Витрувий:
биография римского архитектора, автора «De Architectura» читать ~5 мин.
Марк Витрувий Поллио, более известный как Витрувий, был римским архитектором и инженером I века до нашей эры. Благодаря классической основе искусства Возрождения в целом и архитектуры Возрождения в частности, Витрувий стал одним из самых известных архитекторов – не за то, что он что-то спроектировал, а за его эрудированный многотомный трактат De Architectura («Об архитектуре»), написанный около 27 года до н.э. и переизданный в эпоху Раннего Возрождения в 1486 году.
Кроме того, что мы можем почерпнуть из этой работы, нам мало что известно о его жизни и карьере, а также об архитектуре, за которую он, возможно, несёт ответственность. Тем не менее, поскольку его уникальный трактат охватывает все аспекты классического строительства дизайна, он стал своего рода библией для многих студентов классической древности, а сам он считается одним из главных современных авторитетов по греческой и (в меньшей степени) римской архитектуре, в отношении которой (по иронии судьбы) он был настроен более пессимистично. Для сравнения с ведущим архитектором Древнего Египта см: Имхотеп (активен ок. 2650 г. до н.э.).
Биография
О жизни Витрувия известно мало подробностей. О нём упоминают в печати естествоиспытатель Плиний Старший (23-79 гг. н.э.) и солдат и инженер акведуков Секст Юлий Фронтин (35-103 гг. н.э.), хотя ни его имя Марк, ни его прозвище Поллио не подтверждены. Его книги, судя по всему, посвящены Августу, первому римскому императору, что – поскольку он написал их в преклонном возрасте – предположительно означает, что он был наиболее активен в середине I века до н.э.
Почти наверняка родившись римским гражданином, он упоминает в своих книгах, что служил артиллеристом – скорее всего, в качестве офицера, возглавлявшего ряд артиллерийских инженеров, специализировавшихся на осадных машинах и земляных сооружениях, в Галлии, Испании и Северной Африке. Как в классическую, так и в средневековую эпоху военная инженерия, архитектура и строительство зданий были тесно связаны.
После военной службы Витрувий, по-видимому, стал профессиональным архитектором, который занимался различными видами геодезии, инженерии и градостроительства, а также архитектурным проектированием. Известно, что за это время он спроектировал только одно здание (ныне разрушенное) – базилику в городе Фано, Италия.
Примерно в 27 году до н.э. он начал писать свой величественный труд De Architectura, а в последние годы жизни Август назначил ему щедрую пенсию, хотя было ли это сделано за его трактат или за оказанные военные услуги, неясно. Несмотря на то, что математик эпохи Возрождения Джероламо Кардано (1501-1576) включил его в список 12 самых выдающихся учёных, тот факт, что нет никаких сведений о том, когда и где умер Витрувий, позволяет предположить, что он был не такой знаменитостью при жизни, как предполагает его последующая слава.
De Architectura («Об архитектуре»)
Этот многотомный трактат, заново открытый в 1414 году флорентийским учёным Поджио Браччолини (1380-1459) (хотя и не опубликованный до 1486 года), содержит основу большей части того, что мы знаем о римской технологии, и является единственным крупным сохранившимся трудом по архитектуре классической античности. Наряду с такими современными книгами, как «De Re Aedificatoria» (1485) Леона Баттисты Альберти (1404-1472), он, как считается, оказал влияние на огромное количество архитекторов эпохи Возрождения, включая Филиппо Брунеллески (1377-1446), Донато Браманте (1444-1514), Себастьяно Серлио (1475-1554) – архитектурный советник школы Фонтенбло во Франции – Микеланджело (1475-1564), Якопо Сансовино (1486-1570), Джулио Романо (1499-1546), Виньола (1507-1573) и Андреа Палладио (1508-1580), чья архитектура венецианского Возрождения повлияла на английского архитектора Иниго Джонса (1573-1652).
Кроме того, во время классицистической фазы архитектуры XVII века барокко и позже, в эпоху XVIII века неоклассической архитектуры – вдохновлённой раскопками в Помпеях и классицизмом Винкельмана (1717-1768) – трактат Витрувия был ведущим авторитетом по античному классическому дизайну.
De Architectura состоит из десяти книг, посвящённых широкому кругу архитектурных вопросов, включая структурное проектирование и градостроительство; использование греческих архитектурных ордеров (дорического, ионического, коринфского), в частности, при строительстве храмов; строительные материалы; общественные бани и театры; домашние дома; полы и лепные украшения; часы и астрономия; гидравлика. Она охватывает большинство аспектов архитектурной науки, хотя в основном фокусируется на греческих образцах.
Такое внимание к эллинистическому дизайну объясняется тем, что Витрувий был невысокого мнения о современной римской архитектуре – несколько ироничная позиция, поскольку римским архитекторам вскоре предстояло радикально отойти от греческих идей и построить одни из величайших общественных зданий, мостов, дорог и других монументальных сооружений, которые когда-либо видел мир. См. также: Римское искусство.
De Architectura включает знаменитое утверждение Витрувия о том, что хорошо спроектированное строение должно обладать тремя атрибутами (триадой Витрувия): firmitas, utilitas, venustas – это значит, что оно должно быть прочным, полезным и красивым. Кроме того, он объясняет, что греческая архитектура основана на математических понятиях, таких как круг и квадрат, которые образуют фундаментальные геометрические модели космоса и соответствуют измерениям человеческого тела. (См. также: Греческое искусство) Эта концепция была позже проиллюстрирована Леонардо да Винчи (1452-1519) в его культовом рисунке Витрувианского человека (ок. 1492, Галерея Венецианской академии).
Несмотря на это, Витрувий рассматривается не столько как оригинальный мыслитель, сколько как кодификатор существующей теории и практики. Более того, его невысокое мнение о римской архитектуре вполне объяснимо, учитывая небольшое количество исключительных зданий. Единственными примечательными сооружениями, возведёнными во времена Витрувия (ок. 100-25 гг. до н.э.), были храм Геркулеса в Кори (80 г. до н.э.), многоквартирные дома (Insulae) в Остии (79 г. до н.э.) и начало Форума в Риме. Ни Дом Карри в Ниме (19 г. до н.э.), ни акведук Пон-дю-Гар в Ниме (19 г. до н.э.) не существовали на момент написания De Architectura.
Другие архитекторы, на которых повлияла классическая архитектура
Художники-неоклассики, подражавшие римским архитектурным образцам, были следующими:
Германия
Карл Готхард Лангханс (1732-1808)
Карл Фридрих Шинкель (1781-1841)
Франция
Жак Жермен Суффло (1713-1780)
Клод Николя Леду (1736-1806)
Жан Шальгрен (1739-1811)
Великобритания
Джон Нэш (1752-1835)
сэр Джон Соан (1753-1837)
сэр Роберт Смирке (1780-1867)
Соединённые Штаты Америки
Томас Джефферсон (1743-1826)
Уильям Торнтон (1759-1828)
Бенджамин Латроб (1764-1820)
Чарльз Булфинч (1763-1844)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?