Лучшие художники-пейзажисты:
с 1600 г. по настоящее время читать ~10 мин.
Пейзаж — это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа в её первозданном или преображённом человеком виде. Пейзажные работы могут изображать луга, поля, деревья, реки, горы, долины, береговые линии и пляжи. Небо и погодные условия также часто занимают важное место в композиции. Фигуры людей традиционно включаются лишь в качестве второстепенных элементов. Когда люди становятся центральной частью картины, её обычно относят к жанровой живописи на открытом воздухе (бытовой сцене).
Изображения природы существовали с древних времён, однако как самостоятельный жанр в европейском искусстве пейзаж утвердился не сразу. Долгое время природа служила лишь фоном для религиозных и мифологических сцен. Возрождение интереса к пейзажу как к самостоятельному объекту началось в XVI веке. В XVII веке голландские художники-реалисты вывели этот жанр на новый уровень. Позже, в XVIII веке, одновременно с появлением архитектурных городских пейзажей Каналетто (1697–1768) из венецианской школы живописи, рост популярности загородных поместий, особенно в Великобритании, стимулировал спрос на топографические, документально точные изображения со стороны землевладельцев.
В начале XIX века наступил Золотой век английской пейзажной живописи, лидерами которого стали Тёрнер и Констебл. В это же время развивалась пленэрная техника Барбизонской школы, а затем и стиль французского импрессионизма Моне. Этим техникам способствовало изобретение портативных оловянных тюбиков для краски американским художником Джоном Рэндом в 1841 году. В Америке Школа реки Гудзон (ок. 1825–1875) стала первым крупным движением, изображавшим величие и красоту недавно освоенного континента, породив такие направления, как люминизм и школа Скалистых гор.
Россия и Австралия также подарили миру выдающихся пейзажистов XIX века. Среди русских художников выделяется Иван Шишкин (1832–1898). Он специализировался на изображении лесов, за что был прозван «царём леса». Одним из его шедевров является картина «Дубовая роща» (1887).
Другой значимый художник — Исаак Левитан (1860–1900), чьи пейзажи отличаются особой атмосферностью и настроением. Его работа со светом может быть поистине захватывающей, что видно, например, в картине «Уединённая обитель» (1890, Третьяковская галерея). Левитан много путешествовал, и его полотна, такие как «Владимирка» (1892) и «Золотая осень» (1895), хранящиеся в Третьяковской галерее, раскрывают виды России.
Крупнейшими австралийскими пейзажистами XIX века считаются Артур Стритон (1867–1943) и Фред Маккаббин (1855–1917). Оба принадлежали к гейдельбергской школе, базировавшейся в окрестностях Мельбурна.
Положение пейзажа в иерархии жанров живописи
Пейзаж занимал четвёртое место в иерархии жанров, установленной европейскими академиями изящных искусств. Эту систему в 1669 году сформулировал Андре Фелибьен, секретарь Французской академии. Другими жанрами (в порядке убывания значимости) были историческая живопись, портрет, жанровые работы и натюрморт.
Низкое положение пейзажного искусства объяснялось его меньшим «повествовательным» содержанием, то есть отсутствием явного морального посыла. Чтобы преодолеть это, ранние пейзажисты стремились придать своим работам более глубокий смысл, связывая виды с мифологическими сюжетами или придавая им аллегорическое значение.
Томас Коул
Величайший американский пейзажист начала XIX века и основатель школы реки Гудзон, Томас Коул родился в Англии. Там он работал подмастерьем гравёра, а в 1818 году эмигрировал в США, где быстро добился признания как живописец, поселившись в деревне Катскилл в долине Гудзона. Будучи поклонником Клода Лоррена и Тёрнера, он посетил Англию и Италию в 1829–1832 годах. После этого, отчасти благодаря поддержке Джона Мартина и Тёрнера, он стал уделять больше внимания грандиозным аллегорическим и историческим темам, нежели изображению природы. Вдохновлённый красотой американских пейзажей, Коул наполнял свои работы глубокими чувствами и романтическим величием.
Знаменитые пейзажи Томаса Коула
- «Последний из могикан» (1827), масло, холст, Художественный музей Фенимора, Нью-Йорк
- «Вид на Катскилл — ранняя осень» (1837), масло, холст, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- «Сцена американского озера» (1844), масло, холст, Институт искусств Детройта
Фредерик Эдвин Чёрч
Ученик Коула, Фредерик Эдвин Чёрч, возможно, превзошёл своего учителя в создании монументальных романтических панорам, каждая из которых передавала одухотворённость природы. Чёрч писал захватывающие виды природных ландшафтов по всему американскому континенту, от Лабрадора до Анд. Его картина «Ниагарский водопад» имела феноменальный успех и сделала его самым известным американским художником своего времени.
Знаменитые пейзажи Фредерика Чёрча
- «Ниагарский водопад» (1857), Национальная галерея искусств, Вашингтон
- «Сердце Анд» (1859), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- «Сумерки в пустыне» (1860), Кливлендский музей искусств
- «Котопакси» (1862), Детройтский институт искусств
Каспар Давид Фридрих
Интроспективный и меланхоличный Каспар Давид Фридрих — величайший пейзажист романтической традиции. Он родился недалеко от Балтийского моря, но поселился в Дрездене, где сосредоточился на духовном значении пейзажа. Его вдохновляли призрачная тишина леса, а также эффекты света (восход, сумерки, лунный свет) и смена времён года. Его гений заключался в способности уловить духовное измерение в природе, что придавало его картинам уникальную эмоциональную и мистическую остроту.
Знаменитые работы Каспара Давида Фридриха
- «Зимний пейзаж» (1811), масло, холст, Национальная галерея, Лондон
- «Пейзаж в Ризенгебирге» (1830), масло, холст, Пушкинский музей, Москва
- «Мужчина и женщина, созерцающие луну» (1830–1835), масло, холст, Старая национальная галерея, Берлин
Альфред Сислей
Англо-французского художника Альфреда Сислея часто называют «забытым импрессионистом». В верности спонтанной пленэрной живописи он уступал только Моне и был единственным из импрессионистов, кто посвятил себя исключительно пейзажу. Его репутация основана на умении передавать уникальное влияние света и времени года на разнообразные пейзажи. Особенно запоминаются его изображения раннего утреннего света и тусклого полудня. Сегодня он считается одним из величайших представителей импрессионистского пейзажа.
Знаменитые пейзажи Альфреда Сислея
- «Туманное утро» (1874), масло, холст, Музей Орсе, Париж
- «Снег в Лувесьенне» (1878), масло, холст, Музей Орсе, Париж
- «Мост в Море-сюр-Луэн в солнечном свете» (1892), масло, холст, частная коллекция
Альберт Кёйп
Голландский художник-реалист Альберт Кёйп — один из самых известных нидерландских пейзажистов. Его лучшие работы — речные сцены и пейзажи со спокойным скотом — отличаются умиротворением и мастерским использованием сияющего света в итальянском стиле. Это свидетельствует о значительном влиянии Клода Лоррена. Золотистый свет часто выделяет лишь края растений, облаков или животных, а блики накладываются густой краской в технике импасто. Таким образом Кёйп превращал свой родной Дордрехт в идиллический мир, наполненный чувством спокойствия и гармонии с природой.
Знаменитые пейзажи Альберта Кёйпа
- «Вид Дордрехта с севера» (ок. 1650), масло, холст, коллекция Энтони де Ротшильда
- «Речной пейзаж со всадником и крестьянами» (1658), масло, холст, Национальная галерея, Лондон
Жан-Батист Камиль Коро
Один из величайших пейзажистов романтического стиля, Жан-Батист Камиль Коро прославился своим естественным изображением природы. Его особенно чуткое отношение к расстоянию, свету и форме основывалось на тональных отношениях, а не на рисунке и цвете, что придавало его композициям атмосферу вневременной романтики. Работы Коро остаются одними из самых популярных пейзажных картин в мире. Он был постоянным участником парижского Салона с 1827 года, членом Барбизонской школы и оказал огромное влияние на других художников-пленэристов, таких как Шарль-Франсуа Добиньи, Камиль Писсарро и Альфред Сислей.
Знаменитые пейзажи Жана-Батиста Камиля Коро
- «Мост в Нарни» (1826), масло, холст, Лувр, Париж
- «Виль-д’Аврей» (ок. 1867), масло, холст, Бруклинский музей искусств, Нью-Йорк
- «Сельская сцена» (1875), масло, холст, Музей Тулуз-Лотрека, Альби, Франция
Якоб ван Рёйсдал
Работы Якоба ван Рёйсдала, которого считают величайшим из голландских пейзажистов-реалистов, оказали огромное влияние на европейское пейзажное искусство. При жизни он был менее популярен, чем художники, работавшие в итальянском стиле. Его сюжеты включали ветряные мельницы, речные пейзажи, леса и пляжи, изображённые с необычайным эмоциональным напряжением, с использованием смелых форм и энергичных мазков. Ученик своего дяди Саломона ван Рёйсдала, Якоб, в свою очередь, обучал знаменитого Мейндерта Хоббему (1638–1709). Им восхищались английские мастера Томас Гейнсборо и Джон Констебл, а также представители барбизонской школы.
Знаменитые пейзажи Якоба ван Рёйсдала
- «Пейзаж с пастухами и земледельцами» (1665), масло, холст, Галерея Уффици, Флоренция
- «Мельница в Вейке близ Дюрстеде» (1670), масло, холст, Рейксмюсеум, Амстердам
- «Еврейское кладбище в Аудеркерке» (1670), Галерея старых мастеров, Дрезден
Клод Лоррен
Французский живописец Клод Лоррен, работавший в Риме, считается одним из величайших мастеров идиллического пейзажа в истории искусства. Поскольку в Риме XVII века пейзаж, как и натюрморт, считался «низким» жанром, Лоррен вводил в свои композиции классические элементы и мифологические сюжеты с божествами, героями и святыми. Сельская местность вокруг Рима была богата античными руинами, которые также становились частью его работ. Эти классические итальянские пасторали были пронизаны поэтическим светом, что стало его уникальным вкладом в искусство. Клод Лоррен оказал огромное влияние на английских художников. Джон Констебл назвал его «самым совершенным пейзажистом, которого когда-либо видел мир».
Знаменитые работы Клода Лоррена
- «Римский форум (Campo Vaccino)» (1636), масло, холст, Лувр, Париж
- «Пейзаж с бракосочетанием Исаака и Ревекки» (1648), масло, холст, Национальная галерея, Лондон
- «Пейзаж с Товием и ангелом» (1663), масло, холст, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Джон Констебл
Наряду с Тёрнером, Джон Констебл считается одним из величайших английских пейзажистов. Он известен своей способностью воссоздавать цвета и атмосферу английской сельской местности. В отличие от современников, предпочитавших экзотические виды, Констебл сосредоточился на природе, рисуя хорошо знакомые ему пейзажи Саффолка и Хэмпстеда. Однако при жизни его работы не пользовались большим спросом в Британии. Его свежие композиции часто были результатом тщательного изучения голландского реализма и работ Клода Лоррена. Художник Генри Фюзели однажды заметил, что натуралистичные картины Констебла всегда заставляли его тянуться за зонтом.
Знаменитые пейзажи Джона Констебла
- «Строительство лодки близ Флэтфорд-милл» (1815), масло, холст, Музей Виктории и Альберта, Лондон
- «Телега для сена» (1821), масло, холст, Национальная галерея, Лондон
Клод Моне
Величайший пейзажист современности и гигант французской живописи, Клод Моне был ведущей фигурой импрессионизма. Он оставался верен принципам спонтанной живописи на пленэре до конца своей жизни. Его целью была оптическая правда, прежде всего в изображении света. Это отразилось в сериях полотен, изображающих один и тот же объект при разном освещении и в разное время суток: «Стога» (с 1888), «Тополя» (с 1891), «Руанский собор» (с 1892) и «Река Темза» (с 1899). Кульминацией этого метода стала знаменитая серия «Кувшинки», созданная в его саду в Живерни. Некоторые критики считают её предвестником абстрактного искусства. Подробнее о работе Моне со светом см.: Характерные черты импрессионизма.
Знаменитые пейзажи Клода Моне
- «Лягушатник» (1869), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- «Пляж в Трувиле» (1870), Уодсворт Атенеум, Хартфорд
- «Впечатление. Восход солнца» (1872), Музей Мармоттан-Моне, Париж
- «Маковое поле в Аржантёе» (1873), Музей Орсе, Париж
- «Вокзал Сен-Лазар» (1877), Музей Орсе, Париж
- Серия «Кувшинки» (1897–1926), различные художественные галереи
- «Пруд с кувшинками» (1899), Музей Орсе, Париж
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
Дж. М. У. Тёрнер считается одним из величайших пейзажистов в истории западного искусства. До 21 года он работал исключительно акварелью. Его зрелый стиль, отличающийся бледным блеском, сформировался после путешествия по Италии в 1819 году, во время которого он много работал с натуры. Его уникальный гений заключался в способности передавать эффекты света в революционном, протоимпрессионистском стиле, который иногда граничил с абстрактным экспрессионизмом. Это сделало его одним из первых по-настоящему «современных» художников, которым восхищались Клод Моне и экспрессионисты XX века. В 27 лет он стал действительным членом Королевской академии, а в 1845 году — исполняющим обязанности президента. После смерти он завещал более 300 картин и почти 20 000 рисунков и акварелей Национальной галерее в Лондоне.
Знаменитые пейзажи Дж. М. У. Тёрнера
- «Пожар в здании Парламента» (1835), масло, холст, Художественный музей Филадельфии
- «‘Отважный’ ведётся к месту последней стоянки» (1839), масло, холст, Национальная галерея, Лондон
- «Рассвет после кораблекрушения» (1840), акварель, Британский музей, Лондон
- «Снежная буря. Пароход у входа в гавань» (1842), масло, холст, Галерея Тейт, Лондон
- Барбизонская школа пейзажной живописи
- Картины французских художников 19-го века в филиале Радищевского музея
- В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков открылась обновленная экспозиция
- В Национальной галерее напали на картину Джона Констебла
- Искусствоведы обнаружили оригинал картины «Святой Августин» Караваджо
- Законным наследникам возвращена похищенная картина Макса Либермана
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?