Греческая живопись, эллинистический период читать ~3 мин.
Мозаичное произведение искусства (50 г. н.э., копия оригинала, созданного в 300 г. до н.э.) изображает встречу Александра Македонского и персидского царя Дария в битве при Иссе в 333. Точное изображение современного персидского костюма является убедительным доказательством того, что мозаика является верной копией, выполненной в четырёхцветной системе. Фон представляет собой белую пустоту и единственным объектом в нём является выбитое и безлистное дерево, вставленное, чтобы выделить Дария больше, чем пейзаж. На переднем плане тоже пусто, за исключением небольшого мусора от боевых действий. Интерес художника сосредоточен на его фигурах, смоделированных с ярким светом и оттенком, выражающих чувства и расположенных в многолюдной, но тщательно контролируемой композиции.
Мозаик, сделавший эту копию в первом веке, должно быть, усилил эффект оригинальной картины, поскольку её плавные линии и градации цвета должны были быть представлены квадратным мозаичным изображением, каждое из которых было одинакового тона; но даже в этом случае это – необычайный подвиг виртуозности, и тем более ценный, потому что среди наших остатков древней живописи нет ничего похожего на эту боевую фигуру. Без этой мозаики Александра мало кто из учеников мог бы поверить, что в греческом искусстве конца четвёртого века были подобные картины.
Пейзаж
Живопись в период эллинистического искусства (ок. 323-30 гг. до н.э.) поначалу, кажется, преувеличивала пафос, выставленный в мозаике Александра и развивала более богатый изобразительный стиль, основным фризом которого был Великий алтарь в Пергаме. (170 г. до н.э.), аналог греческой скульптуры. (См. Также: Греческая архитектура: 900-27 гг. до н.э.) Но во втором веке началась академическая реакция, а вместе с ней и интенсивная адаптация и копирование.
Из новых видов живописи пейзаж был, пожалуй, самым важным, хотя, опять же, у нас есть только один хороший пример – неполный набор иллюстраций Одиссеи (ок. 150 г. до н.э.), найденный в доме на холме Эсквилин в Риме. Пейзажи Одиссеи были написаны в первом веке, но могут быть копиями картинок, появившихся на сто лет раньше. Здесь на фигурах преобладает обстановка, которая подчёркивается сильным светом и тенью, кисть грамотно отрывочна, а на расстоянии цвета исчезают с умением, которое показывает устоявшуюся практику. Смотрите также: Мифологическая живопись (460-1960).
Примечание: Подробнее о цветных пигментах, используемых греческими художниками-эллинистами в росписи фресками, темперой, энкаустикой и акварелью, см.: Классическая цветовая палитра.
Любопытно, что в этом изощрённом иллюзионизме лелеются некоторые старомодные условности. Многие из фигур написаны более аккуратно, чтобы мы сразу знали, с кем встречается Одиссей. Тем не менее, мозаика Александра и «Персей, освобождающий Андромеду» обходились без этой маркировки. Витрувий говорит, что пейзажи Одиссеи были излюбленным предметом поздне-эллинистской живописи, а набор Эсквилин слишком гладкий, чтобы быть пионером в работе.
И «Astragalizusae», и мозаика Александра являются копиями хорошего качества, но, предположительно, их оригиналы были лучше. Насколько лучше мы никогда не узнаем, так как шансы найти оригинальный греческий шедевр этой эпохи не выше, чем что-то из эпохи архаики или классики. Однако ясно, что общий уровень компетентности был высоким даже в провинциальных студиях. Здесь портреты мамы Фаюм – лучшее руководство, чем внутреннее убранство Помпеи. Несмотря на римский период, они всё ещё продолжают эллинистические традиции портретной живописи и кисти.
Примечание: Для получения информации о керамике из древней Греции, включая технику Геометрия, Чёрная фигура, Красная фигура и Белое основание, см.: Греческая керамика: история и стили.
Дополнительные статьи об искусстве классической античности см.:
Греческая архаическая живопись (600-480 до н.э.)
Греческая классическая живопись (ок. 480-323 гг. до н.э.)
Наследие греческой живописи
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?