Иэн Дэрраг, ирландский художник:
биография, живопись читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
В искусстве этого человека присутствует как мрачное, так и монументальное начало. Даже его самые прямолинейные картины обладают вневременной сложностью. Его женщины отличаются ренессансной спокойствием, но имеют современный оттенок: некую загадочную нервозность. В определённом смысле он делает для портретного жанра то же, что Джорджо де Кирико для городских пейзажей — заставляет нас почувствовать «нечто иное». Многие мужские портреты Дэррага тоже окрашены в ренессансную ауру, хотя оба примера, приведённые здесь, строго XX века: в Мужчине, говорящем по телефону ощущаются мотивы Рэймонда Чандлера, а в Фигуре у окна — мотивы Эдварда Хоппера. В любом случае, здесь очевидно мастерство повествования. Посмотрите внимательно на губы L’Espanogla и увидите злость и смирение гордой женщины. Взгляните в глаза Мужчине, говорящему по телефону — вы когда-нибудь видели столь раздираемого мужчину? Это сложные произведения, великолепно исполненные и глубоко продуманные. Какая трагедия для искусства, что расцвет Дэррага ограничился десятилетием его двадцатилетия, и болезнь уничтожила шансы на возвращение.
О других ирландских художниках-модернистах см.: Современные ирландские художники. О ведущих мировых деятелях см.: 200 лучших современных художников.
Биография
Иэн Дэвид Дэрраг родился в Баллимене, Северная Ирландия. Известный своим выдающимся художественным талантом в юности, он выиграл детский художественный конкурс Texaco в 1974 году, занял второе место в 1975 и 1976 годах, а также был коротко представлен на телевидении BBC. В 1976 году, завершив подготовительный курс в художественном колледже Джорданстаун в Северной Ирландии, он уехал в Лондон, где получил степень с отличием по изобразительному искусству в колледже Хорнси, получив особую похвалу за искусствоведение и критические исследования.
К сожалению, в этот период он потерял двух самых близких членов семьи — мать Мэри и сестру Коллин, после чего так и не вернулся в Северную Ирландию и поддерживал лишь эпизодические контакты с остальными родственниками.
После успеха в колледже искусств Хорнси Дэрраг получил престижное место в Королевском колледже искусств для изучения печатной графики. Хотя к этому времени он уже выставлял свои картины и гравюры в разных выставочных залах Великобритании и за рубежом, именно после участия в экспозиции выпускников Королевского колледжа в 1984 году его работы получили особое внимание. Критик издания Times отметил их особо, и картины Дэррага приняли на реализацию несколько лондонских художественных галерей, в том числе Mall Galleries и The Nicholas Treadwell Gallery. Последовала череда персональных и групповых выставок, и в течение следующих четырёх лет он работал в Лондоне как художник на полную ставку, получая признание как критиков, так и коллекционеров.
Затем, в конце 1988 года, Дэрраг принял судьбоносное решение: эмигрировал в Америку к своей девушке, вскоре ставшей его женой, обосновался в Нью-Йорке и возобновил занятия живописью.
К сожалению, этот переезд совпал с крахом американского арт-рынка, а кроме того, выяснилось, что нью-йоркские галеристы и коллекционеры куда меньше заинтересованы в фигуративном искусстве, чем их европейские коллеги. В результате Дэрраг обратился к коммерческой графике, чтобы пополнить доход, и стал внештатным иллюстратором для изданий вроде New York Times Book Review. Это продолжалось до 1994 года, когда распался его брак, после чего страдали и его настроение, и творческая продуктивность.
Но к 1997 году он восстановился. Снова начал писать картины, готовилась персональная выставка, и дела шли на подъём. Затем в 1998 году врачи диагностировали у него начальные признаки рассеянного склероза, что постепенно всё сильнее ограничивало его подвижность и энергию. Он стойко боролся с болезнью в течение следующего десятилетия, работая до тех пор, пока мог держать кисть, и скончался в нью-йоркской больнице в январе 2008 года в возрасте 48 лет.
Работы
Дэрраг, мастер как графики, так и живописи, одинаково виртуозно работал с маслом и акрилом, хотя все представленные здесь произведения — акрил по холсту. Его картины демонстрируют выдающееся чутьё для моделирования фигур — профессиональный уровень, который чаще встречается у скульпторов, чем у живописцев, — а также особо чуткое обращение со светом, тенью и тоновыми нюансами в драматических целях. Но, пожалуй, самой захватывающей чертой его мастерства является способность наполнять работы особым сочетанием неподвижности и повествовательности. В этом смысле он занимает некое «ничейное пространство» между Леонардо да Винчи и Эдвардом Хоппером, и именно эта смесь противоположностей придаёт его работам уникальную монументальность. Можно только гадать, чего бы он заполучил, если бы судьба не оборвала его жизнь.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?