохранились термы Каракаллы, Диоклетиана и Стабианские бани в Помпеях. Проектирование и строительство общественных бань подробно рассмотрено римским архитектором Витрувием в его трактате об архитектуре (De Architectura).
Триумфальные арки
Памятные арки, или триумфальные арки, – это разновидность торжественной архитектуры, придуманная римлянами в их страсти к демонстрации власти в честь какого-либо важного события или военной кампании. Они заслуживают едва ли большего внимания, чем другие орнаментальные и рекламные памятники, хотя в композициях наблюдается значительная симметрия и академическая грамотность. Как правило, они возводились вдали от основных магистралей и украшались рельефной скульптурой, иллюстрирующей события, в честь которых они возводились.
Наиболее известными примерами являются арка Тита в честь взятия Иерусалима и арка Константина (ок. 315 г.) в честь победы Константина над Максенцием у Мильвийского моста. Среди знаменитых триумфальных арок, возведённых в итальянских провинциях, – арки Тиберия в Оранже, Августа в Сузах, Траяна в Беневенто и Анконе, Каракаллы в Тебессе. Все они служили образцами для пятидесяти поколений триумфаторов-милитаристов, возвращавшихся домой после завоеваний, включая Наполеона Бонапарта, по заказу которого была построена знаменитая Триумфальная арка (1806-36 гг.) в Париже, шедевр архитектуры XIX века. (См. также Бранденбургские ворота в Берлине, построенные по проекту Карла Готхарда Лангханса: 1789-94 гг.)
Триумфальные арки прекрасно выражали зрелищно-церемониальную сторону римского характера. Ответвлением от них стал одноколонный мемориал, примером которого является колонна Траяна (ок. 1123 г. н.э.). Стилистической антитезой триумфальной арки, вероятно, является Августовский мир, Рим (ок. 13-9 гг. до н.э.) – святилище, воздвигнутое римским сенатом в честь триумфального возвращения императора Августа с полей сражений в Галлии и Испании.
Мосты, акведуки
Но в мостах и акведуках вновь полностью утверждается дух, достойный восхищения и великолепия. Эти сооружения функциональны, аутентичны, математичны. Водные пути прокладываются через всю страну, преодолевая и холмы, и долины. Ущелья перекинуты через эти честные пролёты, повторяющиеся, неизменные, вечные. Это высший архитектурный памятник Римской империи.
В толстой, тяжёлой, мощно дышащей римской стене, в упорядоченных арках и сводах – художественный Рим и его инженеры-архитекторы в их самом честном и типичном достижении. Когда же она обратилась к орнаменту, наняла других архитекторов, чтобы те разделили функциональные греческие колонны и бесполезно вставили их рядом с арками, в ряд на стенах, инженер был затмлен, перед истинной драмой римского строительного искусства опустился занавес неправдоподобия.
Пон-дю-Гар освободился от этих украшений, он смело, непримиримо, обнажённо движется к своей цели – провести акведук через холмы и долины. Среди других великих сооружений – Сеговийский акведук (100 г. н.э.) и одиннадцать акведуков в самом Риме, такие как Аква Клаудия и Анио Новус, начатые императором Калигулой в 38 г. н.э. и завершённые императором Клавдием в 52 г. н.э..
Римские дороги
Римские инженеры славились прежде всего высоким качеством дорог. В общей сложности они проложили более 250 тыс. миль дорог, в том числе более 50 тыс. миль с твёрдым покрытием. В период расцвета Римской империи от её столицы Рима отходило 29 основных военных магистралей.
К наиболее известным римским дорогам относятся: (в Италии) Виа Аппиа (Аппиев путь), ведущая из Рима в Апулию; Виа Аурелия, ведущая из Рима во Францию; (во Франции) Виа Агриппа, Виа Аквитания и Виа Домиция; (в Испании и Португалии) Виа Августа, ведущая из Кадиса в Пиренеи; (в Великобритании) Горностаевая улица, Уотлинг-стрит и Фосс Вэй.
Маяки
Наряду со строительством дорог для облегчения перевозок и путешествий по суше римские архитекторы возводили многочисленные маяки в Средиземноморье и на западных берегах Атлантики для содействия морскому судоходству.
Одним из дошедших до нас примеров является знаменитая башня Геркулеса (ок. 110 г. н.э.), расположенная на полуострове в полутора милях от центра города Коруна на северо-западе Испании. Известный до недавнего времени как «Farum Brigantium», маяк постоянно используется со II в. н.э., что делает его старейшим маяком в мире.
Градостроительство, дома, жилая архитектура
Город Древний Рим – в период своего расцвета огромный мегаполис с населением почти в миллион человек – состоял из лабиринта узких улиц. После пожара 64 г. н.э. император Нерон объявил программу рациональной перестройки, но успеха она не имела: архитектура города оставалась хаотичной и непланируемой. Однако за пределами Рима архитекторы и градостроители смогли добиться гораздо большего.
Города строились по сетчатым планам, изначально разработанным для военных поселений. Характерными особенностями были две широкие осевые улицы: с севера на юг, называемая cardo, и дополнительная улица с востока на запад, называемая decumanus, центр города находился на их пересечении. В большинстве римских городов имелись форум, храмы и театры, а также общественные бани (термы), но обычные дома часто были простыми глинобитными.
Если говорить очень просто, то существовало два основных типа римских домов: domus и insula. Дом (domus), примером которого могут служить дома, обнаруженные в Помпеях и Геркулануме, обычно состоял из нескольких комнат, расположенных вокруг центрального зала или атриума. Лишь немногие окна выходили на улицу, свет поступал из атриума. В самом Риме, однако, сохранилось очень мало остатков домов такого типа. В качестве примера можно привести Дом весталок на Форуме и Дом Ливия на Палатинском холме.
Как правило, только состоятельные граждане могли позволить себе дома с внутренними дворами, крытыми атриями, полами с подогревом или садами. Но и в этом случае ограниченность пространства во многих провинциальных городах приводила к тому, что даже дома с хорошим достатком были относительно компактными. Богатые города были исключением.
Иудейский порт Кесария (25-13 гг. до н.э.), построенный Иродом Великим в угоду своему начальнику кесарю Августу и ставший резиденцией регионального римского префекта Понтия Пилата, имел просторную сеть решётчатых улиц, ипподром, общественные бани, дворцы и акведук. В богатом италийском порту Остия были построены кирпичные жилые дома (называемые insulae, по имени insula, что по-итальянски означает «здание») высотой в пять этажей.
Наследие
Римская архитектура оказала колоссальное влияние на строительство зданий на Западе. Если греческие архитекторы заложили основные шаблоны проектирования, то римские архитекторы создали основные инженерные прототипы. Благодаря мастерскому владению аркой, сводом и куполом они задали стандарт для большинства видов монументальной архитектуры. Их примеру последовали в византийском искусстве (Святая София), в средневековой русской архитектуре (луковичные купола собора Василия Блаженного в Москве), в архитектуре Возрождения (Флорентийский собор) такие мастера, как Филиппо Брунеллески (1377-1446) – подробнее о римском влиянии на флорентийский дуомо см: Флорентийский собор, Брунеллески и Ренессанс (1420-36) – Андреа Палладио (1508-1580) и другие, а также архитектура барокко (собор Святого Павла), вдохновившая неоклассическую архитектуру во всем мире. Пантеон в Париже (1790 г.) и здание Капитолия США (1792-1827 гг.) в Вашингтоне – вот лишь два всемирно известных сооружения, созданных на основе римской архитектуры. Кроме того, римские мосты, акведуки и дороги стали образцами для последующих архитекторов и инженеров во всем мире.
Древний Рим
Подробнее об искусстве Древнего Рима см:
Раннее римское искусство (ок. 510 г. до н.э. – 27 г. до н.э.)
Эллинистическое римское искусство (ок. 27 г. до н.э. – 200 г. н.э.)
Римское искусство периода Поздней империи (ок. 200-400 гг. н.э.)
Древний Рим: Кельтские художественные стили
Христианско-римское искусство (313 г. н.э. и далее).
Знаменитые римские здания
Здесь приведён краткий список наиболее важных архитектурных сооружений, созданных римскими зодчими. Многие из них оказали значительное влияние на романскую архитектуру эпохи позднего средневековья. Если не указано иное, местом расположения является Рим.
Клоака Максима (600-200 гг. до н.э.)
Одна из самых ранних в мире городских дренажно-сточных систем.
Цирк Максимус (ок. 500 г. до н.э. – 320 г. н.э.)
Крупнейший римский ипподром, вмещавший 250 тыс. зрителей.
Храм Юпитера (500 г. до н.э.)
Самый большой из всех этрусских храмов, построенный в основном из дерева на Капитолийском холме царём Луцием Тарквинием Супербом. Он был уничтожен пожаром в 83 г. до н.э., а затем восстановлен с использованием каменных и мраморных колонн.
Храм Весты (100 г. до н.э.)
Круглый храм в коринфском стиле, расположенный недалеко от Тибра; самое древнее из сохранившихся мраморных зданий в Риме.
Храм Геркулеса, Кори (80 г. до н.э.)
Редкий пример римского дорического стиля.
Римский Форум (I в. до н.э. – III в. н.э.)
Место расположения храмов, дворцов, базилик, триумфальных арок, аркад.
Дом Карри, Ним (19 г. до н.э.)
Наиболее сохранившийся из всех римских храмов, выполненный из известняка с коринфскими колоннами.
Акведук Пон-дю-Гар, Ним (19 г. до н.э.)
Самый высокий из когда-либо построенных римлянами акведуков, выполненный из тёсаных каменных блоков, с тремя ярусами арок. Предназначенный для снабжения пресной водой, он представляет собой великолепный образец Pax Romana.
Театр Марцелла (10 г. до н.э.)
Знаменитый римский театр, отличающийся высоким внешним фасадом – сочетанием ордеров и арок.
Храм Марса Ультора (2 г. н.э.)
Построенный из каррарского мрамора по приказу Августа в отместку за смерть Юлия Цезаря, он занимал центральное место в колоннаде Форума Августа.
Сокровищница в Петре, Иордания (25 г.)
Высечена из розово-красной скалы каменщиками, работавшими на царя Аретаса IV, чьё набатейское царство было присоединено императором Траяном.
Колизей в Риме (72-80 гг. н.э.)
Амфитеатр на 50 000 мест для проведения гладиаторских состязаний и т. п.
Арка Тита (81 г. н.э.)
Самая древняя из сохранившихся триумфальных арок. Одна из 36, построенных только в Риме.
Акведук, Сеговия (100 г. н.э.)
Одно из наиболее значительных и хорошо сохранившихся римских архитектурных сооружений на Пиренейском полуострове. Перевозит воду из реки Фуэнте-Фриа в Сеговию.
Термы Траяна (104-109 гг.)
Огромный термальный комплекс, спроектированный Аполлодором Дамасским.
Мост Траяна, Алькантара (105 г. н.э.)
Каменный мост через реку Тежу с шестью широкими арками. Триумф римской инженерной мысли.
Библиотека Цельса, Эфес (120 г. н.э.)
Монументальный фасад библиотеки состоит из двух ярусов колонных пролётов, увенчанных чередующимися криволинейными и треугольными фронтонами.
Вилла Адриана, Тиволи (123-134 гг.)
Комплекс из 30 зданий, расположенных в парках и садах у Аппиевой дороги.
Стена Адриана, Северная Англия (121-136 гг. н.э.)
Сооружение из камня и дёрна высотой около 20 футов, возведённое для защиты от варваров.
Пантеон в Риме (128 г. н.э.)
Первоначально он был храмом, а его кессонный потолок до сих пор остаётся самым большим в мире куполом из неармированного бетона.
Термы Адриана, Лептис Магна (127 г.)
Построены вблизи Триполи в Ливии из зелёного, розового, чёрного и белого мрамора.
Арка Септимия Севера (203 г.)
Триумфальная арка из белого мрамора, возведённая у подножия Капитолийского холма в честь победоносных парфянских походов императора Септимия Севера и его двух сыновей, Каракаллы и Геты, в 194/195 и 197-199 гг.
Храм Минервы Медики (260 г.)
Отличается экспериментальной проработкой сводов, призванной облегчить опоры как конструктивно, так и эстетически.
Дворец Диоклетиана, Сплит (300 г.)
Расположен в огромном обнесённом стеной комплексе, размером с город. Имел огромную галерею длиной 520 футов с более чем пятьюдесятью окнами, выходящими на море.
Термы Диоклетиана (306 г. н.э.)
Самые грандиозные из всех римских бань; вмещали более 3 тыс. купальщиков. Они использовались до тех пор, пока акведуки, по которым поступала вода, не были разрушены готами в 537 году.
Арка Константина (312 г. н.э.)
Последняя из великих триумфальных арок. Находится в тени Колизея. Через год после её возведения Константин принял христианство.
Базилика Максенция и Константина (312 г.) (Basilica Nova)
Самое большое здание на Римском форуме, богато украшенное огромными коринфскими колоннами, богатым мрамором, мозаиками. Влияние оказал дизайн Святой Софии в Константинополе.
Мавзолей Санта-Костанца (360 г.)
Построен как усыпальница для дочерей Константина, Елены и Констанцы. Его купол поддерживают 12 пар мраморных коринфских колонн. Послужил источником вдохновения для многочисленных византийских и христианских церквей.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?