Словарь терминов, используемых в изобразительном искусстве читать ~45 мин.
Краткое объяснение терминологии, используемой в теории и практике искусства.
Наскальное искусство аборигенов
Как правило, относится к наскальной живописи и петроглифам Австралии.
Абстрактное искусство
Широко трактуемый термин, который в самом общем смысле описывает любое искусство, в котором форма и цвет важнее узнаваемого образа или существуют независимо от него. Также известно как «конкретное искусство» или «беспредметное искусство».
Академическое искусство
Буквально — искусство, создаваемое в рамках художественной академии. Также уничижительный термин для обозначения условного, шаблонного, вторичного искусства.
Акриловая живопись
Техника живописи с использованием быстросохнущей синтетической водорастворимой краски, которую можно наносить на большинство поверхностей. Акриловая краска, состоящая из пигментов и синтетического связующего, по виду напоминает масляную и может быть использована в различных техниках.
Эгейское искусство
Искусство цивилизаций восточного Средиземноморья, существовавших с 2800 по 1400 год до н.э., включая кикладскую, минойскую (Крит) и микенскую культуры.
Воздушная перспектива
Способ передачи глубины пространства в пейзажной живописи. Объекты на дальнем плане изображаются с использованием более бледных и холодных цветов (часто с голубым оттенком), менее контрастных тонов и с расплывчатыми очертаниями. Напротив, объекты на переднем плане пишутся чёткими, яркими и тёплыми цветами.
Эстетика
Раздел философии, изучающий искусство и формулирующий критерии для понимания его эстетических (в противовес утилитарным) качеств.
Африканское искусство
Обобщающее название для искусства народов Африки, в частности для традиционной скульптуры, а также религиозных и племенных произведений.
Аэрограф
Инструмент для распыления краски, работающий за счёт сжатого воздуха. Изобретён в 1893 году. Широко используется коммерческими художниками для прорисовки тонких линий, закрашивания больших площадей и создания плавных переходов цвета и тона.
Алебастр
В древности — карбонат кальция, который использовался в египетской скульптуре, особенно для небольших портативных изделий. Современный алебастр — это сульфат кальция; он хорошо полируется, но легко царапается. Был популярен в Европе XIV века для изготовления надгробных скульптур.
Alla prima
Техника, широко используемая в живописи с XIX века, при которой художник завершает картину за один сеанс, минуя стадию подмалёвка.
Аллегория
Выражение абстрактного понятия через конкретный образ. Аллегорическая картина может включать фигуры, символизирующие различные душевные состояния, например зависть или любовь, или олицетворяющие другие отвлечённые идеи — зрение, славу или красоту. Такие фигуры называются аллегорическими. Истолкование аллегории зависит от расшифровки значения этих фигур, но даже в этом случае её полный смысл может оставаться не до конца ясным.
Всё пространство
Джексон Поллок был первым художником, который использовал принцип «всего пространства» (all-over space) в своих «капельных» картинах. Этот термин относится к работам, где отсутствует композиционный центр, а все части холста равнозначны.
Алтарь
В христианской церковной архитектуре — живописное или скульптурное произведение, размещаемое над алтарём или за ним. Алтарь может состоять из одной картины (иконы) или представлять собой сложную конструкцию из нескольких частей, часто со створками (складень).
Древнее искусство
Общий термин, охватывающий ранние формы творческого выражения древних цивилизаций Средиземноморья и Ближнего Востока, таких как шумерская, египетская, минойская, микенская, персидская.
Анималист
Художник или скульптор, изображающий животных. Изначально термин обозначал французских скульпторов-бронзовщиков XIX века, специализировавшихся на небольших фигурках животных. Впоследствии его стали применять и к живописцам, таким как сэр Эдвин Ландсир (1802–1873), известный своими изображениями собак.
Звериный стиль
Стиль в искусстве, характерный для кочевых народов Евразии железного века (скифов, сарматов и др.), а также для кельтов и германцев. Возник в VII веке до н.э. на территории от Китая до Восточной Европы. Отличается преобладанием изображений животных (зооморфизм), часто стилизованных и искажённых. Мотивы звериного стиля украшали оружие, конскую сбрую и предметы быта.
Анимация
Создание движущегося изображения из серии неподвижных рисунков или кадров.
Античность
Греческая и римская цивилизация до падения Западной Римской империи в V веке н.э. В эпоху Возрождения греческая и римская скульптура стала идеалом искусства, а её изучение легло в основу учебной программы большинства художественных академий.
Прикладное искусство
Область искусства, посвящённая созданию утилитарных предметов, обладающих эстетической ценностью, например, керамики, стекла, мебели, изделий из металла и текстиля. Термин часто используется для разграничения этих работ и произведений изящного искусства (живопись, графика, скульптура), ценность которых в первую очередь эстетическая.
Аппликация
Украшение текстиля, при котором вырезанные из ткани фигуры пришиваются к тканевой основе для создания узора.
Акватинта
Вид гравюры на металле. Перед травлением кислотой медная пластина покрывается асфальтовой или канифольной пылью, что позволяет при печати создавать тональные плоскости различной насыщенности.
Арабеска
Сложный орнамент, основанный на переплетении геометрических и стилизованных растительных мотивов. Встречается в изобразительном и декоративном искусстве, архитектуре и особенно характерен для исламского искусства.
Архаическое греческое искусство
Период в развитии древнегреческого искусства с середины XII века до н.э. по 480 год до н.э. Одно из четырёх основных делений греческого искусства, наряду с геометрическим, классическим и эллинистическим периодами.
Архитектура
Искусство и наука проектирования и строительства зданий и сооружений. Также: структура или стиль постройки. См. Архитектура: История и стили.
Арматура
Каркас, на котором скульптор создаёт своё произведение из глины или другого пластичного материала.
Арсенальная выставка (Armory Show)
Международная выставка современного искусства, состоявшаяся в Нью-Йорке в 1913 году в здании арсенала 69-го полка. На ней были представлены работы авангардных художников из США и Парижской школы. Выставка имела огромный успех и положила начало подлинному интересу к современному искусству в Америке XX века.
Искусство
Форма творческого выражения. Для объяснения см: Определение и значение искусства. О формах и категориях см: Виды искусства.
Ар брют
Термин, используемый для описания рисунков, картин и любых других произведений, созданных непрофессиональными художниками-самоучками. Может применяться к рисункам детей, людей с психическими расстройствами или любого, кто не считает себя «художником» и не занимается коммерческим искусством.
Художественные критики
Комментаторы и аналитики в области изобразительного искусства.
Оценка искусства
Как судить об эстетике, мастерстве и художественной технике картины.
Художественные школы
Термин обычно относится к высшим учебным заведениям, предлагающим степени бакалавра изящных искусств (BFA), бакалавра дизайна (BDes), а также степени по предметам прикладного искусства.
Артефакт
Любой предмет, созданный человеком. Также: в археологии — рукотворный объект доисторического или туземного искусства, в отличие от похожего, но возникшего естественным путём объекта.
Движение искусств и ремёсел
Художественное движение середины XIX века в Англии, вдохновлённое идеями Джона Рёскина и Уильяма Морриса. Его целью было поднять стандарты дизайна и мастерства в прикладном искусстве и возродить индивидуальность ремесленника в условиях растущей механизации.
Азиатское искусство
Архитектура, искусство и ремёсла Китая, Японии, Кореи, Юго-Восточной Азии и Индийского субконтинента.
Ассамбляж
Современная форма искусства, представляющая собой композиции из объёмных предметов и их фрагментов. Компоненты обычно являются готовыми объектами, не предназначенными изначально для художественных целей.
Автоматизм в искусстве
Метод рисования и живописи, связанный с сюрреализмом, при котором художник творит без сознательного контроля, позволяя подсознанию и практически неконтролируемым движениям руки создавать изображение.
Авангард
Художники, чьё творчество опережает большинство современников; нетрадиционное, экспериментальное, новаторское. Термин также описывает произведения, созданные такими художниками.
Вакханалия
Мифологическая сцена, популярная в живописи эпохи Возрождения и XVII века, изображающая празднества в честь Вакха (Диониса), бога вина.
Фон
Часть изображения, служащая окружением для основных фигур или элементов композиции.
Бамбоччанти
Группа художников XVII века, работавших в Нидерландах и Италии и специализировавшихся на «бамбоччатах» (bambocciate) — сценах из жизни простонародья и крестьян. Название происходит от прозвища голландского художника Питера ван Лара (1592–1642) — «Il Bamboccio» («Пупс»).
Banketje, или банкетка
Banketje — голландское слово, означающее «маленький банкет». Это название разновидности натюрморта, на котором изображены накрытые столы с едой, напитками и дорогой посудой.
Барочный классицизм
Классический стиль в живописи (например, у Николя Пуссена) и архитектуре (например, у Карло Фонтаны), который процветал в эпоху барокко.
Барельеф
Вид скульптурного рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объёма.
Батик
Техника росписи ткани, при которой на неё наносится рисунок с помощью воска, а затем ткань окрашивается. Участки, покрытые воском, не впитывают краску.
Баухаус
Влиятельная школа дизайна (1919–1933), основанная Вальтером Гропиусом (1883–1969) в Веймаре. Является синонимом модернистской архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Гобелен из Байё
ПаМятник средневекового искусства, представляющий собой вышивку на льняном полотне, которая изображает события нормандского завоевания Англии в 1066 году.
Биеннале
Художественная выставка, проводимая каждые два года. См.: Лучшие фестивали современного искусства.
Бисквит
Неглазурованный белый фарфор, популярный в Европе с середины XVIII века.
Чернофигурная вазопись
Стиль росписи древнегреческой керамики, распространённый в VI веке до н.э. Фигуры наносились на сосуд чёрным лаком, а детали процарапывались, обнажая красноватый цвет глины.
Разметка
Начальный этап работы над картиной, когда художник наносит на холст грубые контуры или геометрические фигуры, чтобы определить общую композицию и расположение объектов. Почти все художники-портретисты используют этот метод.
Боди-арт
Вид современного искусства, в котором «холстом» для художника служит его собственное тело.
Кроющая краска (Body color)
Акварель, смешанная с белилами для придания ей непрозрачности. Также: термин, используемый в живописи для обозначения сплошных цветовых областей, которые затем дорабатываются с помощью лессировок и мазков.
Роспись по телу (Body Painting)
Древнее искусство украшения тела, по сути то же, что и боди-арт.
Бронза
Сплав меди и олова, используемый для литой скульптуры. См.: Бронзовая скульптура. Отсюда «бронзовщик» — мастер, изготавливающий скульптуры и другие предметы из бронзы.
Кисть
Инструмент для нанесения краски, обычно состоящий из деревянной ручки и пучка щетины. Щетина может быть как натуральной (из шерсти кабана, волка, белки, барсука), так и синтетической. Лучшей считается кисть из волоса колонка. Кисти разной формы используются для разных задач: большие плоские или круглые кисти из свиной щетины — для крупных участков, таких как небо в пейзажах; тонкие заострённые кисти из соболя — для прорисовки деталей. Иногда перья использовались для сглаживания краски, а барсучьи кисти — для смешивания соседних тонов.
Манера письма
Общий термин для стиля нанесения краски, который искусствоведы часто рассматривают как характерную черту творчества художника.
Мазок
След, оставляемый кистью при каждом нанесении краски. Обычно на нём виден отпечаток отдельных волосков кисти.
Buon fresco
См. Фреска.
Резец
Металлический инструмент, используемый для гравировки.
Бюст
Портретная скульптура, изображающая только голову и плечи модели. См. Портретные бюсты.
Византийское искусство
Искусство Восточной Римской империи с центром в Константинополе (ранее — Византий), начиная с IV века н.э. Оно сочетало в себе черты как классического греческого реализма, так и стилизованного, иератического восточного искусства.
Кабинетная картина
Картина небольшого или среднего размера, выполненная на мольберте и предназначенная для коллекционеров. Была особенно популярна с XVII века; см. «станковая картина».
Каллиграфия
Искусство красивого и чёткого письма.
Камера-обскура (camera ottica)
Устройство, использующее линзу для проецирования уменьшенного изображения объекта на плоскую поверхность, что позволяет обвести его контур. Было популярно среди художников с эпохи Возрождения до XVIII века.
Холст
Тканевая основа для масляной или акриловой живописи, обычно из льна или хлопка, туго натянутая на деревянную раму (подрамник). Льняной холст считается более качественным, чем хлопковый.
Караваджизм
Направление в европейской живописи XVII века, последователи которого находились под влиянием стиля Караваджо (1571–1610). Караваджисты использовали драматические контрасты света и тени (кьяроскуро).
Карикатура
Рисунок, обычно портретный, в котором для достижения комического или сатирического эффекта преувеличиваются характерные черты лица.
Каролингское искусство
Искусство периода правления Карла Великого (768–814) и его преемников до 900 года. Считается основой средневекового искусства.
Ковровая страница
В иллюминированных рукописях — страница, полностью заполненная декоративным узором.
Картон
Полномасштабный подготовительный рисунок, эскиз, предназначенный для переноса на стену (для фрески), холст (для картины) или для создания гобелена. Также: комический рисунок; карикатура.
Литьё
Процесс создания копии скульптуры (отливки) в металле или гипсе с помощью формы, снятой с оригинальной модели.
Католическое искусство
Обычно относится к стилю искусства католической Контрреформации (ок. 1560–1700), который последовал за протестантской Реформацией.
Селадон
Китайский фарфор или керамогранит с характерной серо-зелёной глазурью.
Кельтское искусство
Искусство кельтских племён, связанное с Гальштатской и Латенской культурами. Характеризуется сложными абстрактными узорами, включающими узлы, спирали и переплетения, особенно в обработке металла.
Керамика
Общий термин, используемый с XIX века для обозначения изделий из обожжённой глины, включая гончарные изделия и фарфор.
Мел
Природный карбонат кальция, состоящий из останков крошечных морских организмов. Традиционно используется в живописи и рисунке как пигмент и материал для рисования.
Выемчатая эмаль
Техника декорирования металла (обычно меди), особенно популярная в Европе в XI – XIV веках. В металлической основе вырезались углубления, которые заполнялись цветной стекловидной массой, после чего изделие обжигалось. (Сравните с перегородчатой эмалью).
Древесный уголь
Материал для рисования, получаемый из обожжённой древесины.
Кьяроскуро
Контрастное использование света и тени для передачи объёма и создания драматического эффекта. Художники, прославившиеся использованием кьяроскуро, — Леонардо да Винчи, Караваджо и Рембрандт. Леонардо использовал его для усиления трёхмерности фигур, Караваджо — для драматизма, а Рембрандт — для обеих целей.
Китайское искусство
Одна из древнейших художественных традиций, известная своей каллиграфией, живописью тушью, керамикой и изделиями из бронзы. См.: Китайская керамика.
Шинуазри
Стиль в европейском искусстве XVIII века, использовавший мотивы и стилистические приёмы средневекового китайского искусства при создании мебели, керамики и в дизайне интерьеров.
Выемчатая резьба
Примитивная техника резьбы по дереву (особенно по дубу), распространённая в Северной Европе примерно до XVI века. Узор создавался с помощью резца и долота.
Хризма
Монограмма имени Христа, образованная первыми двумя буквами греческого слова ΧΡΙΣΤΟΣ — Χ (хи) и Ρ (ро). В религиозном искусстве может символизировать Воскресение.
Христианское искусство
Церковная архитектура, живопись, скульптура или декоративное искусство, связанное с христианской тематикой.
Чинквеченто
Итальянское название XVI века. Традиционно относится к итальянскому изобразительному искусству периода Высокого и Позднего Возрождения (1500–1600).
Cire perdue (фр. «потерянный воск»)
Процесс литья по выплавляемой восковой модели, используемый в бронзовой скульптуре.
Городской пейзаж
Картина или рисунок, изображающий вид города.
Классицизм
Стиль и направление в искусстве, обращающееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. В XVIII и XIX веках классицизм противопоставлялся романтизму и считался воплощением сдержанности и гармонии в противовес драматической индивидуальности.
Перегородчатая эмаль
Техника декорирования металла, при которой на поверхность напаиваются тонкие металлические полоски (перегородки), а образовавшиеся ячейки заполняются цветной стекловидной массой. (Сравните с выемчатой эмалью).
Коллаж
Техника, возникшая в кубизме, при которой на основу наклеиваются различные материалы: бумага, фотографии, ткань и т. д.
Колониальное искусство Америки
Портреты, миниатюры, архитектура, мебельное дело и ремёсла в Америке XVII – XVIII веков. Для сравнения см.: Австралийская колониальная живопись (ок. 1780–1880).
Колорито
Термин эпохи Возрождения, означающий мастерское владение цветом и его оттенками в живописи.
Колоризм
Термин, применяемый к различным периодам в истории живописи (например, к венецианской школе XVI века), когда художники уделяли особое внимание цвету, а не рисунку.
Цвет
Общее руководство, см.: Цвет в живописи.
Цветовой круг
Схема, показывающая взаимосвязь между цветами. Подробнее см.: Теория цвета в живописи.
Композиция картины
Построение художественного произведения, объединяющее все его элементы в единое целое. Композиционные элементы могут включать: размер холста, сюжет, фокусные точки, цветовую гамму, тональные контрасты, манеру письма и смысловое содержание.
Компьютерное искусство
Визуальные произведения, созданные или управляемые компьютером с помощью программного или аппаратного обеспечения. Также известно как «цифровое искусство».
Концептуализм, или Концептуальное искусство
Направление в искусстве, где идея (концепция) произведения важнее его физического воплощения.
Конкретное искусство
Термин, введённый Тео ван Дусбургом в 1930 году. Иногда используется как синоним абстрактного искусства, однако здесь акцент делается не только на геометрической форме, но и на строгой структуре и организации произведения.
Современное искусство
Довольно свободный термин. Музеи обычно относят к нему послевоенное искусство, а искусствоведы — искусство, созданное после 1970 года.
Содержание картины
Послание, которое несёт в себе произведение искусства, включая его эмоциональное, интеллектуальное, символическое и повествовательное наполнение.
Contrapposto («противопоставление»)
Приём в изобразительном искусстве (особенно в скульптуре), при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой. Например, верхняя часть корпуса показана в развороте по отношению к нижней, что придаёт фигуре динамику и естественность.
Ремёсла
Категория, охватывающая большинство видов декоративного искусства.
Криволинейный
Дизайн или узор (например, в этрусском или кельтском искусстве), основанный на изогнутых, извилистых линиях.
Кикладское искусство
Вид эгейского искусства с Кикладских островов в Эгейском море, датируемый ок. 2800–1100 гг. до н.э.
Тёмные века
Период Средневековья с V по X век н.э. Термин (сейчас считается устаревшим) подразумевает, что в это время культура и искусство находились в упадке.
Декалькомания
Техника переноса изображений (например, с бумаги на холст или керамику), популярная у сюрреалистов. Краска наносится на одну поверхность, а затем отпечатывается на другую, создавая случайные узоры.
Декоративное искусство
Собирательное название для таких видов искусства, как керамика, гобелены, эмаль, витражи и изделия из металла, которые считаются в первую очередь украшающими, а не интеллектуальными или духовными. См. также: Французское декоративное искусство (ок. 1640–1792).
Декупаж
Техника декорирования, которая включает вырезание мотивов из бумаги, наклеивание их на поверхность и покрытие лаком для создания гладкого покрытия.
Дегенеративное искусство («Entartete Kunst»)
Нацистский пропагандистский термин, использовавшийся с 1937 года для обозначения произведений современного искусства, не одобряемых партией.
Дизайн (художественный)
Процесс создания чего-либо в соответствии с определёнными эстетическими и функциональными принципами.
Диптих
Произведение из двух живописных или скульптурных панелей, соединённых вместе. Было особенно популярно в Средние века для создания алтарных образов.
Прямая резьба
Метод скульптурной обработки камня, при котором форма высекается непосредственно из блока, а не переносится с предварительно созданной модели.
Disegno (дизеньо)
Буквально — «рисунок» или «замысел». В эпоху Возрождения термин приобрёл более широкое значение, обозначая не только рисунок как основу живописи и скульптуры, но и общую концепцию произведения.
Купол
Архитектурная конструкция в форме полусферы. Примеры: Пантеон в Риме, собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (Брунеллески), собор Святого Петра в Риме (Микеланджело и др.), собор Святого Павла в Лондоне (Кристофер Рен) и Пантеон в Париже (Жак-Жермен Суффло).
Рисунок
Вид изобразительного искусства, в котором изображение создаётся с помощью линий и штрихов с использованием таких материалов, как карандаш, уголь, перо и тушь. В рисунке основное внимание уделяется линии, а не цветовым пятнам.
Сухая игла
Техника гравировки на металле, при которой рисунок процарапывается острой иглой. Отличается бархатистостью и мягкостью штриха.
Гончарство
Керамика из красной или белой глины, обожжённая в печи при температуре менее 1200 градусов Цельсия.
Мольберт
Вертикальная подставка (обычно тренога), на которую художник устанавливает холст или доску во время работы.
Станковая картина
Небольшая или среднего размера картина, выполненная на мольберте. Этот термин используется для обозначения любой переносной картины, в отличие от монументальной настенной живописи.
Ecce homo (лат. “Се, Человек”)
Живописное изображение сцены, в которой Понтий Пилат представляет народу Христа перед распятием.
Тиснение
Процесс формования, штамповки или вырезания поверхности для получения рельефного рисунка.
Эмаль
Процесс нанесения стекловидного вещества на металлическую основу при высокой температуре (около 800 °C). Используется в декоративной обработке металла и ювелирном деле; см. «перегородчатая эмаль» и «выемчатая эмаль».
Энкаустика
Древняя техника живописи, в которой связующим веществом для красок служит воск. Изображение создаётся расплавленными красками.
Гравюра
Техника вырезания рисунка на дереве, металле или другом материале. Также: оттиск, полученный с гравированной доски.
Офорт
Процесс, при котором рисунок процарапывается на металлической пластине, покрытой кислотоупорным лаком, а затем протравливается кислотой. Также: отпечаток, полученный этим методом.
Этнографическое искусство
Искусство, вдохновлённое определённой этнической культурой, особенно примитивного типа.
Наполнитель
Инертный пигмент, используемый для увеличения объёма краски или для снижения интенсивности другого пигмента.
Пасхальные яйца Фаберже
Ювелирные изделия, созданные российской фирмой Карла Фаберже на рубеже XIX – XX веков (fin de siècle).
Фаянс
Вид керамики, изделия из пористой белой или цветной глины, покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Также: археологический термин для обозначения типа древней керамики в Египте, включающей изделия из глазурованного кварца.
Фигуративное искусство
Синоним изобразительного или репрезентативного искусства.
Рисунок фигуры (и живопись фигуры)
Рисунок или картина, в которой преобладает изображение человеческой фигуры, обычно в полный рост.
Фигурка
Маленькая модель или скульптура человеческой фигуры, например, доисторические «Венеры», такие как Венера Виллендорфская.
Изящное искусство
Искусство, ценность которого считается эстетической, а не функциональной. К нему относят архитектуру, скульптуру, живопись и графику. Сравните с прикладным и декоративным искусством.
Цветочная живопись
Натюрморт с изображением цветов, связанный в основном с искусством Востока и голландскими художниками XVII века.
Народное искусство
Традиционное искусство, включающее утилитарные, декоративные и прикладные изделия, создаваемые в крестьянской или городской среде.
Передний план
Ближайшая к зрителю область изобразительного пространства. Следующая за ней — средний план; самая дальняя — задний план.
Ракурс
Использование законов перспективы для изображения объекта или фигуры в сильном сокращении, что создаёт иллюзию глубины.
Форма
Элементы произведения искусства, не зависящие от его эмоционального или смыслового содержания: например, материал, масштаб, цвет, линия, масса, текстура и их взаимное расположение.
Формализм
Тенденция придавать первостепенное значение форме произведения в ущерб его содержанию.
Найденные объекты
Предметы, которые были найдены, а не созданы художником, а затем представлены как произведение искусства. Также известны как «обже труве» (objets trouvés) и связаны с сюрреализмом и дадаизмом.
Фреска
Техника настенной живописи по сырой штукатурке. Иногда называется «буон фреско» (buon fresco, «настоящая фреска»), чтобы отличить её от росписи «а секко» (a secco) по сухой штукатурке.
Fresco Secco
Синоним живописи «а секко» (a secco), то есть по сухой штукатурке.
Фроттаж (фр. «натирание»)
Техника наложения бумаги на текстурированную поверхность и натирания её карандашом или углём для получения отпечатка текстуры. Изобретена Максом Эрнстом.
Функционализм
Теория в искусстве, согласно которой форма объекта должна определяться его функцией. Считается, что такой подход автоматически приводит к созданию эстетически привлекательных вещей. Особенно важен для архитектуры и дизайна.
Жанровая живопись
Вид живописи, изображающий сцены повседневной жизни.
Геометрический стиль
Греческий стиль декора, процветавший примерно с 900 по 725 год до н.э. и основанный на линейных и угловатых формах.
Георгианское искусство
Стили, распространённые в Великобритании в период правления четырёх королей Георгов (1714–1830). Обычно термин относится к архитектуре, мебели, изделиям из серебра, а не к живописи.
Гессо
Обычно так называют любую смесь белого пигмента с клеем, используемую в качестве грунта для живописи. Строго говоря, это смесь, в которой пигментом является сульфат кальция. «Гессо гроссо» (gesso grosso) — грубый грунт из гипса, использовавшийся для первого слоя в средневековой итальянской живописи. «Гессо соттиле» (gesso sottile) — мелкокристаллический гипс. Гессо также можно наносить слоями для создания рельефных узоров.
Жестуальная живопись
Термин, который первоначально использовался для описания живописи художников-абстрактных экспрессионистов, таких как Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и Франц Клайн. Их объединяло то, что они наносили краску энергичными, размашистыми движениями.
Жикле
Процесс создания высококачественных художественных отпечатков с помощью струйных принтеров.
Джорната (Giornata)
Участок мозаики или фрески, который мастер может выполнить за один рабочий день. В фресковой живописи — площадь штукатурки (intonaco), наносимая каждый день. В технике «буон фреско» стыки между джорнатами обычно видны.
Роспись по стеклу
Техника декорирования стекла. Ранняя роспись по стеклу не обжигалась и поэтому была недолговечной.
Глазурь
Прозрачный слой краски, нанесённый поверх другого. Свет, проходя сквозь него, отражается от нижнего слоя, изменяя или усиливая его цвет. Также: стекловидное покрытие, наносимое на керамику для украшения или придания ей водонепроницаемости.
Ювелирное дело
Прикладное искусство обработки драгоценных металлов, таких как золото и серебро.
Гуашь
Непрозрачная акварельная краска, а также произведение, выполненное в этой технике.
Граффити
Современная форма уличного искусства, которая впервые появилась в Филадельфии и Нью-Йорке в конце 1960-х – начале 1970-х годов.
Гранд-тур
Образовательное путешествие по Европе, которое предпринимали молодые аристократы в XVII – XIX веках. Маршрут включал посещение Парижа, Флоренции, Венеции, Рима и других центров классического, ренессансного и барочного искусства.
Графический дизайн
Происходит от немецкого слова Graphik. Описывает прикладное искусство компоновки изображений и текста для передачи сообщения. Применяется в печатных и цифровых медиа, анимации, упаковке и рекламе. См. также: Графическое искусство.
Граттаж (фр. «соскабливание»)
Техника, используемая художниками XX века, например Максом Эрнстом (1891–1976), при которой верхний слой краски частично соскабливается, чтобы обнажить контрастный нижний слой.
Греческое искусство
Основа западной живописи и скульптуры, а также искусства эпохи Возрождения.
Греческая скульптура
Скульпторы Древней Греции были пионерами в создании статуй и рельефов, заложив основы европейской скульптуры.
Греческие вазы
Сосуды различных форм и размеров, использовавшиеся для разных целей. Многие из них были украшены росписью. Двумя основными стилями вазописи были чернофигурная и краснофигурная техники.
Гризайль
Техника монохромной живописи в оттенках серого. Используется для создания подготовительного рисунка (подмалёвка) или для имитации эффекта скульптурного рельефа.
Грунт
Слой специального состава, наносимый на основу (холст, доску) перед началом живописных работ. В офорте — кислотостойкий материал, которым покрывают металлическую пластину. В гончарном деле — глина, из которой состоит корпус сосуда.
Гальштатская культура
Первая идентифицируемая культура и художественный стиль кельтов железного века (ок. 800–450 до н.э.). За ней последовала Латенская культура.
Трафареты рук
Доисторические негативные изображения рук, сделанные путём распыления краски (например, через полую кость).
Хэппенинг
Вид искусства перформанса. Спонтанное или срежиссированное художественное событие.
Штриховка
Техника рисования, использующая близко расположенные параллельные линии для создания тона. Когда линии пересекаются, это называется «перекрёстной штриховкой».
Горельеф (Alto-rilievo, high relief)
Вид скульптурного рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объёма.
Эллинский
Относящийся к греческой культуре с XI века до н.э. по 323 год до н.э. (период до завоеваний Александра Македонского).
Эллинистический
Относящийся к греческой культуре после завоеваний Александра Македонского (с 323 г. до н.э.) до конца I в. до н.э.
Иерархия жанров
Система ранжирования, принятая академиями изящных искусств, которая включала пять жанров живописи:
Исторический жанр (повествовательные композиции);
Портрет (индивидуальный, групповой, автопортрет);
Жанровая живопись (бытовые сцены);
Пейзаж (вид природы, где человеческие фигуры служат лишь стаффажем);
Натюрморт (изображение неодушевлённых предметов).
Эллинистическое искусство
Греческое искусство периода от смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) до завоевания Греции Римом (ок. 27 г. до н.э.).
Иератический
Стиль, в котором используются строго установленные, канонические типы изображений, часто священные (например, в египетском или византийском искусстве). Применяется к любому искусству, использующему строгие, застывшие фигуры вместо натуралистичных.
Иероглифы
Пиктографическая форма письма, использовавшаяся древними египтянами.
Высокое искусство
Искусство, стремящееся к достижению наивысших эстетических и моральных качеств как в содержании, так и в выражении.
Историзирующий
Стиль в архитектуре или скульптуре, украшенной повествовательными сюжетами. Историзирующий инициал — заглавная буква в иллюминированной рукописи, содержащая повествовательную сцену.
История искусства
Руководство по происхождению, эволюции и развитию изобразительного и визуального искусства.
Хронология истории искусства
Хронологический список дат, отражающих эволюцию живописи, скульптуры и керамики.
Историческая живопись
Живопись, предметом которой является значительное историческое, мифологическое или литературное событие. С XVI по XIX век историческая живопись ценилась в академической среде выше других жанров.
Искусство Холокоста
Включает нацистскую пропаганду, произведения, созданные жертвами Холокоста, и послевоенные мемориалы.
Как понимать живопись
Объяснение того, как анализировать живописное мастерство и содержание картины.
Ледяная скульптура
Современная форма пластического искусства, использующая в качестве материала глыбы льда.
Иконы (иконопись) (греч. «образ», «портрет»)
В византийском, греческом и русском православном искусстве — изображение Христа, Богородицы или святых в мозаике или живописи. Иконы, как правило, следуют строгим канонам (иератический стиль).
Иконография
Система правил и канонов изображения определённых персонажей, сюжетов и символов в изобразительном искусстве.
Идеальное искусство
Искусство, основанное на воображаемом, идеализированном представлении художника, а не на прямом наблюдении действительности. Примеры: искусство Высокого Возрождения или классицизм XVII века.
Иллюминация
Искусство украшения рукописных книг миниатюрами и орнаментами. Изначально для выделения заглавных букв использовался красный краситель — сурик (лат. minium), отчего и произошло слово «миниатюра». Это было одно из важнейших искусств Средневековья.
Иллюминированные рукописи
Рукописная книга на пергаменте, обычно средневековая, украшенная миниатюрной живописью, орнаментами и декоративными заглавными буквами. Примеры: Келлская книга, Линдисфарнское Евангелие, Книга из Дарроу.
Иллюзионизм
Использование оптических и перспективных приёмов для создания иллюзии трёхмерности нарисованных объектов.
Иллюстрация
Изображение, поясняющее или дополняющее письменный текст.
Импасто
Техника живописи, при которой краска наносится густыми, рельефными мазками.
Индийская тушь
Чёрная тушь для рисования, изготовленная из сажи и клеящего вещества.
Живопись тушью
Японская и китайская техника живописи, в которой тушь используется подобно акварели.
Инсталляция
Пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм. Обычно занимает целое помещение, например, комнату или галерею, и создаётся для конкретного места (site-specific).
Инталия
Разновидность гравюры, при которой рисунок вырезается (углубляется) на поверхности печатной формы. Используется в гравировке, офорте, резьбе по камню.
Интарсия
Вид декоративно-прикладного искусства, инкрустация деревом по дереву. Была особенно популярна в Италии XV века.
Интерьеры
Стиль жанровой живописи, усовершенствованный голландскими реалистами конца XVII века. Позднее был воспринят датскими художниками, такими как Петер Вильгельм Ильстед (1861–1933) и Вильгельм Хаммерсхёй (1864–1916).
Интернациональная готика
Стиль в европейском искусстве, преобладавший примерно с 1375 по 1425 год. Характеризуется сочетанием натуралистических и идеализированных черт, а также изысканными и насыщенными цветами.
Интонако
Верхний гладкий слой известковой штукатурки, на который наносится краска при создании фрески.
Исламское искусство
Включает архитектуру, керамику, фаянсовую мозаику, изделия с люстром, рельефную скульптуру, живопись, каллиграфию, иллюминирование рукописей и другие виды ремёсел.
Итальянский стиль
В архитектуре — адаптация стилей итальянских дворцов эпохи Возрождения, особенно в Америке в 1840–1865 гг.
Итальянские примитивы
Художники и их произведения в Италии до 1400 года (до начала эпохи Возрождения).
Резьба по кости
Форма скульптуры, использующая бивни и зубы животных, не только слонов, но и китов, моржей и др.
Резьба по нефриту
Скульптура из нефрита — очень твёрдого камня, который может быть синим, зелёным, белым или коричневым. Высоко ценится в китайском искусстве.
Японское искусство
Включает живопись в стиле ямато-э и укиё-э, искусство буддийских храмов и дзенскую живопись тушью.
Японизм
Увлечение японским искусством, его мотивами и стилистикой, которое охватило Европу в середине XIX века после начала импорта японских товаров (гравюр, мебели и т. д.). Японизм оказал значительное влияние на европейскую живопись и декоративное искусство.
Яшмовая керамика
Вид керамики, созданный Джозайей Веджвудом в 1774 году. Изначально была чисто белой, но иногда окрашивалась оксидом кобальта для получения знаменитого «веджвудского синего» цвета.
Ювелирное искусство
Декоративное искусство создания украшений из драгоценных металлов (золота, серебра, платины) и драгоценных камней (алмазов, сапфиров, рубинов и др.).
Джанк-арт (Junk Art)
Направление в искусстве, использующее в качестве материала отходы, мусор и промышленные обломки. Подвид «найденного искусства».
Каолин
Также известен как «китайская глина»; используется в производстве твёрдого фарфора и иногда в грунтах для живописи. Химически это гидратированный силикат алюминия.
Меандр
Геометрический орнамент в виде непрерывной ломаной линии, встречающийся в древнегреческом и кельтском искусстве.
Кинетическое искусство
Искусство, использующее движение как основное выразительное средство. Чаще всего это скульптуры (например, мобили), которые движутся под действием ветра или моторов, создавая оптические эффекты. Появилось в 1920-х годах, но стало популярным с 1950-х.
Китч
Массовая продукция вульгарных, безвкусных изделий, рассчитанных на внешний эффект. В настоящее время — уничижительный термин для всего, что считается вычурным и лишённым художественной ценности.
Курос
Архаическая греческая статуя стоящего обнажённого юноши. Множественное число — kouroi.
Кратер
Древнегреческий сосуд с широким горлом, предназначенный для смешивания вина с водой.
Куфический шрифт
Угловатый, квадратный тип арабского письма (в отличие от более плавного насха). Иногда встречается в декоративном искусстве романского и готического периодов.
Лаковые изделия
Предметы (из дерева, бамбука, металла), покрытые несколькими слоями лака для создания прочной декоративной поверхности. Характерная черта китайского и японского искусства.
Ленд-арт (земляное искусство, экологическое искусство)
Форма современного искусства 1960–70-х годов, в которой произведения создаются в природном ландшафте, либо с использованием природных форм, либо путём их изменения с помощью искусственных материалов. Известные пионеры ленд-арта — Роберт Смитсон, Христо и Жанна-Клод.
Пейзаж
Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Также: вид местности на картине или рисунке.
Лазурит
Тёмно-синий полудрагоценный камень, используемый в ювелирном деле. Из него получают натуральный пигмент ультрамарин.
Латенский стиль
Стиль декоративного искусства, появившийся около V века до н.э. и получивший развитие в кельтском искусстве доримского периода. Название происходит от городища Ла-Тен в Швейцарии, где были найдены многочисленные артефакты этого стиля.
Рисунок с натуры
Создание изображения путём непосредственного наблюдения за моделью или объектом.
Линейный
Художественный стиль, в котором особое внимание уделяется линиям и контурам.
Линейная перспектива
Метод изображения пространства на плоскости, при котором параллельные линии, уходящие вдаль, кажутся сходящимися в одной точке (точке схода). Пионерами этого метода были художники эпохи Возрождения, такие как Мазаччо и Андреа Мантенья.
Резцовая гравюра
Вид гравюры на металле, в которой изображение создаётся с помощью резца (штихеля). Также: отпечаток, сделанный с такой пластины.
Линогравюра
Отпечаток, полученный путём вырезания рисунка на листе линолеума.
Литография
Метод плоской печати, при котором рисунок наносится на камень жирным карандашом, после чего поверхность обрабатывается, и краска ложится только на рисунок.
Люминизм
Стиль американской пейзажной живописи XIX века, для которого характерен особый интерес к эффектам света и атмосферы.
Маньеризм
Стиль в европейском искусстве XVI века, пришедший на смену Высокому Возрождению. Для него характерны усложнённость и напряжённость образов, манерность и виртуозность формы. Термин происходит от итальянского слова maniera («манера», «стиль»).
Макет
Уменьшенная модель, создаваемая скульптором или сценографом в качестве предварительного трёхмерного эскиза для будущего произведения.
Мраморная скульптура
Скульптура, выполненная из мрамора — метаморфической горной породы, состоящей из известняка. Мрамор бывает разных цветов, от чисто-белого до чёрного, часто с прожилками.
Морской пейзаж (марина)
Картина или рисунок на морскую тему.
Шедевр
Изначально — образцовое произведение, которое должен был выполнить средневековый подмастерье для получения звания мастера в своей гильдии. В настоящее время термин используется для обозначения произведения исключительного качества или важности.
Средневековое искусство
Церковная архитектура, иллюминированные рукописи, каменная скульптура, фрески и ювелирное дело периода Средневековья (ок. 450–1450).
Материал (медиум)
Вещество или средство, с помощью которого художник создаёт произведение. В живописи — это жидкость, в которой смешивается и разбавляется пигмент (например, льняное масло).
Изделия из металла
Декоративное искусство, зародившееся в Шумере, Египте и на Крите, а затем усовершенствованное кельтскими, византийскими и романскими мастерами.
Меццо-тинто
Вид гравюры на металле, позволяющий создавать богатые тональные переходы. Также: отпечаток, полученный этим методом.
Мимесис
Термин, обозначающий подражание искусства действительности. Противопоставляется диегесису — повествованию о событиях.
Миниатюра
Произведение живописи очень малого размера, например, в иллюминированной рукописи. В эпоху Возрождения, а также в XVIII и XIX веках термин стал применяться к небольшим портретам, написанным на слоновой кости.
Минимализм
Направление в искусстве, которое отвергает сложные формы и эмоциональность, сводя произведение к простейшим геометрическим формам и цветам.
Смешанная техника
Сочетание различных материалов в одном произведении. Иногда может включать элементы перформанса.
Мобиль
Кинетическая скульптура, изобретённая Александром Колдером в 1932 году. Представляет собой конструкцию, подвешенную на проводах, части которой движутся под действием потоков воздуха.
Искусство малых форм
Доисторические переносные произведения искусства (фигурки, гравированные предметы).
Моделирование
Создание трёхмерного изображения объектов. Также: передача объёма на плоскости с помощью светотени.
Модернизм
Совокупность художественных направлений в искусстве конца XIX — середины XX века, для которых характерен разрыв с предшествующими традициями, поиск новых выразительных средств и форм, отражающих дух современности.
Искусство модернизма
Период в истории искусства, который традиционно отсчитывается от импрессионизма (ок. 1874 года) и продолжается до раннего послевоенного периода. Поздний поп-арт открывает эпоху современного, или постмодернистского, искусства.
Монотипия
Вид печатной графики, при котором краска наносится на гладкую поверхность (металл или стекло), а затем отпечатывается на бумаге. Позволяет получить только один уникальный оттиск.
Монументальный
Относящийся к памятнику или служащий ему. Также: используется в переносном смысле для обозначения величественности, внушительности или массивности в произведениях искусства.
Мозаика
Изображение или узор, выполненный из небольших кусочков камня, стекла (смальты), мрамора и т. д.
Мотив
Повторяющийся элемент или характерная черта в узоре или композиции.
Искусство Моголов
Искусство и архитектура мусульманских дворов в Индии в 1526–1707 годах. Примерами являются могольская живопись и Тадж-Махал в Агре.
Настенная роспись
Картины, нанесённые на стены или потолки, традиционно в технике фрески.
Мифологическая живопись
Изображения сюжетов, взятых из греческой и римской классической мифологии. Жанр был популярен с XV по XIX век.
Нейл-арт
Художественная роспись на ногтях.
Наивное искусство
Творчество художников-самоучек, не имеющих профессионального образования. Обычно отличается простотой и непосредственностью видения.
Насх
Один из основных каллиграфических почерков арабского письма, отличающийся плавностью и округлостью.
Натурализм
Точное, детальное изображение объектов или сцен такими, какими они предстают в реальности, без приукрашивания. (Не путать с реализмом).
Нацистское искусство
В основном архитектура, кино, фотография, скульптура и плакатное искусство, служившее пропагандистским целям нацистского режима.
Беспредметное искусство
Термин XX века, применяемый к изобразительному искусству, которое не основывается на реально существующих формах, а оперирует абстрактными или идеальными формами (геометрическими, математическими, воображаемыми). Одним из пионеров беспредметного искусства является Пит Мондриан.
Нерепрезентативное искусство
Также называемое беспредметным, это искусство, произведения которого не отсылают ни к чему за пределами самих себя. На практике это были в основном геометрические абстракции.
Ню (обнажённая натура)
Краткий обзор наготы в живописи и скульптуре см.: Женская нагота в истории искусства. См. также: Мужская нагота в истории искусства.
Искусство Океании
Искусство народов южной части Тихого океана, включая Австралию, Новую Зеландию и многочисленные острова.
Офсетная литография
Техника литографии, при которой краска переносится с печатной формы на резиновый вал, а затем на бумагу.
Масляная живопись
Техника живописи, в которой пигменты смешиваются с высыхающими маслами (льняным, ореховым или маковым). Она завоевала популярность благодаря возможности передавать блеск деталей, насыщенные цвета и широкий тональный диапазон. В XV веке в Северной Европе пионерами масляной живописи были братья ван Эйк, а в Италии — Леонардо да Винчи.
Масла
Различные виды масел, которые используются в живописи в качестве связующих веществ для пигментов и сиккативов (ускорителей высыхания). Масло высыхает в процессе окисления, поглощая кислород из воздуха.
Архитектурные ордера
Пять классических архитектурных стилей, каждый из которых состоит из колонны с базой, стволом и капителью, а также антаблемента. Существует три ордера греческой архитектуры: дорический, ионический и коринфский. Они были адаптированы римлянами, которые добавили тосканский и композитный.
Оригами
Искусство складывания фигурок из бумаги. Предположительно, изобретено в Японии около 1600 года, но китайская версия, известная как «чжэчжи», может быть старше.
Оттоновское искусство
Фрески, иллюминированные рукописи и архитектурная скульптура периода с 919 по начало XI века при императорах Оттоновской династии.
Аутсайдерское искусство
Относится к творчеству людей, находящихся за пределами основного художественного сообщества. В широком смысле включает народное и этническое искусство, а также работы заключённых, душевнобольных и других людей, не имеющих художественного образования.
Прописка (верхний слой)
Последний слой краски, который наносится поверх подмалёвка после его высыхания. Идея многослойной живописи заключается в том, что нижний слой определяет основные формы и композицию, а верхний используется для проработки деталей.
Живописный
Термин, введённый историком искусства Генрихом Вёльфлином для описания одного из двух контрастных подходов в искусстве. Линейный стиль подчёркивает контуры, в то время как живописный — цвет и тон.
Живопись
Процесс нанесения краски. Также: произведение, созданное путём нанесения краски на плоскую основу, например, стену или холст. История и известные художники: Изобразительное искусство живописи.
Палитра
Пластина из дерева, металла или стекла, используемая художником для смешивания красок. Также: образно — набор цветов, характерный для конкретного художника. См.: Советы по смешиванию красок.
Мастихин
Нож-лопатка для смешивания или нанесения густой, рельефной краски.
Живопись на досках
Использование деревянных панелей в качестве основы для живописи. Эта практика была широко распространена до появления холста в XV веке. Во Фландрии, Голландии, Франции и Англии наиболее популярными были дубовые доски; в Германии и Австрии — дуб, бук, липа; в Италии — тополь. Высушенные доски покрывали несколькими слоями клея и гессо. Гладкая поверхность досок была идеальна для прорисовки мелких деталей.
Панорама
Картина с широким обзором местности. Особенно — крупномасштабная картина, размещённая по кругу в специальном помещении.
Papier Collé («наклеенная бумага»)
Коллаж из бумаги или картона, впервые использованный Жоржем Браком в 1912 году.
Наскальное искусство
Доисторические картины, гравюры или рельефные скульптуры на стенах и потолках пещер.
Пастель
Мелки, изготовленные из пигмента, смешанного с камедью и спрессованного в палочки. Также: произведение, выполненное в этой технике. Поскольку пастель имеет тенденцию быть светлой по тону, это слово также используется для описания бледных, светлых цветов.
Пастораль
Идеализированная картина, изображающая мирную и простую сельскую жизнь.
Пенсьери
Маленькие модели, создаваемые в качестве предварительной подготовки к большим моделям при создании скульптуры.
Перформанс
Форма современного искусства, представляющая собой запланированное или импровизированное действие художника или группы людей. См. также «хэппенинг».
Перспектива
Система изображения трёхмерного пространства на двухмерной плоскости. При этом формы на заднем плане кажутся меньше, чем на переднем. Система линейной перспективы была математически обоснована Филиппо Брунеллески (1377–1446) во Флоренции. Художники используют её с начала XV века. Интересно, что голландские и фламандские художники того же периода разработали свой собственный, эмпирический метод передачи перспективы.
Петроглифы
Примитивные наскальные рисунки и гравюры, высеченные на камне.
Фалеры
Металлический диск, который носили как украшение или использовали для украшения конской сбруи. Часто встречается в кельтском искусстве Гальштатской и Латенской культур.
Фотография
В настоящее время — одно из средств визуального искусства.
Фотомонтаж
Изображение, созданное путём комбинирования нескольких фотографий или их фрагментов.
Фотореализм
Гиперреалистичный стиль живописи, в котором изображение создаётся настолько детально, что напоминает фотографию.
Пиктограммы (доисторические)
Изображения на камнях или скалах, которые выражают идею или информацию с помощью рисунков.
Живописный (picturesque)
Причудливый, очаровательный. С XVIII века термин приобрёл более конкретное значение, особенно в пейзажной живописи и архитектуре. Он предполагал намеренную неровность или «дикость» дизайна и был переходным этапом между классицизмом и романтизмом.
Пьета
Изображение Девы Марии, оплакивающей и держащей на коленях мёртвое тело Христа.
Пигмент
Цветной порошок, который является основой краски. Пигменты могут состоять из самых разных ингредиентов, включая минералы, натуральные и искусственные красители. См.: Цветные пигменты: типы, история.
Искусство Равнин
Искусство коренных американских индейцев, практикуемое племенами сиу, команчей и блэкфитов на Великих равнинах США.
Пластический
Используется в искусстве для описания всего, что можно лепить или моделировать; противоположность глиптическому (высеченному).
Пластические искусства
Трёхмерные виды искусства, такие как скульптура, керамика и архитектура.
Пленэрная живопись
Метод рисования на открытом воздухе, с натуры. Особенно характерен для пейзажистов, в частности для Клода Моне и других импрессионистов.
Полиморфная живопись
Многоформенная живопись, создаваемая некоторыми художниками-кинетистами. Внешний вид работы меняется в зависимости от положения наблюдателя.
Поп-арт
Движение 1960-х годов, лидерами которого были Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн. См.: Поп-арт Энди Уорхола.
Полиптих
Живописное произведение (обычно алтарь), состоящее более чем из трёх панелей. См. также «диптих», «триптих».
Фарфор
Твёрдая, изысканная керамика, изобретённая китайцами в VII веке. См. Китайский фарфор.
Портрет
Живописное, графическое или скульптурное изображение человека. См. также «Бюст».
Плакатное искусство
Включает рекламные литографии, пропагандистские плакаты или репродукции известных картин. Подробнее см.: История плакатного искусства.
Гончарный круг
Горизонтальный вращающийся диск, используемый керамистом для придания формы глине.
Гончарное дело
Форма керамического искусства, при которой влажной глине придают форму, сушат, глазируют и обжигают в печи для создания сосудов и украшений. Об истории и стилях античности см.: Греческая керамика.
Пуссенисты
Сторонники теории французского классицизма конца XVII века, утверждавшие превосходство линии и рисунка над цветом.
Доисторическое искусство
Творческое выражение эпохи палеолита, мезолита и неолита (каменный век). Хронологию см.: Хронология доисторического искусства.
Основные цвета
Красный, синий и жёлтый; цвета, которые могут быть смешаны для получения других цветов, но сами не могут быть получены из смесей.
Примитивизм или примитивное искусство
Творчество людей, находящихся вне влияния традиционных западных художественных стилей. Также: работы интуитивных или «наивных» художников, чей стиль обусловлен отсутствием формального образования.
Эстамп (художественный принт)
Термин, применяемый к процессам художественной печати, таким как офорт, гравюра, литография и ксилография, в которых несколько изображений воспроизводятся с одной печатной формы (металлической пластины, камня, дерева). Также: оттиск, полученный таким методом.
Пропорция
В живописи, скульптуре и архитектуре — соотношение между частями и целым произведением. Например, «Канон пропорций» — это математическая формула, устанавливающая идеальные пропорции человеческого тела.
Искусство Протестантской Реформации
Более сдержанный, скромный и менее масштабный вид религиозного искусства, возникший после восстания Лютера (1517). Примеры — работы Питера Брейгеля Старшего, Рембрандта и Яна Вермеера.
Провенанс
История происхождения и владения произведением искусства с момента его создания. Музейные кураторы и эксперты аукционных домов изучают провенанс для установления подлинности работы.
Паблик-арт
Термин, который на практике означает произведения искусства, финансируемые из государственного бюджета. Может также означать произведения (обычно скульптуры), размещённые в общественных местах, такие как Чикагский Пикассо.
Квадратура
Потолочные фрески с эффектом trompe-l’œil, которые создают иллюзию продолжения архитектурных элементов за пределы реального пространства комнаты.
Кватроченто
Итальянское название XV века. Традиционно относится к итальянскому изобразительному искусству периода 1400–1500 гг. (Раннее Возрождение).
Раку
Японская керамика, используемая для чайной церемонии; вылеплена вручную, а не на гончарном круге.
Реди-мейд
Название, данное дадаистом Марселем Дюшаном готовым промышленным объектам, выставленным в качестве произведений искусства.
Реализм
Стиль живописи XIX века, характерный для Гюстава Курбе, сознательно выбиравшего для изображения сцены повседневной жизни. Также: в широком смысле — правдивое, объективное отражение действительности.
Краснофигурная вазопись
Техника росписи древнегреческих ваз, при которой фон закрашивался чёрным лаком, а фигуры оставались в естественном красном цвете глины. Детали прорисовывались тонкими чёрными линиями.
Рельефная скульптура
Вид скульптуры, в которой изображение создаётся на плоскости и выступает из неё. Тип рельефа определяется степенью выступа: alto rilievo (горельеф) и bas-relief (барельеф).
Религиозное искусство
Архитектура, скульптура, живопись, ремёсла или артефакты с религиозной тематикой.
Ренессанс (или «Возрождение»)
Период искусства Возрождения длится с 1400 по 1600 год и подразделяется на Раннее Возрождение (ок. 1400–1490), Высокое Возрождение (ок. 1490–1530) и маньеризм (ок. 1520–1600). Характеризуется интересом к реализму, мастерством линейной перспективы, гуманизмом и возрождением античного искусства. К северу от Альп это движение известно как Северное Возрождение.
Чеканка
Техника художественной обработки металла, при которой металл украшается ударами молотка с обратной стороны, так что рисунок выделяется в рельефе.
Repoussoir
Композиционный приём для создания или усиления глубины пространства в картине путём размещения крупной фигуры или объекта на переднем плане. Этот приём был характерен для голландской живописи XVII века.
Репрезентативное искусство
Искусство, которое стремится изображать объекты так, как они выглядят в действительности, или, по крайней мере, в легко узнаваемой форме.
Наскальное искусство
Петроглифы, пиктограммы и другие формы гравировки или живописи на камне.
Парижский салон
Официальная ежегодная выставка живописи и скульптуры в Париже (проводилась с XVII века), организуемая Королевской академией. Жюри Салона традиционно враждебно относилось к новаторскому искусству.
Осенний салон
Альтернативная выставка, проводимая в Париже Обществом Осеннего салона с 1903 года.
Салон Независимых
Выставка Общества независимых художников, основанного в 1884 году. У общества не было отборочного жюри, и оно работало по принципу «ни жюри, ни наград».
Салон отверженных
Выставка 1863 года, организованная Наполеоном III для показа работ, отвергнутых официальным Парижским салоном.
Песочное искусство
Искусство создания изображений из песка. Испокон веков практиковалось индейцами навахо, австралийскими аборигенами, жителями Океании и тибетскими буддистами. Получило новое прочтение у современных художников по всему миру.
Свиток
Свёрток из бумаги или шёлка, популярный в искусстве Востока. Горизонтальный свиток шириной около 30 см и длиной до 30 м разворачивается справа налево и представляет собой непрерывную картину. Вертикальный свиток, как следует из названия, подвешивается на стену.
Скульптура
Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. «Скульптурный» используется для описания искусства (включая живопись), которое имеет ярко выраженные трёхмерные качества.
Протирка
Техника живописи, при которой полупрозрачный слой краски наносится поверх другого таким образом, что нижний слой частично просвечивает, создавая сложный цветовой эффект.
Морской пейзаж (марина)
Картина или рисунок, изображающие море.
Автопортрет
Портрет художника, выполненный им самим. Хотя автопортреты существовали ещё в Древнем Египте, жанр по-настоящему распространился со времён Альбрехта Дюрера в конце XV века. Важный вклад в развитие автопортрета внесли Рембрандт, Винсент Ван Гог и Эгон Шиле.
Сфумато
Техника живописи, разработанная Леонардо да Винчи, в которой переходы от света к тени настолько постепенны, что почти незаметны. Сфумато смягчает контуры и создаёт эффект воздушной дымки.
Сграффито
Техника, означающая «процарапывание». В живописи один цвет накладывается на другой, а затем верхний слой процарапывается инструментом, обнажая нижний цвет.
Серебряный штифт
Метод рисования с использованием металлического стержня, обычно серебряного, по специально подготовленному грунту.
Эскиз (скетч)
Быстро выполненный рисунок, часто создаваемый как предварительная работа для более детального произведения. Выполняется карандашом, углём или другими портативными материалами.
Небоскрёб
Тип высотного здания, впервые разработанный американскими архитекторами Чикагской архитектурной школы (ок. 1880–1910).
Монументальная скульптура
Скульптурные произведения, связанные с архитектурной или природной средой, отличающиеся крупными размерами и обобщённостью форм. Часто являются памятниками или частью архитектурных ансамблей.
Витраж
Произведение декоративного искусства из цветного стекла. Достиг своего апогея в эпоху готической архитектуры.
Статуя
Отдельно стоящая скульптура, изображающая фигуру (часто в натуральную величину).
Трафарет
Изображение, созданное путём нанесения краски через пластину с вырезанным в ней узором.
Натюрморт
Один из основных жанров западного искусства, изображающий неодушевлённые предметы. Существует четыре основных типа:
цветочные композиции,
изображения еды и застолий,
изображения дичи и животных,
символические натюрморты (например, ванитас).
Пуантель
Техника рисования, в которой изображение создаётся с помощью множества мелких точек или пятен.
Каменная керамика
Твёрдая керамика, изготовленная из глины с добавлением полевого шпата и обожжённая при высокой температуре (1200–1400 °C), что делает её прочной и водонепроницаемой.
Скульптура из камня
Включает резьбу по метаморфическим, осадочным и магматическим породам.
Основа
Холст, бумага, доска, стена и т. д., на которых выполнена картина или рисунок.
Гобелен (шпалера)
Тканый ковёр-картина с сюжетным или орнаментальным изображением, вытканным вручную. Подробности и историю см.: Искусство гобелена.
Темпера
Метод живописи, при котором пигменты смешиваются со связующим веществом — эмульсией из воды и яичного желтка (иногда с добавлением клея или молока). Широко использовался в итальянском искусстве XIV и XV веков, как для живописи на досках, так и для фресок, но затем был вытеснен масляной краской.
Тенебризм
Стиль живописи XVII века, связанный с Караваджо, в котором широко использовалось резкое, драматическое кьяроскуро.
Терракота (лат. «обожжённая земля»)
Твёрдая, неглазурованная, обожжённая глина коричнево-красного цвета, используемая для изготовления керамики и в строительстве. См.: Терракотовая скульптура.
Тондо
Круглая по формату картина или рельеф.
Треченто
Итальянское название XIV века. Традиционно относится к итальянскому изобразительному искусству 1300–1400 гг. (Проторенессанс).
Племенное искусство
Также называемое «примитивным искусством», оно охватывает традиционное искусство племенных обществ Америки, Африки, Индии, южной части Тихого океана и Австралазии.
Триптих
Произведение искусства (картина или рельеф) из трёх частей. Форма полиптиха, распространённая для алтарных композиций.
Trompe l’oeil
Картина-«обманка»; вид иллюзионистической живописи, характеризующийся предельно точным натурализмом.
Укиё-э (ксилография)
Направление в японской живописи и гравюре, название которого означает «картины изменчивого мира». Сюжетами были актёры, бытовые сцены и куртизанки.
Точка схода
Точка на линии горизонта, в которой, согласно правилам линейной перспективы, сходятся параллельные линии, уходящие вдаль.
Ванитас
Разновидность натюрморта, популярная в Голландии XVII века. Изображённые предметы символизируют бренность земной жизни и неизбежность смерти.
Викторианское искусство
Британская архитектура, искусство и ремёсла, созданные во время правления королевы Виктории (ок. 1840–1900).
Видеоарт
Современная форма искусства, основоположниками которой считаются Энди Уорхол (1928–1987) и Билл Виола (р. 1951). Может быть как самостоятельным произведением, так и частью инсталляции.
Искусство викингов
Искусство скандинавских народов эпохи викингов, в основном представленное переносными изделиями из металла и резьбой по дереву.
Визуальное искусство
Широкая категория художественных дисциплин, включающая изящное искусство, некоторые виды прикладного искусства и некоторые формы современного искусства.
Акварель
Техника живописи с использованием водорастворимой краски. Акварель обычно наносится кистью. Наиболее распространённые техники — «мокрым по сухому» и «мокрым по мокрому». Когда акварель делают более густой и смешивают с белилами, её называют гуашью. Томас Гёртин и Дж. М. У. Тёрнер были великими пионерами этого вида искусства.
Гравюра на дереве
Печать, выполненная с рисунка, вырезанного на деревянном блоке. См. также: Ксилография.
Резьба по дереву
Достигла своего апогея в позднеготической Германии в творчестве таких мастеров, как Фейт Штосс (ок. 1447–1533) и Тильман Рименшнейдер (ок. 1460–1531).
Искусство слова
Включает любую живопись, скульптуру или графику на основе текста. Среди его представителей Барбара Крюгер (р. 1945), Кристофер Вул (р. 1955) и Он Кавара (1932–2014).
Ксилография
Ранняя форма гравюры на дереве, впервые появившаяся в Китае в I веке н.э. Ксилография — самая древняя из известных гравировальных техник.
Ямато-э
Школа японской живописи X – XV веков, сохранившая исконные национальные традиции.
«Жёлтая книга»
Влиятельный ежеквартальный журнал, издававшийся с 1894 года, художественным редактором которого был Обри Бёрдслей (1872–1898).
Зиккурат
Древнее вавилонское и ассирийское сооружение в форме ступенчатой пирамиды. См.: Ассирийское искусство (ок. 1500–612 гг. до н.э.).
Зооморфный
Основанный на формах животных или имеющий вид животного.
Другие словари по искусству
О маслах, акварели, акриловых красках и других материалах для создания картин см.: Глоссарий по живописи.
О терминах, связанных с фототехникой, включая цифровой жаргон, см.: Глоссарий по художественной фотографии.
Архитектурные термины см.: Глоссарий по архитектуре.
О гравюре, офорте, литографии и ксилографии см.: Глоссарий по эстампу.
О художественных красках и пигментах см.: Глоссарий по цвету в искусстве.
О стилях, школах и периодах в живописи, скульптуре и архитектуре см.: Глоссарий художественных направлений.
Словарь терминов изобразительного искусства.
- Место картин в современном интерьере
- Приобретение дорогой картины на аукционе
- Макс Фридлендер – «Знаток искусства»
- Специфика искусства как феномена культуры
- Это великое слово «искусство»
- Виды техник художественной росписи стен
- Средневековые фрески
- Фреска
- Глоссарий живописи: значение терминов, используемых в изобразительной живописи
- Интарсия
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?