Савва Мамонтов:
русский коллекционер искусства читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Наряду с Сергеем Щукиным (1854-1936) и Иваном Морозовым (1871-1921), железнодорожный магнат и промышленник Савва Мамонтов был одним из ведущих покровителей русского искусства и культуры, а также огромной поддержкой для русских художников, занимавшихся всеми видами искусства. Один из богатейших коллекционеров искусства страны, а также проницательный художественный критик, он также был талантливым композитором и певцом, и превосходно владел скульптурой. Он основал пять коммерческих и промышленных училищ по всей Российской империи, запустил Русский оперный театр — щедро тратя средства на декорации, костюмы и другие декоративные произведения искусства для своих постановок, привлекая ведущих театральных художников своего времени, включая Виктора Васнецова (1848–1926), Константина Коровина (1861–1932) и Александра Головина (1863-1930) — и прилагал огромные усилия для развития русской культуры в области музыки и балета. Кроме того, он был щедрым спонсором прикладного искусства, русских ремёсел и различных форм традиционного народного искусства. В области изобразительного искусства один из главных вкладов Мамонтова касался условий, которые он предоставил художникам в своей загородной усадьбе в Абрамцеве, которыми пользовался почти каждый значительный русский живописец, скульптор и архитектор. Абрамцево стало спокойной творческой средой для их работы и включало несколько ремесленных мастерских, а также студии для станковой живописи и скульптуры. В 1898 году он спонсировал периодическое издание «Мир искусства», созданное группой русских художников с таким же названием. Его редактировал Сергей Дягилев при содействии Льва Бакста (1866-1924) и Александра Бенуа (1870-1960) — все они позднее были тесно связаны с основанием Русского балета (ок.1909-29). Художественные предприятия Мамонтова почти разорили его, и он был вынужден закрыть свой театр. В 1899 году он оказался втянут в крупный скандал на основе беспочвенных обвинений, что стоило ему пяти месяцев заключения.
Ранние годы
Родившийся Саввой Ивановичем Мамонтовым в городе Ялуторовске, в Западной Сибири, он был сыном богатого купца и откупщика Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны (Лахитиной). Восемь лет спустя семья переехала в Москву, где Иван Фёдорович утвердился как ведущая фигура в купеческих кругах. В 1855 году, в возрасте 14 лет, Савва Мамонтов был зачислен в Институт Корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге, после чего изучал право в Московском университете. Затем он был введён в семейный бизнес, что привело к тому, что он провёл время в Баку, где освоил основные навыки нефтяной торговли. В 1864 году, после болезни, он отправился в Италию на восстановление и для изучения итальянской торговли шёлком. Во время своего визита он влюбился в итальянскую оперу и брал уроки пения. Он также познакомился с 17-летней Елизаветой Сапожниковой, дочерью московского купца и торговца шёлком Григория Сапожникова, на которой женился в следующем году в имении Киреево, недалеко от Москвы.
Бизнес и искусство
В остальные годы своего третьего десятка Мамонтов посвятил себя бизнесу — приобретая навыки и контакты, которые помогли ему стать одним из самых успешных предпринимателей в России. Действительно, до конца века он редко останавливался. Однако его любовь к скульптуре и музыке, а также его понимание русского изобразительного искусства в целом — и, надо сказать, его положение как динамичного предпринимателя и богатого наследника крупного бизнеса, с социальными и деловыми контактами по всей Москве и Санкт-Петербургу — всё это побудило его расширить свои горизонты, включив в них искусство наряду с бизнесом.
Абрамцевский художественный кружок
В 1870 году Мамонтов купил усадьбу Абрамцево к северу от Москвы, где основал художественную колонию или кружок, покровительствуемый талантливыми художниками со всей России, включая нескольких членов «Товарищества передвижных художественных выставок», также известного как Передвижники. Среди них были: художники-историки Илья Репин (1844-1930) и Василий Суриков (1848-1916), художники-пейзажисты Василий Поленов (1844-1927), Иван Шишкин (1832-1898) и Исаак Левитан (1860-1900), художники-портретисты Валентин Серов (1865-1911) и Иван Крамской (1837–1887), художник-жанрист Василий Перов (1833-1882), художник-символист Михаил Врубель (1856-1910), скульпторы Виктор Гартман (1834–1873) и Марк Антокольский (1843-1902), а также многие другие. Колония художников, работавших в Абрамцеве в 1870-х и 1880-х годах, стремилась возродить эпоху русской средневековой живописи, которая охватывала фрески и иконопись Новгородской школы (ок.1100-1500) и Московской школы (ок.1500-1700). В Абрамцеве были созданы мастерские для поддержки этой деятельности и производства ювелирных изделий, мебели, керамики и текстиля, проникнутых традиционными русскими образами.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?