Уильям Ле Барон Дженни:
архитектор небоскрёбов читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Самый ранний из нескольких американских архитекторов, которые были пионерами высотной архитектуры небоскрёбов, Уильям Ле Барон Дженни был также инженером, новатором в строительных технологиях и планировщиком парков и городов. Кроме того, что он предвосхитил текучие интерьеры Фрэнка Ллойда Райта (1867-1959), а также идиому Баухауса, он был основателем Чикагской школы архитектуры небоскрёбов и наиболее известен проектированием 10-этажного здания Home Insurance Building в Чикаго (1884-85), первого здания в Америке, использовавшего металлический каркас, а не камень и кирпич для поддержки верхних уровней. Он использовал тот же метод в здании Людингтон, Чикаго (1891), чтобы помочь выдержать огромный вес печатных машин издательской компании. Его революционный дизайн освободил архитекторов от необходимости беспокоиться о том, как поддерживать вес здания, и позволил им строить ещё более высокие сооружения. Другие знаменитые чикагские высотки, спроектированные Дженни, включают первое здание Лейтер (1879) и второе здание Лейтер (1889-91). Последняя конструкция является отличным примером ещё одного важного улучшения Дженни в архитектуре XIX века — его метода использования железных и терракотовых перекрытий и перегородок для решения проблемы огнестойкости высотных зданий. Кроме технологии и проектирования небоскрёбов, вклад Дженни в городское американское искусство и культуру включал создание серии больших и малых парков в Чикаго по образцу французского городского планировщика барона Османа (1809-1891). Он остаётся одним из величайших архитекторов Первой Чикагской школы.
Образование в области архитектуры и инженерии
Родившийся в семье владельцев китобойных судов в Фэрхейвене, Массачусетс, сын Уильяма Проктора Дженни и Элизы ЛеБарон Гиббс, он получил практическое образование в Академии Филлипса, Андовер, и других школах Новой Англии. После путешествия в южную часть Тихого океана он поступил в Лоуренс научную школу Гарвардского университета для изучения гражданского строительства, но, сочтя обучение недостаточным, перевёлся в Центральную школу искусств и ремёсел в Париже, дочернее учреждение Школы изящных искусств, где он изучал инженерное дело и архитектуру с 1853 по 1856 год. Там он изучил новейшие методы железной конструкции, а также классическую функционалистскую доктрину Жана-Никола-Луи Дюрана (1760-1834) — профессора архитектуры в Политехнической школе — которая была стандартной архитектурной программой французских инженерных школ. Одним из одноклассников Дженни был Гюстав Эйфель (1832-1923), который впоследствии спроектировал Эйфелеву башню (1887-89), один из самых запоминающихся примеров публичного искусства в Европе.
Чикагский архитектор
В 1861 году, после работы в Мексике, Дженни вернулся в США и присоединился к армии Союза, проектируя укрепления и другие военные объекты. После войны он переехал в Чикаго, где открыл собственное проектное бюро, специализирующееся на коммерческих зданиях и городском планировании. Одним из его первых архитектурных заказов был проект западных парков, вдохновлённый планом барона Османа по обновлению Парижа. Это включало создание системы крупных парков — Гумбольдта, Гарфилда и Дугласа — и малых парков, соединённых широкими, обсаженными деревьями бульварами. В то же время он сотрудничал с ландшафтными архитекторами Фредериком Олмстедом (1822-1903) и Калвертом Во (1824-1895) в планировании Риверсайда, Иллинойс, где он также проектировал дома и несколько важных более крупных зданий.
Его жилая работа характеризовалась домами с свободными и открытыми планами первых этажей и оснащёнными новейшими техническими удобствами, что проиллюстрировано домом полковника Джеймса Х. Боуэна (1868), Гайд-Парк, Иллинойс, швейцарским шале с открытой циркуляцией, которое предваряет стиль школы прерий Фрэнка Ллойда Райта (1867-1959) более чем на 30 лет. В целом стиль проектирования Дженни следовал общей эклектике эпохи, хотя его личным предпочтением был современный стиль готической архитектуры.
Преподавание и учёба
В период 1876-77 годов Дженни еженедельно ездил в Энн-Арбор, где занимал первую профессуру архитектуры в Мичиганском университете. После этого он продолжал изучать труды по теории и практике строительного проектирования шотландского эксперта Джеймса Фергюссона (1808-1886), весьма влиятельного французского архитектора и строителя Виолле-ле-Дюка (1814-1879) и других важных архитектурных писателей своего века, синтезируя их идеи и передавая их своим студентам-чертёжникам. Поскольку последние включали некоторых из самых выдающихся архитекторов XIX века, таких как Дэниел Бернхам (1846-1912), Луис Салливан (1856-1924), Уильям Холаберд и Мартин Роше, можно сказать, что он был основателем Чикагской школы архитектуры.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?