Цветные пигменты читать ~25 мин.
Виды и история художественных красок.
Ализариновая малина
Ализариновая малина – синтетический аналог пигмента, содержащегося в растениях маддер. Впервые синтезирована в 1868 году немецкими химиками Грабе и Либерманом как более светостойкий заменитель розовой маддеры. Маддеровые озера, производившиеся в различных оттенках красного – от коричневатого до пурпурного и голубоватого, – были хорошими лессирующими красками, которые хорошо ложились на масло и использовались в акварельной живописи. Однако некоторые художники отмечали, что синтетические краски менее насыщенны и ярки, чем натуральная маддер. Более того, испытания конца XX века показали, что малиновый пигмент Alizarin Crimson оказался менее светостойким, чем его натуральный аналог.
Сурьма (вермилион)
Ярко окрашенный и светостойкий пигмент, чья репутация пострадала в середине XIX века из-за реакции со свинцовыми пигментами, вызывавшей почернение. В настоящее время считается устаревшим.
Антверпенская синь
Разновидность берлинской сини с содержанием 75% экстендера. Не является надёжным пигментом и сейчас устарела.
Асфальтум
Асфальтум – раствор асфальта в масле или скипидаре, использовавшийся с античных времён в качестве защитного покрытия. Например, Рембрандт, по некоторым данным, успешно применял асфальт в ряде своих картин. Позже его использовали для придания холстам вида «старого мастера». Однако в некоторых случаях он вызывал потемнение и растрескивание. Как пигмент использовался до конца XIX века, сейчас устарел.
Atramentum (Atramentum Librarium)
Старый общий термин для обозначения цвета чернил – преимущественно чёрных, но также красных, зелёных и фиолетовых, традиционно используемых классическими художниками и каллиграфами.
Ауреолин
Также известный как кобальтовый жёлтый, ауреолин заменил гамбож – более ранний пигмент, азиатскую жёлтую камедь, применявшуюся до XIX века. Ауреолин – интенсивный средне-жёлтый пигмент, синтезированный в 1848 году Н.В. Фишером в Германии, использовался в масляной и акварельной живописи до конца XIX века, когда появились более дешёвые и светостойкие пигменты, например кадмий.
Азурит
Зеленовато-синий пигмент, названный по персидскому слову «lazhward», означающему «синий», химически близкий к зелёному красителю малахиту. Азурит известен с древних времён и был чрезвычайно популярен в Средневековье и эпоху Возрождения, когда египетский синий пришёл в упадок. В масляной живописи он лучше проявлялся на водной основе и часто применялся в темперной краске под масляной глазурью. В начале XVIII века азурит заменили прусская синь, а после синтеза ультрамарина и разработки кобальтовой сини он вышел из употребления.
Бариевый жёлтый
Относительно непрозрачный бело-жёлтый пигмент, разновидность хромата бария, также известен как лимонно-жёлтый. Перманентен в большинстве сред, лучше всего проявляет себя в акварельных красках. Сейчас устарел.
Висмутовая белизна
Разработана в начале XIX века, заменена цинковой белизной в 1830-х годах. Менее токсична, чем многие другие краски, но склонна к потемнению в сочетании с пигментами, содержащими серу.
Бистр
Ненадёжный коричневый пигмент, получаемый путём сжигания буковой древесины. Сейчас устарел.
Боле
Форма природного красного оксида железа. Современный аналог имеет светло-красный цвет. Сейчас устарел.
Костяная белизна
Устаревший пигмент, изготавливаемый путём сжигания костей до белого пепла. Ченнино Ченнини в своём труде «Il Libro dell’Arte» пишет: «Лучшие кости – из вторых суставов и крыльев птиц и каплунов; чем они старше, тем лучше; кладите их в огонь так же, как вы нашли их под столом». Использовалась как основа для панелей.
Бременская синь
Синтетический медно-синий пигмент, менее постоянный, чем азурит. Производился в различных оттенках и имел много распространённых названий. Использовался до начала XX века, в основном из-за привлекательного оттенка.
Жжёный кармин
Тёмно-красный, но менее стойкий тип кармина. После обжига обычно смешивался с Van Dyke Brown для получения насыщенных оттенков. Сейчас устарел.
Жжёная сиена
Пигмент из оксида железа с тёплым средне-коричневым оттенком, получаемый путём обжига сырой сиены (Terra di Sienna).
Жжёная умбра
См. умбра (ниже).
Кадмиевые пигменты
Семейство пигментов на основе кадмия с жёлтыми, оранжевыми и красными оттенками. Кадмий жёлтый – сульфид кадмия, к которому добавляют селен для расширения цветового диапазона. Виридиан добавляется к жёлтому кадмию для получения яркого бледно-зелёного пигмента – зелёного кадмия. Яркость кадмиевых красок склонна к выцветанию в фресках и фресковой живописи. Кадмий открыт Штромейером в 1817 году, производство пигментов началось в 1840 году из-за нехватки металла. Кадмиевые пигменты обладают высокой цветовой яркостью, глубокие оттенки имеют большую тонирующую силу. Использовались в масляной живописи и акварели, но несовместимы с пигментами на основе меди.
Кадмиевый оранжевый
См. кадмиевые пигменты (выше).
Кадмий жёлтый
См. кадмиевые пигменты (выше).
Угольная сажа
Древний чёрный пигмент, традиционно получаемый путём обугливания органических материалов, таких как дерево или кость. Это чистая форма углерода, называемая по способу изготовления: «слоновая кость» – при сжигании слоновой кости или костей; «виноградная кость» – при обугливании высушенных виноградных лоз; «ламповая кость» – сажа из масляных ламп. Современные синтетические версии заменили традиционные, за исключением некоторых видов искусства, таких как каллиграфия и восточная живопись.
Кармин (Cochineal и Kermes)
Натуральный органический малиновый пигмент/краситель, изготовленный из высушенных тел самок насекомого Coccus cacti (Cochineal), обитающего на колючем кактусе, а также из бескрылого насекомого, живущего на некоторых видах европейских дубов (Kermes). Кактусовых насекомых сначала нагревали в печах, затем сушили на солнце для получения «серебряной кохинеи», из которой изготавливали тончайший пигмент. Кохинеаль до сих пор производится в Мексике и Индии.
Celadon Green
Вариант пигмента Green Earth, содержащий селадонит, придающий серовато-бледно-зелёный цвет. Большинство таких вариантов добыты до истощения и сейчас недоступны.
Церулевая синяя
Названная в честь латинского слова «caeruleum» (небо, небеса), церулевая синяя – светостойкий и стабильный зеленовато-синий пигмент, впервые разработанный в 1821 году Хопфнером. Широкое распространение получил после повторного введения в 1860 году Джорджем Роуни в Англии для акварели и масла. Основан на кобальте, но менее непрозрачный и насыщенный, чем кобальтовая синь. В масле сохраняет цвет лучше других синих, популярен у пейзажистов для изображения неба.
Церуза (устаревшее название свинцовых белил, чешуйчатых белил, также ноттингемских белил)
Основной карбонат свинца. Использовалась с доисторического греческого периода, второй древнейший искусственно произведённый пигмент. До середины XIX века была единственной белой масляной краской, доступной художникам.
Хром оранжевый, хром жёлтый, хром красный
Семейство недорогих натуральных пигментов из хромата свинца, впервые разработанных около 1800 года французским химиком Луи Вокленом. Стали популярной альтернативой жёлтому патенту Тёрнера и орпименту благодаря яркости, непрозрачности и низкой цене. Однако склонность к потемнению и токсичность свинца привели к их замене кадмиевыми пигментами.
Хризоколла
Натуральный зелёный медный пигмент, впервые использовавшийся древними египтянами вместе с малахитом. Позже заменён египетским зелёным.
Киноварь (циннобер)
Природная руда (сульфид ртути), популярный источник красно-оранжевого пигмента, также известного как вермилион. Термины «киноварь» и «вермилион» использовались взаимозаменяемо для природного и синтетического пигмента до XVII века, когда вермилион стал чаще применяться. К XVIII веку «киноварь» означала немолотый природный минерал. Производилась преимущественно в Китае, где технология изготовления оставалась лучшей более 1000 лет. Очень токсична. Большая часть натурального вермилиона поступала из шахт Китая, отсюда название «китайский красный». В XIX веке заменён кадмиевыми красными. См. также Вермилион.
Кобальты
Семейство пигментов, изначально добываемых в минеральных шахтах Богемии. Название происходит от слова «кобольды» – богемского термина для духов или призраков, которых шахтёры считали ответственными за трудности при добыче пигмента.
Кобальтовая синь
Дорогой, но очень стабильный чистый синий пигмент, открытый Тенаром в 1802 году. Значительно улучшил смальту – пигмент из кобальтового синего стекла. Сейчас – самый важный из кобальтовых пигментов. После разработки смальты шведским химиком Брандтом и немецкими учёными Ганом и Венцелем, Луи Жак Тенар открыл кобальтовую синь на Севрской фарфоровой фабрике. Абсолютно устойчива в акварели и фресках, хорошая замена ультрамариновой синей для неба.
Кобальтовый зелёный
Полупрозрачный, но очень стойкий умеренно яркий зелёный пигмент, открытый шведским химиком Ринманом в 1780 году. Используется во всех техниках живописи. Низкая красящая способность и высокая стоимость ограничивают применение.
Кобальтовый фиолетовый
Разработан около 1860 года, страдал от высокой стоимости и слабой красящей способности, что ограничивало его распространение. Заменён марганцевым фиолетовым – более чистым и сильным пигментом.
Кобальтовый жёлтый
Открыт в 1848 году в Бреслау немецким учёным Н. У. Фишером. Популярен короткое время благодаря хорошему смешиванию с другими пигментами и светостойкости. Дорог и имеет ограниченную красящую силу.
Медная смола
Известна с середины византийской эпохи (ок. 800 г. н.э.). Это прозрачная нефритово-зелёная глазурь, изготавливаемая путём растворения солей меди в скипидаре Венеции. Использовалась итальянскими масляными художниками XVI века для окрашивания листвы, обычно в сочетании с азуритовой краской и наслаивалась поверх свинцовых белил или свинцово-оловянных жёлтых пигментов.
Васильковая синь
Синий краситель из лепестков цветка, применявшийся некоторыми акварелистами XVIII века.
Кремницкий белый
См. белый свинец (ниже).
Кровь дракона
Тёплый рубиново-красный смолистый экссудат Calamus draco, встречающийся в Восточной Азии. Использование в Европе датируется I веком. Средневековые иллюминаты применяли его. Плиний Старший предполагал, что это смесь крови легендарных врагов – дракона и слона, пролившейся во время их схватки.
Египетская синь
Также известна как египетская синяя фритта, этот темно-синий пигмент (силикат меди кальция) считается первым в истории синтетическим пигментом, возникшим при производстве темно-синего стекла в Древнем Египте. Использовался для окрашивания камня, дерева, гипса, папируса и холста. Несмотря на слабую красящую способность, оставался единственной темно-синей краской до появления ультрамарина через четыре тысячелетия. В XVII веке была разработана смальта (Александрийская синяя) – усовершенствованная версия, использовавшаяся до синтеза ультрамарина в XIX веке.
Египетский коричневый
Другое название мумии (см. ниже).
Египетский зелёный
Вариант египетского синего, разработанный в поздние времена Древнего Египта. Имеет схожие свойства. Сейчас устарел.
Изумрудно-зелёный
Также известен как швайнфуртский, попугайский, императорский, венский и митисовый зелёный. Ядовитый пигмент, продававшийся как парижский зелёный – крысиный яд. Склонен к выцветанию на свету, но в масляной живописи эффект снижался при изоляции пигмента слоями лака. Не совместим с серосодержащими красками (жёлтый кадмий, вермилион, ультрамариновая синяя), так как смесь темнела. Обладал уникальным блеском среди медно-зелёных пигментов. Любим постимпрессионистом Полем Сезанном и Ван Гогом. Современные имитации – «Изумрудный зелёный» и «Перманентный зелёный».
Фолиум
Глубокая фиолетовая краска, иногда синеватая или красноватая, из турнсоли или ваты. Использовалась книжными иллюминаторами и иллюстраторами. Название происходит от латинского «folia» – страницы книги.
Французская белизна
Синоним белого свинца (см. ниже).
Фустик
Жёлтый краситель из растения Chlorophora tinctoria, родом из Америки, завезённого в Европу в XVI веке. Ограниченно применялся в акварели. Старое название – ffusticke yealowe.
Желчный камень
Получается из желчного камня быка, даёт тёмно-жёлтый цвет. Николас Хиллиард использовал его для оттенения миниатюр. В XVIII веке Джон Пейн предупреждал о продаже некачественных заменителей и советовал художникам искать камни на скотобойнях. В 1801 году входил в четвёрку самых дорогих красок по данным Аккермана, стоимость составляла пять шиллингов за пирог.
Гамбож
Жёлтая камедь из Таиланда, яркий прозрачный золотисто-жёлтый цвет для глазури или акварели, не является настоящим пигментом. Используется с средневековья. Дж. Смит в книге «Искусство живописи маслом» (1701) описывает способ приготовления краски из кусков гамбожа, размешиваемых водой и прокаливаемых с галлием.
Озеро герани
Летучий пигмент из эозина, популярный в конце XIX – начале XX века. Ван Гог использовал его в версиях «Подсолнухов». Сейчас устарел.
Giallorino
Свинцово-жёлтый пигмент, вероятно, Неаполитанский жёлтый. Флорентийский художник Ченнино Ченнини связывает его с вулканами, но он искусственный. Неаполитанский жёлтый собирали с вулкана Везувий, но к времени Ченнини он уже был синтезирован. Возможно, название относится к свинцово-оловянному жёлтому.
Зелёная земля
Также известна как Terre Verte, Stone Green, Verdetta и Celadonite. Натуральный зелёный пигмент с разным составом и оттенком. Слабая кроющая способность, но устойчива к свету и химическим веществам. Популярна в средневековой живописи для подкрашивания телесных тонов, вышла из употребления после Возрождения.
Гипс
Любимый белый пигмент Древнего Египта, природный минерал сульфат кальция. Хорошо работает в водных средах, но не в масляных.
Ханьский синий, Ханьский фиолетовый
Синтетические пигменты на основе силиката меди бария, разработанные в Китае около 250 г. до н.э. Использовались с периода Западной Чжоу до конца династии Хань (ок. 220 г. н.э.). Чистый ханьский пурпур – темно-синий, похожий на электрический индиго. Впервые применён для окраски Терракотовой армии. Использовались для керамики, металла и настенной живописи.
Зелёный Гукера
Ранние формы – смесь гамбоге и берлинской лазури. Позже появились светостойкие варианты с ауреолином. Современный зелёный Гукера – смесь фталевого синего и кадмиевого жёлтого.
Индийский жёлтый
Чистый, глубокий и люминесцентный жёлтый пигмент (также Puree, Peoli, Gaugoli), завезённый из Персии в Индию в XV веке. Производился нагреванием мочи крупного рогатого скота, питавшегося листьями манго – жестокий процесс, запрещённый в 1908 году. Популярен в масляной и акварельной живописи за насыщенность и глубину тона. Светостойкость повышалась при изоляции между слоями лака.
Индиго
Глубокий синий пигмент из растений семейства индигоферовых до 1870 года, когда появился синтетический. Использовался древнеегипетскими, греческими и римскими художниками. Розоватые небеса в английских акварелях XVIII – XIX веков – результат выцветания индиго. Натуральный индиго заменён синтетическим в XIX веке. См. кошениль.
Лак
Красный краситель из Индии, давший название термину «лак» – прозрачный краситель на инертной пигментной основе для глазури. В эпоху Высокого Возрождения в Италии был третьим по стоимости пигментом после золота и ультрамарина. Большинство художников считали его оправданным по цене.
Лазурит (ультрамарин)
Источник сказочного, постоянного и нетоксичного натурального синего пигмента ультрамарина – драгоценный камень лазурит, добываемый в Центральной Азии, особенно в Афганистане. В древности использовался как измельчённый минерал (Lapis Lazuli) с слабой красящей силой. Персидские мастера открыли способ извлечения красящего вещества, создав важный художественный материал. Ультрамарин привозили в Венецию на арабских кораблях в эпоху Возрождения, название связано с морем («ультрамарин»). Очень дорогой, доступен был только принцам и крупным религиозным организациям. Использовался в итальянской панельной живописи и иллюминированных рукописях. Уязвим к минеральным кислотам, применялся для фресок «secco» (на сухую штукатурку), например, в капелле Скровеньи Джотто. Синтетический ультрамарин был независимо синтезирован в 1820–1830-х годах, нетоксичен и светостойкий, но более тёмный и менее лазурный. Используется в масляных и акварельных красках.
Жёлтый свинцово-оловянный
Яркий, непрозрачный жёлтый пигмент, использовавшийся с 1250 года до середины XVII века, после чего его применение резко прекратилось, возможно, из-за утраты формулы. Популярен в эпоху Возрождения для листвы вместе с земляными пигментами. Сейчас переживает скромное возрождение.
Свинцовая белизна
Также известна как хлопьевидная, фламандская, кремницкая и серебряная белизна. Один из древнейших искусственных пигментов и самый старый белый краситель, используемый до сих пор. Применялась с древней античности и была единственным белым пигментом в европейской живописи до XIX века. Обладает тёплым матовым оттенком, тяжёлой консистенцией и лёгким красновато-жёлтым оттенком. Быстро сохнет, что идеально для техники «алла прима». Несмотря на токсичность карбоната свинца, в масляной живописи используется относительно безопасно. Сейчас вытеснена титановым белым.
Лимонный жёлтый
Общее название трёх жёлтых красок, появившихся в 1830-х годах: стронциевый, бариевый и цинковый жёлтые. Полупрозрачные, применялись в масляных и акварельных красках. Стронциевая жёлтая – холодная, светлая, более стойкая и насыщенная, чем бариевая. Сейчас используется редко.
Бревно
Черноватый краситель из южноамериканского дерева, выпускаемый в широком диапазоне цветов – синий, чёрный, красный, фиолетовый. Использовался в основном как чернила, коричневатые и красноватые оттенки применялись как прозрачная глазурь.
Маддер
Натуральный растительный краситель из растения маддер, известный с античности. Привезён в Европу во времена крестовых походов. Один из самых стабильных природных пигментов. Использовался в Древнем Египте для окрашивания текстиля. В XV – XVI веках применялся художниками. После синтеза в 1868 году немецкими химиками Грабе и Либерманом производство натуральных красителей практически прекратилось.
Малахит
Относительно стойкий пигмент ярко-зелёного цвета, известный с древности. Следы малахита найдены в надгробных росписях Древнего Египта времён Четвёртой династии. Наиболее популярен в эпоху Возрождения. Позже синтезирован и продавался под названием Bremen Green. Сейчас устарел.
Марганцевая синька
Вариант манганата бария, производилась с XIX века. Синтетическая версия создана в 1935 году, но обе вытеснены более интенсивными синими пигментами. Сейчас устарела.
Марганцевый фиолетовый
Разработан немецким химиком Э. Лейкауфом в 1868 году. Известен как перманентный, нюрнбергский и минеральный фиолетовый. Заменил кобальтовый фиолетовый в 1890 году. Более чистый, менее токсичный и непрозрачный пигмент.
Массико
Устаревший пигмент из оксида свинца и, возможно, оксида олова. Использовался в Европе с XIV по XVIII век. Николас Хиллиард рекомендовал использовать с сахарным леденцом, что могло создавать проблемы из-за ядовитости массико. Склонен к обесцвечиванию и посерению при контакте с воздухом.
Майя Блю
Очень стойкий ярко-синий до зеленовато-синего пигмент, разработанный культурами майя и ацтеков в доколумбовой Мезоамерике. Содержит органические и неорганические соединения, включая краситель индиго из Indigofera suffruticosa. Возник в начале IX века н.э., использовался до XVI века в Мексике, например, на картинах индейца Хуана Герсона. На Кубе сохранился до XIX века.
Minium
Римский термин для красного свинцового пигмента, популярного в средневековой книжной иллюстрации и каллиграфии. Тусклый красный, склонен к потемнению, не используется современными художниками.
Мозаичное золото
Пигмент, имитирующий золото (Aurium Musicum, Purpurinus), широко использовался в эпоху Возрождения и книжной иллюстрации. Сейчас устарел.
Мумия
Также египетский коричневый, тёмно-коричневый краситель из измельчённых останков египетских мумий – практика запрещена. Сейчас устарел.
Неаполитанский жёлтый
Также сурьмяной жёлтый, блестящий жуан. Бледный, тёплый жёлтый пигмент из антимониата свинца. Использовался с 1400 года до н.э., один из старейших синтетических пигментов. Хорошая кроющая способность и стабильность. Сейчас не используется из-за токсичности. См. Giallorino.
Нейтральный серый оттенок
Готовая краска из лампового чёрного, синего Winsor и ализариновой малины. Популярна для монохромных работ и визуализации рисунков.
Охра (красная и жёлтая)
Самый древний природный краситель – подкрашенная глина с оксидом железа, цвет варьируется от кремового и светло-жёлтого до коричневого и красного. Использовалась в доисторической наскальной живописи (Ласко, Шове, Бломбос). Различается по прозрачности, может быть непрозрачной или прозрачной глазурью. Смесь с другими пигментами возможна.
Орпимент
Насыщенный лимонный или канареечный жёлтый пигмент с хорошей кроющей способностью и умеренной химической стабильностью. Очень древний природный пигмент, использовался на Ближнем Востоке и в Азии около 3100 года до н.э. Импортировался в Венецию из Турции в эпоху Возрождения. Не совместим со свинцовыми или медными пигментами, склонен к потемнению. Синтетический аналог Kings Yellow оказался токсичным из-за мышьяка. Оба вышли из употребления благодаря жёлтому кадмию.
Серая краска Пейна
Названа в честь акварелиста XVIII века Уильяма Пейна. Очень тёмная серо-голубая краска, смесь ультрамарина и чёрного или ультрамарина и сиены. Использовалась как пигмент и миксер вместо чёрного.
Палитра
Подробнее о цветовых палитрах и пигментах разных эпох:
Доисторическая палитра;
Египетская палитра;
Классическая палитра;
Палитра эпохи Возрождения;
Палитра XVIII века;
Палитра XIX века.
Персидский красный
Также Persian Gulf Red – насыщенный красновато-оранжевый земляной пигмент из силиката железа и глинозёма с магнезией. Известен как искусственный вермилион. См. Венецианский красный.
Фталоцианиновый синий
Очень мощный синий пигмент из фталоцианина меди. В первозданном виде почти чёрный с медным блеском. Введён в Англии в 1935 году, заменил прусскую синь для многих художников. Торговые названия: Monastral, Winsor, Thalo, Bocour blue.
Розовый
Термин «розовый» использовался для жёлтого пигмента до конца XVII – вероятно, XVIII века. Получался из облепихи, заварки, веника. Норгейт в трактате упоминает, что «из облепихи и белых роз получается редкий пинк, который никогда не голодает».
Платина жёлтая
Дорогой лимонно-жёлтый пигмент из платины. Сейчас устарел, заменён хромовыми жёлтыми (стронциевым, бариевым, цинковым).
Прусская синь
Также Берлинская синь, Бронзовая, Китайская, Железная, Милорийская, Парижская, Пастовая и Стальная синь. Первый современный искусственный пигмент, случайно разработанный берлинским химиком Дизбахом около 1704 года, доступен с 1724 года. Обладает превосходной тонирующей способностью, светостойка и устойчива к воздуху. Популярна как альтернатива индиго, смальте и ультрамарину. Первые известные пользователи – Питер ван дер Верфф и Антуан Ватто. Вне Европы использовалась японскими художниками и ксилографами. В масляной краске становится слегка темно-фиолетовой.
Кверцитроновый жёлтый
Устаревший жёлтый пигмент из коры чёрного кверцитронового дуба Америки. Ввезён в Европу Эдвардом Бэнкрофтом в 1775 году. В 1801 году Аккерман описал его как «жёлтый цвет Акерманна», красивый тёплый насыщенный жёлтый, полезный в пейзажах, цветах, ракушках.
Реальгар
Красно-оранжевый пигмент, химически родственный орпименту. Древний пигмент, использовавшийся в Египте, Месопотамии и Малой Азии до XIX века. Сейчас устарел.
Красные пигменты из оксида железа
Используются с палеолита для пещерных фресок. Места добычи отражены в названиях: Venetian Red, Sinopia, Venice Red, Turkey Red, Indian Red, Spanish Red, Pompeian Red, Persian Red. Вариант Persian Gulf Red считается лучшим натуральным пигментом. Современные красные краски на основе оксида железа производятся синтетически.
Сафлоровый пигмент
Известен как карфамин, беглый красный пигмент из цветов сафлора. Сейчас устарел.
Шафран
Летучий жёлтый краситель из цветов индийского растения. Использовался с древности до XIX века. До сих пор применяется традиционными ремесленниками в Индии и Юго-Восточной Азии.
Сандарака
Греко-римский термин для ряда свинцовых и мышьяковых жёлтых красок, а также киновари и красных земель.
Сок зелёный
Получается из недозрелых ягод облепихи. Высоколетучий, как родственный пигмент Iris Green из сока ириса. В Средние века разводился до густого сиропа и продавался в жидком виде. Современные синтетические зелёные соки – озёра из каменноугольной смолы.
Саксонский синий
Альтернативное название смальты.
Зелёный Шееле
Желтовато-зелёный пигмент, изобретённый Карлом Вильгельмом Шееле в 1775 году. Использовался в XVIII – XIX веках. Родственен изумрудно-зелёному. К 1900 году вытеснен оксидом цинка и кобальтовой зеленью (цинковая зелень). Высокотоксичен и склонен к потемнению.
Сепия
Натуральный органический краситель из чернильных мешков каракатицы. В XVIII веке заменила коричневый пигмент бистр. Использовалась в живописи тушью, иллюстрации и каллиграфии. Сейчас название «сепия» связано с современными масляными красками из жжёной умбры, коричневого цвета Ван Дейка и сажи.
Сиена
Натуральная глина с железом и марганцем. В сыром виде – тёмная насыщенная жёлтая охра. Жжёная сиена – прокалённая в печи сырья сиена. Оба варианта – одни из самых стойких пигментов на палитре.
Синопия
Древнее название красных оксидов железа, по названию города Синоп в Малой Азии. Ценнини в Il Libro dell’Arte отмечает непригодность для фрески и темперы. Разбавленная водой использовалась для подрисовки фресок на arriccio.
Смальта
Толчёное синее стекло, самый ранний кобальтовый пигмент. Европейская замена египетской синей из меди. Несмотря на слабую красящую способность, популярна до появления синтетических ультрамарина и кобальтовой сини в XIX веке. Производство продолжалось с перерывами до 1950 года.
Терра Марита
Летучее жёлтое озеро из шафрана.
Титановый белый
Самый сильный, яркий и стабильный белый пигмент в истории искусства. Открыт в 1821 году, массовое производство началось в 1920-х. Матовый, нейтральный оттенок между свинцовыми и цинковыми белилами. Основной белый пигмент для масла, акварели и акрила.
Жёлтый Тёрнера
Свинцовый пигмент, названный в честь изобретателя, а не художника. Популярен за низкую цену, но склонен к непостоянству и почернению. Оттенки от ярко-жёлтого до оранжевого. Сейчас устарел.
Турнсоль
Натуральный пурпурный пигмент (Heliotropum) из средиземноморского растения семейства бурачниковых. Использовался для красок синего и красного цветов. Иногда путают с ватой. Оба применялись в книжной иллюминации под общим названием «фолиум».
Терпетный минерал
Сульфат ртути, сильно ядовитый. Ценился за красивую зелень при смешивании с берлинской лазурью. Вытеснен из-за разложения и почернения в смесях.
Тирийский пурпур
Цвет из раковин рыб, использовавшийся финикийцами, известен как цвет римских цезарей. Использовался в древности как глазурный пигмент. Доступен в оттенках фиолетового, пурпурного и глубокого малинового. Ограничен высокой стоимостью производства.
Ультрамарин
Натуральный ультрамарин из лазурита – один из самых дорогих пигментов. Холодный тёмно-синий оттенок впервые использован в VI веке в Афганистане, достиг зенита в эпоху итальянского Возрождения. Гармонировал с вермильоном и золотом в иллюминированных рукописях и панельной живописи. Уязвим к кислотам, применялся для фресок «secco», например, у Джотто. Синтезирован независимо в 1820–1830-х годах Жаном Батистом Гиме и Кристианом Готлобом Гмелином. Искусственный ультрамарин нетоксичен, светостоек, но темнее и менее лазурен. Используется в масле и акварели.
Ультрамариновый пепел
Побочный продукт после удаления первосортного ультрамарина из лазурита. Содержит следы настоящего ультрамарина, имеет слабый серо-голубой цвет.
Ультрамарин зелёный
Вариант синтетического ультрамарина с голубовато-зелёным оттенком. Популярен с 1850 по 1960 год, сейчас встречается редко.
Урановый жёлтый
Яркий светло-жёлтый пигмент с зелёными прожилками. Производство запрещено из-за предполагаемой радиоактивности, хотя излучение не превышает естественного уровня человеческого тела.
Умбра
Натуральный коричневый глинистый пигмент с оксидами железа и марганца, использующийся с доисторических времён. При нагревании цвет усиливается, получая название жжёной умбры. Добывалась в Умбрии (Италия), лучшая – с Кипра.
Ван Дейк коричневый
Известен также как Кассельская земля, Рубенсов коричневый и Кёльнский коричневый. Прозрачный коричневый пигмент XVII века, смесь глины, оксида железа, гумуса и битума. Благодаря прозрачности превосходил омберы и охры для глазури, но склонен к выцветанию и растрескиванию из-за битума (Asphaltum).
Венецианский красный
Обычно обозначает голубоватый оттенок красного оксида, но бывают варианты с оранжевыми или фиолетовыми оттенками. См. Персидский красный.
Вердаччо
Нейтральный зеленоватый цвет, обычно получаемый смешением остатков краски на палитре. Широко использовался в эпоху Возрождения для доработки рисунка и подкрашивания телесных тонов в средневековом искусстве.
Вердигрис
Распространённый синтетический зелёный пигмент с древности до XIX века, самый яркий зелёный в эпоху Возрождения и барокко. Относительно прозрачный, часто использовался с свинцовыми белилами или свинцово-оловянной желтизной, а также как глазурь. Название происходит от старофранцузского «vertegrez» – «зелёный цвет Греции». Использование резко сократилось с XVIII века.
Вермилион (Vermillion)
Оранжево-красный пигмент с прекрасной кроющей способностью и стойкостью, но высокой токсичностью. Натуральный вермилион (Minium) получают из киновари. Термин «вермилион» чаще относится к синтетическому пигменту, производимому реакцией ртути с расплавленной серой. В древности был в десять раз дороже красной охры. В иллюминированных рукописях оставался дорогим до XIV века, когда появилась синтетика. Традиционный красный пигмент в китайском искусстве и лаке. Сейчас заменён красным кадмием.
Виридиновый зелёный
Открыт в 1797 году французским химиком Вокленом, полностью разработан как краска около 1840 года. Очень устойчивый, мощный холодный зелёный цвет, нетоксичный, превосходит изумрудно-зелёный по стойкости.
Вельд
Распространённая жёлтая краска на растительной основе, одна из самых популярных до появления синтетических. Кверцитрон и ягоды облепихи были более известны, но не более распространены. Более подходящая для непрозрачных жёлтых, использовалась как альтернатива орпименту.
Белый свинец
См. свинцовые белила.
Вата
Древний пигмент из красильной травы семейства горчичных, выращиваемой для синего или индиго красителя. Происходит от саксонского «waad». Слабее европейский аналог индиго, иногда смешивался с ним.
Цинковая белизна
Оксид цинка признан французами в 1780-х как источник белого пигмента. После открытия месторождений цинка в Европе патенты выданы английскому производителю Джону Аткинсону и другим. К 1830-м годам цинковая белизна стала использоваться в акварели, позже – в масляных красках. В 1834 году компания Winsor and Newton представила плотную форму, названную китайской белизной. Название связано с популярным восточным фарфором XIX века. Химик Джордж Х. Бэкхоффнер рекомендовал свинцовые белила как превосходные, что опубликовано в 1837 году. В 1844 году ЛеКлер в Париже выпустил улучшенную цинковую белизну для масла. По сравнению со свинцовыми белилами, цинковые белила сохнут медленнее, менее непрозрачны, более стойки и менее склонны к потемнению. Нетоксичны и экономичны. Оттенки с ними имеют больше нюансов, чем со свинцовыми или титановыми белилами. Недостаток – при использовании без смешивания образуют хрупкую сухую плёнку, склонную к трещинам.
Цинковая жёлтая
Бледно-зеленоватый полупрозрачный пигмент, лучше подходит для масла, чем акварели. Синтетический хромат цинка, доступен около 150 лет (1850–1990). Отличная светостойкость, но токсичен из-за содержания хрома.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?