Уильям Ле Барон Дженни:
архитектор небоскрёбов читать ~6 мин.
Один из первых и самых влиятельных американских архитекторов, Уильям Ле Барон Дженни (William Le Baron Jenney) был пионером в строительстве небоскрёбов, а также талантливым инженером, новатором и градостроителем. Он не только предвосхитил идеи текучих пространств Фрэнка Ллойда Райта (1867–1959) и строгий функционализм Баухауса, но и основал Чикагскую школу архитектуры. Наибольшую известность ему принёс проект 10-этажного здания Home Insurance Building в Чикаго (1884–1885) — первого в мире строения, в котором для поддержки верхних уровней использовался металлический каркас, а не традиционные несущие стены из камня и кирпича. Этот же метод Дженни применил в здании Ludington Building (1891), чтобы конструкция могла выдержать огромный вес печатного оборудования издательской компании.
Его революционный подход освободил архитекторов от ограничений, связанных с весом здания, и открыл путь к строительству всё более высоких сооружений. Среди других знаменитых чикагских высоток, спроектированных Дженни, — Первое здание Лейтер (1879) и Второе здание Лейтер (1889–1891). Последнее стало прекрасным примером ещё одного важного вклада Дженни в архитектуру XIX века: он разработал систему огнестойких перекрытий и перегородок из железа и терракоты, решив одну из главных проблем безопасности высотных зданий. Кроме проектирования небоскрёбов, Дженни внёс вклад и в городскую культуру, создав для Чикаго систему парков и бульваров по примеру знаменитой перепланировки Парижа бароном Османом (1809–1891). Он по праву считается одним из величайших архитекторов Первой Чикагской школы.
Образование в области архитектуры и инженерии
Уильям Ле Барон Дженни родился в Фэрхейвене, штат Массачусетс, в семье владельцев китобойных судов. Он получил образование в престижной Академии Филлипса в Андовере и других школах Новой Англии. После путешествия по южной части Тихого океана он поступил в Научную школу Лоуренса при Гарвардском университете, но, сочтя местную программу недостаточной, перевёлся в парижскую «Центральную школу искусств и мануфактур» (École Centrale des Arts et Manufactures) — одно из ведущих инженерных учебных заведений Европы, аффилированное со знаменитой Школой изящных искусств. Здесь с 1853 по 1856 год он изучал инженерное дело, архитектуру и новейшие методы работы с железными конструкциями. В Париже Дженни познакомился с функционалистской доктриной Жана-Николя-Луи Дюрана (1760–1834), профессора Политехнической школы, чьи идеи были основой учебных программ для французских инженеров. Одним из его однокурсников был Гюстав Эйфель (1832–1923), будущий создатель Эйфелевой башни (1887–1889) — одного из самых узнаваемых объектов публичного искусства в мире.
Чикагский архитектор
В 1861 году, поработав некоторое время в Мексике, Дженни вернулся в США и вступил в армию Союза во время Гражданской войны, где служил инженером, проектируя укрепления. После войны он переехал в Чикаго и открыл собственное архитектурное бюро, которое специализировалось на коммерческих зданиях и городском планировании. Одним из его первых крупных заказов стал проект «Западных парков» Чикаго, вдохновлённый планом барона Османа по обновлению Парижа. Проект включал создание системы крупных парков — Гумбольдта, Гарфилда и Дугласа, — соединённых между собой широкими, обсаженными деревьями бульварами. В тот же период Дженни сотрудничал с ландшафтными архитекторами Фредериком Олмстедом (1822–1903) и Калвертом Во (1824–1895) в планировании образцового пригорода Риверсайд в Иллинойсе, для которого он также проектировал жилые дома и несколько общественных зданий.
Его проекты жилых домов отличались свободными и открытыми планировками первых этажей, а также оснащением по последнему слову техники. Ярким примером стал дом полковника Джеймса Х. Боуэна (1868) в Гайд-Парке, Иллинойс. Это здание в стиле швейцарского шале с открытой циркуляцией помещений более чем на 30 лет опередило появление «стиля прерий» Фрэнка Ллойда Райта. В целом же архитектурный стиль Дженни соответствовал эклектике своей эпохи, хотя сам он отдавал предпочтение современной интерпретации готической архитектуры.
Преподавание и наставничество
В 1876–1877 годах Дженни еженедельно ездил в Энн-Арбор, где занимал должность профессора архитектуры в Мичиганском университете. Он постоянно изучал теоретические и практические труды ведущих специалистов своего времени, таких как шотландский эксперт Джеймс Фергюссон (1808–1886) и влиятельный французский архитектор-реставратор Эжен Виолле-ле-Дюк (1814–1879). Синтезируя их идеи, он передавал знания своим ученикам и чертёжникам. В его мастерской начинали свой путь будущие звёзды американской архитектуры: Дэниел Бернхэм (1846–1912), Луис Салливан (1856–1924), Уильям Холаберд и Мартин Рош. Благодаря своему вкладу в их становление Дженни считается основателем и идейным вдохновителем Чикагской школы архитектуры.
После Великого чикагского пожара 1871 года город нуждался в быстрой и масштабной застройке. Это создало уникальные условия для архитектурных экспериментов. Спрос на офисные и коммерческие площади, а также необходимость использования огнестойких материалов подтолкнули Дженни и его коллег к поиску новых инженерных решений. Именно в этот период зародилась идея перенести несущую нагрузку со стен на внутренний каркас, что и привело к рождению небоскрёба.
Архитектура небоскрёбов
Международная слава пришла к Дженни именно благодаря его высотным коммерческим зданиям в Чикаго, где он получил прозвище «отец американского небоскрёба». Изобретение безопасного лифта Элишей Отисом сделало многоэтажные здания функциональными, а Дженни разработал технологию, которая позволила им расти ввысь, многократно увеличивая прибыльность земельных участков. Его первым шагом в этом направлении стало Первое здание Лейтер (1879), которое представляло собой практически стеклянную коробку. В его конструкции железные колонны поддерживали наружные каменные опоры, что позволило значительно увеличить площадь окон.
Прорывом стало 9-этажное здание Home Insurance Building (1884–1885). В нём Дженни объединил самые передовые технологии своего времени, создав прототип современного небоскрёба. Внутренний каркас из железных и стальных балок и колонн полностью принимал на себя вес здания, а внешние стены из кирпича и камня выполняли лишь ограждающую функцию. Эта технология, известная как «навесная стена» (curtain wall), стала стандартом для всех последующих небоскрёбов. Здание было снесено в 1931 году, но его значение в истории архитектуры неоценимо.
Во Втором здании Лейтер (позже — универмаг Sears, Roebuck and Co., 1889–1891) Дженни довёл эту идею до совершенства, сделав фасады максимально открытыми за счёт использования железных опор и стальных балок. Строгая кубическая форма здания предвосхитила эстетику немецкой школы дизайна Баухаус. Фасад, выходящий на Стейт-стрит, разделён на девять пролётов широкими пилястрами, а венчает всю конструкцию простой карниз. В здании Манхэттен (1889–1891) Дженни впервые в мире применил каркасную конструкцию для 16-этажного здания. Однако самым элегантным и гармоничным воплощением его принципов стало монументальное здание Людингтон (1891).
Признание и наследие
В 1872 году Дженни стал ассоциированным членом Американского института архитекторов (AIA), а в 1885 году получил статус действительного члена. С 1898 по 1899 год он занимал пост первого вице-президента организации. В 1893 году Дженни принял активное участие в организации Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго, для которой спроектировал павильон садоводства (Horticultural Building). Это сооружение площадью более пяти акров стало крупнейшей в мире ботанической оранжереей и было признано одним из лучших на выставке. Уильям Ле Барон Дженни скончался в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, в возрасте 74 лет, оставив после себя наследие, которое определило облик современного мегаполиса.
Другие знаменитые американские архитекторы
Греческое возрождение
Томас Джефферсон (1743-1826)
Бенджамин Латроб (1764-1820)
Неоклассицизм
Уильям Торнтон (1759-1828)
Чарльз Булфинч (1763-1844)
Готическое возрождение
Ричард Апджон (1802-1878)
Джеймс Ренвик (1818-1895)
Романский стиль
Генри Хобсон Ричардсон (1838-1886)
Боз-ар
Ричард Моррис Хант (1827-1895)
Касс Гилберт (1859-1934)
Башни-небоскрёбы XX века
Вторая Чикагская школа архитектуры (ок.1940-75)
Скидмор, Оуингс и Меррилл (осн. 1936)
Фазлур Хан (1929-1982)
Интернациональный стиль современной архитектуры (ок.1920-70)
- Счастливый день финского режиссёра Юхо Куосманена
- Исторические турецкие сериалы на русском языке
- «Клуб убийств по четвергам» Ричарда Османа, краткое содержание
- «Гринлайт» Мэтью МакКонахи, краткое содержание
- «Дженни» Данте Габриэля Россетти, краткое содержание
- «Из крови и пепла» Дженнифер Л. Арментроут, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?