Семь чудес древнего мира читать ~8 мин.
В истории искусства термин «Семь чудес света» обычно относится к «Семи чудесам древнего мира» – списку исключительных произведений архитектуры и скульптуры, созданных в эпоху классической античности, – составленному греческим поэтом Антипатром Сидонским (ок. 170-120 до н.э.). Другие подобные списки были приписаны историку Геродоту (484-425 гг. до н.э.), архитектору Каллимаху Киренскому (ок. 305–240 гг. до н.э.) и инженеру Филону из Византии (280-220 гг. до н.э.), но выбор Антипатра является наиболее известным. Антипатр был уроженцем Древней Греции и не удивительно, что его список сильно смещен в сторону достижений греческой архитектуры и греческой скульптуры, хотя были достойные сооружения древнеегипетской архитектуры, такие как Храм Амона (1530-323 гг. до н.э.), часть комплекса Карнак, недалеко от Луксора. Этот колоссальный храм мог вместить 10 типичных европейских соборов. На самом деле, только пирамида в Гизе и висячие сады Семирамиды в Вавилоне из списка Антипатра не были созданы греками.
Из первоначальных семи вариантов, только один – Великая пирамида в Гизе, по иронии судьбы самое древнее из древних чудес, – все еще стоит, хотя ее ослепительно-белая облицовка была демонтирована для другого строительства около 1300 года н.э. Местоположение и судьба Висячих садов в Вавилоне неизвестны, возможно, они никогда не существовали; Александрийский маяк, Родосский колосс и Мавзолей в Галикарнасе рухнули из-за землетрясения; в то время как Храм Артемиды и Статуя Зевса были преднамеренно сожжены. Колосс Родосский был предпоследним из построенных (ок. 280 г. до н.э.), но первым разрушенным (в 226 г. до н.э.), поэтому все семь памятников одновременно сосуществовали не более 60 лет. Поздние стили, вдохновленные классической скульптурой и архитектурой древней Греции, см.: Классицизм в искусстве.
Великая пирамида Гизы (ок. 2565 г. до н.э.)
Некрополь Гизы, Египет
Великая пирамида в Гизе (также называемая пирамидой Хеопса или пирамидой Хуфу) является самой старой (и самой большой) из трех пирамид в районе Гизы. Египтологи считают, что возведение пирамиды заняло примерно 20 лет и с высотой 146,5 метров она оставалась самой высокой искусственной структурой в мире на протяжении более 3800 лет. Пирамида имеет три известные камеры и является единственным примером архитектуры египетской пирамиды, которая содержит как восходящие, так и нисходящие проходы.
Читайте также:
Раннеегипетская архитектура (3100-2181)
Египетская архитектура Среднего царства (2055-1650)
Архитектура Нового Египетского царства (1550-1069)
Позднеегипетская архитектура (1069 г. до н.э. – 200 г. н.э.)
Висячие сады Семирамиды (около 600 г. до н.э.)
Вавилон или, возможно, Ниневия
Висячие сады в Вавилоне – единственное из семи чудес, местонахождение которого не было подтверждено археологически. Создание Садов – серии ландшафтных террас – приписывается нео-вавилонскому правителю Навуходоносору II (правил в 605-562 гг. до н.э.), который, как говорят, построил Висячие сады для своей жены, мидийской прицессы Амитис, потому что она скучала по зеленым холмам и долинам ее родины – но ни один вавилонский текст, подтверждающий это, не сохранился. Более того, нет также упоминания о жене Навуходоносора Амитис, хотя, политически, брак с принцессой из Персии не был бы необычным. Это отсутствие информации заставило других ученых, таких как Стефани Далли, предположить, что Сады могли быть созданы ассирийским королем Сеннахиримом (правил в 704–681 гг. до н.э.) в его столице Ниневии на реке Тигр близ современного Мосула. См.: Ассирийское искусство (1500-612 гг. до н.э.) – сравните с хеттским искусством (ок. 1600-1180 гг. до н.э.). Название садов ошибочно закрепилось за ассирийской царицей Семирамидой, жившей двумя веками ранее.
Дальнейшее чтение:
Месопотамское искусство (4500 г. до н.э.)
Шумерское искусство (4500-2270 до н.э.)
Месопотамская скульптура (3000-500 гг. до н.э.)
Хеттское искусство (1600-1180 до н.э.)
Древнее персидское искусство (3500-330 гг. до н.э.)
Храм в Эфесе (550-323 гг. до н.э.)
Сельчук, Измир (Турция)
Храм Артемиды (иногда называемый Храмом Дианы) был полностью перестроен три раза до его возможного разрушения огнем и расхищением в 401 году нашей эры. Остались только разрушенные основания и фрагменты скульптур. Первое святилище восходит к бронзовому веку, в золотую эру эгейского искусства и минойского искусства вокруг Восточного Средиземноморья. В 7 веке до н.э. раннее святилище было разрушено наводнениями и было восстановлено в мраморе около 550 года до н.э. критским архитектором Черсифроном. Именно этот шедевр греческого искусства, длиной примерно 130 метров и опирающийся на колонны высотой 18 метров, стал одним из семи чудес древнего мира. Храм строился 10 лет. Позже он был разрушен поджигателем Геростратом и снова восстановлен.
Дальнейшее чтение:
Греческая скульптура: Дедал (650-600 до н.э.)
Греческая скульптура: Архаика (600-480 г. до н.э.)
Скульптура Древней Греции
Статуя Зевса в Олимпии (466-435 до н.э.)
Святилище Олимпии, Греция
Эта знаменитая скульптура Зевса в Хризелфатине в Олимпии, высотой около 13 метров, была создана греческим художником Фидием (488-431 гг. до н.э.) около 435 г. до н.э. Изготовленная из слоновой кости и золотых панелей на деревянном каркасе, она изображала бога Зевса, сидящего на сложном кедровом троне, украшенном слоновой костью и черным деревом, а также золотыми украшениями и драгоценными камнями. Как точно выглядела статуя – не известно, а детали ее формы и размеров получены только из древнегреческих текстов и изображений на монетах.
Также к изучению:
Греческая скульптура: ранняя классика (c.480-450 до н.э.)
Греческая скульптура: высокая классика (450-400 до н.э.)
Храм Парфенона (447-422 гг. до н.э.)
Мавзолей в Галикарнасе (353-350 до н.э.)
Бодрум, Турция
Мавзолей в Галикарнасе был построен для захоронения губернатора Персидской империи и его жены Артемии II из Карии. Он был спроектирован греческими архитекторами Сатиросом и Пифием Приенским, его высота составляла 45 метров, все четыре стены были украшены рельефной скульптурой Леохара, Бриаксиса, Тимофея и Скопа из Пароса. Гробница была разрушена последовательными землетрясениями во время позднего средневековья, между 1150 и 1402 годами.
Читайте также:
Греческая скульптура: поздняя классика (400-323 до н.э.)
Алтарь Зевса в Пергаме (ок.166-156 до н.э.)
Пергамская школа эллинистической скульптуры (241-133 гг. до н.э.)
Колос Родосский (292-280 до н.э.)
Родос
Колосс Родосский был знаменитым произведением эллинистического искусства – статуей греческого бога солнца Гелиоса. Он был построен на острове Родос Чаресом Линдосом в 280 году до нашей эры, чтобы отпраздновать победу над правителем Кипра Антигоном I. Установлен на мраморном постаменте высотой 15 метров у входа в гавань Мандраки. Сама статуя имела высоту более 30 метров, что делало ее одной из самых высоких статуй Античности. Для украшения было применено сочетание резьбы и металлоконструкций, ноги были вырезаны из камня и покрыты тонкими бронзовыми пластинами, склепанными вместе. Остальная часть статуи была сделана с использованием железной конструкции, покрытой медными пластинами. Строительство заняло 12 лет. Статуя оставалась нетронутой в течение 54 лет до 226 г. до н.э., когда на остров обрушилось сильное землетрясение, из-за которого статуя обрушилась выше колен. Согласно сообщениям, неблагоприятные приметы препятствовали восстановлению статуи, руины которой оставались на месте более 800 лет. Позже, в 653 г. н.э., согласно летописи Феофана Исповедника, статуя была разобрана и распродана.
Кстати: Списки семи чудес света, составленные после 226 г. до н.э., обычно включают Ворота Иштар, восьмые ворота во внутренний город Вавилона, построенные около 575 г. до н.э. царем Навуходоносором II.
Александрийский маяк (ок. 285 г. до н. э.)
Остров Фарос, Александрия, Египет
Эта навигационная башня, также известная как Александрийский Фарос, была построена по заказу Птолемея Лагидеса (367-283 гг. до н.э.), доверенного македонского полководца при Александре Македонском, который впоследствии стал правителем Египта (известный как Птолемей I, 323–283 гг. до н.э.) и основатель династии Птолемеев. Строительство маяка началось в 280 году и было завершено через некоторое время во время правления Птолемея II Филадельфского (283-246 гг. до н.э.). Построенный из известняковых блоков, он имел высоту 120-137 метров (393-450 футов) и был одним из самых высоких искусственных сооружений в древнем мире на протяжении нескольких веков. Он состоял из трех уровней: нижнего квадратного сечения, среднего восьмиугольного сечения и круглого сечения сверху. В течение дня зеркало использовалось для отражения солнечного света, огонь зажигался ночью. Каменные блоки маяка были соединены при помощи расплавленного свинца, чтобы он мог противостоять волнам. Сильно поврежденный землетрясениями (956-1323) он превратился в руины. В 1994 году фрагменты маяка были обнаружены на морском дне восточной гавани Александрии.
По результатам недавнего опроса, в котором приняло участие около 100 миллионов человек, одним из «Новых семи чудес света» был назван Тадж-Махал (c.1632-54).
Дальнейшее чтение:
Греческая скульптура: эллинистическая (323-27 гг. до н.э.)
Греческая живопись: эллинистическая (323-27 гг. до н.э.)
Римское искусство (500 г. до н.э. – 500 г. н.э.)
Римская архитектура (400 г. до н.э. – 400 г. н.э.)
Читайте об эволюции культуры в статье Цивилизация.
Дополнительная информация о культурах и цивилизациях античности, см.: Древнее искусство (250 000 до н.э. – 400 н.э.).
- Древняя керамика
- Граффити от древнего мира до сегодняшних дней
- Древнерусская архитектура
- Музей Гетти сомневается в подлинности своей коллекции древнего янтаря
- Как образовалось единое государство в древнем Египте
- Происхождение древней каббалы
- История гриля: от пещерного человека до современных технологий
- В художественном музее Краснодара открылся зал древнерусской живописи
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?