Сент-Шапель, Париж:
готическая архитектура читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Сент-Шапель, высшее выражение французской готической архитектуры, была королевской капеллой в комплексе дворца Сите в Париже. Она стоит в одном ряду с собором Нотр-Дам (1163-1345) и Шартрским собором (ок.1194-1250) как одно из величайших мест готического искусства во Франции, хотя превосходит оба по качеству своего искусства витражей и по тому, как её каменные стены были преобразованы в мерцающие стены света. Построенная королём Людовиком IX между 1241 и 1248 годами для размещения святых реликвий Страстей Христовых (он позже был причислен к лику святых Католической церковью), Сент-Шапель была ясным заявлением о благочестивой преданности и светском престиже французской монархии, выраженном в новой форме лучистой готической архитектуры (ок.1200-1350). Богато украшенная разнообразием христианского искусства, включая скульптуру, богатство декоративного искусства и витражи, эта дворцовая капелла-реликварий — чей мрачный склепообразный нижний ярус служил приходской церковью для обитателей дворца — стала образцом для всех священных капелл, построенных Людовиком и его потомками. (Двухэтажная капелла имеет явное сходство с дворцовой капеллой Карла Великого в Ахене — то, чем Людовик стремился бы воспользоваться, представляя себя достойным преемником первого императора Священной Римской империи. См. Каролингское искусство для получения дополнительной информации.) Прозрачная красота витражей Сент-Шапель изумляла её посетителей XIII века, которые воображали себя «введёнными в одну из прекраснейших комнат Небес». Позже повреждённая во время Французской революции, капелла стала объектом образцовой реставрации между 1840 и 1868 годами с участием величайших архитекторов и мастеров-ремесленников Франции. Следуя совету специалиста по реставрации Эжена Виолле-ле-Дюка (1814-1879), архитекторы, руководствуясь археологическими исследованиями, восстановили здание в его облике XIII века, устранив более поздние добавления к его конструкции. Капелла сохраняет одну из самых обширных коллекций витражей XIII века на месте в мире.
Терминология Для справки см.: Глоссарий архитектуры.
Пламенеющий дизайн Для деталей архитектурного стиля, который сменил лучистый, см.: Пламенеющая готическая архитектура.
История: Париж и Королевство Франция (1230)
Королю Людовику IX было всего двенадцать лет, когда он сменил своего отца Людовика VIII на троне в 1226 году. Регентство осуществлялось его матерью Бланкой Кастильской до его совершеннолетия и женитьбы на Маргарите Прованской в 1234 году.
Париж, который, по оценкам, имел население в двести тысяч жителей, был политической столицей королевства и местонахождением канцелярии, парламента и счётной палаты; король также имел там свой дворец, в котором казначейство Шартра хранило архивы и основные королевские грамоты. Париж был также интеллектуальной столицей с университетом, известным во всём мире, а также художественным центром, где практиковались придворные искусства — ювелирное дело и обработка серебра, искусство гобеленов, миниатюрная резьба по слоновой кости и иллюминированные рукописи — и со столь престижными строительными площадками, как собор Нотр-Дам (1163-1345), который всё ещё находился в процессе строительства. Для получения дополнительной информации см.: Средневековое христианское искусство (ок.600-1200).
В сердце города, на вероятном месте старой резиденции римских префектов, Филипп Август построил дворец (дворец Сите), который его внук Людовик IX изменил и расширил. Именно здесь он проживал, когда не находился в Венсенне. Весьма вероятно, что помимо Сент-Шапель и прилегающего казначейства Шартра, будущий святой Людовик был ответственен за строительство аркады, которая позже стала известна как галерея Мерсье (соединяющая капеллу с королевскими апартаментами), три дома для каноников капеллы, а также возведение башни Бонбек и прилегающего зала, известного как зал Сен-Луи, который сегодня больше не существует.
Сент-Шапель и часть башни Бонбек — всё, что осталось от дворца святого Людовика, который служил резиденцией королей Франции до 1417 года; однако он оставался местонахождением судебной и финансовой администрации королевства.
Изменённый в конце XIII века Филиппом Красивым, дворец также претерпел несколько модификаций в стиле архитектуры Ренессанса в течение XV века, прежде чем был сильно повреждён пожаром 1776 года, который уничтожил галерею Мерсье и привёл к сносу казначейства Шартра. Реставрации, предпринятые в XIX веке, и новые здания, возведённые в основном при Второй империи, придали основным зданиям их сегодняшний вид.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?