Ремёсла читать ~12 мин.
Термин «ремесло» обозначает навыки или мастерство, обычно применяемые в отраслях декоративного искусства (например, керамика) или в связанной с ним художественной практике (например, кружевоплетение). Ключевой особенностью ремёсел является то, что они предполагают высокую степень «ручного» мастерства (отсюда разговорный термин «ремесло»), а не просто умение работать на станке.
Некоторые ремесла, которыми занимаются художники, работающие в одиночку, иногда называют расплывчатым термином «студийное ремесло». Металлообработка, токарная обработка дерева, выдувание стекла и стеклоделие являются примерами «студийных ремёсел», как и гончарное дело – в частности, движение студийных гончаров, примером которого является Бернард Лич в Великобритании.
Искусство против ремесла
Начиная с эпохи Возрождения, когда статус живописцев и скульпторов (которые ранее считались ремесленниками) был повышен до «художника», термин «ремесло» классифицируется как менее творческая деятельность по сравнению с «искусством». Почему? Потому что, якобы, ремесленник может предсказать, что он собирается создать, в то время как художник не может, пока не создаст это. На практике, однако, грань между «искусством» и «ремеслом» часто настолько тонка, что не имеет смысла. Например, керамист вряд ли когда-либо сможет предсказать, как та или иная глазурь повлияет на создаваемую глиняную скульптуру. (См. также визуальное искусство и изобразительное искусство.)
Декоративное и прикладное искусство
Этимология и отличительные значения таких терминов, как «искусство» и «ремесло», ещё более усложняются и запутываются из-за расширения тесно связанных областей, таких как «декоративное искусство» и «прикладное искусство».
«Декоративное искусство» традиционно считается включающим декоративные и функциональные работы из керамики, стекла, металла, дерева и текстиля. Этот термин охватывает керамику, мебель, предметы обстановки, дизайн интерьера и архитектуру и используется искусствоведами для отличия этих областей от «изящных искусств», таких как рисунок, живопись и скульптура: «Изобразительные искусства» создаются исключительно по эстетическим причинам («искусство ради искусства»).
«Прикладное искусство» описывает области творческой деятельности, которые применяют дизайн и эстетику к утилитарным предметам повседневного использования. (Делать функциональные вещи красивыми). Сюда входят такие виды деятельности, как архитектура, дизайн интерьера, графический дизайн, дизайн одежды, промышленный или коммерческий дизайн, декоративное искусство и функциональное искусство считаются прикладными искусствами. Примером может служить гобелены из Байе.
Как видите, между тремя областями: декоративным, прикладным искусством и ремёслами, а также (на практике) между уникальными ремесленными изделиями и скульптурой изобразительного искусства существует заметное дублирование. Более того, «Движение искусств и ремёсел» на рубеже 19 века оказало большое влияние на все эти различные направления художественного творчества, так же как и движения «Ар-Нуво» и «Ар-Деко».
Виды ремёсел
Существуют сотни, если не тысячи разновидностей ремёсел. Следующий список ремёсел приведён лишь для примера.
Текстиль
Аппликация, вязание крючком, вышивка, валяние, вязание, кружевоплетение, макраме, квилтинг, гобеленовое искусство, ткачество.
Деревообработка
Резьба по дереву, токарная обработка дерева, изготовление шкафов, изготовление мебели, лаковая посуда.
Бумагопластика
Бумажное моделирование, коллаж, декупаж, складывание бумаги оригами, папье-маше.
Гончарное и стекольное ремесло (см. также Древняя керамика)
Керамика (глиняная, каменная, фарфоровая), Мозаичное искусство, Изготовление стеклянных бус, выдувание стекла, травление стекла, (см. Материалы и методы витражного искусства).
Ювелирное дело
Включает обработку металла, включающую такие процессы, как тиснение, рельефная работа, гравировка, plique-à-jour, эмалирование (виды включают шамплеве, basse taille, клуазоне), гранулирование и филигранное украшение. Подробнее см: Ювелирные изделия: история, техника.
Другие примеры ремёсел
Плетение корзин, изготовление пива, переплётные работы, изготовление кукол, эмалирование, цветочный дизайн, икебана, изготовление ножей, столярное дело, обработка кожи, обработка металла, изготовление моделей, татуировка, изготовление игрушек, изготовление мебели и т.д.
История и развитие ремёсел
Ремесленные гильдии (ок. 1250-1850)
Первоначально термин «ремесленная гильдия» появился в средневековые времена в Европе и обозначал профессиональное объединение, которое обычно состояло из всех ремесленников (а иногда поставщиков, розничных и оптовых торговцев), занятых в определённой отрасли промышленности или торговли.
Средневековые ремесленные гильдии (например, золотых дел мастера и металлисты) возникли в основном после 1250 года и мало чем отличались друг от друга по своей общей организации. Каждая из них имела собрание всех членов, которое обладало некоторыми полномочиями по установлению правил, но реальный контроль находился в руках нескольких высших должностных лиц и совета советников.
Типичная гильдия делилась на три категории: мастера, подмастерья и ученики. В самых богатых ремёслах гильдия могла также иметь внутренний круг мастеров-ремесленников. Основной экономической целью ремесленных гильдий было достижение полной монополии над всеми, кто связан с данной профессией, для защиты и продвижения финансовых интересов своих членов, но этого редко удавалось достичь. Как правило, для этого существовало слишком много конкурирующих гильдий и слишком много государственных интересов.
Например, начиная с XV века, правила, касающиеся ученичества, и ключевые области политики гильдий стали объектом государственного вмешательства. В результате, начиная с конца XVI века, власть и деятельность ремесленных гильдий начала снижаться: этот процесс ускорили стандартизация и технологии массового производства, введённые промышленной революцией, а также появление регулируемых компаний и других объединений. Гильдии были окончательно упразднены во Франции (1791), Риме (1907) Испании (1840) Англии (1835) Австрии и Германии (1860) и Италии (1864).
Исчезновение ремесленных гильдий ознаменовало конец ремесленного мастерства как неотъемлемой части промышленности и торговли и его замену на функциональность станков на фабриках и в мастерских. Этот вопрос – избыточность индивидуальных ремесленных навыков, основанных на ручном труде, и появление методов массового производства, позволяющих производить более быстрые, дешёвые, но менее «красивые» продукты, – лежит в основе многих дебатов, связанных с неотъемлемой ценностью ремёсел. Первой реакцией против этой механизации стало Движение искусств и ремёсел, которое набирало силу в поздневикторианскую эпоху.
Искусство и ремесла Восточной Азии
Искусство Азии – охватывающее произведения Индии, Китая, Кореи и Японии – отличается мастерством в различных видах искусства. Лаковая посуда, резьба по нефриту, бронза, керамика, фарфор, буддийская скульптура, шёлк и другие текстильные изделия – вот лишь некоторые из видов искусства, освоенных в Восточной Азии. Подробнее см: Китайское искусство (ок.1700 до н.э.-2000 н.э.); Корейское искусство (ок.3000 до н.э. и далее) и Японское искусство.
Движение искусств и ремёсел (расцвет около 1850-1900 гг.)
Движение искусств и ремёсел было социальным и эстетическим движением конца 19-го и начала 20-го века, которое выступало за хороший дизайн и мастерство в период растущей механизации и массового производства. В основном движение было связано с архитектурой и декоративным искусством, оно зародилось в Великобритании, но также оказало значительное влияние на континенте и в Америке.
Движение не ассоциировалось с каким-либо определённым стилем, кроме общего «народного искусства», но акцент делался на «честности» – на производстве изделий, которые ясно показывали, из чего они сделаны и как работают. Это часто включало использование простых материалов и поверхностей и оказало длительное влияние на современный дизайн.
Название движения произошло от Общества искусств и ремёсел, основанного в 1888 году, но его истоки восходят к идеям Джона Рёскина (1819-1900) в 1850-х годах. Рёскин не одобрял высоко украшенные изделия машинного производства, которые доминировали на Великой выставке 1851 года (что привело к основанию Музея Виктории и Альберта), и считал, что красота средневекового искусства проистекает из гордости средневековых художников за индивидуальное мастерство.
Его идеи оказали огромное влияние на Уильяма Морриса (1834-1896), который через свою фирму декоративного искусства занялся воссозданием ручной промышленности в век машин, производя различные текстильные изделия, печатные книги, обои, мебель и другие предметы. С коммерческой и эстетической точки зрения его работы были триумфом, но он полностью провалил свою идею создания искусства для масс, поскольку его продукцию могли позволить себе только богатые люди. Несмотря на это, его идеи оказали сильное влияние на ремесленников и преподавателей, что привело к созданию в 1880-х годах различных организаций для продвижения идей искусства и ремёсел, включая Гильдию ремесленников (1884), целью которой было улучшение взаимопонимания и сотрудничества между различными отраслями изобразительного искусства.
Ремёсла ХХ века
Движение искусств и ремёсел также вдохновило дизайнеров, таких как Генри ван де Вельде, а также такие стили, как модерн, ар-деко, строительство часовни Хонан (1916) в Корке, голландскую группу дизайнеров De Stijl, венское движение Сецессион, Немецкий Веркбунд, Венский Веркштетте , и в конечном итоге школу дизайна Баухауз. Некоторые искусствоведы даже считают его предшественником Минимализма, чистые формы которого нашли своё применение в архитектуре, живописи, скульптуре и многих областях прикладного искусства.
В Америке существовал целый ряд стилей, вдохновлённых искусством и ремёслами. Журнал «The Craftsman», издаваемый краснодеревщиком Густавом Стикли, сформулировал ряд американских ремесленных концепций, которые оказали значительное влияние на Фрэнка Ллойда Райта и последующих американских ремесленников, художников и архитекторов.
Другим ремесленным стилем было движение Ройкрофт, основанное в 1895 году Элбертом Хаббардом как сообщество ремесленников по образцу средневековых европейских гильдий на севере штата Нью-Йорк. Занимаясь в основном созданием богато украшенных книг, оно также производило различную мебель и изделия из металла.
Движение студийных ремёсел 20-го века зародилось в ряде новых ремесленных программ, созданных в 1900-х годах. Например, в 1901 году в Университете Альфреда в Нью-Йорке была основана первая художественная школа керамики. В том же году в Школе дизайна Род-Айленда в Провиденсе был открыт первый класс художественных изделий из металла, а два года спустя – первый класс текстиля.
После окончания Первой мировой войны в Европе зародилось множество новых стилей дизайна, включая: De Stijl, школа Bauhaus и Art Deco; последний был принят многочисленными американскими архитекторами и дизайнерами. Кроме того, в эпоху депрессии конца 1920-х – начала 1930-х годов Федеральная администрация США по организации работ продолжала финансировать ремёсла, а также общественные работы и росписи, чтобы занять рабочих. Это позволило ремёслам выжить на местном уровне, а включение большего количества курсов по ремёслам в программы по искусству помогло продвижению ремёсел на национальном уровне.
Послевоенный подъем американских ремёсел
Во время и после Второй мировой войны, в ходе которой Париж был заменён Нью-Йорком в качестве мировой столицы искусства, наблюдалось значительное перемещение квалифицированных европейских художников, бывших дизайнеров Баухауса и ремесленников из Европы в Америку. Кроме того, в 1943 году был создан Американский совет по ремёслам, призванный защищать навыки и благосостояние ремесленников.
Со временем Совет основал собственное издание – журнал «American Craft» – и создал Музей искусства и дизайна (тогда он назывался Музеем современных ремёсел). Появились и другие центры инноваций и передового опыта, среди которых колледж Блэк Маунтин в Северной Каролине, колледж искусств и дизайна Отиса в Лос-Анджелесе, Калифорнийский колледж искусств и ремёсел, Музей искусств Толедо, школа ремёсел Хэйстэк Маунтин, школа ремёсел Пенланд и школа стекла Пилчак. Возрождённые таким образом, послевоенные американские ремесленники стали более подготовленными, а их студийное искусство – более искусным.
Этот процесс ускорился в 1960-х и 1970-х годах благодаря феминистскому движению в искусстве – см., например, работы Джуди Чикаго (р. 1939) – и антииндустриальной тенденции среди молодёжи. В 1972 году Галерея Ренвик, расположенная в здании Галереи искусств Коркоран рядом с Белым домом в Вашингтоне, была основана как отдел студийных ремёсел Национального музея американского искусства и стала выдающейся витриной американских предметов студийных ремёсел. В 1993 году, объявленном «Годом американских ремёсел», работы 70 ремесленников были переданы в дар Белому дому для открытия коллекции американских ремёсел Белого дома.
Художники и ремесленники
Несмотря на общее оживление в мире ремёсел и декоративного искусства – особенно керамики, стеклодувного искусства, мебели и дизайна одежды – само разнообразие ремесленных дисциплин сделало практически невозможным установление общих стандартов обучения и производства. Поэтому неизбежно получается, что ремесленник больше похож на художника и меньше на ремесленника. Однако общество продолжает отказывать ремесленникам в паритете с художниками.
Действительно, многие виды ремесленной деятельности (производство красивых функциональных предметов) можно чётко отличить от изобразительного искусства (производство красивых предметов ради красоты), но большое количество ремесленников, создающих разовые изделия, по праву считают себя художниками.
Например, нет никаких логических причин классифицировать уникальное изделие из керамики, или витража, или резьбы по дереву, или текстиля (например, гобелена) как «продукт ремесла», а не как «произведение искусства». На самом деле, по сравнению со многими современными концептуальными художниками и другими представителями современного искусства, керамисты, токари по дереву и витражисты бесконечно более «художественны». (Подробнее о значении искусства см: Что такое искусство?)
Почему ремесла так важны
Фундаментальная ценность ремёсел заключается в их противостоянии методам массового производства. Последние нужны нам для того, чтобы производить товары дёшево и быстро, но если мы не хотим стать людьми, которые знают цену всему, но не знают ценности ничего, нам также необходимы эстетические преимущества, которые приносят индивидуально созданные вещи – такие как шарф ручной работы, красивый стул, ковёр или блюдо.
Общество без красоты бездуховно, как ярко описал Джордж Оруэлл в таких произведениях, как «1984». Поощрение ремёсел – один из способов сохранить художественные навыки, необходимые для того, чтобы сделать жизнь визуально более приятной.
Если вам нужна наглядная иллюстрация того, какую силу и терапевтическую пользу можно получить от более приятного визуального окружения, посетите местную больницу, школу или мэрию и оглянитесь вокруг. Если здание унылое и мрачное, то, скорее всего, это потому, что оно имеет неинтересный дизайн и скучные цвета без каких-либо штрихов визуальной красоты. С другой стороны, если там царит весёлая атмосфера, то, скорее всего, это потому, что у него более индивидуальный дизайн и, возможно, много цвета. То же самое относится к вашему рабочему месту и дому. Факт в том, что жизнь в благоустроенной среде с определённой долей индивидуальности и красивыми предметами неизмеримо повышает наше удовольствие от жизни. Ремесла и ремесленные навыки являются важным вкладом в этот идеал, и уже по одной этой причине их стоит сохранять.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Посмотрите, как развивалось изобразительное искусство:
History of Art Guide.
РЕМЁСЛА И ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
Для получения дополнительной информации см.:
Керамика
Витражи
Каллиграфия
Китайская керамика
Греческая керамика
Резьба по дереву.
КАТЕГОРИИ ИСКУССТВА И РЕМЕСЕЛ
Определения, формы, стили, жанры,
периоды см.: Виды искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?