Ремёсла читать ~11 мин.
Термин «ремесло» обозначает навыки и мастерство, которые обычно применяются в декоративном искусстве (например, в керамике) или в смежных художественных практиках (таких как кружевоплетение). Ключевая особенность ремёсел — высокая степень ручного мастерства, а не просто умение работать на станке.
Некоторые ремёсла, которыми занимаются работающие в одиночку мастера, иногда объединяют под термином «студийное ремесло». Примерами «студийных ремёсел» служат металлообработка, токарное дело, выдувание стекла, а также гончарство. Ярким представителем последнего направления является британец Бернард Лич, основатель движения студийных гончаров.
Искусство против ремесла
Со времён Ренессанса, когда статус живописцев и скульпторов (ранее считавшихся ремесленниками) был поднят до уровня «художников», ремесло стало считаться менее творческой деятельностью, чем искусство. Почему? Считается, что ремесленник может заранее предсказать результат своей работы, в то время как художник — нет. На практике, однако, грань между «искусством» и «ремеслом» часто настолько тонка, что становится условной. Например, керамист вряд ли сможет в точности предсказать, как поведёт себя та или иная глазурь на глиняной скульптуре. (См. также визуальное искусство и изобразительное искусство.)
Декоративное и прикладное искусство
Различия между искусством и ремеслом становятся ещё более запутанными, если учесть такие тесно связанные области, как «декоративное искусство» и «прикладное искусство».
К «декоративному искусству» традиционно относят декоративные и функциональные работы из керамики, стекла, металла, дерева и текстиля. Этот термин охватывает керамику, мебель, предметы обстановки, дизайн интерьера и архитектуру. Искусствоведы используют его, чтобы отделить эти области от изящных искусств, таких как живопись, графика и скульптура. Произведения изящных искусств создаются исключительно из эстетических соображений (концепция «искусства ради искусства»).
«Прикладное искусство» — это сфера творчества, которая привносит дизайн и эстетику в утилитарные предметы повседневного обихода. Его цель — делать функциональные вещи красивыми. К прикладному искусству относят архитектуру, дизайн интерьера, графический дизайн, дизайн одежды, промышленный дизайн, а также декоративное и функциональное искусство. Примером может служить гобелен из Байё.
Как видите, между декоративным, прикладным искусством и ремёслами существует заметное пересечение. На практике это также касается границы между уникальными ремесленными изделиями и скульптурой, относящейся к изящным искусствам. Кроме того, «Движение искусств и ремёсел» конца XIX века оказало большое влияние на все эти творческие направления, равно как и более поздние стили ар-нуво и ар-деко.
Виды ремёсел
Существуют сотни, если не тысячи разновидностей ремёсел. Следующий список приведён лишь для примера.
Текстиль
Аппликация, вязание крючком, вышивка, валяние, вязание, кружевоплетение, макраме, квилтинг (лоскутное шитьё), искусство гобелена, ткачество.
Деревообработка
Резьба по дереву, токарное дело, столярное дело, изготовление мебели, изготовление лаковых изделий.
Бумагопластика
Бумажное моделирование, коллаж, декупаж, оригами, папье-маше.
Гончарное и стекольное дело (см. также Древняя керамика)
Керамика (изделия из глины, каменной массы, фарфора), мозаика, изготовление стеклянных бусин, выдувание стекла, травление по стеклу, витраж.
Ювелирное дело
Включает металлообработку со следующими техниками: тиснение, чеканка, гравировка, эмалирование (в том числе шамплеве, basse-taille, клуазоне и plique-à-jour), зернь и филигрань. Подробнее см: Ювелирные изделия: история, техника.
Другие примеры ремёсел
Плетение корзин, пивоварение, переплётное дело, изготовление кукол, эмалирование, флористика, икебана, ножевое дело, столярное дело, кожевенное дело, моделизм, татуировка, изготовление игрушек.
История и развитие ремёсел
Ремесленные гильдии (ок. 1250–1850)
Термин «ремесленная гильдия» появился в средневековой Европе. Так называли профессиональные объединения, которые, как правило, включали всех ремесленников (а иногда и поставщиков, розничных и оптовых торговцев), занятых в определённой отрасли.
Средневековые ремесленные гильдии (например, золотых дел мастеров и мастеров по металлу) возникли в основном после 1250 года и были схожи по своей организации. В каждой гильдии было общее собрание всех членов, которое обладало некоторыми полномочиями по установлению правил, но реальный контроль находился в руках нескольких высших должностных лиц и совещательного органа.
Типичная гильдия делилась на три категории: мастера, подмастерья и ученики. В самых богатых гильдиях мог также существовать внутренний круг наиболее влиятельных мастеров. Основная экономическая цель гильдий — достижение полной монополии в своей сфере для защиты финансовых интересов её членов. Однако этой цели редко удавалось достичь. Как правило, этому мешали многочисленные конкурирующие гильдии и вмешательство государства.
Например, с XV века государство начало вмешиваться в деятельность гильдий, регулируя правила ученичества и другие ключевые аспекты их политики. В результате с конца XVI века влияние гильдий начало ослабевать. Этот процесс ускорился с промышленной революцией, которая принесла стандартизацию и массовое производство, а также с появлением регулируемых государством компаний и других торговых объединений. Гильдии были окончательно упразднены во Франции (1791), Англии (1835), Испании (1840), Австрии и Германии (1860), Италии (1864) и, наконец, в Риме (1907).
Исчезновение ремесленных гильдий ознаменовало конец ремесленного мастерства как неотъемлемой части промышленности и торговли и замену ручного труда машинным на фабриках и в мастерских. Этот конфликт — между уникальным ручным трудом и массовым производством, позволяющим создавать более дешёвые, но менее «красивые» продукты, — лежит в основе многих споров о ценности ремёсел. Первой реакцией на эту механизацию стало Движение искусств и ремёсел, набиравшее силу в поздневикторианскую эпоху.
Искусство и ремесла Восточной Азии
Искусство Азии, охватывающее произведения Индии, Китая, Кореи и Японии, отличается высоким мастерством в различных видах декоративно-прикладного искусства. Изготовление лаковых изделий, резьба по нефриту, бронзовое литьё, керамика, фарфор, буддийская скульптура, шёлк и другие виды текстиля — вот лишь некоторые из ремёсел, доведённых до совершенства мастерами Восточной Азии. Подробнее см: Китайское искусство (ок. 1700 до н.э. — 2000 н.э.); Корейское искусство (ок. 3000 до н.э. и далее) и Японское искусство.
Движение искусств и ремёсел (расцвет около 1850–1900 гг.)
Движение искусств и ремёсел — это социальное и эстетическое движение конца XIX — начала XX века, которое отстаивало ценность качественного дизайна и ручного мастерства в эпоху нарастающей механизации и массового производства. Зародившись в Великобритании, оно было тесно связано с архитектурой и декоративным искусством и оказало значительное влияние в континентальной Европе и в Америке.
Движение не было связано с каким-то одним стилем, за исключением общих отсылок к «народному искусству», но его главный принцип заключался в «честности» — создании изделий, которые не скрывали свой материал и конструкцию. Это проявлялось в использовании простых материалов и необработанных поверхностей, что оказало долгосрочное влияние на современный дизайн.
Название движения произошло от Общества искусств и ремёсел, основанного в 1888 году, но его истоки восходят к идеям Джона Рёскина (1819–1900), высказанным в 1850-х годах. Рёскин не одобрял вычурные изделия машинного производства, которые доминировали на Великой выставке 1851 года (что послужило толчком к основанию Музея Виктории и Альберта), и считал, что красота средневекового искусства кроется в гордости средневековых мастеров за своё индивидуальное мастерство.
Его идеи оказали огромное влияние на Уильяма Морриса (1834–1896). Со своей фирмой декоративного искусства Моррис попытался возродить ручное производство в эпоху машин, создавая текстиль, печатные книги, обои, мебель и другие предметы. С коммерческой и эстетической точки зрения его работы были триумфом, но он потерпел неудачу в своей главной цели — создании искусства для масс, — поскольку его изделия были доступны лишь состоятельным покупателям. Несмотря на это, его идеи сильно повлияли на ремесленников и преподавателей. Это привело к созданию в 1880-х годах различных организаций для продвижения идей движения, включая Гильдию ремесленников (1884), целью которой было улучшение взаимопонимания и сотрудничества между различными отраслями искусства и ремёсел.
Ремёсла ХХ века
Движение искусств и ремёсел вдохновило таких дизайнеров, как Анри ван де Вельде, и послужило толчком для развития новых стилей и объединений: ар-нуво, ар-деко, голландской группы «Де Стейл», Венского сецессиона, Немецкого Веркбунда, «Венских мастерских» и, в конечном счёте, школы дизайна Баухаус. Некоторые искусствоведы даже считают его предшественником минимализма, чьи чистые формы нашли применение в архитектуре, живописи, скульптуре и многих областях прикладного искусства.
В Америке существовал целый ряд стилей, вдохновлённых этим движением. Журнал «The Craftsman», издаваемый дизайнером и издателем Густавом Стикли, сформулировал ряд американских концепций ремесла, которые оказали значительное влияние на Фрэнка Ллойда Райта и последующих американских ремесленников, художников и архитекторов.
Другим проявлением идей движения стало сообщество Ройкрофт, основанное в 1895 году Элбертом Хаббардом на севере штата Нью-Йорк по образцу средневековых европейских гильдий. Сообщество занималось в основном изданием богато оформленных книг, но также производило мебель и изделия из металла.
Движение студийных ремёсел XX века получило развитие благодаря ряду новых образовательных программ, появившихся в 1900-х годах. Например, в 1901 году в Университете Альфреда в Нью-Йорке была основана первая школа художественной керамики. В том же году в Школе дизайна Род-Айленда в Провиденсе было открыто первое отделение художественных изделий из металла, а два года спустя — первое текстильное отделение.
После Первой мировой войны в Европе зародилось множество новых стилей дизайна, включая «Де Стейл», Баухаус и ар-деко; последний был взят на вооружение многочисленными американскими архитекторами и дизайнерами. Кроме того, в эпоху Великой депрессии конца 1920-х — начала 1930-х годов Администрация общественных работ США (WPA) финансировала ремёсла наряду с общественными работами и созданием росписей, чтобы обеспечить занятость населения. Это позволило ремёслам выжить на местном уровне, а включение ремесленных курсов в программы по искусству способствовало их развитию на национальном уровне.
Послевоенный подъём американских ремёсел
Во время и после Второй мировой войны, когда Нью-Йорк сменил Париж в статусе мировой столицы искусства, в Америку переехало множество квалифицированных художников, дизайнеров (в том числе из Баухауса) и ремесленников из Европы. Кроме того, в 1943 году был создан Американский совет по ремёслам для поддержки и защиты интересов ремесленников.
Со временем Совет основал собственное издание — журнал «American Craft» — и создал Музей искусства и дизайна (в то время — Музей современных ремёсел). Появились и другие ведущие центры, среди которых колледж Блэк-Маунтин в Северной Каролине, Колледж искусств и дизайна Отиса в Лос-Анджелесе, Калифорнийский колледж искусств и ремёсел, Музей искусств Толедо, школа ремёсел Хэйстэк-Маунтин, школа ремёсел Пенланд и школа стекла Пилчак. Благодаря этим процессам американские ремесленники послевоенного периода повысили свой профессиональный уровень, а их студийное искусство стало более изощрённым.
Этот процесс ускорился в 1960–1970-х годах благодаря феминистскому движению в искусстве — см., например, работы Джуди Чикаго (р. 1939) — и антииндустриальным настроениям среди молодёжи. В 1972 году Галерея Ренвик была открыта как отдел студийных ремёсел Национального музея американского искусства. Она заняла историческое здание рядом с Белым домом в Вашингтоне и стала главной витриной для американских студийных ремёсел. В 1993 году, объявленном «Годом американских ремёсел», работы 70 мастеров были переданы в дар Белому дому, положив начало его Коллекции американских ремёсел.
Художники и ремесленники
Несмотря на общий подъём в мире ремёсел и декоративного искусства — особенно керамики, стеклодувного дела, мебельного и модного дизайна — само разнообразие ремесленных дисциплин сделало практически невозможным установление общих стандартов обучения и производства. Поэтому ремесленник неизбежно становится больше похож на художника и меньше — на простого исполнителя. Однако общество продолжает отказывать ремесленникам в равенстве с художниками.
Действительно, многие виды ремесленной деятельности (производство красивых функциональных предметов) можно чётко отличить от изящных искусств (производство красивых предметов ради самой красоты), но большое количество ремесленников, создающих уникальные изделия, по праву считают себя художниками.
Например, нет никаких логических причин классифицировать уникальное изделие из керамики, витраж, резьбу по дереву или гобелен как «продукт ремесла», а не как «произведение искусства». На самом деле, по сравнению со многими представителями концептуализма и других направлений современного искусства, работа керамистов, токарей по дереву или витражистов требует не меньшего, а порой и большего мастерства и художественного чутья. (Подробнее о значении искусства см: Что такое искусство?)
Почему ремёсла так важны
Фундаментальная ценность ремёсел заключается в том, что они служат противовесом массовому производству. Последнее нужно нам, чтобы производить товары дёшево и быстро, но если мы не хотим стать людьми, которые знают цену всему, но не знают ценности ничего, нам также необходимы эстетические преимущества, которые приносят индивидуально созданные вещи — такие как шарф ручной работы, красивый стул, ковёр или блюдо.
Общество без красоты бездуховно, что ярко описал Джордж Оруэлл в таких произведениях, как «1984». Поощрение ремёсел — один из способов сохранить художественные навыки, необходимые для того, чтобы сделать жизнь визуально более приятной.
Чтобы наглядно убедиться в силе и даже терапевтической пользе приятного визуального окружения, достаточно посетить местную больницу, школу или административное здание. Если здание выглядит уныло и мрачно, то, скорее всего, дело в неинтересном дизайне, скучных цветах и отсутствии ярких деталей. И наоборот, если атмосфера в помещении жизнерадостная, это наверняка заслуга более продуманного дизайна и удачных цветовых решений. То же самое относится к вашему рабочему месту и дому. Жизнь в эстетически приятной среде, наполненной уникальными и красивыми предметами, неизмеримо повышает качество нашей жизни. Ремёсла и навыки ручного труда — важный вклад в достижение этого идеала, и уже по одной этой причине они заслуживают сохранения.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Посмотрите, как развивалось изобразительное искусство:
History of Art Guide.
РЕМЁСЛА И ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
Для получения дополнительной информации см.:
Керамика
Витражи
Каллиграфия
Китайская керамика
Греческая керамика
Резьба по дереву.
КАТЕГОРИИ ИСКУССТВА И РЕМЕСЕЛ
Определения, формы, стили, жанры,
периоды см.: Виды искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?