Тадж-Махал:
архитектура Великих Моголов читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Наряду с кхмерским храмом Ангкор-Ват в Камбодже и храмом Кандарья Махадева в Мадхья-Прадеше, Тадж-Махал в Агре, Уттар-Прадеш, относится к числу самых красивых примеров религиозного искусства во всей Азии. Прекрасный пример могольской (могульской) исламской архитектуры, он сопоставим с любым из великих проявлений готической архитектуры или архитектуры Ренессанса, которые можно увидеть в Европе. Расположенный на южной стороне реки Ямуна, недалеко от Агры, он был построен в XVII веке могольским императором Шах-Джаханом (1592-1666) как мавзолей и мемориал для его любимой жены Мумтаз-Махал, которая умерла при родах, сопровождая шаха в военном походе. Спроектированный комитетом величайших архитекторов того времени, возглавляемым персидским дизайнером Устадом Ахмадом Лахаури (1580-1649) и включавшим Абд уль-Карима Ма’мура-хана и Макрамат-хана, Тадж-Махал (первоначально известный как «рауза-и мунаввара», или прославленная гробница) строился 22 года и признан жемчужиной исламского искусства в Индии. Он был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году и принимает более 3 миллионов посетителей в год. В недавнем опросе со 100 миллионами голосов он был признан одним из «Новых семи чудес света».
Примечание: Другим местом мирового значения, расположенным в Индии, является пещера Аудиториум — дом знаменитых петроглифов Бхимбетки, которые, по мнению учёных, являются древнейшим искусством, когда-либо найденным.
История
В 1631 году охваченный горем император Шах-Джахан — величайший из могольских строителей, ответственный за город Шахджаханабад (Старый Дели) и другие сооружения — приказал построить гробницу в память о своей третьей жене, Мумтаз-Махал, персидской принцессе, которая умерла, рожая их 14-го ребёнка, Гаухара Бегум.
Строительство началось в 1632 году, и весь объект потребовал примерно 22 года для завершения, при ориентировочной стоимости около 32 миллионов рупий (стоимость XVII века). Сам мавзолей был завершён в 1648 году; другие здания и сад были закончены примерно пять лет спустя. Примерно 20 000 ремесленников и мастеров работали над проектом, включая каллиграфов из Сирии и Персии, резчиков по камню из Бухары, каменотёсов из Белуджистана, мозаичистов из южной Индии, и это лишь некоторые из специалистов-ремесленников, нанятых для работы. По завершении, говорят, Шах-Джахан приказал ампутировать правую руку главного каменщика, чтобы предотвратить копирование изысканной отделки Тадж-Махала.
Для получения дополнительной информации о типах навыков, использованных для завершения Тадж-Махала, см. также: Мраморная скульптура и Китайская резьба по нефриту.
Кроме того, более 1000 слонов использовались для транспортировки материалов со всей Азии: яшма была привезена из Пенджаба; белый мрамор из Макраны, Раджастхан; бирюза пришла из Тибета; лазурит из Афганистана; нефрит и хрусталь из Китая; в то время как сапфир был доставлен из Шри-Ланки, а сердолик из Аравии.
Через пять лет после завершения проекта Шах-Джахан был вынужден отречься от престола своим сыном Абул Музаффаром Аурангзебом (1618-1707), который должным образом стал 6-м могольским императором. После смерти Шах-Джахана в 1666 году Аурангзеб приказал похоронить его в мавзолее рядом с его женой.
В течение XVIII века, после вторжения правителей-джатов Бхаратпура в Агру, Тадж-Махал был осквернён, и некоторые предметы были украдены. К 1850 году несколько областей объекта пришли в упадок. В конце века британский вице-король лорд Керзон заказал крупную реставрацию объекта, которая заняла около 8 лет. Именно во время этой реставрации сад был перепланирован в британском стиле.
Архитектура
Тадж-Махал известен своей могольской архитектурой, хотя его стиль сочетает элементы персидской, османско-турецкой и индийской архитектуры и был вдохновлён определёнными тимуридскими и могольскими зданиями, такими как Гур-э-Амир (гробница Тимура, Самарканд), гробница Итимад-уд-Даулы («Бэби-Тадж», Агра) и Джама-Масджид в Дели. (См. также: Древнеперсидское искусство.) Одно из основных отличий заключается в том, что в то время как предыдущие могольские здания были в основном построены из красного песчаника, Шах-Джахан предпочитал использовать белый мрамор, инкрустированный полудрагоценными камнями.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?