Сергей Щукин, коллекционер русского искусства читать ~5 мин.
Российский текстильный магнат Сергей Иванович Щукин известен своей выдающейся коллекцией современного искусства, в которой были представлены работы крупнейших художников рубежа XIX – XX веков. Его собрание включало картины импрессионистов Клода Моне (1840–1926) и Пьера-Огюста Ренуара (1841–1919), а также ведущих мастеров постимпрессионизма: Поля Сезанна (1839–1906), Винсента Ван Гога (1853–1890), Поля Гогена (1848–1903) и неоимпрессиониста Поля Синьяка (1863–1935). Особую ценность коллекции придавали произведения фовистов Анри Матисса (1869–1954) и Андре Дерена (1880–1954), кубиста Пабло Пикассо (1881–1973) и таких представителей Парижской школы, как Анри Руссо (1844–1910) и Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901).
Щукин был известен особенно тесной связью с Матиссом, который не только помогал оформлять его московский особняк, но и написал специально для Щукина эпохальную картину «Танец» (1910). Её ранний эскиз (1909) находится в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. Кроме того, Щукин приобрёл знаменитую работу Матисса «Гармония в красном» (1908).
В августе 1918 года Щукин покинул Россию. Его художественная коллекция была конфискована большевистским правительством и позднее разделена между Эрмитажем в Санкт-Петербурге и Пушкинским музеем в Москве. Похожая судьба постигла и собрание его соотечественника Ивана Морозова (1871–1921).
Биография
Во второй половине XIX века в России произошли важные социальные и экономические перемены. Отмена крепостного права в 1861 году и бурная индустриализация в период правления Александра III (1881–1894) способствовали формированию нового класса промышленников и купцов. Среди них были такие просвещённые ценители искусства, как Морозовы, Щукины, Третьяковы, Рябушинские и Савва Мамонтов (1841–1918), которые, подобно аристократическим меценатам прошлого — Румянцевым, Юсуповым и Голицыным, — увлекались изобразительным искусством.
Сергей Иванович Щукин родился в Москве и был третьим из десяти сыновей в семье. Его отец, Иван Васильевич Щукин, был преуспевающим текстильным фабрикантом, а мать, Екатерина Петровна Боткина, происходила из известной купеческой династии.
В 1878 году, после обучения за границей, Сергей Щукин начал работать в семейной фирме. Благодаря упорному труду и предпринимательской хватке за следующее десятилетие он стал одним из самых влиятельных торговцев текстилем в Москве. В браке с Лидией Григорьевной Кореневой у него родилось четверо детей. Семья переехала в исторический особняк Трубецких, который приобрёл для них отец.
Начало коллекционирования
Интерес к искусству появился у Щукина к началу 1890-х годов, поскольку его братья также были коллекционерами. Однако серьёзно он начал формировать своё собрание в 1897 году во время деловой поездки в Париж. Там он посетил галерею известного арт-дилера Поля Дюран-Рюэля (1831–1922) и приобрёл свою первую картину Моне — «Сирень в Аржантее» (1873, ныне в ГМИИ им. А.С. Пушкина).
С этого момента началось его увлечение импрессионизмом и постимпрессионизмом, причём коллекционирование развивалось поэтапно. До 1904 года он приобретал в основном работы Моне. В 1904–1910 годах его внимание переключилось на творчество Поля Сезанна, Поля Гогена и Винсента Ван Гога. В 1908–1914 годах он сосредоточился на постимпрессионистской живописи Матисса и Пикассо.
Матисс
Возможно, на его коллекционерскую страсть повлияла череда семейных трагедий, произошедших в 1905–1910 годах. За эти годы Щукин потерял сына, жену, брата Ивана и ещё одного сына. Многие исследователи считают, что коллекционирование стало для него способом справиться с горем.
Около 1908 года Щукин познакомился с Матиссом, у которого в итоге приобрёл 38 картин. В 1909–1910 годах он заказал художнику два монументальных декоративных панно — «Танец» и «Музыка» — для лестницы своего московского особняка. В 1911 году он пригласил Матисса в Москву, чтобы тот лично проконтролировал их установку.
Пикассо
В конце 1900-х годов Щукин увлёкся новаторскими работами Пикассо. Накануне Первой мировой войны он был практически единственным постоянным покупателем кубистских произведений художника у арт-дилера Даниэля-Анри Канвейлера (1884–1979). К 1914 году в «галерее Пикассо» Щукина насчитывалось 50 картин, в основном образцов кубизма, а также несколько работ «голубого» и «розового» периодов. С 1909 года коллекционер открыл свой дом для публики, предоставляя всем желающим возможность бесплатно знакомиться с французским авангардным искусством.
Начало Первой мировой войны в 1914 году прервало контакты Щукина с парижскими дилерами и положило конец его коллекционерской деятельности. В 1915 году он женился на Надежде Афанасьевне Конюс (урождённой Миротворцевой), в браке с которой у него родилась дочь Ирина.
В августе 1918 года, после Октябрьской революции и установления власти большевиков, Щукин с семьёй эмигрировал. Он поселился в Париже, где и скончался в 1936 году в возрасте 81 года.
Художественная коллекция Щукина
За двадцать лет, с 1895 по 1914 год, Щукин собрал коллекцию из более чем 250 картин, в том числе: 50 работ Пикассо, 38 — Матисса, 16 — Дерена, 16 — Гогена, 13 — Моне, 9 — Марке, 8 — Сезанна и 7 — Руссо. Альфред Барр, первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке, назвал собрание Щукина “величайшей в мире коллекцией новейшей французской живописи, как общественной, так и частной”.
Вскоре после эмиграции Щукина его московский особняк вместе с коллекцией был национализирован. В нём создали «Первый музей новой западной живописи». В 1928 году его объединили с собранием Морозова, и он стал «Государственным музеем нового западного искусства». Музей был закрыт в 1948 году по распоряжению сталинского идеолога Андрея Жданова, а его фонды разделены между ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге.
Художественные коллекции Петра и Дмитрия Щукиных
Коллекции братьев Сергея Щукина, Петра и Дмитрия, также перешли в собственность государства. Ещё в 1905 году Пётр Щукин передал в дар Государственному историческому музею своё огромное собрание декоративного искусства. Оно насчитывало около 30 000 предметов русского и восточного искусства, включая древнерусские иконы, ювелирные изделия и ковры.
Собрание Дмитрия Щукина, состоявшее из картин старых европейских мастеров, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства, было национализировано в 1918 году. Впоследствии оно также было распределено между несколькими музеями.
- Петровское искусство (русское искусство при Петре I)
- Sotheby’s показал в Москве топ-лоты июньских торгов русского искусства
- В «Доме Островского» проходит фестиваль, посвящённый великому драматургу
- В калужском драмтеатре прошёл вечер к юбилею главного режиссёра А. Плетнёва
- Московская галерея «Наши художники» представила полотна Кристиана Крона
- Интересные события в галереях ГРАУНД
- Стартовал «Театральный синдром» - фестиваль для театралов Красноярска
- Вегетарианский пансионат-санаторий: территория здорового питания
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?