Классическая цветовая палитра:
пигменты, используемые художниками в Древней Греции и Риме читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Немногочисленные картины, сохранившиеся с классической античности, затрудняют веру в то, что изобразительное искусство живописи традиционно было высшей формой древнегреческого искусства и высоко ценилось в римском искусстве. Для поверхностей греческие художники использовали стены, потолки, деревянные или мраморные панели, керамические плиты или терракотовые пластины, а иногда и кусочки слоновой кости, кожи, пергамента или льна. Из них деревянные панели, загрунтованные белым, были наиболее обычными как для важных, так и для второстепенных работ. С VII века до н.э. доступный диапазон цветов как для станковых картин, так и для фресок был достаточно широк, за исключением работы на терракоте, где краска должна была подвергаться обжигу в печи. Для настенных росписей методами живописи были темпера и фреска; на дереве и мраморе — энкаустика и темпера — метод, при котором краски смешивались с воском, наносились на поверхность, а затем «вжигались» горячим стержнем. Энкаустическая краска была более долговечной, чем темпера, хотя и требовала больше работы, и демонстрировала часть богатого тона масляной живописи. Для получения дополнительной информации о визуальном искусстве в период классической античности см.: Греческая живопись: классический период и Греческая живопись: эллинистическая эра.
Цвета, используемые классическими художниками
По нескольким причинам, не в последнюю очередь из-за значительно возросшего спроса на цветные одежды и ткани, а также более обширных торговых соглашений, цветовая палитра, используемая греческими и римскими художниками, несколько расширилась по сравнению с египетским искусством. Теперь она включала: ряд красных, фиолетовый, синий, жёлтый, зелёный, коричневый, белый и чёрный. Кроме того, изготовители красок как в Древней Греции, так и в Древнем Риме преуспели в увеличении диапазона искусственных оттенков из минеральных источников и из биологических красителей.
Цветовые пигменты, используемые классическими художниками
Как обычно, пигменты на основе оксида железа (например, охры) составляли основную палитру. Ещё со времён ранней минойской цивилизации на Крите, где была разработана фреска, художники-фрескисты смешивали свои пигменты с водой и наносили их на свежую известковую поверхность. Техника, известная как «буон-фреско», требовала пигментов, которые постоянно прилипают к извести. Пигменты на основе оксида железа, которые не подвергались воздействию щелочей, оставались основной палитрой художников-фрескистов на протяжении всей античности. К ним был добавлен ряд цветов на основе свинца, таких как красный, жёлтый и белый — последний был самой важной версией белого, производимого до введения титанового белого в начале XX века.
В целом пигменты, используемые греческими и римскими художниками, включали следующие:
Красные цвета
Жёлто-красный цвет получали из природного соединения мышьяка реальгара. Для ярко-красного художники использовали материал, известный как «драконова кровь». Описываемый римскими историками как кровь, собранная после борьбы драконов и слонов, это был обычный краситель до современной эпохи. Он происходил из камедесмолы, получаемой из дерева в Юго-Восточной Азии. Но самым ценным красным пигментом того времени, в десять раз дороже красной охры, была киноварь. Известный римлянам как миниум, этот оранжево-красный оттенок получали из минеральной руды, называемой киноварью (сульфид ртути), и он появился в средиземноморском регионе около 1500 года до н.э. Вероятно, добываемый в центральной или южной Европе, он позже был вытеснен (VIII век н.э.) гораздо превосходящей версией из Китая.
Фиолетовые цвета
Для фиолетовых и подобных оттенков греческая и римская цветовая палитра включала пигменты, такие как индиго, получаемый из семейства растений индигоферы, и марена из растений марены. Вайда (из травы красильной вайды) также могла использоваться. Хотя в основном использовались в качестве текстильных красителей, к классической античности эти чернильные красители были разработаны для использования в живописи, особенно в глазуровании. Самым популярным из фиолетовых был тирский пурпур, оттенок, получаемый из моллюсков финикийцами и прославившийся как цвет, который носили римские цезари. Он также использовался художниками в античности в качестве глазирующего пигмента. Тирский пурпур был доступен в тонах фиолетового, настоящего пурпурного и очень глубокого малинового. Однако использование было ограничено огромными производственными затратами.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?