Цветные пигменты читать ~36 мин.
Виды и история художественных красок.
Ализариновая малина
Ализариновая малина – это синтетическая версия пигмента, содержащегося в растениях мадеры. Впервые он был синтезирован в 1868 году немецкими химиками Грабе и Либерманом как более светостойкий заменитель розовой мадры. Мадровые озера, которые производились в различных оттенках красного, от коричневатого до пурпурного и голубоватого, были хорошими лессирующими красками, которые хорошо ложились на масло, а также готовились в форме для использования в акварельной живописи. Однако некоторые художники обнаружили, что синтетические краски менее насыщенны и ярки, чем натуральная мадера. Более того, испытания конца XX века показали, что малиновый пигмент Alizarin Crimson был гораздо менее светостойким, чем его натуральный аналог.
Сурьма (вермилион)
Ярко окрашенный, светостойкий пигмент, репутация которого пострадала в середине 19 века, так как он вступил в реакцию со свинцовыми пигментами и почернел. Сейчас устарел.
Антверпенская синь
Разновидность берлинской сини, содержащая 75% экстендера. Не является надёжным пигментом. Сейчас устарел.
Асфальтум
Асфальтум представляет собой раствор асфальта в масле или скипидаре, который со времён античности, если не раньше, использовался в качестве защитного покрытия. Например, Рембрандт, как говорят, успешно использовал асфальт в ряде своих картин. Позже его стали использовать для придания холстам вида «старого мастера». К сожалению, в некоторых случаях он вызывал заметное потемнение и растрескивание. В качестве пигмента он сохранялся до конца 19 века. Сейчас устарел.
Atramentum (Atramentum Librarium)
Старый общий термин, обозначающий цвет чернил – в основном чёрных, но также красных, зелёных и фиолетовых, которые были традиционными цветами, используемыми классическими художниками и каллиграфами.
Ауреолин
Также известный как кобальтовый жёлтый, Ауреолин заменил Гамбож, более ранний пигмент, который был азиатской жёлтой камедью, использовавшейся до 19 века. Ауреолин – интенсивный средне-жёлтый пигмент – был синтезирован в 1848 году Н.В. Фишером в Германии и использовался в масляной и акварельной живописи до конца 19 века, когда появились менее дорогие и более светостойкие пигменты (например, кадмий).
Азурит
Зеленовато-синий пигмент, названный в честь персидского слова «lazhward», означающего «синий», химически близок к зелёному красителю малахиту. Азурит был известен с древних времён и стал чрезвычайно популярен в эпоху Средневековья и Возрождения, когда египетский синий цвет пришёл в упадок. Используемый в масляной живописи, он лучше всего проявлял себя как пигмент на водной основе и часто применялся в темперной краске под масляной глазурью. В начале XVIII века её заменила прусская синь, а после синтеза ультрамарина и разработки кобальтовой сини она вышла из употребления.
Бариевый жёлтый
Относительно непрозрачный бело-жёлтый пигмент, является разновидностью хромата бария и также известен как лимонно-жёлтый. Перманентный в большинстве сред, он лучше всего проявляет себя в акварельных красках. Сейчас устарел.
Висмутовая белизна
Была разработана в начале 19 века и заменена цинковой белизной в 1830-х годах. Его преимущество в том, что он был гораздо менее токсичен, чем многие другие краски, но он был склонен к потемнению в сочетании с пигментами, содержащими серу.
Бистр
Ненадёжный коричневый пигмент, получаемый путём сжигания буковой древесины. Сейчас устарел.
Боле
Форма природного красного оксида железа. Наиболее близкий к Боле современный пигмент имеет светло-красный цвет. Сейчас устарел.
Костяная белизна
Устаревший; изготавливался путём сжигания костей до белого пепла. Ченнино Ченнини в своём труде «Il Libro dell’Arte» говорит: «Лучшие кости – из вторых суставов и крыльев птиц и каплунов; чем они старше, тем лучше; кладите их в огонь так же, как вы нашли их под столом». Его использовали в качестве основы для панелей.
Бременская синь
Синтетический медно-синий пигмент, не обладающий постоянством азурита. Он производился в многочисленных оттенках и имел много распространённых названий. Использовался до начала 20-го века, в основном из-за своего привлекательного оттенка.
Жжёный кармин
Беглый темно-красный тип кармина, но менее стойкий. После обжига его обычно смешивали с Van Dyke Brown для получения наиболее насыщенных оттенков. Сейчас устарел.
Жжёная сиена
Пигмент из оксида железа, окрашенный в тёплый средне-коричневый цвет. Изготавливается путём обжига сырой сиены (Terra di Sienna).
Жжёная умбра
См. умбра (ниже).
Кадмиевые пигменты
Семейство пигментов на основе металла кадмия с жёлтыми, оранжевыми и красными оттенками. Кадмий жёлтый – это сульфид кадмия, к которому можно добавлять все большее количество селена для расширения цветового диапазона. Виридиан добавляется к жёлтому кадмию для получения яркого, бледно-зелёного пигмента – зелёного кадмия. Яркость кадмиевых красок имеет тенденцию к выцветанию в фресках и фресковой живописи. Хотя кадмий был открыт Штромейером в 1817 году, производство пигментов было отложено до 1840 года из-за нехватки металла. Все кадмии обладают большим цветовым блеском, причём более глубокие оттенки имеют наибольшую тонирующую силу. Кадмиевые пигменты использовались как в масляной живописи, так и в акварели, но их нельзя было сочетать с пигментами на основе меди.
Кадмиевый оранжевый
См. кадмиевые пигменты (выше).
Кадмий жёлтый
См. Кадмиевые пигменты (выше).
Угольная сажа
Древний чёрный пигмент, который традиционно изготавливался путём обугливания органических материалов, таких как дерево или кость. Это была чистая форма углерода, и в зависимости от способа его изготовления он назывался по-разному. Например: «слоновая кость» получалась при сжигании слоновой кости или костей; «виноградная кость» – при обугливании высушенных виноградных лоз; «ламповая кость» – из сажи, собранной из масляных ламп. Синтетические версии сегодня заменили эти традиционные органические формы, за исключением некоторых специализированных видов искусства, таких как каллиграфия и восточная живопись.
Кармин (Cochineal и Kermes)
Используемый с древности, кармин – это натуральный органический малиновый пигмент/краситель, изготовленный из высушенных тел самок насекомого Coccus cacti (Cochineal), обитающего на колючем кактусе, а также из бескрылого насекомого, живущего на некоторых видах европейских живых дубов (Kermes). Кактусовых насекомых сначала нагревали в печах, а затем сушили на солнце, чтобы получить «серебряную кохинею», из которой изготавливали тончайший пигмент. Кохинеаль до сих пор производится в Мексике и Индии.
Celadon Green
Вариант пигмента Green Earth, содержащий селадонит, который придаёт ему серовато-бледно-зелёный цвет. Большинство этих вариантов Зелёных Земель были добыты до истощения и больше не являются легкодоступными.
Церулевая синяя
Названная в честь латинского слова «caeruleum» (означает небо или небеса), которое в классические времена использовалось для описания различных синих пигментов, церулевая синяя – это высокостабильный и светостойкий зеленовато-синий пигмент, впервые разработанный в 1821 году Хопфнером, но не имевший широкого распространения до его повторного введения в 1860 году Джорджем Роуни в Англии в качестве пигмента для акварельной и масляной живописи. Хотя в его основе лежит кобальт, ему не хватало непрозрачности и насыщенности кобальтовой сини. Тем не менее, в масле он сохранял свой цвет лучше, чем любой другой синий, и был особенно популярен среди художников-пейзажистов для небес.
Церуза (Устаревшее название свинцовых белил, чешуйчатых белил, также ноттингемских белил)
Основной карбонат свинца. Использовался с доисторического греческого периода, второй древнейший искусственно произведённый пигмент. До середины XIX века это была единственная белая масляная краска, доступная художникам.
Хром оранжевый, хром жёлтый, хром красный
Семейство недорогих натуральных пигментов из хромата свинца, впервые разработанных примерно в 1800 году французским химиком Луи Вокленом, которые стали очень популярными (и желанной альтернативой жёлтому патенту Тернера и орпименту) благодаря своей непрозрачности, ярким цветам и низкой цене. Однако их склонность к потемнению со временем в сочетании с содержанием свинца привела к тому, что их заменили представители семейства кадмиевых.
Хризоколла
Натуральный зелёный медный пигмент, впервые использовавшийся древними египтянами наряду с малахитом. На смену ему пришёл египетский зеленый.
Киноварь (циннобер)
Эта природная руда (сульфид ртути) была популярным источником красно-оранжевого пигмента для художников, также известного как вермилион. На самом деле термины «киноварь» и «вермилион» использовались как взаимозаменяемые для обозначения как природного, так и синтезированного позднее цвета примерно до 17 века, когда вермилион стал более распространённым названием. К концу XVIII века название «киноварь» применялось только к немолотому природному минералу. Непрозрачный красный пигмент, киноварь производилась в основном китайцами, которые нашли ранний способ её изготовления, остававшийся лучшим на протяжении более 1000 лет. К сожалению, он очень токсичен. Большая часть натурального вермилиона поступает из киноварных шахт в Китае, отсюда его альтернативное название – китайский красный. В 19 веке он был заменён кадмиевыми красными. См. также Вермилион (ниже).
Кобальты
Семейство пигментов, первоначально полученных из минеральных шахт в Богемии. Они были названы кобальтами от слова «кобольды» – богемского слова, обозначающего духов или призраков, которые, по мнению шахтёров, обитали в пигменте и создавали им трудности.
Кобальтовая синь
Дорогой, но очень стабильный чистый синий пигмент, открытый Тенаром в 1802 году, стал большим усовершенствованием смальты – пигмента, получаемого из кобальтового синего стекла. Сейчас это самый важный из всех кобальтовых пигментов. После разработки смальты шведским химиком Брандтом и немецкими учёными Ганом и Венцелем, Луи Жак Тенар открыл свой новый кобальт синий в ходе экспериментов на Севрской фарфоровой фабрике. Она абсолютно устойчива в акварельной и фресковой живописи и является хорошей заменой ультрамариновой синей при рисовании неба.
Кобальт зелёный
Полупрозрачный, но очень стойкий умеренно яркий зелёный пигмент, открытый шведским химиком Ринманом в 1780 году, используется во всех техниках живописи. Однако низкая прочность колеровки и высокая стоимость кобальтового зелёного ограничивают его применение.
Кобальтовый фиолетовый
Кобальтовый фиолетовый был разработан около 1860 года и, как и его старший собрат кобальтовый зелёный, страдал от высокой стоимости и слабой красящей способности, что ограничивало его использование среди художников. На смену ему пришёл более чистый и сильный пигмент – марганцевый фиолетовый.
Кобальт жёлтый
Открытый в 1848 году в Бреслау немецким учёным Н. У. Фишером, этот чистый жёлтый пигмент был популярен в течение короткого периода из-за его хорошего качества смешивания с другими пигментами и для получения хороших оттенков в акварели. Он также обладает светостойкостью. Однако, как и большинство кобальтов, он дорог и имеет ограниченную силу.
Медная смола
Известная с середины византийской эпохи (ок. 800 г. н.э.), эта прозрачная нефритово-зелёная глазурь изготавливается путём растворения солей меди в скипидаре Венеции. Она использовалась, в частности, итальянскими масляными художниками XVI века эпохи постренессанса для окрашивания листвы. Обычно она сочеталась с азуритовой краской и наслаивалась поверх свинцовых белил или свинцово-оловянных жёлтых пигментов.
Васильковая синь
Синий краситель, изготовленный из лепестков цветка, который использовался некоторыми акварелистами в 18 веке.
Кремницкий белый
См. белый свинец (ниже).
Кровь дракона: тёплый рубиново-красный смолистый экссудат Calamus draco, встречающийся в восточной Азии. Его использование в Европе в живописи датируется I веком. Средневековые иллюминаты использовали его. Плиний Старший высказал причудливую идею, что это вещество на самом деле является смешанной кровью легендарных врагов, дракона и слона, которая пролилась во время их смертельной схватки.
Египетская синь
Также известный как египетская синяя фритта, этот темно-синий пигмент (силикат меди кальция), возможно, является первым в истории синтетическим пигментом, возникшим в результате производства темно-синего стекла стеклоделами в Древнем Египте. Стекло измельчалось в глубокий постоянный синий пигмент большой визуальной красоты. В древности его использовали как синий пигмент для окрашивания различных материалов, таких как камень, дерево, гипс, папирус и холст. Несмотря на относительно слабую красящую способность, он оставался единственной темно-синей краской до появления ультрамарина четыре тысячелетия спустя. В 17 веке было разработано усовершенствование оригинальной формулы, известное как смальта (Александрийская синяя), которая использовалась до успешного синтеза ультрамарина в 19 веке.
Египетский коричневый
Другое название мумии (см. ниже).
Египетский зелёный
Вариант египетского синего (см. выше), который был разработан в поздние времена Древнего Египта. Имеет схожие свойства с египетским синим. Сейчас устарел.
Изумрудно-зелёный
Известный также как швайнфуртский зелёный, попугайский зелёный, императорский зелёный, венский зелёный и митисовый зелёный, этот красивый, но ядовитый пигмент также продавался под названием парижский зелёный как крысиный яд. Как красящий пигмент, он был склонен к выцветанию под воздействием солнечного света (этот эффект можно было уменьшить в масляной живописи, изолируя пигмент между слоями лака), а также вступал в химическую реакцию с другими красками. Например, его нельзя было сочетать с серосодержащими красками, такими как жёлтый кадмий, вермилион или ультрамариновая синяя, так как смесь давала темно-коричневый цвет. Однако он обладал блеском, не похожим ни на один другой медно-зелёный цвет, известный современной химии. Говорят, что изумрудно-зелёный был любимым пигментом постимпрессиониста Поля Сезанна. На некоторых его акварелях тонкие размывки, содержащие этот цвет, стали коричневыми, но более толстые наложения остались ярко-зелёными. Ван Гог был ещё одним заядлым пользователем. Современные имитации включают «Изумрудный зелёный» или «Перманентный зелёный».
Фолиум
Глубокая фиолетовая, иногда синеватая или красноватая краска, изготовленная из турнсоли или ваты (см. ниже), это было общее название для таких красок, используемых книжными иллюминаторами и иллюстраторами. Название происходит от латинского слова «folia», обозначающего страницы в книге.
Французская белизна
Синоним белого свинца (см. ниже).
Фустик
Жёлтый краситель, получаемый из растения Chlorophona tinctoria, родом из Америки, завезённого в Европу в XVI веке. Имел ограниченное применение в акварели. Старое название – ffusticke yealowe.
Желчный камень
Готовится из желчного камня быка и даёт достаточно тёмный жёлтый цвет. Николас Хиллиард нашёл его полезным для оттенения миниатюрных работ. Джон Пейн в 18 веке обнаружил, что недобросовестные красильщики продают некачественный заменитель. В своей книге по миниатюре он предложил художникам подходить к скотобойням, и чтобы люди там были начеку на предмет желчных камней. В 1801 году эта краска входила в четвёрку самых дорогих, по данным Аккермана, её стоимость составляла пять шиллингов за пирог.
Гамбож
Жёлтая камедь родом из Таиланда. Яркий прозрачный золотисто-жёлтый цвет для глазури или акварели, не является настоящим пигментом. Используется со средневековых времён. Дж. Смит в книге «Искусство живописи маслом», опубликованной в 1701 году, описывает метод приготовления краски, которая обычно поставляется в грубых цилиндрах диаметром около 6 см. Для жёлтой краски лучше всего подходит гумбож, он продаётся у аптекаря в кусках, и способ сделать его пригодным для использования состоит в том, чтобы сделать в куске небольшое отверстие ножом и влить туда немного воды, хорошо размешать карандашом, пока вода не станет тускло- или более насыщенного жёлтого цвета, в зависимости от случая, затем вылить её в горшок с галлием и ещё раз прокалить, пока не будет достаточно для вашей цели». (Карандаш здесь означает маленькую, мягкую, волосяную кисть)
Озеро герани
Беглый пигмент, сделанный из эозина, который был в моде в конце 19 века и начале 20 века. Ван Гог использовал его в версиях своих «Подсолнухов». Сейчас устарел.
Giallorino
Свинцово-жёлтый пигмент, вероятно, Неаполитанский жёлтый. Флорентийский художник Ченнино Ченнини упоминает, что Giallorino ассоциируется с вулканами, но получен искусственно. Это совпадает с Неаполитанским жёлтым, который в античности собирали в виде природных отложений с вулкана Везувий, но ко времени Ченнини он был синтезирован. Другая возможность заключается в том, что название относится к свинцово-оловянному жёлтому (см. ниже).
Зелёная земля
Также известная как Terre Verte, Stone Green, Verdetta и Celadonite, это натуральный зелёный пигмент, различающийся по составу и оттенку цвета. Он обладает слабой кроющей способностью, но устойчив к свету и химическим веществам. Очень популярный в средневековой живописи для подкрашивания телесных тонов, он вышел из употребления после эпохи Возрождения.
Гипс
Любимый белый пигмент Древнего Египта, гипс – это природный минерал сульфат кальция, который хорошо работает в водных средах, но не в масляных.
Ханьский синий, Ханьский фиолетовый
Также известные как китайский фиолетовый и китайский синий, эти синтетические пигменты на основе силиката меди бария были разработаны в Китае около 250 г. до н.э. и широко использовались китайскими художниками с периода Западной Чжоу (1207-771 гг. до н.э.) до конца династии Хань (ок. 220 г. н.э.). Чистый ханьский пурпур – более популярный из двух, так как азуритовый синий также широко использовался – на самом деле является темно-синим, похожим на электрический индиго. Впервые он был использован для окраски частей Терракотовой армии воинов (огромной армии глиняных фигурок, найденных возле гробницы императора Цинь Шихуанди). Оба пигмента использовались для окраски керамической посуды, металлических изделий и настенной живописи.
Зелёный Гукера
Самые ранние формы этого пигмента представляли собой смесь гамбоге и берлинской лазури. Позже были созданы более светостойкие варианты с использованием ауреолина. Современный зелёный Гукера обычно представляет собой смесь фталевого синего и кадмиевого желтого.
Индийский жёлтый
Этот чистый, глубокий и люминесцентный жёлтый пигмент (также называемый Puree, Peoli или Gaugoli) был завезён в Индию из Персии в 15 веке. Индийский жёлтый производился путём нагревания мочи крупного рогатого скота, питавшегося листьями манго, – жестокий процесс, запрещённый в 1908 году. Пигмент был популярен как у художников масляной, так и акварельной живописи благодаря своей насыщенности и глубине тона. Относительно стабильный, он мог сочетаться со всеми другими пигментами, а его светостойкость в масляной живописи повышалась при изоляции между слоями лака.
Индиго
Пигмент глубокого синего цвета, получаемый из растений семейства индигоферовых до 1870 года, когда он был создан синтетическим путём. Его использовали древнеегипетские, греческие и римские художники. Розоватые небеса, которые можно увидеть в английских акварелях 18-го и начала 19-го веков, изначально были серовато-голубыми, только содержащийся в них индиго теперь выцвел, оставив охристый элемент первоначальной смеси, которую использовал акварелист. Натуральный индиго был заменён в 19 веке синтетической краской. См. кошениль (ниже).
Лак
Красный краситель, первоначально производившийся в Индии, который дал начало термину «Лак», означающему любой прозрачный краситель, осаждённый на инертной пигментной основе, используемый для глазури. В эпоху Высокого Возрождения в Италии Лак был третьим по стоимости пигментом (после золота и ультрамарина), но большинство художников считали, что он стоит затрат.
Лазурит (ультрамарин)
Источник сказочного, абсолютно постоянного и нетоксичного натурального синего пигмента ультрамарина – драгоценный камень лазурит – находится в Центральной Азии, в частности в Афганистане. В древности его использовали как простой измельчённый минерал (Lapis Lazuli или Lazuline Blue) со слабой силой цвета. Затем персидские мастера открыли способ извлечения красящего вещества, создав в одночасье чрезвычайно важный художественный материал. Ультрамарин прибыл в Венецию на арабских кораблях в эпоху Возрождения и получил название пигмента из-за моря («ультрамарин»). Его блеск был настолько велик, что он быстро достиг такой цены, что его могли позволить себе только принцы и крупные богатые религиозные организации. Хотя он прочно ассоциируется с искусством эпохи Возрождения, он по-прежнему широко используется современными художниками, особенно с тех пор, как цены и предложение улучшились. Синтетический ультрамарин химически идентичен, хотя обычно имеет более красноватый оттенок. Однако его гораздо более низкая цена, несомненно, гарантирует, что настоящий ультрамарин останется в ограниченном использовании.
Жёлтый свинцово-оловянный
Высокостабильный яркий непрозрачный жёлтый цвет использовался примерно с 1250 года до середины XVII века, когда его применение резко прекратилось без видимых причин. Эксперты считают, что его формула могла быть утеряна из-за смерти его производителя. Очень популярный среди художников эпохи Возрождения, которые использовали его в листве вместе с земляными пигментами, свинцово-оловянный жёлтый, похоже, обладает многими признаками современного жёлтого кадмия, но о нём мало что было известно до 1940-х годов. С тех пор он переживает скромное восстановление.
Свинцовая белизна
Также называемая хлопьевидной белизной, фламандской белизной, кремницкой белизной и серебряной белизной, это один из самых древних искусственных пигментов и самый старый белый краситель, который до сих пор используется современными художниками. Используемые со времён Древней Античности, свинцовые белила были единственным белым пигментом в европейской станковой живописи вплоть до 19 века. Среди его многочисленных достоинств – самый тёплый матовый камень среди всех белых пигментов. Кроме того, он обладает тяжёлой консистенцией, очень лёгким красновато-жёлтым оттенком и сохнет быстрее, чем любая другая аналогичная краска, что делает его идеальным для техники «алла прима». И хотя карбонат свинца токсичен и поэтому не входит в состав водорастворимых красок, его использование в маслах представляется относительно безопасным. Она и сегодня присутствует на палитрах художников, но в значительной степени вытеснена титановым белым.
Лимонный жёлтый
Зонтичный термин для трёх жёлтых красок, появившихся в 1830-х годах: Стронциевый жёлтый, Бариевый жёлтый и Цинковый жёлтый. Все они были полупрозрачными и использовались как в масляных, так и в акварельных красках. Стронциевая жёлтая была холодной, светло-жёлтой, более стойкой и насыщенной по тону, чем бариевая жёлтая. Сегодня используется редко.
Бревно
Черноватый краситель, получаемый из южноамериканского дерева, выпускается в широком диапазоне цветов, включая синий и чёрный, красный и фиолетовый. Как пигмент для живописи он использовался в основном в качестве чернил, хотя коричневатые и красноватые оттенки иногда применялись в качестве прозрачной глазури.
Маддер
Натуральный растительный краситель, получаемый из растения маддер в процессе, восходящем к античности. Он был привезён в Европу во времена крестовых походов. Это был один из самых стабильных природных пигментов. Красители, полученные из корня растения маддер, использовались в Древнем Египте для окрашивания текстиля. Позже натуральные пигменты из мадеры использовали художники 15 и 16 веков. После того, как в 1868 году немецкие химики Грабе и Либерман изобрели синтетический вариант, производство натуральных красителей практически прекратилось.
Малахит
Сравнительно постоянный пигмент разного цвета, особенно ярко-зелёного, малахит (также известный как минеральный зелёный или вердеаццуро), как говорят, является самым древним из известных зелёных пигментов. Его следы были обнаружены в надгробных росписях Древнего Египта ещё во времена Четвёртой династии. С античных времён он был наиболее популярен в эпоху европейского Возрождения. В конечном итоге синтезированный, он продавался под названием Bremen Green. Сейчас устарел.
Марганцевая синька
Являясь разновидностью манганата бария, марганцевая синька производилась с 19 века. Синтетическая разновидность была создана в 1935 году, но обе были вытеснены более интенсивными синими красками. Сейчас устарела.
Марганцевый фиолетовый
Разработанный немецким химиком Э. Лейкауфом в 1868 году, этот пигмент, также называемый перманентным, нюрнбергским и минеральным фиолетовым, заменил кобальтовый фиолетовый в 1890 году. Он оказался более чистой альтернативой с меньшей токсичностью и улучшенной непрозрачностью.
Массико
Устаревший пигмент, приготовленный из оксида свинца и, возможно, оксида олова. Использовался с 14-го по 18-й век в Европе. Хиллиард нашёл его полезным и сказал, что его следует использовать с сахарным леденцом, что могло создать проблемы, так как массико очень ядовит. Он имеет тенденцию обесцвечиваться и становиться серым при контакте с воздухом.
Майя Блю
Очень стойкий ярко-синий до зеленовато-синего пигмент, разработанный культурами майя и ацтеков доколумбового искусства в Мезоамерике. Он представляет собой композицию органических и неорганических соединений, в частности красителя индиго из растения Indigofera suffruticosa. Возникнув в начале IX века н.э., он использовался уже в XVI веке в Мексике, на картинах индейца Хуана Герсона. На Кубе он сохранился до 19 века.
Minium
Римский термин для обозначения красного свинцового пигмента, популярного цвета краски, используемого в средневековой книжной иллюстрации и каллиграфии. Это довольно тусклый красный цвет, склонный к потемнению, он не используется современными художниками уже много десятилетий.
Мозаичное золото
Пигмент, имитирующий золото (также известный как Aurium Musicum и Purpurinus), широко использовался художниками эпохи Возрождения и иллюстраторами книг. Сейчас устарел.
Мумия
Также называемый египетским коричневым, этот тёплый темно-коричневый краситель получали из измельчённых останков египетских мумий – отвратительная практика, которая со временем была запрещена. Сейчас устарел.
Неаполитанский жёлтый
Неаполитанский жёлтый, называемый также сурьмяным жёлтым и блестящим жуаном, представляет собой бледный, но тёплый жёлтый пигмент, получаемый из антимониата свинца. Его использование в качестве пигмента для живописи прослеживается примерно до 1400 года до н.э., что делает его одним из старейших синтетических пигментов. Он обладает очень хорошей кроющей способностью и хорошей стабильностью. Сейчас уже не используется из-за своей токсичности. См. Giallorino (выше).
Нейтральный серый оттенок
Готовая краска для художников, состоящая из лампового чёрного, синего Winsor и небольшого количества ализариновой малины. Популярна для монохромных работ или визуализации рисунков.
Охра (красная и жёлтая охра)
Самый древний из всех природных красителей, охра – это природная подкрашенная глина, содержащая оксид железа, которая даёт землистый пигмент, цвет которого варьируется от кремового и светло-жёлтого до коричневого или красного. Она широко использовалась в доисторической наскальной живописи, в частности, в наскальных росписях в Ласко и Шове, а также в пещере Бломбос. Охры значительно различаются по прозрачности – некоторые из них непрозрачны, а другие используются в качестве прозрачной глазури. Их можно смешивать с другими пигментами.
Орпимент
Насыщенный лимонный или канареечный жёлтый цвет с хорошей кроющей способностью и умеренной химической стабильностью, орпимент – очень древний природный пигмент, впервые использованный на Ближнем Востоке и в Азии около 3100 года до нашей эры. Он был импортирован в Венецию из Турции в эпоху Возрождения – ещё одна причина, по которой Венеция лидировала в производстве пигментов для художников и колористике. Его нельзя было сочетать со свинцовыми или медными пигментами, такими как свинцовые белила, свинцово-оловянный жёлтый или вердигрис, так как смесь склонна к потемнению. В конце концов была создана синтетическая версия Orpiment под названием Kings Yellow, но она оказалась очень токсичной из-за высокого содержания мышьяка. Обе краски вышли из употребления благодаря жёлтому кадмию.
Серая краска Пейна
Названная в честь акварелиста XVIII века Уильяма Пейна, эта очень тёмная серо-голубая краска сочетает в себе ультрамарин и чёрный цвет, или ультрамарин и сиену. Он использовался художниками как пигмент, а также как миксер вместо черного.
Палитра
Подробнее о цветовых палитрах и о пигментах, красителях и цветах, связанных с различными эпохами в истории искусства, см:
Доисторическая цветовая палитра (оттенки, используемые пещерными художниками каменного века);
Египетская цветовая палитра (оттенки, используемые в Древнем Египте);
Классическая цветовая палитра (пигменты, используемые художниками Древней Греции и Рима);
Цветовая палитра эпохи Возрождения (Краски, используемые художниками масляной живописи и фрески во Флоренции, Риме и Венеции);
Цветовая палитра восемнадцатого века (Оттенки, используемые художниками рококо и других направлений);
Палитра цветов XIX века (Пигменты, используемые импрессионистами и другими художниками XIX века).
Персидский красный
Также известный как Persian Gulf Red, это насыщенный красновато-оранжевый земляной железный пигмент из Персидского залива, изготовленный из силиката железа и глинозёма в сочетании с магнезией. Он также известен как искусственный вермильон. См. также Венецианский красный (ниже).
Фталоцианиновый синий
Очень мощное синее озеро, получаемое из фталоцианина меди. В своём первозданном состоянии он настолько силён, что не остаётся и следа синевы, почти чёрный с медным блеском. Введена в Англии в 1935 году и заменила прусскую синь для многих художников. Торговые названия: Monastral, Winsor, Thalo и Bocour blue.
Розовый
Слово розовый использовалось для обозначения жёлтого пигмента вплоть до конца 17 века и, вероятно, в 18 веке. Розовый (жёлтый) получался благодаря умению готовить. Использовалось несколько ингредиентов, в том числе: недозрелые ягоды облепихи, заварка, веник. Норгейт в своём трактате упоминает, что «из облепихи и белых роз получается редкий пинк, который никогда не голодает».
Платина жёлтая
Дорогой лимонно-жёлтый пигмент, получаемый из платины. Сейчас он устарел, его заменили хромовые жёлтые – стронциевый, бариевый и цинковый.
Прусская синь
Известная также как Берлинская синь, Бронзовая синь, Китайская синь, Железная синь, Милорийская синь, Парижская синь, Пастовая синь и Стальная синь, эта темно-синяя краска была первым современным искусственным пигментом. Он был случайно разработан берлинским химиком Дизбахом примерно в 1704 году и стал доступен для палитры художников с 1724 года. Прусская синь обладает превосходной тонирующей способностью, но достаточно устойчива к свету и воздуху. Будучи в то время популярной альтернативой красителям индиго, смальте и тирийскому пурпуру, которые имеют тенденцию к выцветанию, и чрезвычайно дорогому ультрамарину, первыми известными художниками, использовавшими её, были Питер ван дер Верфф и Антуан Ватто. За пределами Европы пигмент взяли на вооружение японские живописцы и художники ксилографии. При диспергировании в масляной краске берлинская лазурь становится слегка темно-фиолетовой.
Кверцитроновый жёлтый
Устаревший жёлтый цвет, получаемый из коры чёрного кверцитронового дуба из Америки. Он был завезён в Европу Эдвардом Бэнкрофтом, доктором медицины и членом Королевского общества, в 1775 году. Он появился в трактате Аккермана в 1801 году под названием: «Жёлтый цвет Акерманна, ещё один новый цвет, недавно открытый, красивый тёплый насыщенный жёлтый цвет, почти оттенок желчного камня, очень приятный и полезный в пейзажах, цветах, ракушках и т.д.»
Реальгар
Красно-оранжевый пигмент, химически родственный жёлтому орпименту, минеральная руда Реальгар – древний пигмент, использовавшийся в Египте, Месопотамии и Малой Азии до 19 века. Сейчас устарел.
Красные пигменты из оксида железа
С тех пор как художники палеолита начали расписывать пещерные фрески, красная руда из оксида железа была распространённым источником для получения разнообразных оттенков. Места добычи этой руды отражены в некоторых названиях пигментов, таких как Venetian Red, Sinopia, Venice Red, Turkey Red, Indian Red, Spanish Red, Pompeian Red и Persian Red. Вариант последнего (Persian Gulf Red) до сих пор считается лучшим сортом натурального пигмента. В настоящее время большинство красных красок на основе оксида железа производится синтетическим путем.
Сафлоровый пигмент
Общеизвестный как карфамин, этот беглый красный пигмент получают из цветов растения сафлор. Сейчас устарело.
Шафран
Ещё один летучий жёлтый краситель, получаемый из цветов индийского растения, шафрановые пигменты использовались с древности до 19 века. До сих пор используются традиционными ремесленниками на Индийском субконтиненте и в Юго-Восточной Азии.
Сандарака
Греко-римский термин, используемый для описания ряда свинцовых и мышьяковых жёлтых красок, а также киновари и даже красных земель.
Сок зелёный
Получается из недозрелых ягод кустарника облепихи. Он обладает высокой летучестью, как и родственный ему пигмент, Iris Green, который получают из сока цветка ириса. В средние века Sap Green разводили до состояния густого сиропа и продавали в жидком виде. Современные синтетические зелёные соки – это озера, полученные из каменноугольной смолы.
Саксонский синий
Альтернативное название для смальты (см. ниже).
Зелёный Шееле
Также известный как зелёный Шлосс, этот желтовато-зелёный пигмент был изобретён в 1775 году Карлом Вильгельмом Шееле и использовался художниками в 18 и 19 веках. Он родственен более позднему изумрудному зелёному. К 1900 году эти краски (обе высокотоксичные и склонные к потемнению) были выведены из употребления оксидом цинка и кобальтовой зеленью, также известной как цинковая зелень.
Сепия
Первоначально в 18 веке заменяла коричневый пигмент Бистр, этот натуральный органический краситель изготавливается из чернильных мешков каракатицы. Первоначально использовался художниками в живописи тушью, иллюстрации и каллиграфии, но сейчас название «сепия» используется в связи с современными масляными красками, полученными из жжёной умбры, коричневого цвета Ван Дейка и сажи.
Сиена
Самородная глина, содержащая железо и марганец. В сыром виде она имеет вид тёмной и насыщенной жёлтой охры. Жжёную сиену получают путём прокаливания или обжига сырой сиены в печи. Обе сиены, сырая и жжёная, являются одними из самых устойчивых пигментов на палитре художника.
Синопия
Древнее название самородных красных оксидов железа, название происходит от города Синопа в Малой Азии. Ценнини в Il Libro dell’ Arte говорит о его непригодности для фрески и темперы. Хорошо разбавленный водой, он часто использовался художниками для нанесения подрисовки для фресковой работы на arriccio.
Смальта
Изготовленная из толчёного стекла синего цвета, смальта была самым ранним из кобальтовых пигментов. Она возникла как европейская замена египетской синей, которая была получена из меди. Несмотря на слабую красящую способность, она оставалась популярной до появления синтетических ультрамарина и кобальтовой синей в 19 веке. Производство продолжалось с перерывами до 1950 года.
Терра Марита
Беглое жёлтое озеро, получаемое из растения Шафран.
Титановый белый
Самый сильный, самый блестящий, самый стабильный белый пигмент, доступный художникам за всю историю искусства. Хотя он был открыт в 1821 году, массовое производство масляного пигмента высокого художественного качества началось только в начале 1920-х годов. Его матовый камень, ни тёплый, ни холодный, находится на полпути между свинцовыми и цинковыми белилами. Сегодня это основной пигмент в мире по белизне, яркости и непрозрачности. Выпускается для масла, акварели и акриловой живописи.
Жёлтый Тёрнера
Названный в честь изобретателя (а не английского художника-акварелиста), этот свинцовый пигмент был популярен в течение некоторого времени из-за своей дешевизны, хотя он был склонен к непостоянству и почернению. Оттенки варьировались от ярко-жёлтого до оранжевого. Сейчас устарел.
Турнсоль
Натуральный пурпурный пигмент (также называемый Heliotropum), получаемый из средиземноморского растения Heliotrope семейства бурачниковых. Используется в качестве красителя для художников, из него делают ряд озёр синего и красного цветов. Иногда его путают с аналогично окрашенной ватой. И турнсоль, и вата использовались в книжной иллюминации под общим термином «фолиум» (см. выше).
Терпетный минерал
Сульфат ртути. Сильно ядовитый. Одно время ценился за прекрасную зелень, получаемую при смешивании с берлинской лазурью. Выброшен, так как в некоторых смесях разлагался и чернел.
Тирийский пурпур
Цвет, полученный из раковин рыб финикийцами и получивший известность как цвет, который носили римские цезари. Также использовался художниками древности в качестве глазурного пигмента. Доступный в оттенках фиолетового, настоящего пурпурного и исключительно глубокого малинового, его использование было ограничено огромной стоимостью производства.
Ультрамарин
Натуральный ультрамарин, получаемый из драгоценного камня лазурита, был (и остаётся) одним из самых дорогих в мире пигментов для художников. Холодный темно-синий оттенок впервые был использован в Афганистане в VI веке, а зенита пигмент достиг в эпоху итальянского Возрождения, поскольку он прекрасно гармонировал с вермильоном и золотом иллюминированных рукописей и итальянской панельной живописи. (См. также: Тициан и венецианская цветная живопись) Однако, будучи уязвимым даже к мельчайшим следам минеральных кислот и кислотных паров, он использовался только для фресок, когда его наносили «secco» (когда пигмент смешивался со связующим веществом и наносился поверх сухой штукатурки), как в знаменитом цикле фресок Джотто ди Бондоне в капелле Скровеньи в Падуе. Ультрамарин был окончательно синтезирован независимо друг от друга французом Жаном Батистом Гиме и немецким химиком Кристианом Готтлобом Гмелином в конце 1820-х – начале 1830-х годов. Искусственный краситель был нетоксичным и таким же стойким, как и натуральный, но более темным и менее лазурным. Он был предназначен как для масляных, так и для акварельных красок.
Ультрамариновый пепел
Вторичный продукт, остающийся после удаления из камня лазурит первосортного ультрамарина. Содержит лишь следы настоящего ультрамарина и имеет постоянный, но слабый серо-голубой цвет.
Ультрамарин зелёный
Этот вариант синтетического синего ультрамарина имеет слабый голубовато-зелёный оттенок. Был в моде с 1850 по 1960 год, но сегодня встречается редко.
Урановый жёлтый
Яркий светло-жёлтый пигмент с зелёными прожилками, его производство в качестве красителя было запрещено из-за его предполагаемой радиоактивности. На самом деле он излучает не больше, чем человеческое тело.
Умбра
Умбра, используемая в качестве красителя с доисторических времён, представляет собой натуральный коричневый глинистый пигмент, содержащий оксиды железа и марганца. При нагревании цвет усиливается, и полученный пигмент обычно называют жжёной умброй. Первоначально она добывалась в Умбрии, регионе центральной Италии, хотя самая качественная умбра поставляется с Кипра.
Ван Дейк коричневый
Известный также как Кассельская земля, Рубинс коричневый и Кёльнский коричневый, этот прозрачный коричневый пигмент появился в 17 веке и представляет собой смесь глины, оксида железа, гумуса и битума. Благодаря своей прозрачности он превосходил омберы и охры для глазури, хотя был склонен к выцветанию и, из-за битумного компонента (Asphaltum), к растрескиванию.
Венецианский красный
Термин «венецианский красный» обычно относится к определённому голубоватому тону красного оксида, хотя некоторые разновидности могут иметь оранжеватый или фиолетовый оттенок. См. также Персидский красный (выше).
Вердаччо
Нейтральный зеленоватый цвет, обычно получаемый при смешивании остатков краски на палитре, широко использовался в эпоху Возрождения для доработки рисунка до стадии живописи или для подкрашивания телесных тонов в средневековом искусстве.
Вердигрис
Распространённый синтетический зелёный пигмент, использовавшийся с классической древности до 19 века, был самым ярким зелёным цветом в эпоху Возрождения и барокко. Его относительная прозрачность привела к тому, что его часто использовали в сочетании со свинцовыми белилами или свинцово-оловянной желтизной, а также в качестве глазури. Название происходит от старофранцузского слова «vertegrez», что означает «зелёный цвет Греции». Его использование резко сократилось, начиная с XVIII века.
Вермилион (Vermillion)
Оранжево-красный пигмент с прекрасной кроющей способностью и хорошей стойкостью, но высокой токсичностью. Натуральный вермилион, известный римлянам под названием Minium, получают из минеральной руды киновари (см. выше), а название вермилион чаще всего используется для описания синтетической версии пигмента, который в наши дни обычно получают путём реакции ртути с расплавленной серой. В древности вермилион/киноварь высоко ценился, будучи в десять раз дороже красной охры. Позже он был важным красителем в иллюминированных рукописях, хотя оставался непомерно дорогим до 14 века, когда впервые была получена синтетическая версия. Вермилион был традиционным красным пигментом в китайском искусстве, а также красителем, используемым в китайском красном лаке. Сегодня вермилион заменён в живописи красным кадмием.
Виридиновый зелёный
Открытый в 1797 году французским химиком Вокленом, он не был полностью разработан в качестве оттенка краски для художников примерно до 1840 года. Очень устойчивый, мощный холодный зелёный цвет, обладающий превосходной стойкостью и отсутствием токсичности, превзошёл беглый цвет, известный как изумрудно-зелёный, название которого он носил до тех пор, пока не стал широко известен как виридиан.
Вельд
Распространённая жёлтая краска на растительной основе, она была одной из самых популярных органических жёлтых красок до появления современных синтетических. Кверцитрон и ягоды облепихи были более известны, но не более распространены среди художников, чем вельд. Более подходящий, чем его конкуренты, для создания непрозрачных жёлтых, он использовался как альтернатива Орпименту.
Белый свинец
См. свинцовые белила (выше).
Вата
Древний пигмент, получаемый из ваты или красильной травы семейства горчичных, выращиваемой для получения синего или индиго красителя и пигмента. Происходящий от саксонского слова «waad», он является более слабым европейским эквивалентом более известного красителя из растения индигофера, с которым его иногда смешивали.
Цинковая белизна
Оксид цинка был признан в качестве возможного источника художественной белизны французами в 1780-х годах. После открытия месторождений цинка в Европе в 18 веке, патенты на производство оксида цинка были выданы английскому производителю красок Джону Аткинсону и другим. К началу 1830-х годов цинковая белизна была принята в качестве акварели, хотя потребовалось больше времени, чтобы сформулировать её для использования в масляных красках художников. В 1834 году компания Winsor and Newton, Limited из Лондона представила плотную форму оксида цинка, которая продавалась как китайская белизна. Название произошло от популярного восточного фарфора, который был в ходу в 19 веке. Но химик Джордж Х. Бэкхоффнер из Лондона, который читал лекции в художественных академиях, рекомендовал фламандский белый (свинцовый белый) как превосходный, поэтому в 1837 году компания Winsor and Newton опубликовала убедительный ответ Бэкхоффнеру. В 1844 году ЛеКлер в Париже выпустил превосходную цинковую белила для масляных красок. По сравнению со свинцовыми белилами, цинковые белила – более медленно высыхающий пигмент, менее непрозрачный, более стойкий и менее склонный к потемнению. Он также нетоксичен и более экономичен. Оттенки, выполненные цинковыми белилами, имеют больше нюансов, чем оттенки, выполненные другими белилами. Кроме того, у цинковых белил гораздо более холодный, чистый и белый матовый камень, чем у лучших сортов свинцовых или даже титановых белил. Ее недостаток в том, что при использовании без смешивания с другими красками она образует довольно хрупкую сухую красочную плёнку, которая может сравнительно быстро привести к появлению трещин на картинах.
Цинковая жёлтая
Бледно-зеленоватый полупрозрачный пигмент, больше подходящий для масляных красок, чем для акварели, этот синтетический хромат цинка был доступен в течение 150 лет (ок. 1850-1990) и обладал отличной светостойкостью. Но содержание хрома делало его довольно токсичным.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?