Бернард Беренсон:
искусствовед, критик эпохи Возрождения читать ~7 мин.
Один из самых влиятельных американских искусствоведов и историков на протяжении большей части двадцатого века, уроженец Литвы Бернард Беренсон специализировался на искусстве Ренессанса, в частности венецианской живописи, а также сиенской школе треченто. Большую часть своей жизни он прожил в Италии и был одним из главных пионеров в области атрибуции произведений искусства, а его научное мнение часто оказывалось решающим в определении того, была ли картина создана одним из старых мастеров, или одним из учеников последнего, или просто современником, подражавшим его стилю. Более того, четыре его основные книги, «Венецианская живопись в Америке» (1916), «Изучение и критика итальянского искусства» (1916), «Очерки по изучению сиенской живописи» (1918), и «Исследования средневековой живописи» (1930), ряд англоязычных историков искусства назвали «четырьмя Евангелиями», а его шедевр «Рисунки флорентийских художников» (1903) продолжает поражать воображение.
Он также опубликовал монографии о Лоренцо Лотто (1894), Сассетте (1909) и Караваджо (1953), а также книги по эстетике и оценке искусства. В результате он стал весьма уважаемым консультантом нескольких лучших американских художественных музеев в начале XX века. Обладая обширными связями и знанием языков, он также был востребованным консультантом для ряда частных коллекционеров искусства, заинтересованных в приобретении образцов живописи раннего Возрождения или высокого Возрождения.
Среди известных клиентов, которые обращались к Беренсону за печатью подлинности, были американский коллекционер Изабелла Стюарт Гарднер (1840-1924) и английский арт-дилер Джозеф (впоследствии лорд) Дювин (1869-1939). Однако огромные суммы, которые он заработал в мире искусства, привели к обвинениям в предвзятости, и многие его атрибуции впоследствии были поставлены под сомнение или понижены. Несмотря на это, он остаётся важной фигурой в американском искусстве, а его мнения о творчестве художников эпохи Возрождения легли в основу большинства исследований XX века в этой области.
В 1961 году его вилла в Сеттиньяно, которую он оставил своей альма-матер, стала Центром изучения Ренессанса Гарвардского университета. О более противоречивом американском историке итальянского Возрождения см: Лео Стейнберг (1920-2011).
Карьера искусствоведа
Родился Бернгард Вальвроенский в Бутрыманче, недалеко от Вильно, в 1875 году вместе с семьёй эмигрировал в Бостон, где принял фамилию «Беренсон». Получив образование в Латинской школе в Бостоне и короткое время в Колледже свободных искусств при Бостонском университете, он позже учился в Гарварде у Чарльза Элиота Нортона, который окончил университет в 1887 году. Именно благодаря Нортону он познакомился с богатой бостонской светской львицей и коллекционером произведений искусства Изабеллой Стюарт Гарднер.
В 1888 году Беренсон впервые посетил Италию, где влюбился в захватывающий дух спектр живописи и скульптуры, и решил, что однажды он вернётся жить в Италию и посвятит себя изучению искусства. Вскоре после этого он провёл время в Оксфорде, Англия, где познакомился с историками искусства Гербертом Хорном и Жан-Полем Рихтером, которые познакомили его с трудами Джованни Морелли, а также с коллекционером Эдвардом Перри «Недом» Уорреном (1860-1928).
В 1890 году он начал поиск подходящих работ по поручению Рихтера, Уоррена и лондонского дилера Отто Гутекунста (ок. 1865-1941). В 1892 году он действительно купил несколько импрессионистских картин и работу Пьеро ди Козимо (1462-1522), на этот раз для английского коллекционера Джеймса Бёрка. В 1894 году он опубликовал свою книгу «Венецианские живописцы» (первое из его исследований итальянских школ), за которой последовала книга «Лоренцо Лотто: эссе по конструктивной художественной критике» (1894).
К середине 1890-х годов Беренсон покупал картины для миссис Гарднер, а также для американского финансиста Теодора М. Дэвиса. Одним из его «открытий» стал сиенский художник Джованни ди Паоло (ок. 1400-82), которого он назвал «Эль Греко» кватроченто. В 1896 году он опубликовал второй трактат об итальянской школе – «Флорентийские живописцы», в котором рассмотрел, как художники обрабатывают фактуру поверхности, а также трёхмерность в своих фигурах, а в 1897 году – третий – «Художники Центральной Италии», в котором каталогизировал стиль живописи, принятый художниками эпохи Возрождения. (Исторический фон см. также: Возрождение во Флоренции (с 1400 г.), Венецианское Возрождение (1400-1600 гг.) и Возрождение в Риме при папах.
Эти публикации быстро создали Беренсону репутацию исследователя Ренессанса и вскоре стали стандартными текстами для ряда университетских курсов по истории искусства. (Термин «Ренессанс» был впервые введён французским историком XIX века Жюлем Мишле 1798-1874).
В 1900 году Беренсон женился на Мэри Смит Костеллоу, своей партнёрше на протяжении 10 лет и известном историке искусства. Он также купил большой дом (Вилла I Tatti) с видом на Сеттиньяно, недалеко от Флоренции, где и прожил до конца своих дней. Здесь он написал свой шедевр «Рисунки флорентийских художников» (1903), подробный иллюстрированный каталог рисунков эпохи Возрождения, выполненных флорентийскими рисовальщиками.
В 1903 году вместе с Роджером Фраем, Гербертом Хорном и Чарльзом Холмсом Беренсон стал одним из основателей знаменитого Burlington Magazine – первого научного журнала по истории искусства. В 1907 году он опубликовал книгу «Североитальянские художники эпохи Возрождения», отмеченную прежде всего своей крайне негативной оценкой маньеристской живописи (ок. 1530-1600) периода чинквеченто.
С середины 30-х годов Беренсон стал все более активно выступать в качестве консультанта и арт-брокера как для частных лиц, так и для учреждений, включая некоторые из лучших художественных музеев, в частности Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Не все его сделки были полностью прозрачными – в некоторых случаях возникали значительные конфликты интересов, – и он не гнушался контрабандой картин в Америку.
В 1907 году его деловые отношения с бостонским коллекционером Изабеллой Стюарт Гарднер, английским арт-дилером Джозефом Дювином и другими клиентами Беренсона, такими как Морган и Джозеф Э. Уиденер, стали ещё более коварными. (Позднее Беренсон рассорился с Дювином после спора о том, кто написал картину «Поклонение пастухов», которая сейчас находится в Национальной галерее в Вашингтоне: Дювин говорил, что это Джорджоне, Беренсон – что это ранний Тициан. Современное мнение согласуется с Дювином).
В 1916 году Беренсон опубликовал две крупные работы: Венецианская живопись в Америке, и Изучение и критика итальянского искусства. Его последняя книга об итальянских школах, Эссе по изучению сиенской живописи, вышла в 1918 году. В 1925 году он нанял Кеннета Кларка (1903-1983), молодого оксфордского исследователя эпохи Возрождения, который помог Беренсону переработать «Рисунки флорентийских художников».
В 1930 году Беренсон опубликовал свой четвёртый большой труд, Исследования по средневековой живописи, а также Итальянские художники эпохи Возрождения, однотомное собрание его серии из четырёх книг о региональных итальянских школах.
Во время Второй мировой войны Беренсон фактически находился в плену на своей вилле. В 1944 году умерла его жена Мэри Беренсон. После войны Беренсон написал книгу «Эстетика и история в изобразительном искусстве» (1948) и выступал в качестве консультанта дилера Жоржа Вильденштейна. Его последние книги (написанные в середине 80-х годов!) включали монографии об Альберто Сани (1950), Караваджо (1953) и Пьеро делла Франческа (1954). В 1958 году он был избран членом Американской академии искусств и наук. В 1959 году Беренсон умер на своей вилле в возрасте 94 лет и сейчас покоится вместе с женой в часовне на территории виллы.
Наследие
Как историк искусства, Беренсон уделял основное внимание самому произведению искусства – в частности, его подлинности – а не его предыстории или контексту. Например, его главные книги представляют собой не более чем списки картин (подтверждённые Беренсоном) с пояснениями. Такой подход был особенно полезен для арт-дилеров и коллекционеров, с которыми Беренсон, несомненно, был слишком близок, чтобы чувствовать себя комфортно.
Его уверенный анализ и атрибуции – которые он редко менял – привели к появлению двух противоборствующих лагерей: его критиков, состоявших в основном из британских учёных во главе с С. Артуром Стронгом, и его сторонников, включая Джона Уокера, директора Национальной галереи искусств в Вашингтоне, Сиднея Дж. Фридберга, профессора Гарварда, Кеннета Кларка, директора Национальной галереи в Лондоне, и Джона Поуп-Хеннесси, директора Музея Виктории и Альберта.
Несмотря на то, что он считался ведущим авторитетом в области итальянского искусства эпохи Возрождения треченто и кватроченто, его репутация иногда подвергалась сомнению, как в знаменитом судебном деле, возбуждённом Андре Ханом против Дювина в 1923 году. Сегодня, благодаря достижениям в области научного тестирования, ряд безоговорочных атрибуций Беренсона считаются неточными: но преднамеренными или случайными – неизвестно.
Ресурсы по оценке искусства
Как ценить живопись
Как ценить скульптуру
КРИТИКИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Иоганн Винкельман (1717-1768)
Якоб Буркхардт (1818-1897)
Джон Рёскин (1819-1900)
Аполлинер (1880-1918)
Герберт Рид (1893-1965)
Джон Канадей (1907-1985)
Гарольд Розенберг (1906-1978)
Клемент Гринберг (1909-1994)
- Кеннет Кларк: искусствовед, историк эпохи Возрождения
- Сассетта: итальянский художник, Сиенская школа живописи
- Самый большой коллекционер Италии, никому не известный Фредерико Черрути
- Кватроченто, итальянское искусство 15 века
- Ювелирное дело
- Особый путь Олеси Фокиной и солнечный талант Геннадия Шпаликова
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?