Сергей Щукин, коллекционер русского искусства читать ~6 мин.
Российский текстильный магнат Сергей Иванович Щукин известен своей великолепной коллекцией современного искусства, в которой представлены работы величайших художников-постимпрессионистов, таких как: фовисты Анри Матисс (1869-1954) и Андре Дерен (1880-1954), кубист Пабло Пикассо (1881-1973), экспрессионист Винсент Ван Гог (1853-1890), колорист Поль Гоген (1848-1903), неоимпрессионист Поль Синьяк (1863-1935), а также члены Парижской школы, такие как Анри Руссо (1844-1910) и Тулуз-Лотрек (1864-1901). Он также приобрёл ряд выдающихся картин импрессионистов Поля Сезанна (1839-1906), Клода Моне (1840-1926) и Пьера-Огюста Ренуара (1841-1919).
Щукин известен своей особенно тесной связью с Матиссом, который помогал оформлять его московский особняк, а также написал специально для Щукина его эпохальную картину La Danse (1910). Ранний этюд La Danse (1909) находится в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. Щукин также приобрёл знаменитую работу Матисса «Гармония в красном» (1908).
В 1918 году Щукин уехал из России, а его художественная коллекция была конфискована большевистским правительством. Позднее коллекция была разделена между Эрмитажем в Санкт-Петербурге и Пушкинским музеем в Москве – судьба, которая постигла и коллекцию его земляка Ивана Морозова (1871-1921). О другом русском меценате см: Савва Мамонтов (1841-1918).
Биография
Во второй половине XIX века в России произошло несколько важных изменений. В 1861 году было отменено крепостное право, а затем при царе Александре III (правил в 1881-94 гг.) страна пережила период бурной индустриализации, в ходе которой появилось новое поколение русских купцов. Среди них было немало культурных людей, таких как Морозовы, Щукины, Третьяковы и Рябушинские, которые (подобно дворянам Румянцевым, Юсуповым и Голицыным) увлекались изобразительным искусством.
Сергей Иванович Щукин родился в Москве, третьим сыном в семье из десяти человек. Его отец Иван Васильевич Щукин был самодельным текстильным миллионером, а мать Екатерина Боткина происходила из семьи состоятельных московских купцов.
В 1878 году, после периода производственного обучения и учёбы за границей, Щукин поступил на работу в семейную текстильную фирму. В течение следующих 10-12 лет сочетание упорного труда и деловой хватки сделало его одним из самых уважаемых торговцев текстилем в Москве. Тем временем в его браке с Лидией Ивановной Кореневой родилось четверо детей, и он с семьёй переехал в исторический Трубецкой дворец, купленный для него отцом.
Начинает коллекционировать искусство
К началу 1890-х годов у него появился интерес к искусству (его братья тоже были коллекционерами), хотя серьёзная карьера коллекционера началась только в 1897 году, когда он совершил деловую поездку в Париж. Он посетил галерею пожилого французского торговца картинами Поля Дюран-Рюэля (1831-1922), где купил «Сирень в Аржантее» (1873, Пушкинский музей) работы Моне.
Так началось увлечение Щукина импрессионизмом и постимпрессионизмом. Особенно его привлекали работы Матисса, Пикассо, Сезанна, Гогена, Моне и Ренуара, хотя его коллекционирование развивалось поэтапно. До 1904 года он собирал в основном Моне; в период 1904-10 годов он приобрёл работы Поля Сезанна, Поля Гогена и Винсента Ван Гога – (он был потрясён в 1906 году, когда не смог попасть на большую ретроспективу Сезанна в Париже); а в период 1908-1914 годов он сосредоточился на постимпрессионистской живописи Матисса и Пикассо.
Матисс
На его собирательскую деятельность, возможно, повлиял и ряд трагедий, обрушившихся на семью Щукина в период 1907-1914 годов. В 1905 году в Москве-реке утонул один из его детей, в 1907 году умерла жена, в 1908 году покончил с собой брат Иван, и, наконец, в 1910 году покончил с собой второй ребёнок. В связи с этим Щукин стал маниакальным коллекционером.
Примерно в 1908 году он встретил и познакомился с Матиссом, у которого в итоге купил в общей сложности 37 картин, включая некоторые из самых великих его работ. В 1909-10 годах он заказал у Матисса два огромных декоративных панно (Танец и Музыка) для лестницы своего москворецкого особняка, а в 1911 году привёз художника в Москву, чтобы проконтролировать их установку.
Пикассо
В конце 1900-х годов Щукина, как и Матисса, привлекали абстрактные картины, создаваемые Пикассо. Действительно, он был единственным постоянным покупателем кубистских работ Пикассо у дилера Даниэля Канвейлера (1884-1979) в преддверии Первой мировой войны. К 1914 году в его «галерее Пикассо» хранилось 50 картин испанца: большинство из них – образцы кубизма, но помимо этого беспредметного искусства в ней также было представлено несколько работ из «Голубого» и «Розового» периодов Пикассо. С 1909 года Щукин открыл свой дом для публики, которая могла бесплатно ознакомиться с его коллекцией французского авангардного искусства.
Начало Первой мировой войны в 1914 году прервало все контакты между Щукиным и его дилерами. Его художественная карьера была закончена. К счастью, расцвела любовь. В 1915 году он встретил и впоследствии женился на Надежде Афанасьевне, привлекательной разведённой женщине, от которой у него родилась дочь.
В 1918 году, в условиях хаоса и неопределённости Февральской революции, отречения царя Николая II и захвата власти большевиками, Щукину с семьёй удаётся уехать из России в Париж, где он и умирает в 1936 году в возрасте 82 лет.
Художественная коллекция Щукина
За 20 лет, с 1895 по 1914 год, Щукин собрал коллекцию из 264 картин, включая: 50 Пикассо, 38 Матиссов, 16 Деренов, 16 Гогенов, 13 Моне, 9 Марке, 8 Сезаннов и 7 Руссо. По словам Альфреда Барра, директора-основателя Музея современного искусства в Нью-Йорке, Щукин собрал “самую большую в мире коллекцию современной французской живописи, публичную или частную”.
Через несколько месяцев после отъезда Щукина из России его московский особняк вместе с блестящей коллекцией произведений искусства был экспроприирован советским государством и превращён в Первый музей современного западного искусства. В 1928 году он превратился в Государственный музей современного западного искусства, закрытый в 1948 году сталинским руководителем культуры Андреем Ждановым. Его коллекция была разделена между ГМИИ им. Пушкина в Москве (84 произведения) и Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге (149 произведений), а также учреждениями в Баку (2 произведения) и Одессе (1 произведение).
Художественные коллекции Петра и Дмитрия Щукиных
Художественные коллекции его братьев Петра и Дмитрия Щукиных также оказались в руках государства. В 1905 году Петр Щукин передал всю свою коллекцию декоративного искусства – всего 40 000 предметов, включая древнерусские иконы, ювелирные изделия, самовары, ковры, посуду и другие редкие предметы русского искусства – вместе со зданием, где они хранились, в Государственный исторический музей.
В 1918 году большевики экспроприировали коллекцию старых мастеров, скульптур, бронзы и изделий из стекла, собранную Дмитрием Щукиным. Она тоже была разделена между несколькими учреждениями.
- Московская галерея «Наши художники» представила полотна Кристиана Крона
- Матисс, Гоген, ван Гог и Моне возвращаются в основную экспозицию Пушкинского музея
- «Щукин. Биография коллекции». Итоги
- Лимитированная серия карт «Друзья Пушкинского» к выставке «Щукин. Биография коллекции»
- «Щукин. Биография коллекции»
- ЩУКИН. БИОГРАФИЯ КОЛЛЕКЦИИ
- Лувр открывает музей-спутник в пригороде Парижа
- Лувр планирует эвакуировать из Парижа свои бесценные сокровища
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?