Теория цвета в изобразительном искусстве читать ~14 мин.
В этой статье мы рассмотрим несколько основных концепций цвета, лежащих в основе теории и практики цвета в изобразительном искусстве. Однако прежде чем мы начнём, обратите внимание, что теория цвета в большинстве своём находится в зачаточном состоянии. Наука о цветооптике остаётся несколько запутанной, а цветопсихология всё ещё крайне неразвита. Чтобы проиллюстрировать, насколько далеко нам предстоит зайти, чтобы правильно понять цвет и его воздействие на человеческий глаз, рассмотрим следующее: компьютеры способны определять до 16 миллионов цветов, в то время как человек может определить до 10 миллионов: однако в нашем языке существует только 11 основных цветовых терминов – чёрный, белый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, розовый, коричневый и серый. Действительно, 11 – это максимальное количество основных цветовых терминов, которое можно найти в любом из 98 языков, изученных антропологами Берлином и Кеем в 1960-х годах. Пока мы не найдём способ ознакомиться с большим количеством идентифицируемых тональных вариаций, наши знания о теории цвета и её основополагающих концепциях будут неполными.
Термины цвета
Слово «цвет» описывает внешний вид пигментации предметов, возникающий в результате отражения ими света. Синонимом цвета является «оттенок». Цвета краски можно сделать светлее или темнее, добавляя белый или чёрный соответственно. Светлый вариант (например, розовый) определённого цвета (красного) называется «оттенком»; более тёмный вариант (например, пурпурный) называется «тенью». Пока все хорошо. Теперь перейдём к более сложному слову – «тон». Оно сложное, потому что иногда используется для описания и оттенков, и тонов. Технически, однако, оно описывает относительно тусклые или яркие варианты цвета, которые получаются при добавлении серого (то есть смеси белого и чёрного).
Для описания отношений между различными оттенками используется несколько терминов. Под «первичными цветами» понимаются цвета, от которых происходят все остальные цвета. Существует три модели первичных цветов: Красный, зелёный, синий (RGB); красный, жёлтый, синий (RYB); голубой, пурпурный, жёлтый (CMY), в зависимости от контекста. «Вторичные цвета» означают цвета, получаемые при смешивании первичных цветов – например, по шкале CMY: голубой + жёлтый = зелёный; жёлтый + пурпурный = красный; пурпурный + голубой = пурпурный. «Третичные цвета» означают цвета, получаемые смешением первичного и вторичного цветов или двух вторичных цветов.
Цветовой круг
Цветовой круг (существует несколько версий) – это круговая диаграмма, на которой изображён ряд цветов, расположенных примерно в порядке их появления в спектре. Большинство цветовых кругов включают три основных цвета, три вторичных и шесть третичных – всего 12 основных сегментов; некоторые цветовые круги имеют больше промежуточных сегментов, доходящих до 24 сегментов. Цветовой круг является основной диаграммной моделью для объяснения отношений между цветами, хотя он имеет ограниченную практическую ценность, поскольку в реальности цвета ведут себя и реагируют друг с другом менее точными способами.
Дополнительные цвета
Это оттенки, которые находятся прямо напротив друг друга в цветовом круге: например: фиолетовый и жёлтый, красный и зелёный. Дополняющие цвета являются цветовыми противоположностями и контрастируют друг с другом самым экстремальным образом.
Аналогичные цвета
Это любые три цвета, которые находятся рядом друг с другом на цветовом круге, например, оранжево-жёлтый, оранжевый, красно-оранжевый.
История теории цвета
Аристотель
Первые теории о цвете были выдвинуты греческим философом Аристотелем, который утверждал (в De colouribus), что двумя основными «цветами» являются белый и чёрный – свет и его отсутствие – и что все цвета происходят от одного из четырёх элементов: воздуха, воды, земли и огня. Он также утверждал, что истинными первичными цветами после белого и чёрного являются жёлтый и синий: ведь мы «видим» чистый белый свет солнца как жёлтый, а черноту космоса как голубое небо. Как видите, теория цветов Аристотеля имела скорее философский, чем научный подход.
Леон Баттиста Альберти
Далее следуют цветовые идеи главного теоретика искусства итальянского Возрождения Леона Баттиста Альберти (1404-1472), изложенные в 1435 году в его вдохновляющем руководстве Della Pittura (О живописи). В Della Pittura, который стал одним из основных источников для более поздних трактатов по изобразительному искусству, Альберти заявляет: “При смешении цветов рождаются бесконечные другие оттенки, но есть только четыре истинных цвета, из которых можно создавать все новые и новые виды цветов. Красный – цвет огня, синий – воздуха, зелёный – воды, серый – земли… Белый и чёрный не являются истинными цветами, а представляют собой изменения других цветов”.
Не вдаваясь в подробности, Альберти сохраняет и расширяет общий аристотелевский подход, за исключением чёрного и белого, которые отнесены к нецветам. Хотя его теоретический вклад в науку о цвете был невелик, Альберти дал довольно много советов художникам по использованию цвета, например, какие пигменты и какие тона и оттенки подходят.
Сэр Исаак Ньютон: Цветовой спектр
Следующим крупным деятелем, обратившимся к фундаментальным концепциям цвета, был учёный сэр Исаак Ньютон, чьё открытие цветового спектра вместе с его теорией цвета (изложенной в его более позднем трактате Opticks, 1704) – продолжает формировать дискуссию. Именно эксперименты Ньютона с призмой в 1666 году заложили научную основу для понимания цвета. В них Ньютон доказал, что призма разделяет белый свет на ряд цветов (которые он назвал «спектром»), а также, что рекомбинация этих спектральных оттенков воссоздаёт исходный белый свет.
Хотя спектр был непрерывным, Ньютон выделил 7 различных цветовых сегментов (по аналогии с 7 нотами музыкальной гаммы), которые он назвал красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, индиго и фиолетовым. Все остальные цвета в спектре, по его гипотезе, были созданы из этих 7.
Гёте, Шеврель и другие
Последующие научные и оптические исследования, изложенные в таких работах, как «Теория цветов» Иоганна Вольфганга фон Гёте (1810) и «Закон одновременного цветового контраста» Мишеля Эжена Шевреля (1839), привели к выводу (1), что три основных цвета – это красный, жёлтый и синий (RYB); и что все другие цвета могут быть созданы путём различных комбинаций или смесей этих основных цветов или их дочерних цветов; (2) что эта теория смешивания цветов в равной степени применима к поведению светлых цветов (лучей света), добавленных вместе (аддитивное смешивание), и цветных пигментов, добавленных вместе (субтрактивное смешивание).
Если первое заключение было в основном верным, то второе оказалось ложным. Это произошло потому, что поглощение света материальными субстанциями (например, пигментами или красителями) происходит по другим правилам, нежели восприятие света глазом.
К концу 19 века учёные в Великобритании и Германии обнаружили, что восприятие цвета лучше всего понимать в терминах другого набора основных цветов – красного, зелёного и синего/фиолетового (RGB) – используя модель, основанную на свете. Более поздние исследования специалистов по трихроматии показали, что эти цвета воспринимаются особым образом тремя типами цветовых рецепторов или колбочек в сетчатке глаза.
Художественные движения XIX века, которые основывались на определённых теориях цвета, включали Неоимпрессионизм (1880-е, 90-е), Пуантилизм (1880-е, 90-е), ответвление Дивизионизма (Хромолюминаризм) – см. также Итальянский дивизионизм (ок. 1890-1907 гг.), Клуазонизм (1888-94) и Синтетизм (1888-94).
Наконец, промышленные химики 20-го века, изучавшие смешивание пигментов и красителей, обнаружили, что поведение этих материалов лучше всего описывается и регулируется с помощью третьей цветовой модели, основанной на первичных цветах – голубом, пурпурном (красном) и жёлтом (CMY). В полиграфической промышленности, поскольку эти чистые пигменты дороги, чёрный цвет (K) заменяется на равные части CMY для снижения стоимости краски, таким образом, получается четвёртая цветовая модель – система CMYK. Эти важные научные достижения были несколько замутнены рядом популистских книг, таких как «Современная хроматика» (1879) американского физика Огдена Руда, и цветовыми атласами Альберта Манселла (Munsell Book of Colour, 1915) и Вильгельма Оствальда (Colour Atlas, 1919).
Художественные движения двадцатого века, которые основывались на определённых теориях цвета, включали Орфизм (ок. 1910-13), Лучизм (ок. 1912-14) и Синхронизм (ок. 1913-18).
Теория основного цвета: Резюме
Если вышеизложенная история звучит довольно запутанно, то вот основные принципы теории смешения цветов, изложенные простым языком:
❶ При смешивании красок-пигментов и других красителей (называемом «субстрактивным», поскольку оно связано с поглощением или избирательным пропусканием света) основными цветами являются голубой, пурпурный, жёлтый – система CMY.
❷ При смешивании пучков света (называемом «аддитивным», поскольку оно включает в себя сложение спектральных компонентов), основными цветами являются красный, зелёный, синий – система RGB; или красный, жёлтый, синий – система RYB.
❸ В целом, художники обычно используют красный, жёлтый и синий основные оттенки; в то время как психологи, колориметристы и другие цветоведы используют красный, зелёный и синий; а промышленные химики, работающие с красителями или красящими пигментами, используют голубой, пурпурный и жёлтый основные цвета.
Характеристика цвета
Согласно принципам теории цвета, воздействие окрашенных цветов на зрителя будет значительно отличаться в зависимости от сочетания присутствующих оттенков, их светлоты и чистоты цвета. Чтобы понять это, представьте, что вы смотрите на картину с изображением типичного красного британского почтового ящика.
Оттенок
Как мы уже видели, оттенок означает цвет, который в данном случае красный. Если художник захочет, он может изменить цвет своего почтового ящика, смешав, скажем, красную краску с жёлтой. В результате получится оранжевый ящик.
Значение (яркость)
Значение – это степень светлости или темноты (светлоты) цвета нормальной интенсивности. Например, светло-голубой цвет имеет более светлую «ценность», чем обычный голубой. Если художник захочет, он может изменить свой почтовый ящик с нормально-красного на (скажем) светло-красный. Это не изменит оттенок, который останется красным, а просто изменит значение цвета. Добавление белого цвета меняет нормальный красный цвет на светло-красный; добавление чёрного цвета меняет его на темно-красный. Светлые варианты нормального цвета называются оттенками; тёмные варианты – тонами. Более точно, оттенок (скажем, зелёного) называется «светлым значением зелёного», а тень – «темным значением зелёного».
Тон
Художники используют тона и оттенки, чтобы сделать цвета светлее или темнее. Иногда, однако, простого осветления или затемнения цвета недостаточно для получения точного цветового варианта. В таких случаях, добавляя серый цвет (смесь белого и чёрного), художник может добиться нужного оттенка. Добавление серого к цвету создаёт «тон». Тона обычно используются художниками для создания определённого настроения во всей картине.
Интенсивность (насыщенность)
Некоторые цвета сильнее других. Например, красный цвет считается более сильным – или более красочным – чем (скажем) зелёный. Сила цвета называется «интенсивностью» или «насыщенностью». Художник может уменьшить интенсивность цвета без ущерба для его ценности, добавив нейтральный серый цвет. Это обычно делается для гармонизации различных по силе цветов на одном холсте.
Психология цвета
Психология цвета работает следующим образом: когда свет попадает в глаз, каждая длина волны делает это немного по-разному. Красный, самый длинноволновый, требует наибольшей настройки, чтобы смотреть на него, в то время как зелёный не требует никакой настройки и является самым спокойным оттенком.
В сетчатке глаза эти световые колебания преобразуются в электрические импульсы, которые передаются в мозг и заканчиваются в гипоталамусе, управляющем эндокринными железами, которые, в свою очередь, регулируют наши гормоны. Проще говоря, каждый цвет (длина волны) фокусируется на определённой части тела, стимулируя определённый физиологический ответ, который в свою очередь вызывает психологическую реакцию.
Также можно предположить, хотя это ещё не доказано научно, что цвет/свет попадает в наш организм через кожу. Значительные анекдотические данные свидетельствуют о том, что некоторые люди могут различать цвета с закрытыми глазами, а некоторые слепые люди остаются восприимчивыми к психологии цвета.
Основные цвета
Существует четыре психологических основных цвета – красный, зелёный, синий и желтый.
Красный
Считается, что это самый мощный цвет, оказывающий наибольшее влияние на психику. В своей книге «Психология цвета и цветотерапия» известный колорист XX века Фабер Биррен описывает эксперименты с использованием красного света, проведённые исследователями Калифорнийского университета, которые повысили уровень кровяного давления у здоровых взрослых людей. Красный цвет является универсальным цветом для обозначения опасности, знаков остановки, а также чувствительных к цвету графических изображений и материалов в местах продаж.
На протяжении всей истории искусства красный цвет также был цветом Пап и Потенциалов: См. «Папа Лев X с кардиналом Джулио Медичи и Луиджи де’Росси» Рафаэля (1513-18, масло на панели, Палаццо Питти, Флоренция); «Папа Иннокентий X» Веласкеса (1650, масло на холсте, Галерея Дориа Памфили, Рим); и «Портрет Баттисты Сфорца и Федериго да Монтефельтро» Пьеро делла Франческа (1465-66, масло на панели, Уффици, Флоренция).
Синий
Известно, что красный цвет повышает кровяное давление, а синий понижает его. Синий считается успокаивающим, умиротворяющим оттенком. Посмотрите, как Каспар Давид Фридрих использовал синий цвет в своих романтических пейзажах, таких как «Монах у моря» (1808, масло на холсте, Государственный музей, Берлин) и «Меловые скалы близ Рюгена» (1818, масло на холсте, Винтертур, Швейцария); или «Ноктюрн» Уистлера: Голубое и золотое (1872, масло на холсте, коллекция Тейт).
Жёлтый
Считается, что он воздействует на нервы и эмоции. В китайской медицинской теории жёлтый цвет ассоциируется с поджелудочной железой и солнечным сплетением: частью тела, которая вздрагивает, когда мы нервничаем. Художник-пейзажист 19 века Дж. М. У. Тёрнер часто использовал жёлтый цвет в своих экспрессионистских атмосферных картинах. См. также эмоционально заряженную жёлтую кукурузу Ван Гога в «Пшеничном поле с воронами» (1889) и сравните тональную вариацию с «Подсолнухами» (1888, масло на холсте, Национальная галерея, Лондон).
Зелёный
Этот цвет находится в центре спектра и представляет собой идеальный баланс. Он попадает в глаз в точке, не требующей настройки, и поэтому не вызывает напряжения. Универсальный зелёный пигмент хлорофилл лежит в основе жизни, и зелень в нашем окружении оказывает успокаивающее воздействие.
Великий художник раннего Возрождения Боттичелли использовал зелёный цвет в своей картине «Вера, появляющаяся на берегу моря» в «Купине Венеры» (1485, темпера на холсте, Уффици, Флоренция). Венецианский художник-архитектор Каналетто часто использовал зелёный цвет в своих городских пейзажах Венеции, чтобы создать эффект спокойного, упорядоченного города.
Важность тонов в психологии цвета
Даже если четыре вышеперечисленных цвета обладают особыми свойствами, из этого не следует, что (скажем) все жёлтые или все красные цвета имеют схожий эффект. Как и в изобразительном искусстве, тональные вариации могут оказывать значительное влияние на психологическое воздействие цвета. Например, светло-красный шейный платок или шарф может иметь совершенно иной эффект, чем обычный красный. Тёплый жёлтый цвет нарцисса, скорее всего, будет восприниматься совершенно иначе, чем холодный лимонно-желтый.
Роль цвета в общественных местах
Полезным индикатором воздействия пигментов на человеческий мозг и эмоции является роль, которую различные цвета играют в графике и плакатах в местах продаж. Например, какого цвета банка Coca Cola, например? Также подумайте, какие цвета используются в крупных учреждениях, таких как больницы (светло-голубые или зелёные – никогда красные или жёлтые), банки (нейтральные оттенки) и так далее. Для сравнения, магазины, художественные галереи и школы часто используют более смелые цвета, такие как жёлтый в сочетании с красным и синим.
ЦВЕТА В ИСКУССТВЕ
Руководство по использованию пигмента художниками, влиянию химии и технологий производства красок, известным колористам эпохи Возрождения, барокко, импрессионизма, фовизма и современности см. В разделе «Цвет в живописи». Советы и рекомендации по сочетанию цветов в палитре см. в разделе «Советы по смешиванию цветов».
ЦВЕТНЫЕ ПИГМЕНТЫ
Список важных художественных пигментов, от античности до средневековья, эпохи Возрождения, барокко, импрессионизма и современного искусства, см. в статье Цветовые пигменты: типы, история.
ИСТОРИЯ ЦВЕТНЫХ ПИГМЕНТОВ
Для получения подробной информации о пигментах, красителях и цветах, связанных с различными эпохами в истории искусства, см.:
Оттенки доисторической цветовой палитры, используемые художниками каменного века.
Египетская палитра оттенков использовалась в Древнем Египте.
Классическая цветовая палитра Пигменты, используемые художниками Древней Греции и Рима.
Цветовая палитра эпохи Возрождения Цвета, используемые масляными живописцами и фресками во Флоренции, Риме и Венеции.
Тициан и Венецианская цветная живопись, как Тициано Вечеллио обращался с цветом.
Для получения информации о маслах см.: Живопись маслом: История, Художники.
Руководство по акварели см.: Акварельная живопись.
Для получения информации об акриле см.: Акриловая живопись.
- Леон Баттиста Альберти: архитектор эпохи Возрождения, теоретик искусства
- Директор музея в Вене требует временных ограничений на реституцию искусства, похищенного нацистами
- Неизвестный рисунок Климта найден в США
- Более 100 лучших работ из коллекции музея Альбертина в новой грандиозной выставке
- «Никомахова этика» Аристотеля, краткое содержание
- «О душе» Аристотеля, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?