Художественные движения и школы читать ~33 мин.
Список художественных школ и движений.
Абстрактное искусство
Непредметная живопись и скульптура. См. также: Движения в абстрактном искусстве.
Абстрактный экспрессионизм
Первоначально разнообразный стиль абстрактного искусства, развитый в США в 1940-х и 1950-х годах, особенно ассоциировался с Аршилом Горки и Джексоном Поллоком; абстрактная экспрессионистская живопись иногда известна как Нью-Йоркская школа. После 1952 года иногда называлась «боевик».
Академическое искусство
Официальный стиль, преподаваемый в официальных академиях изящных искусств.
Живопись действия
Термин, введённый в 1952 году американским критиком Гарольдом Розенбергом для описания типа абстрактного экспрессионизма, практикуемого Джексоном Поллоком и другими, в котором упор делался на нанесении краски, иногда разбрызгивании или поливании холста на полу.
Эстетическое движение
Активно действовало в Великобритании в 1870-е и 1880-е годы как в изобразительном, так и в прикладном искусстве. Его девизом было «искусство ради искусства», так как это почитание чистой красоты в искусстве и дизайне. В живописи его эстетическая философия была представлена Уистлером, Альбертом Муром и частично Лейтоном. В прикладном искусстве и ремёслах движение возглавил Уильям Моррис.
Американский импрессионизм
Следовал французской традиции; ведущими фигурами были Уильям Меррит Чейз (1849-1916), Теодор Робинсон (1852-1896), Мэри Кассат (1844-1926), Джон Сингер Сарджент (1856-1925), Чайльд Хассам (1859-1935), Джон Генри Твахтман (1853). -1902), Дж. Олден Вейр (1852-1919) и Уиллард Лерой Меткалф (1858-1925).
Американская Живопись
Общая категория, описывающая художественные движения в Соединённых Штатах (1925-45), в которых использовались именно американские образы, снятые в реалистичной, часто ностальгической обстановке. Тесно связан с регионализмом.
Аналитический кубизм
Ранняя фаза КУБИЗМА, c.1907-12, когда естественные формы были проанализированы и сведены к их основным геометрическим частям.
Armory Show
Самая известная выставка современного искусства, когда-либо проводившаяся в Нью-Йорке. Прошла в 1913 году.
Ар-деко (Арт-деко)
Интерьер и графический дизайн 1920-х и 1930-х годов, характеризуемый как сочетание ар-нуво с новыми геометрическими формами.
Арт информель (Art Informel)
Термин был придуман французским критиком Мишелем Тапи и использовался с 1950-х годов для описания европейского эквивалента американского абстрактного экспрессионизма.
Искусство модерн
Декоративный стиль художественного оформления, популярный в Европе в конце 19 – начале 20 вв. часто использовались стилизованные криволинейные формы растений. Он был известен в Германии как югендстиль.
Arte Povera
Термин, введённый итальянским критиком Германо Челани в 1967 году для описания работ таких художников, как Карл Андре, Ричард Лонг и т.д., Подчёркивает использование обычных материалов, таких как песок, камни, ветки и коллекционный характер произведения.
Движение искусств и ремёсел
Движение, поддерживаемое Уильямом Моррисом. Оно стремилось подтвердить ценность хорошего дизайна и мастерства в век машин. Проложил путь модерну, баухаусу и ар-деко.
Школа Ашкана
Термин, использовавшийся в 1930-х годах для описания группы художников-реалистов, выросшей из восьми художников Нью-Йорка c1908 года и чьим предметом обычно была городская среда.
Австралийская колониальная живопись
Первые стили искусства европейцев в Австралии.
Австралийский импрессионизм
Работы Тома Робертса, Артура Стритона, Фреда Маккаббина, Чарльза Кондёра. Также называется Гейдельбергской школой.
Австралийская современная живопись
Современное искусство 20-го века, воплощённое Расселом Дрисдейлом, Сидни Ноланом и другими.
Барбизонская школа пейзажной живописи
Группа французских пейзажистов середины 19 века, писавших пейзаж сам по себе, часто на пленэре, прямо с натуры.
Барокко
Стиль в архитектуре, живописи и скульптуре, зародившийся в основном в Италии, в конце 16 – начале 18 века; он проявил повышенный интерес к динамическому движению и драматическим эффектам. Также: «барокко» иногда используется в уничижительном смысле, что означает чрезмерно сложный, витиеватый. Также: период барокко относится к 17 веку, когда этот стиль был на пике своего развития.
Школа дизайна Баухаус
Названный в честь сочетания немецких терминов, обозначающих строительство (bau) и дом (haus), это была школа архитектуры и современного искусства, основанная в Веймаре, Германия, в 1919 году архитектором Вальтером Гропиусом, ставшая центром современного дизайна. Он переехал в Дессау в 1925-1965 годах, в Берлин в 1932 году и был закрыт в 1933 году. Его метод обучения заменил традиционные отношения ученика и учителя идеей сообщества художников, работающих вместе.
Берлинский сецессион
Ассоциация, возглавляемая немецким художником-импрессионистом Максом Либерманом, которая представила работы художников «Die Brucke» в 1908 году. На немецком: Berliner Sezession.
Стиль искусства бидермейер
Романтико-реалистический тип «домашней» живописи, дизайна интерьера и архитектуры, популярный в Германии, Австрии и Дании около 1810-60.
Биоморфная абстракция
Стиль округлых абстрактных форм, используемый Генри Муром и другими. Также называется органической абстракцией.
Blaue Reiter (Синие всадники)
Группа художников, созданная в Мюнхене в 1911 году Василием Кандинским и Францем Марком. Группа имела очень разные взгляды; к ней присоединились другие художники, в том числе Пауль Клее, Жорж Брак и Пикассо. См.: Немецкий экспрессионизм.
Болонская школа живописи
Основанная в Болонье, Италия, Аннибале Карраччи, его братом Агостино и двоюродным братом Людовико (1555-1619).
Ди Брюке
Группа немецких художников-экспрессионистов, основанная в Дрездене в 1905 году, включала художников Эрнста Людвига Кирхнера и Карла Шмидт-Ротлуффа. См.: Немецкий экспрессионизм. На немецком: Die Brucke («Мост»).
Брутализм
Архитектурный стиль 1950-х годов, связанный с Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, в котором не делается никаких попыток замаскировать используемые строительные материалы.
Византийское искусство
Общий термин для изящных искусств, развивавшихся в Восточной Римской империи с центром в Константинополе (Византия) примерно с 350 г. н.э. до 1450 г. См. Также: Христианское искусство, византийский период.
Camden Town Group
Группа английских художников-постимпрессионистов, сформированная в 1911 году вокруг Уолтера Сикерта, включая Спенсера Гора, Люсьена Писсарро и Августа Джона, которые применили некоторые из принципов Поля Гогена и Винсента Ван Гога к предметам современного Лондона.
Караваджизм
Техника рисования света и тени, связанная с Микеланджело Меризи да Караваджо, с использованием светотени и тенебризма.
Каролингское искусство
Возрождение европейского искусства (ок. 750–900) после Средневековья при франкском короле Карле Великом.
Католическое контрреформационное искусство
Описывает кампанию католического искусства (около 1560-1700), начатую Ватиканом после Тридентского собора (1545-63).
Кельтское Искусство
Стиль, основанный на криволинейных формах с использованием спиралей, узлов и чередующихся узоров.
Чикагская школа архитектуры
Группа архитекторов, работавших в Чикаго с 1871 по 1893 год, под руководством Уильяма Ле Барона Дженни (1832–1907). Среди других участников были Луи Салливан, Данкмар Адлер, Дэниел Бернхэм, Джон Веллборн Рут, Уильям Холаберд, Мартин Рош. См. также: Вторая чикагская архитектурная школа (ок. 1940-75) под руководством Мис ван дер Роэ.
Шинуазри
Псевдокитайский стиль декора, который процветал в Европе в 17-18 веках.
Христианское искусство
Изобразительное искусство, связанное с христианством, с 150 г.
Чинквеченто
Итальянское искусство 15 века.
Классическая индийская живопись
От Аджанты до позднего классического буддийского искусства (до 1150 г. н.э.).
Классицизм
Имитация искусства классической античности.
Движения классицизма и натурализма
Движения в итальянской живописи XVII века, воплощённые Аннибале Карраччи и Караваджо.
Клуазонизм
Стиль французской живописи, основанный на перегородчатой эмали или витражных формах, разработан в Pont-Aven Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном.
CoBrA Group
Ассоциация голландских, датских и бельгийских художников-экспрессионистов 1948-51. Акроним слов Копенгаген, Брюссель и Амстердам.
Кёльнская школа
Немецкая средневековая школа живописи, которая достигла своего апогея при Стефане Лохнере около 1450 года.
Колониальное искусство (Америка)
В основном портреты, миниатюры, неоклассическая архитектура, мебель и ремесла (ок. 1670-1800).
Живопись цветового поля
Школа живописи, обычно в большом масштабе, в которой сплошные области цвета берутся вплоть до края холста, предполагая, что они простираются до бесконечности.
Компьютерное искусство
Общее движение, создание цифровых компьютерных изображений.
Конструктивизм
Международное движение абстрактного искусства, основанное в послереволюционной России такими художниками, как Владимир Татлин, Александр Родченко, Антуан Певзнер, Наум Габо и другие.
Школы и стили современного искусства
Развиваются с 1960-х годов. См. Также Современная британская живопись.
Кубизм
Художественное движение c.1907-1915, инициированное Пикассо и Браком как реакция на импрессионизм. Он был направлен на анализ форм в геометрических терминах (аналитический кубизм) или реорганизацию их в различных контекстах (синтетический кубизм); цвет оставался вторичным по отношению к форме.
Циничный реализм
Китайское движение современной живописи, возникшее в Пекине после площади Тяньаньмэнь. Участвовавшие артисты включали Юэ Миньцзюнь, Фан Лицзюнь и Чжан Сяоган.
Дада
Международное движение «антиискусство» Дада, зародившееся в Цюрихе около 1916 года, в которое входили, в частности, Марсель Дюшан, Жан Арп, Франсис Пикабиа; предшественник сюрреализма; отсюда происходит и термин дадаизм.
Дунайская школа
Название отсылает к нескольким немецким художникам начала 16 века, таким как Альбрехт Альтдорфер, Лукас Кранах Старший и Вольф Хубер, прославившиеся атмосферными пейзажами и богатыми колористическими эффектами.
Деконструктивизм
Стиль постмодернистского дизайна, отстаиваемый Фрэнком О. Гери (р. 1929).
Дегенеративное искусство
Авангардная живопись, скульптура и графика, признанные нацистской партией «дегенеративными». Также название выставки современного искусства, состоявшейся в Мюнхене в 1937 году.
Делфтская школа живописи
Голландская жанровая живопись XVII века, связанная с Яном Вермеером и Пирером де Хохом.
De Stijl (Де-стейл)
Голландский художественный журнал, основанный в 1917 году Тео ван Дусбургом и Питом Мондрианом. Также: художники и архитекторы, связанные с журналом, которые сыграли важную роль в продвижении функционального дизайна Баухауса в течение 1920-х годов.
Дивизионизм
Техника аналитической живописи, систематически развиваемая Жоржем Сёра (1859-1891); вместо смешивания цветов на палитре каждый цвет наносится «чистым» отдельными мазками кисти, так что с определённого расстояния глаз и мозг зрителя выполняют смешивание «оптически»; см. также итальянский дивизионизм.
Ослиный хвост
Выставочная группа русских художников (1911–12), созданная Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой для продвижения авангардного искусства, вдохновлённого русскими художественными традициями.
Голландский реализм
Запоминающийся нидерландский стиль станковой живописи был сосредоточен в таких городах, как Харлем, Делфт, Лейден, Утрехт, Дордрехт и Амстердам. На его счету огромное количество шедевров во всех жанрах живописи, в нём участвовали виртуозы-портретисты, такие как Франс Хальс (1580–1666) и Рембрандт (1606–1669), жанровые художники, такие как Ян Вермеер (1632–1675), художники-пейзажисты, такие как Якоб ван Рейсдал (1628–1682) и такие мастера натюрморта, как Франс Снайдерс (1579–1657), Ян Давидс Де Хем (1606–1684), Виллем Кальф (1622–1693) и многие другие.
Ранее возрождение
Стиль раннего ренессанса флорентийского искусства XV века (ок. 1400-1490).
Ecole de Paris (Парижская школа искусств)
Широкое название для различных движений современного искусства с центром в Париже, включая Les Nabis, фовизм, кубизм, орфизм, футуризм и сюрреализм.
Эдвардианский стиль
Стиль архитектуры, живописи и декоративного искусства, связанный с Эдуардом VII Британским, сыном королевы Виктории, который связан с последним десятилетием или около того перед Первой мировой войной. Во Франции это называлось Belle Epoque (Прекрасная эпоха). Великим образцом эдвардианского стиля был Джон Сингер Сарджент.
Элементаризм
Модифицированная форма неопластизма, предложенная Тео ван Дусбургом в 1920-х годах, которая вызвала раскол с Питом Мондрианом, введя диагонали вместо жёсткого горизонтального и вертикального формата.
Елизаветинский стиль
Стиль искусства, связанный с эпохой королевы Елизаветы I (годы правления 1558–1603). Портретная живопись была важным жанром елизаветинской живописи, выдающимися художниками-портретистами были Николас Хиллиард, Маркус Гираертс.
Английская фигуративная живопись
Ранними мастерами этой школы были Уильям Хогарт (1697-1764), Джошуа Рейнольдс (1723-1792), Томас Гейнсборо (1727-1788), Джордж Ромни (1734-1802), Джозеф Райт из Дерби (1734-1797)), Джордж Стаббс (1724-1806) и другие.
Английский пейзаж
Общее движение, начатое такими художниками, как Ричард Уилсон (1714-1782), Томас Гейнсборо (1727-1788), Томас Малтон (1748-1804), Пол Сэндби (1725-1809), М.А. Рукер (1743-1804), Эдвард Дейес (1763-1804), Томас Хирн (1744-1817), Дж. Р. Козенс (1752-1799), Томас Гиртин (1775-1802), Дж. М. У. Тёрнер (1775-1851) и Джон Констебл (1776-1837).
Euston Road Group
Группа художников, работавших в широком натуралистическом стиле на Юстон-роуд в Лондоне в течение короткого периода с 1937 по 1939 год, включая Уильяма Колдстрима, Виктора Пэсмора и Лоуренса Гоуинга.
Экзистенциальное искусство (1940-е и 1950-е годы)
Экзистенциалистскую философию Джона Поля Сартра с её темами отчуждения и страха перед лицом человеческого существования можно увидеть в картинах американских абстрактных экспрессионистов, движений Informel и CoBrA, французского Homme-Temoin (Человек как свидетель.), арт-группу British Kitchen Sink и American Beats – все они время от времени называются экзистенциальными, как и многие отдельные художники и скульпторы: например, швейцарский скульптор Альберто Джакометти и сюрреалист и экспрессионист Фрэнсис Бэкон.
Экспрессионизм
Был стилем, который впервые возник в конце 19 века, в котором подчёркивается выражение эмоций и чувств, а не представление природы; отсюда и художники-экспрессионисты, экспрессионисты. Для получения дополнительной информации см. Также Историю экспрессионистской живописи (1880-1939), Движения экспрессионизма (1880-е гг.).
Фовизм
Первоначально уничижительный термин (Les Fauves), означающий «дикие звери», использовался в отношении группы художников, которые выставлялись в Салоне d ’Automne в Париже в 1905 году, включая Матисса.
Феминистское искусство
В конце 1960-х – начале 1970-х годов движение, стремившееся расширить возможности женщин в мире искусства и переписать исторический канон, придавая большее значение женщинам-художникам.
Школа фламандской живописи
Реалистичный стиль масляной живописи.
Fluxus
Название международного художественного движения, основанного в 1962 году, целью которого было объединить европейский авангард. Он имел сходство с антиискусной философией дадаизма.
Школа Фонтенбло
Было две школы. Первая, при Франциске I c.1528-58 гг., была фундаментально маньеристской, находилась под непосредственным влиянием итальянских мастеров-экспатриантов. Вторая при Генрихе IV (1589–1610) была более посредственной. Иногда её путают с барбизонской школой садово-паркового искусства XIX века недалеко от Фонтенбло.
Французская живопись
Французская школа. Его золотым веком стали 19-е и начало 20-го века.
Футуризм
Итальянское художественное движение, основанное в 1909 году Филиппо Маринетти, возвеличившее современный мир машин, скорости и насилия.
Грузинский стиль
Общий термин, описывающий стили искусства, связанные с правлением короля Георга I, II, II и IV в Британии (1714-1830), особенно в архитектуре, серебре, мебели и серебре. Его объединяющий атрибут – некая классическая сдержанность и гармония.
Немецкое искусство
Неоклассицизм 19 века, реализм и импрессионизм в Германии.
Немецкий экспрессионизм
Общая экспрессионистская тенденция в Германии, примером которой являются такие группы художников, как Der Blaue Reiter (1909-14, Мюнхен) во главе с Василием Кандинским (1844-1944) и Францем Марком (1880-1916); Die Brucke (1905-13, Дрезден), основанная Карлом Шмидт-Ротлуффом (1884-1976) и Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880-1938); и Die Neue Sachlichkeit (1920-е, Мангейм и др.), Среди известных членов которой были Отто Дикс (1891-1969), Джордж Гросс (1893-1959) и Макс Бекманн (1884-1950).
Немецкое средневековое искусство
Каролингская и оттоновская скульптура, ювелирное дело, книжная живопись и архитектура.
Немецкое искусство Возрождения
Относится к художественному развитию в Германии в период (около 1430-1580), примером которого являются Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Ганс Гольбейн и Тильман Рименшнайдер и другие.
Гестурализм
Стиль очень выразительной живописи, связанный с представителями Нью-Йоркской школы (Джексон Поллок, Виллем де Кунинг) и Art Informel (Жорж Матье).
Школа живописи Глазго
Группа постимпрессионистов, вдохновлённая барбизонским влиянием. Также входил в группу CRMackintosh.
Готическое искусство и Готическая архитектура
Последний период средневекового искусства и архитектуры. Ранняя готика обычно относится к периоду 1140–1200 годов; Высокая готика c.1200-50; поздняя готика с 1250 года. «Готика» использовалась в эпоху Возрождения как уничижительное прилагательное к средневековой архитектуре. В 19 веке появилось движение готического возрождения, особенно в британской и американской архитектуре: среди американских практиков были Ричард Апджон (1802-1878) и Джеймс Ренвик (1818-1895).
Искусство граффити
Граффити, также называемое «Письмо», «Искусство из баллончиков» и «Искусство аэрозолей», – это движение или стиль искусства, связанный с хип-хопом, культурным движением, которое возникло в различных городах Америки, особенно в поездах метро Нью-Йорка в течение 1970-х и 1980-х годов. Позже он распространился на Европу и Японию и со временем перешёл с улицы в галерею. Самым известным его образцом был Жан-Мишель Баския.
Gruppo Origine
Итальянская группа, основанная в Риме Альберто Бурри, Этторе Колла, Джузеппе Капогросси и Марио Баллокко, в ответ на неприятную декоративность абстрактного искусства того времени. В своём первоначальном манифесте они провозгласили возвращение к основам, в частности, отказавшись от трёхмерных форм, ограничив цвет до его простейшего и вызывая элементарные образы.Началось и закончилось в 1951 году.
Гутай (бетон) (1954-72)
Гутай Бидзюцу Кёкай (Ассоциация художников Гутай), японская авангардная группа, была основана в 1954 году в Осаке Ёсихара Дзиро, Канайма Акира, Мураками Сабуро, Сирага Кадзуо и Симамото Сёдзо. Провёл ряд публичных выставок в 1955 и 1956 годах с работами, прообразом которых были более поздние события, перформанс и концептуальное искусство. По словам искусствоведа Ива-Алена Буа, деятельность группы стала одним из важнейших моментов послевоенной японской культуры.
Гальштат, Кельтская культура
Ранний стиль кельтского искусства (около 800–450 гг. до н.э.) был сосредоточен на Австрии и Верхнем Дунае.
Hard Edge (Жёсткая грань)
Термин был введён в 1959 году для описания абстрактной (но не геометрической) живописи с использованием больших плоских областей цвета с чёткими краями.
Гарлемское Возрождение
Афро-американское художественное движение с центром в Гарлемском районе Нью-Йорка и первоначально известное как Движение новых негров, оно имело глубокое влияние на всю территорию Соединённых Штатов. Влиятельными участниками были Уильям Х. Джонсон, Лоис Майло Джонс и скульптор и гравёр Сарджент Клод Джонсон, а также Джейкоб Лоуренс, Арчибальд Мотли и Ромар Бирден.
Гейдельбергская школа
Группа художников XIX века из Мельбурна, связанных с Австралийский импрессионизм.
Высокое Возрождение
В изобразительном искусстве стиль практиковался в Италии, Франции, Испании между 1490 и 1530 годами. См. Также: Ренессанс в Риме при папе Сиксте IV (1471-84), папе Юлии II (1503-13), папе Льве X (1513) -21) и Папа Павел III (1534-45). Шедевры живописи Высокого Возрождения включают фрески Сикстинской капеллы и убранство Залов Рафаэля.
Школа пейзажной живописи реки Гудзон
Группа американских пейзажистов, работавших с 1825 по 1875 год. Включает Томаса Даути, Томаса Коула, Ашера Б. Дюрана, Дж. Ф. Кенсетта, Генри Инмана, Джаспера Кропси и Фредерика Э. Черча.
Гуманизм
Культурное и философское движение итальянского Возрождения, сосредоточенное на возможностях человека, в отличие от абстрактных концепций и проблем науки или теологии.
Импрессионизм
Французское художественное движение XIX века, с 1874 года. Художников-импрессионистов, таких как Писсарро, Моне, Ренуар и Сислей, связывало их общее стремление запечатлеть непосредственные визуальные впечатления и упор на свет и цвет; отсюда импрессионист, Импрессионизм.
Интернациональная готика
Стиль живописи, скульптуры и декоративного искусства, распространившийся по Западной Европе в период 1375-1450 гг. Служил мостом между готическим и ренессансным искусством. Это было сильно стимулировано растущим культурным соперничеством европейских королевских дворов. См. Также международную готическую иллюминацию.
Интернациональный стиль архитектуры
Форма современной архитектуры, инициированная Вальтером Гропиусом, разработанная Мис ван дер Роэ, Скидмор, Owings & Merrill и другими.
Интимизм
Французская жанровая живопись домашних, интимных интерьеров, например работы Пьера Боннара и Эдуара Вюйара.
История ирландского искусства
Справочник по основным направлениям живописи, скульптуры и архитектуры на острове Ирландия (с 3300 г. до н.э.).
Исламское искусство
Относится к общей категории изобразительного искусства после VII века, созданного художниками на территории, оккупированной культурами ислама. Он включает в себя архитектуру, архитектурный декор, керамику, мозаику из фаянса, люстры, рельефную скульптуру, резьбу по дереву и слоновой кости, рисунок, живопись, каллиграфию, освещение рукописей, текстильный дизайн, изделия из металла, ювелирное дело, резьбу по драгоценным камням и другие виды искусства.
Якобинское искусство
Общая художественная идиома, связанная с культурой правления Джеймса I (годы правления 1603-25), особенно в театре, а также в живописи. Ведущие образцы включают выдающегося елизаветинского миниатюриста Николаса Хиллиарда и художников голландского происхождения Пола Ван Сомера и Дэниела Митенса Старшего.
Японизм
Европейское увлечение в конце XIX века японским декоративно-прикладным искусством, включая веера, ширмы, лаки, бронзу, шёлк, фарфор и гравюры укиё-э.
Югендстиль
Название стилей ар-нуво в Германии, популяризированных Мюнхенским Сецессионом.
Мусорное искусство
Поджанр «найденного искусства» (использование найденных предметов), изобретённый Дюшаном, Пикассо, Швиттерсом и Раушенбергом и характеризующийся использованием банальных повседневных материалов.
Искусство кухонной мойки
Термин «Искусство кухонной мойки» первоначально использовался в качестве названия статьи Дэвида Сильвестра в журнале «Encounter», относящейся к работам художников-реалистов, известных как Квартет изящных искусств, Джона Брэтби, Деррика Гривза, Эдварда Мидлдича и Джека Смита.
Кинетическое искусство
Кинетические произведения искусства, которые включают движение или изображающие движение.
Бубновый валет
Выставочное общество русских художников (1910-17), продвигавшее авангардное искусство из России и Европы.
Кельтская латенская культура
Стиль кельтского искусства металлических изделий и абстрактного дизайна.
Люминизм
Термин применялся к американским художникам-пейзажистам школы реки Гудзон примерно с 1830 по 1870 годы, поскольку во многих их картинах преобладали интенсивные драматические световые эффекты. Форма люминизма лежит в основе «Ноктюрнов» Уистлера.
Лирическая абстракция
Термин был введён французским художником Жоржем Матье в 1947 году для описания более декоративного, живописного стиля Art Informel.
Магический реализм
Термин «магический реализм», придуман немецким фотографом, историком искусства и искусствоведом Францем Ро, для описания реалистичных картин конца 19-го начала 20-го века с фантастическими или сказочными сюжетами.
Маньеризм
Художественный стиль, зародившийся в Италии около 1520-90 гг., Который имеет тенденцию использовать искажение фигур и подчёркивать эмоциональное содержание. См. также: Живопись маньеризма.
Маккиаоли
Группа художников-реалистов и импрессионистов Macchiaioli, работающая во Флоренции c 1855-70 гг.
Семья Медичи (Флорентийский ренессанс)
Вероятно, самая влиятельная итальянская семья меценатов. Оказала огромное влияние на развитие живописи и скульптуры Флоренции 15 века.
Средневековое искусство – на практике Средневековое христианское искусство
«Средневековый» – неточный термин, описывающий период европейской истории от падения Римской империи на Западе (около 450 г. н.э.) до начала эпохи Возрождения (около 1400 г.). Средневековое искусство было в основном архитектурным или декоративным – скульптура, мозаика с подсветкой евангельских текстов, гобелены. Декоративное искусство представлено произведениями каролингского двора короля Карла Великого.
Средневековая скульптура
Термин «средневековая скульптура» по существу описывает эпоху 400–1000 годов. Затем последовала романская скульптура.
Метафизическая живопись
Движение 1915-18 годов, связанное с художником Джорджо де Кирико; отчасти реакция против футуризма. На итальянском: Pittura Metafisica.
Мексиканские фрески, мурализм
Термин применяется к возрождению крупномасштабной общественной настенной живописи в Мексике в 1920-х и 1930-х годах, как это практиковали левые художники Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и Давид Альфаро Сикейрос.
Минимализм
Нерепрезентативный стиль живописи, скульптуры и архитектуры конца 1960-х годов, который был строго ограничен в использовании визуальных элементов и ограничивался простыми геометрическими формами или массами.
Движения современного искусства
Стили изобразительного искусства примерно с 1850 по 1960 годы.
Мосанское искусство
Искусство XII и XIII веков в долине реки Маас (Мёз) во Франции; здесь была создана первая великая школа художников эмалью, использующих технику Champleve.
Московская школа живописи
Мастерская Строганова, Симона Ушакова и росписи Ярославля и Костромы (~1500-1700).
Живопись Великих Моголов
Школа исламской живописи развивалась на Индийском субконтиненте в 16-19 века.
Мюнхенский сецессион
Выход в 1892 году немецких художников Мюнхена из традиционных институтов; он оставался относительно консервативным, за ним последовали Венский сецессион (1897 г.) и Берлинский сецессион (1908 г.).
Ле Наби (Les Nabis)
Группа французских художников, работавших с 1892 по 1899 год, под влиянием Гогена в их использовании цвета и слегка экзотических декоративных эффектов. Среди них были Пьер Боннар, Жан-Эдуард Вюйар, Феликс Валлотон и Поль Серюзье.
Назареи
Назаретская группа немецких художников во главе с Фридрихом Овербеком, работавшая в Риме в начале 19 века; Вдохновлённый северным искусством 15 – начала 16 веков.
Неоклассическое искусство
Европейский стиль конца 18-го века, просуществовавший с 1770 по 1830 год, отреагировал на худшие излишества барокко и рококо, возродив античный. Он подразумевает возврат к классическим источникам, которые накладывали сдержанность и простоту на живопись и архитектуру.
Нео-дадаизм
Этот термин часто используется для описания работ Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса в Нью-Йорке в конце 1950-х годов из-за использования коллажей, сборок и найденных материалов, а также их очевидной антиискусственной повестки дня.
Неоэкспрессионизм
Возрождение фигуративной живописи 1980-х годов. Известный как Neue Wilden в Германии, Figuration Libre во Франции, Transavantguardia в Италии, Плохая живопись в Америке.
Неоимпрессионизм
Развитие импрессионизма благодаря научному анализу и обработке цвета Жоржа Сёра; см Дивизионизм; Пуантилизм.
Неопластизм
Жёсткий голландский стиль абстракции, основанный на прямоугольниках, горизонтальных и вертикальных линиях, основанный Питом Мондрианом в начале 1920-х годов.
Неоромантизм
Широкий термин для обозначения нескольких европейских художественных движений 20-го века, которые опираются на мистические, сказочные сюжеты; выразительные, эмоциональные формы; и сюрреализм.
Искусство Возрождения в Нидерландах
Относится к художественному развитию Фландрии и Голландии в период (около 1430-1580 гг.), Примером которого являются Ян Ван Эйк, Роджер Ван Дер Вейден, Иероним Босх и Питер Брейгель Старший.
Новая объективность (Neue Sachlichkeit)
Немецкое современное реалистическое движение 1920-х годов, основанное Отто Диксом и Джорджем Гросом, которые ярко изображали коррупцию и гедонизм в Германии в течение 1920-х годов. См.: Немецкий экспрессионизм.
Школа Ньюлин
Под руководством Стэнхоупа Александра Форбса и Фрэнка Брэмли художники, поселившиеся в городе Ньюлин на западе Корнуолла с начала 1880-х годов, следовали импрессионистской доктрине плейнаризма о работе непосредственно с природой.
Нью-Йоркская школа
Ядро абстрактного экспрессионизма в Нью-Йорке 1940-х и начале 1950-х годов, включая Джексона Поллока, Виллема де Кунинга и Марка Ротко.
Северное Возрождение
Западное искусство Северной Европы (например, Фландрия, Голландия, Германия, Великобритания) периода c 1420-1600 гг.
Норвичская школа
Важная английская школа пейзажной живописи, основанная в 1803 году под руководством Джона Крома и Джона Селла Котмана.
Новый Реализм
Термин, введённый в 1960 году французским критиком Пьером Рестани для обозначения искусства, отчасти происходящего от дадаизма и сюрреализма, который выступал против более абстрактной работы, особенно за счёт использования промышленных и повседневных предметов для создания ненужного искусства или скульптуры.
Новгородская школа иконописи
Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий и др. (~1100-1500).
Оп-арт
Аббревиатура от термина «оптическое искусство». Движение 1960-х годов в живописи, в котором иллюзия движения была создана путём сопоставления контрастирующих геометрических форм, тонов, линий и цветов. Бриджит Райли была ведущей участницей.
Ориентализм (Востоковедческая живопись)
Ориентализм был стилем живописи с участием экзотических предметов – городских пейзажей Леванта, жанровых сцен и тому подобного, – который совпал с началом великой эпохи пароходных путешествий и представлен французским художником Жан-Леоном Жеромом, а также Джоном. Фредерик Льюис, Дэвид Робертс, Уильям Мюллер и Дэвид Уилки. Среди более поздних практикующих были прерафаэлиты, Холман Хант и Томас Седдон.
Орфизм (также орфический кубизм, симултанизм)
Термин, введённый около 1912 года Гийомом Аполлинером для ветви кубизма, связанной с Робертом Делоне, подчёркивая цвет и анализ света и его связь с природой; также известный как орфизм.
Оттоновское искусство
Продолжение культурного возрождения короля Карла Великого при Оттоне I, II и III и их преемниках (ок. 900-1050).
Палладианский стиль
Английский архитектурный стиль 1715 года, имитирующий стиль Андреа Палладио; реакция против барокко в пользу классического.
Пергамская школа
Пергамский стиль скульптуры, названный в честь Пергама в Малой Азии, был отмечен высокой степенью выразительности, а также ярко выраженным натурализмом, которые помогли создать у зрителя яркое ощущение реальности.
Фото-сецессион
Американское общество фотохудожников, выступающих против истеблишмента, основанное Альфредом Штиглицем и другими в 1902 году. В него входили некоторые из величайших фотографов Соединённых Штатов.
Фотореализм
Также называемый суперреализмом и гиперреализмом, он описывает стиль ультрареалистичной живописи непосредственно с фотографий, впервые предложенный Чаком Клоузом, Ричардом Эстесом и другими.
Пикториализм
Фотографическое движение, преследовавшее стиль фотографии, в котором художник-оператор манипулирует обычной фотографией для создания «художественного» изображения.
Пуантилизм
Техника неоимпрессионизма, впервые применённая Жоржем Сёра, с использованием точек чистого цвета вместо смешивания красок на палитре; отсюда пуантиль, пуантилист, см. Дивизионизм.
Школа Понт-Авен
Колония знаменитых художников: группа художников, в основном символистов, которые работали в Пон-Авене, Франция, в конце 19 века, включая Наби и Гогена. Среди ирландских художников, которые были членами, были Родерик О’Конор и Натаниэль Хилл.
Поп-арт
Стиль, заимствованный из популярной культуры 1960-х годов, включая коммерческую иллюстрацию, комиксы и рекламные изображения. Британский и американский эквивалент нового реализма.
Постклассическая индийская живопись
Иллюминированные рукописи, иллюстрации и другие формы живописи в Индии с 14 по 16 века.
Постимпрессионизм
Термин, придуманный теоретиком искусства Роджером Фраем для стиля искусства художников-постимпрессионистов, таких как Сезанн, Ван Гог и Гоген. Смотрите также: Постимпрессионистская живопись (1880-1895) для тенденций и стилей.
Постмодернистское искусство
Эта фаза начинается с позднего поп-арта и включает концептуальное искусство, неоэкспрессионизм, феминистское искусство и молодых британских художников 1990-х годов. Постмодернизм отвергает различие между высокой культурой и массовой или популярной культурой, стремится стереть границу между искусством и повседневной жизнью; и это отказывается признать какой-либо единственный стиль или определение того, каким должно быть искусство.
Пост-живописная абстракция
Термин, придуманный американским критиком Клементом Гринбергом для группы художников-абстракционистов, работавших в 1960-х годах. Он включает в себя ряд определённых стилей и движений, таких как Живопись цветового поля и Минимальное искусство.
Прецизионизм
Прецизионизм (также называемый кубистским реализмом) и несколько похожий на ар-деко – это стиль искусства, при котором объект изображается реалистично, но с акцентом на его геометрическую форму. Являясь важным элементом американского модернизма, он находился под сильным влиянием развития кубизма в Европе, а также быстрой индустриализации в Северной Америке (1920-1930-е годы). Среди ведущих экспонентов – Чарльз Демут и Чарльз Шилер, а также городские картины Джорджии О’Киф.
Доколумбовское искусство (Искусство доколумбовой Америки)
Относится к культуре мезоамерики и Южной Америки до прибытия Христофора Колумба.
Братство прерафаэлитов
Английская ассоциация художников, c.1848-54, включая Россетти, Холмана Ханта и Милле. У прерафаэлитов не было чёткой объединяющей доктрины, но они разделяли интерес к искусству до 1495 года, начала Высокого Возрождения.
Примитивизм
Стиль западной живописи и скульптуры, характеризующийся мотивами и образами, заимствованными из африканского, океанического, аборигенного или других племенных искусств.
Протестантское искусство реформации
Мелкомасштабная живопись 17-го века, как правило, с жанровыми сценами, натюрмортами и портретами.
Прото-ренессанс
Стиль изобразительного искусства, основанный на греческих и византийских традициях, практиковался флорентийским Ченни Ди Пепо (Чимабуэ) (около 1240-1302 гг.), Сиенским художником Дуччо ди Буонинсенья (около 1255-1319 гг.), Несравненным Джотто. ди Бондоне (1267-1337) и другие в период (1250-1400).
Кватроченто (Quattrocento)
Искусство XV века в Италии. Совпадает с началом итальянского Возрождения.
Картина раджпутов
Королевский стиль индийского искусства, популярный в Индии 16-19 веков.
Лучизм
Развитие абстрактного искусства русскими художниками Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, около 1913 года, которое было ответвлением кубизма и в некоторых отношениях предшественником футуризма.
Реализм
Стиль живописи XIX века, на примере Курбе, сознательный выбор повседневной тематики (Реализм). См. также: Реалистическая живопись (XIX век).
Регентство
Стиль мебели и декоративного искусства, связанный с эпохой принца Георгия, будущего Георга IV, который стал принцем-регентом в 1811 году, а затем правил с 1820 по 1830 год. Его характеристики включают классические темы в сочетании с элементами египетского, китайского и французского рококо. Примером стиля является архитектура Нэша, живопись Томаса Лоуренса и аркатуры Гиллрея и Роулендсона.
Регионализм
Американское художественное движение (около 30-х годов), действующее на Среднем Западе, отстаивало Томас Харт Бентон, Джон Стюарт Карри и Грант Вуд. Искусство Возрождения Период итальянского искусства с 1400 по 1530 год, характеризовавшийся усилением внимания к реализму, мастерством линейной перспективы и повторным открытием классического искусства.
Ренессанс, искусство Возрождения
Период итальянского искусства с примерно 1400 по 1530 г., характеризующийся усилением акцента на реализме, освоением линейной перспективы и переоткрытием классического искусства.
Рококо
Элегантный, декоративный стиль 1730-80 гг. В 19 веке этот термин приобрёл уничижительный оттенок, означая банальный или чрезмерно богатый.
Романское искусство
Примером может служить стиль архитектуры, просуществовавший с 1000 по 1150 год во Франции и до 13 века в остальной Европе; характеризуется массивными сводами и округлыми сводами. Этот термин также применяется к изобразительному и декоративному искусству того периода, особенно к романской скульптуре (около 1000–1200 гг.).
Романское возрождение
Нео-средневековый стиль монументальной архитектуры, который стал популярным в Америке и других странах в течение девятнадцатого века. Среди ведущих экспонентов был Генри Хобсон Ричардсон (1838–1886), ответственный за знаменитый оптовый магазин Marshall Field (1885–87) в Чикаго.
Романтизм
Противоположность классицизму конца XVIII – начала XIX века; преобладала фантазия художника и выбор литературных тем. Среди ведущих художников-романтиков были Уильям Блейк, Эжен Делакруа и Дж. М. В. Тёрнер.
Шотландские колористы
Группа состояла всего из четырёх художников: Сэмюэля Пепло (1871-1935), Фрэнсиса Каделла (1883-1937), Джона Фергюссона (1874-1961) и Лесли Хантера (1877-1931), на которых сильно повлияли Матисс и фовисты.
Section d’Or
Парижская группа художников-кубистов, выставленная в Galerie La Boetie. Это было ответвление более широкой группы Puteaux, которая сама была дочерней компанией La Societe Normande de Peinture Moderne.
Сиенская школа живописи
Консервативный стиль, основанный на Сиене, главном сопернике Флоренции. Ведущие представители школы: Дуччо ди Буонинсенья (1255-1319), Симоне Мартини (1285-1344), братья Лоренцетти, Сассетта (1394-1450), Маттео ди Джованни (1430-1495) и Доменико Беккафуми (1485-1551).).
Социальный реализм
Образный стиль искусства с социальным посланием. Традиционно относится к американской школе, воплощённой Беном Шаном и поддержанной Федеральным проектом искусств в эпоху депрессии.
Социалистический реализм
Тип современного реализма, прославляющий коммунистическое общество и его произведения, навязанный в России Сталиным с конца 1920-х годов. Основанный на искусстве плаката, он использовался в качестве массовой пропаганды.
Испанская школа
Испанская живопись 1500-1970 г.г.
Спациализм
Итальянское движение (Movimento Spaziale, или «Пространственность»), основанное в 1947 году итальянским художником аргентинского происхождения Лучио Фонтана, включало новаторский стиль инсталляционного искусства. Среди других ведущих участников были Джованни Дова и Роберто Криппа.
Школа Сент-Ив
Это группа художников-абстракционистов, базировавшаяся в Корнуолле, во главе с Беном Николсоном, Барбарой Хепуорт и на короткое время Наумом Габо. Активный, 1940-е, 50-е и 60-е годы.
Супрематизм
Русское чистое абстрактное искусство 1913-15 годов, возглавляемое Казимиром Малевичем, с использованием геометрических элементов.
Сюрреализм
Движение в искусстве и литературе между двумя мировыми войнами, которое пыталось соединить реальность со сном и бессознательным опытом, используя автоматизм среди других техник; отсюда сюрреалистический, сюрреалистический.
Движение символизма в искусстве
Возникло около 1885 г. во Франции, зародившись в поэзии, реакция против реализма и импрессионизма, она была направлена на слияние реального и духовного миров, визуальное выражение мистического.
Синхромизм
Стиль живописи, изобретённый двумя американскими художниками, Морганом Расселом и Стэнтоном Макдональдом-Райтом, сочетал в себе цвет орфизма и структуру кубизма.
Синтетический кубизм
Вторая фаза кубизма, после 1912 года, с использованием стиля экспрессионистской живописи.
Синтетизм
Вариант коллажного искусства, похожего на перегородку, разработанного Полем Гогеном в Пон-Авене.
Ташизм
Термин ташизм, введённый в 1952 году французским критиком Мишелем Тапи, для техники рисования нерегулярными мазками (тачсками или пятнами) и, по-видимому, случайным образом.
Тенебризм
Техника рисования 17 века, которую художники использовали для яркого освещения своих картин.
Тонализм
Американский стиль пейзажного искусства, в котором виды изображаются в мягком свете и тенях, как если бы они были видны сквозь туманную вуаль. Он был привезён в Америку американскими художниками под влиянием пейзажей барбизонской школы, и впоследствии вдохновил ряд последователей американского импрессионизма в течение первых десятилетий 20-го века. Среди ведущих участников были Джордж Иннесс и Джеймс Эббот Макнил Уистлер. Развивался в 1880-1910 г.г.
Треченто
Итальянское искусство 13 века, в том числе работы Джотто (Флоренция) и Дуччо ди Буонинсенья (Сиена). Подробнее см.: Живопись до Возрождения (1300-1400).
Утрехтская школа
Группа художников в Утрехте, включая Тербруггена и Хонтхорста, 1610-20, которые посетили Рим и находились под влиянием реализма и освещения Караваджо.
Венецианская живопись
Стиль, основанный на колорито, разработан Джованни Беллини, Джорджоне и Тицианом, в противовес флорентийской школе, основанной на дизеньо.
Венский Сецессион
Радикальное движение, возглавляемое Густавом Климтом в попытке улучшить австрийское искусство, около 1897 года. У него были прочные связи с модерном и модерном. Бельгийское выставочное общество художников-авангардистов.
Ле Вингт (Les Vingt)
Группа создана в Брюсселе Октавом Маусом. В её состав входили Джеймс Энсор, Виктор Орта, Фернан Кнопфф и другие.
Вортицизм
Недолговечное английское авангардное движение, наиболее заметным участником которого был Уиндем Льюис. Название происходит от журнала, изданного группой в 1914 году: Blast! Обзор Великого английского вихря.
Группа Worpswede
Колония художников, основанная в 1889 году художниками Фрицем Макензеном, Отто Модерсоном и Гансом ам Энде в сельской местности Нижней Саксонии, Германия. Изначально писавшая в традициях пленэра, группа позже перешла в сторону экспрессионизма. Среди других участников были Паула Модерсон-Беккер, Карл Виннен, Фриц Овербек и Генрих Фогелер.
Молодые британские художники – YBA, Britart
Эта британская группа, состоящая из многочисленных художников, скульпторов, художников-концептуалистов и художников-инсталляторов, многие из которых учились в Голдсмит-колледже в Лондоне, получила широкое освещение в СМИ своими шокирующими произведениями. Группа под руководством Дэмиена Хёрста стала мейнстримом в 1997 году, когда Лондонская Королевская Академия совместно с Чарльзом Саатчи (их покровитель) организовала «Sensation», окончательную выставку искусства YBA, вызвав немалую полемику.
• Общее объяснение терминологии изобразительного искусства см.: Словарь терминов искусства. • Информацию о масле, акварели, акриле и других материалах для рисования см.: Глоссарий живописи. • Об архитектурных терминах см.: Словарь по архитектуре. • Информацию о гравировке, офорте, литографии и ксилографии см.: Глоссарий по гравюрам. • Информацию о художественных цветах, пигментах и озёрах см. в разделе «Словарь терминов, касающихся цвета в искусстве.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?