Премия Тёрнера в области современного искусства, галерея Тейт Британ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Названная в честь величайшего английского художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (1775-1851) и оцениваемая в £20 000 для победителя, премия Тёрнера — это ежегодная премия в области изобразительного искусства, обычно вручаемая в начале декабря, за достижения в современном искусстве. Часто вызывающая споры своим выбором номинантов, премия в настоящее время признана одной из самых престижных наград в области авангардного искусства в Европе, если не во всём мире. Среди известных лауреатов премии Тёрнера — Гилберт и Джордж (1986), Аниш Капур (1991), Рэйчел Уайтрид (1993), Энтони Гормли (1994) и Дэмьен Хёрст (1995). Подробности см.: Лауреаты премии Тёрнера.
Какова история премии Тёрнера?
Премия была учреждена группой «Меценаты нового искусства» — объединением, сформированным в 1982 году для финансирования приобретения новых произведений искусства для галереи Тейт и для стимулирования интереса к современному британскому искусству. Они назвали премию в честь великого художника-пейзажиста Тёрнера, отчасти потому, что он хотел учредить премию для молодых художников. Тот факт, что он был выбран также потому, что его работы были противоречивыми в своё время, предполагает, что противоречивость является неотъемлемой чертой конкурса: по-видимому, для того чтобы провоцировать необходимые заголовки и генерировать требуемую публичность. Как оказалось, медийный успех премии Тёрнера помог — и в свою очередь был поддержан — появлением в конце 1990-х годов Britart и выставкой современного британского искусства Sensation, курируемой Чарльзом Саатчи, в Лондонской королевской академии в 1997 году.
Кто имеет право на получение премии Тёрнера?
Изначально премия присуждалась человеку, который — по мнению жюри — внёс наибольший вклад в современное изобразительное искусство в Великобритании за предыдущие 12 месяцев, и поэтому была открыта для администраторов, кураторов и критиков, а также художников. С 1991 года право на участие ограничено британскими художниками в возрасте до 50 лет, которые провели «выдающуюся выставку или иную презентацию своих работ» в течение предыдущих 12 месяцев. Однако с 1991 года нет ограничений на количество раз, когда номинированный художник может быть включён в шорт-лист.
Шорт-лист премии Тёрнера
Номинации принимаются в течение трёхнедельного периода в мае; формы для номинаций обычно появляются в газете Guardian, а также в специализированных художественных журналах. Независимое жюри премии Тёрнера, состав которого меняется каждый год, затем составляет шорт-лист из четырёх художников. Он объявляется в июле. Затем, в течение последней недели октября, проводится выставка работ четырёх претендентов в галерее Тейт Британ (или Тейт Ливерпуль). Она продолжается до начала января, хотя имя победителя премии Тёрнера обычно объявляется в начале декабря.
Элементы конкурсного процесса довольно часто изменялись на протяжении многих лет. Вначале шорт-лист насчитывал шесть художников. С 1991 года он ограничен четырьмя. В 1988 году было решено не публиковать шорт-лист, и вместо проведения выставки сравнительных работ всех номинантов победителю предоставлялась персональная выставка в галерее Тейт в следующем году. Дополнительные изменения последовали в 1989 году, когда — чтобы уменьшить конкурсный элемент — был опубликован список из семи «отмеченных» художников. Затем, в 1994 году, шорт-лист был восстановлен вместе с выставкой номинантов, которая теперь включала пояснения к экспонатам, а также дополнительную информацию о художниках.
Проблемы
У процесса всё ещё есть критики. Например, расследование Sunday Telegraph премии Тёрнера 2006 года показало, что члены жюри не смогли посетить выставки некоторых художников и вместо этого полагались на каталоги и фотографии!
Что более серьёзно, возможно, арт-критик Дэвид Ли заявил, что с 1991 года шорт-лист был заполнен художниками, связанными с небольшим числом лондонских дилеров. Сомнительно, что это может быть правдой, но если это так, это будет означать, что премия Тёрнера — и, возможно, большая часть рынка современного искусства — манипулируется ради финансовой выгоды.
Что ещё важнее, верит ли кто-нибудь, что кто-либо из лауреатов премии Тёрнера обладает художественным мастерством для создания одной из величайших картин XX века?
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?