Лучшие художники-пейзажисты: с 1600 г. по настоящее время читать ~12 мин.
Пейзажное искусство относится к изображению пейзажей на открытом воздухе, таких как луга, поля, деревья, реки, горы, озера, долины, береговые линии, пляжи, лиманы и так далее. Небо и погодные условия также могут занимать важное место в пейзажной композиции. Человеческие фигуры, однако, традиционно включаются только в качестве декораций или второстепенных элементов. Когда люди становятся важным элементом, картина обычно определяется как жанровая картина на открытом воздухе (бытовая сцена).
Хотя пейзажная живопись появилась как жанр в XV веке, только в XVII веке голландские художники-реалисты стали относиться к ней серьёзно. Затем в XVIII веке, одновременно с архитектурными городскими пейзажами Каналетто (1697-1768) из школы венецианской живописи, началось возделывание загородных поместий – особенно в Великобритании, – что стимулировало спрос на топографические изображения (типа «фотографий») со стороны гордых землевладельцев.
В первые годы XIX века наступил Золотой век английской пейзажной живописи, возглавляемой Тёрнером и Констеблем, а также развитие техники пленэра Барбизонской школы, а затем стиля Моне французского импрессионизма – методы, значительно облегчённые изобретением в 1841 году американским художником Джоном Рэндом портативных складных жестяных тюбиков для краски. В Америке Школа реки Гудзон (ок. 1825-75) была первым движением пейзажной живописи, изображавшим величие и отдалённую красоту недавно открытого континента. Школа породила другие мини-движения, такие как люминизм и школа Скалистых гор.
Россия и Австралия также дали миру ряд выдающихся пейзажистов XIX века. Из русских первым является Иван Шишкин (1832-1898). Шишкин специализировался на изображении деревьев и лесов, отсюда его прозвище «Лесной Царь», а одним из его многочисленных шедевров является «Дубовая роща» (1887).
Другой художник – Исаак Левитан (1860-1900), чьи пейзажи полны атмосферы и настроения. Его передача света может быть совершенно захватывающей. Посмотрите, например, его потрясающую «Уединённую обитель» (1890, Третьяковская галерея). Он много путешествовал, и многие его картины, такие как «Владимирка» (1892, Третьяковская галерея) и «Золотая осень» (1895, Третьяковская галерея), дают возможность увидеть Россию-матушку во всей её красе.
К двум величайшим австралийским пейзажистам XIX века относятся: Артур Стритон (1867-1943) и Фред Маккаббин (1855-1917), принадлежавшие к гейдельбергской школе, расположенной в окрестностях Мельбурна.
Положение пейзажа в иерархии жанров живописи
Пейзаж занял 4-е место в иерархии жанров (видов живописи) великих европейских академий изящных искусств, как было объявлено в 1669 году Андре Фелибьеном, секретарём Французской академии. Другими жанрами (в порядке значимости) были историческая живопись, портрет, жанровые работы и натюрморт.
Низкое место, отводимое пейзажному искусству, объясняется его меньшим «повествовательным» содержанием (то есть моральным посланием). Пытаясь преодолеть эту проблему, ранние художники-пейзажисты старались придать своим картинам бодрящий смысл, связывая запечатлённые виды с мифологическим или эстетическим значением.
ТОМАС КОУЛ: Величайший американский пейзажист начала XIX века и основатель школы реки Гудзон, Томас Коул родился в Англии, где работал подмастерьем гравёра, прежде чем эмигрировать в США в 1818 году, где он быстро добился признания как живописец, поселившись в деревне Катскилл в долине Гудзона. Уже будучи поклонником Клода Лоррена и Тёрнера, он посетил Англию и Италию в 1829-32 годах, после чего (отчасти благодаря поощрению, полученному от Джона Мартина и Тёрнера) он стал уделять меньше внимания изображению природных пейзажей и больше – грандиозным аллегорическим и историческим темам. Находясь под большим впечатлением от естественной красоты американских пейзажей, Коул наполнил большую часть своего пейзажного искусства большим чувством и несомненным романтическим величием.
Знаменитые пейзажи Томаса Коула
Последний из могикан (1827) масло на холсте, Художественный музей Фенимора, Нью-Йорк
Вид на Катскилл – ранняя осень (1837) масло на холсте, Метрополитен, Нью-Йорк
Сцена американского озера (1844) масло на холсте, Институт искусств Детройта
ФРЕДЕРИК ЭДВИН ЧЕРЧ: Ученик Коула, Чёрч, пожалуй, превзошёл своего мастера в монументальных романтических панорамах, каждая из которых передавала что-то от одухотворённости природы. Чёрч писал захватывающие виды природных ландшафтов на всем американском континенте от Лабрадора до Анд. Подробнее см: Фредерик Эдвин Чёрч, Биография.
Знаменитые пейзажи Фредерика Чёрча
Ниагарский водопад (1857, Коркоран, Вашингтон)
Сердце Анд (1859, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Сумерки в пустыне (1860, Кливлендский музей искусств)
Котопакси (1862, Детройтский институт искусств)
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ: Интроспективный, меланхоличный и несколько затворнический, Каспар Давид Фридрих – величайший пейзажист романтической традиции. Он родился недалеко от Балтики, но поселился в Дрездене, где сосредоточился исключительно на духовных связях и значении пейзажа, вдохновляясь призрачной тишиной леса, а также влиянием света (восход, сумерки, лунный свет) и времён года. Его гений заключался в способности уловить до сих пор не открытое духовное измерение в природе, что придавало его пейзажной живописи эмоциональную, мистическую остроту, которой никогда не было равных.
Знаменитые работы Каспара Давида Фридриха
Зимний пейзаж (1811), масло на холсте, Национальная галерея, Лондон
Пейзаж в Ризенгебирге (1830), масло на холсте, Пушкинский музей, Москва
Мужчина и женщина, глядящие на луну (1830-5), масло, Национальная галерея, Берлин
АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ: Часто называемый «забытым импрессионистом», англо-французский Альфред Сислей уступал только Моне в верности спонтанному пленэру: он был единственным из импрессионистов, кто посвятил себя исключительно пейзажной живописи. Его недооценённая репутация основывается на его умении передавать уникальное влияние света и времени года на широкий спектр пейзажей, водных и речных ландшафтов. Особенно запоминаются его изображения раннего света и тусклого полудня. Сейчас он не в моде, но по-прежнему является одним из величайших представителей импрессионистской пейзажной живописи. Его работы вполне могут быть переоценены, поскольку, в отличие от Моне, он никогда не страдает от недостатка формы.
Знаменитые пейзажи Альфреда Сислея
Туманное утро (1874) масло на холсте, Музей д’Орсэ
Снег в Лувесьенне (1878) масло на холсте, Музей д’Орсэ, Париж
Мост Море на солнце (1892) масло на холсте, частная коллекция
Голландский художник-реалист, Аэльберт Кёйп – один из самых известных нидерландских пейзажистов. Его величайшие пейзажи – речные сцены и пейзажи со спокойным скотом – отличаются большим спокойствием и мастерским использованием сияющего света (раннего утреннего или вечернего солнца) в итальянском стиле: признак значительного влияния Клодана. Этот золотистый свет часто выхватывает лишь края и ободки растительности, облаков или животных, а блики накладываются густой краской импасто. Таким образом, Кюйп превратил свой родной Дордрехт в мир грёз, заключённый в начале или конце идеального дня, со всепроникающим чувством спокойствия и безопасности, и все в гармонии с природой. Популярный в Голландии, он был высоко оценен и собран в Англии.
Знаменитые пейзажи Аэльберта Кёйпа
Дордрехт с севера (1650) масло/холст, коллекция Энтони де Ротшильда
Речной пейзаж с всадником, крестьянами (1658) масло, Национальная галерея, Лондон
ЖАН_БАТИСТ КОРО: Один из величайших пейзажистов романтического стиля, Жан-Батист Коро прославился своим незатронутым живописным изображением природы. Его особенно чуткое отношение к расстоянию, свету и форме зависело от тональных значений, а не от рисунка и цвета, что придавало законченной композиции атмосферу вневременной романтики.
Не обременённые живописной теорией, работы Коро, тем не менее, являются одними из самых популярных пейзажных картин в мире. Постоянный участник парижского Салона с 1827 года, член Барбизонской школы, возглавляемой Теодором Руссо (1812-1867), он оказал огромное влияние на других художников, работавших на открытом воздухе, таких как Шарль-Франсуа Дюбиньи (1817-1878), Камиль Писсарро (1830-1903) и Альфред Сислей (1839-1899). Он также был необычайно щедрым человеком, тратившим большую часть своих денег на нуждающихся художников.
Знаменитые пейзажи Жана-Батиста-Камиля Коро
Мост в Нарни (1826) масляная краска на холсте, Лувр
Виль д’Аврей (ок. 1867) масло на холсте, Бруклинский музей искусств, Нью-Йорк
Сельская сцена (1875) масло на холсте, Музей Тулуз-Лотрека, Альби, Франция
ЯКОБ ВАН РЁЙСДАЛ: Работы Якоба ван Рёйсдала, считающегося величайшим из всех голландских реалистов-пейзажистов, оказали огромное влияние на последующее европейское пейзажное искусство, хотя при жизни он был менее популярен, чем художники итальянского стиля. Его сюжеты включали ветряные мельницы, речные пейзажи, леса, поля, пляжи и морские пейзажи, изображённые с необычным эмоциональным чувством, с использованием смелых форм, плотных цветов и энергичных мазков кисти, вместо обычного сосредоточения на тональных значениях. Ученик своего дяди Саломона ван Рёйсдала, Якоб, в свою очередь, обучал знаменитого Мейндерта Хоббему (1638-1709), и им восхищались такие английские мастера, как Томас Гейнсборо и Джон Констебл, а также представители барбизонской школы.
Знаменитые пейзажи Якоба ван Рёйсдала
Пейзаж с пастухами и фермерами (1665) масло на холсте, Галерея Уффици
Мельница в Вейке близ Дюрстеде (1670) масло на холсте, Рейксмузеум
Еврейское кладбище в Удеркерке (1670), Гемальдегалерия Альте Майстер, Дрезден
КЛОД ЛОРРЕН: Французский живописец, рисовальщик и гравёр, работавший в Риме, которого многие историки искусства считают величайшим художником идиллических пейзажей в истории искусства. Поскольку чистый (то есть светский и неклассический) пейзаж, как и простой натюрморт или жанровая живопись, считался (в Риме XVII века) лишённым нравственной серьёзности, Клод Лоррен ввёл в свои композиции классические элементы и мифологические сюжеты, включая божества, героев и святых.
Кроме того, выбранная им среда – сельская местность вокруг Рима – была богата античными руинами. Эти классические итальянские пасторальные пейзажи были пронизаны поэтическим светом, что представляет собой его уникальный вклад в искусство пейзажной живописи. Клод Лоррен оказал особое влияние на английских художников как при своей жизни, так и в течение двух столетий после неё: Джон Констебл назвал его «самым совершенным пейзажистом, которого когда-либо видел мир».
Знаменитые работы Клода Лоррена
Кампус Вакцино в Риме (1636) масло на холсте, Музей Лувра
Пейзаж с женитьбой Исаака и Ребекки (1648) масло, Национальная галерея
Пейзаж с Товием и ангелом (1663) масло, Эрмитаж, Санкт-Петербург
ДЖОН КОНСТЕБЛ: Наряду с Тёрнером считается одним из лучших английских пейзажистов, не в последнюю очередь благодаря своей уникальной способности воссоздавать цвета, климат и деревенские пейзажи романтической английской сельской местности, а также благодаря своей новаторской роли в развитии пленэризма.
В отличие от Тёрнера с его ярко выраженным интерпретационным стилем, Джон Констебл сосредоточился на природе, рисуя хорошо знакомые ему пейзажи Саффолка и Хэмпстеда. Однако его спонтанные, свежие композиции часто были тщательными реконструкциями, во многом обязанными его внимательному изучению голландского реализма, а также клодовских работ в стиле итальянизма. Известный художник Генри Фуесли однажды заметил, что натуралистически реалистичные картины Констебла всегда заставляли его доставать зонтик!
Знаменитые пейзажи Джона Констебла
Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд (1815) масло, Музей Виктории и Альберта, Лондон
Сенокос (1821) масло на холсте, Национальная галерея, Лондон
КЛОД МОНЕ: Величайший современный пейзажист и гигант французской живописи, он был ведущей фигурой огромного по влиянию движения импрессионизма, чьим постулатам спонтанной живописи на пленэре он оставался верен до конца своей жизни. Близкий друг художников-импрессионистов Ренуара и Писсарро, он стремился к оптической правде – прежде всего в изображении света – примером тому служат серии его полотен, изображающих один и тот же объект при различном освещении и в разное время суток, например, «Стога сена» (с 1888 г. и далее), «Тополя» (с 1891 г.), «Руанский собор» (с 1892 г.) и «Река Темза» (с 1899 г.).
Кульминацией этого метода стала знаменитая серия «Водяные лилии» (одна из самых известных пейзажных картин в истории), созданная в 1883 году в его саду в Живерни. Последняя серия монументальных картин «Водяные лилии» с их переливающимися цветами была истолкована некоторыми художественными критиками и художниками как важный предвестник абстрактного искусства, а другими – как высший образец поисков Моне в спонтанном натурализме. Подробнее о работе Моне со светом и цветом см: Характерные черты импрессионистической живописи 1870-1910 гг.
Знаменитые пейзажи Клода Моне
«Гренуйер» (1869) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Пляж в Трувиле (1870) Wadsworth Atheneum, Hartford, CT.
Впечатление, восход солнца (1873) Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Маковое поле (Аржантей) (Дикие маки) (1873) Музей д’Орсэ.
Гаре Сен-Лазар (1877) Музей д’Орсэ.
Серия «Водяные лилии» (1897-1926, различные художественные галереи.
Пруд с водяными лилиями (1899) Музей д’Орсэ.
ДЖОЗЕФ МЭЛЛОРД УИЛЬЯМ ТЁРНЕР: По мнению европейских экспертов, Дж. М. Тёрнер является величайшим западно-европейским пейзажистом, его уникальный стиль остаётся неизменно популярным. Поначалу его затмил Томас Гиртин, но до 21 года Тёрнер работал исключительно акварелью. Его ранний стиль масляной живописи был скорее итальянским, чем голландским реалистическим, но его зрелые работы бледного блеска появились только после его путешествия по Италии в 1819 году с эскизами.
Его уникальным гением была способность передавать различные эффекты света в революционном стиле протоимпрессионизма, граничащего с абстрактным экспрессионизмом, что сделало его одним из первых по-настоящему «современных» художников, почитаемых Клодом Моне и экспрессионистами XX века.
Стиль английской пейзажной живописи Тёрнера, как и неистовая кисть Ван Гога, остаётся мгновенно узнаваемым вкладом в историю искусства. В 27 лет он стал действительным членом Королевской академии, в 32 года – профессором линейной перспективы, а в 1845 году – заместителем президента. После смерти он оставил 300 картин и почти 20 000 рисунков и акварелей Национальной галерее в Лондоне.
Знаменитые пейзажи Дж. М. Тёрнера
Сожжение палаты лордов и общин (1835) масло, Филадельфийский музей
Сражающийся «Темерер» (1839) масло на холсте, Национальная галерея, Лондон
Рассвет после кораблекрушения (1840) акварель, Британский музей, Лондон
Снежная буря: Пароход у устья гавани (1842) масло, Галерея Тейт
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?