Бернард Беренсон:
искусствовед, критик эпохи Возрождения читать ~7 мин.
Бернард Беренсон — уроженец Литвы и один из самых влиятельных американских искусствоведов и историков XX века. Он специализировался на искусстве Ренессанса, в частности на венецианской живописи и сиенской школе треченто. Прожив большую часть жизни в Италии, Беренсон стал одним из пионеров в области атрибуции произведений искусства. Его экспертное мнение часто было решающим при определении того, создана ли картина старым мастером, его учеником или современником, подражавшим его стилю. Четыре его фундаментальные работы — «Венецианская живопись в Америке» (1916), «Изучение и критика итальянского искусства» (1916), «Очерки по изучению сиенской живописи» (1918) и «Исследования средневековой живописи» (1930) — некоторые англоязычные историки искусства назвали «четырьмя Евангелиями». Его шедевр «Рисунки флорентийских художников» (1903) до сих пор сохраняет научную ценность.
Он также опубликовал монографии о Лоренцо Лотто (1894), Сассетте (1909) и Караваджо (1953), а также книги по эстетике и экспертизе произведений искусства. Благодаря этому он стал авторитетным консультантом для нескольких ведущих американских художественных музеев в начале XX века. Обширные связи и знание языков сделали его востребованным экспертом и для частных коллекционеров, которые приобретали живопись раннего и высокого Возрождения.
Среди известных клиентов, обращавшихся к Беренсону за подтверждением подлинности, были американский коллекционер Изабелла Стюарт Гарднер (1840–1924) и британский арт-дилер Джозеф Дювин (впоследствии лорд Дювин, 1869–1939). Однако огромные гонорары, заработанные им в мире искусства, привели к обвинениям в предвзятости. Многие его атрибуции впоследствии были оспорены или пересмотрены. Несмотря на это, он остаётся знаковой фигурой в истории американского искусствознания, а его суждения о художниках Ренессанса легли в основу многих исследований XX века.
В 1961 году его вилла в Сеттиньяно, завещанная им своей альма-матер, стала Центром изучения Ренессанса Гарвардского университета. Для сравнения, информацию о другом спорном американском историке итальянского Возрождения см. в статье: Лео Стейнберг (1920–2011).
Карьера искусствоведа
Бернгард Вальвроенский (Bernhard Valvrojenski) родился в Бутримонисе, Литва. В 1875 году его семья эмигрировала в Бостон, где он взял фамилию Беренсон. После обучения в Латинской школе Бостона и недолгого пребывания в Колледже свободных искусств Бостонского университета он поступил в Гарвард. Там его наставником стал Чарльз Элиот Нортон. Беренсон окончил университет в 1887 году и благодаря Нортону познакомился с Изабеллой Стюарт Гарднер, состоятельной светской дамой и коллекционером.
В 1888 году Беренсон впервые посетил Италию, где был покорён богатством живописи и скульптуры. Он решил, что вернётся сюда жить и посвятит себя изучению искусства. Вскоре он провёл некоторое время в Оксфорде, где встретился с историками искусства Гербертом Хорном и Жан-Полем Рихтером. Они познакомили его с трудами Джованни Морелли, а также с коллекционером Эдвардом Перри «Недом» Уорреном (1860–1928).
В 1890 году Беренсон начал поиск произведений искусства по поручению Рихтера, Уоррена и лондонского дилера Отто Гутекунста (ок. 1865–1941). В 1892 году он приобрёл несколько картин импрессионистов и работу Пьеро ди Козимо (1462–1522) для английского коллекционера Джеймса Бёрка. В 1894 году он опубликовал книгу «Венецианские живописцы», первое из своих исследований итальянских школ, а затем — «Лоренцо Лотто: эссе по конструктивной художественной критике» (1894).
К середине 1890-х годов Беренсон консультировал при покупке картин миссис Гарднер и американского финансиста Теодора М. Дэвиса. Одним из его «открытий» стал сиенский художник Джованни ди Паоло (ок. 1400–1482), которого он назвал «Эль Греко кватроченто». В 1896 году он выпустил трактат «Флорентийские живописцы», а в 1897 году — «Художники Центральной Италии». (Исторический фон см. также: Возрождение во Флоренции, Венецианское Возрождение и Возрождение в Риме).
Эти публикации быстро принесли Беренсону репутацию ведущего знатока Ренессанса. Его книги стали стандартными учебными пособиями на курсах по истории искусства во многих университетах. (Термин «Ренессанс» был введён в научный оборот французским историком XIX века Жюлем Мишле).
В 1900 году Беренсон женился на Мэри Смит Костелло, которая была его партнёром и соратником на протяжении десяти лет и сама являлась известным историком искусства. Он приобрёл большой дом (Вилла I Tatti) в Сеттиньяно близ Флоренции, где прожил до конца своих дней. Здесь он написал свой главный труд — «Рисунки флорентийских художников» (1903), подробный иллюстрированный каталог рисунков эпохи Возрождения.
В 1903 году Беренсон вместе с Роджером Фраем, Гербертом Хорном и Чарльзом Холмсом основал Burlington Magazine — один из первых научных журналов по истории искусства. В 1907 году он опубликовал книгу «Североитальянские художники эпохи Возрождения», примечательную своей крайне негативной оценкой живописи маньеризма (ок. 1530–1600) периода чинквеченто.
С начала XX века Беренсон всё активнее выступал как консультант и арт-брокер для частных лиц и институций, включая Метрополитен-музей в Нью-Йорке. В 1912 году он заключил тайное партнёрство с дилером Джозефом Дювином, получая процент от продаж картин, подлинность которых подтверждал. Это сотрудничество принесло ему огромное состояние, но также привело к конфликтам интересов и сомнительным сделкам, вплоть до нелегального вывоза произведений искусства в Америку.
Отношения с Дювином окончательно испортились в 1937 году после спора об авторстве картины «Поклонение пастухов» (ныне в Национальной галерее искусств, Вашингтон). Дювин настаивал на авторстве Джорджоне, а Беренсон приписывал её раннему Тициану. Современная наука склоняется к правоте Дювина.
В 1916 году Беренсон опубликовал две важные работы: «Венецианская живопись в Америке» и «Изучение и критика итальянского искусства». Его последняя книга из цикла об итальянских школах, «Эссе по изучению сиенской живописи», вышла в 1918 году. В 1925 году он нанял Кеннета Кларка, молодого исследователя Ренессанса из Оксфорда, для помощи в переработке «Рисунков флорентийских художников».
В 1930 году Беренсон опубликовал свой четвёртый большой труд, «Исследования по средневековой живописи», а также «Итальянские художники эпохи Возрождения» — однотомное собрание его четырёх книг о региональных школах Италии.
Во время Второй мировой войны Беренсон оставался на своей вилле, фактически под домашним арестом. В 1944 году скончалась его жена Мэри. После войны он написал книгу «Эстетика и история в изобразительном искусстве» (1948) и консультировал дилера Жоржа Вильденштейна. Его последние книги, написанные в возрасте более 80 лет, включали монографии о Караваджо (1953) и Пьеро делла Франческа (1954). В 1958 году он был избран членом Американской академии искусств и наук. Беренсон умер в 1959 году в возрасте 94 лет и был похоронен вместе с женой в часовне на территории виллы.
Наследие
Как историк искусства, Беренсон фокусировался на самом произведении — в частности, на его подлинности, — а не на историческом контексте. Его основные труды представляют собой, по сути, списки атрибутированных им картин с комментариями. Такой подход был особенно полезен для арт-дилеров и коллекционеров, с которыми Беренсон был связан слишком тесно, что вызывало вопросы об объективности его суждений.
Его уверенный анализ и безапелляционные атрибуции, которые он редко менял, разделили научное сообщество на два лагеря. К его критикам относились в основном британские учёные во главе с С. Артуром Стронгом. Сторонниками же были Джон Уокер, директор Национальной галереи искусств в Вашингтоне, Сидней Дж. Фридберг, профессор Гарварда, Кеннет Кларк, директор Национальной галереи в Лондоне, и Джон Поуп-Хеннесси, директор Музея Виктории и Альберта.
Хотя Беренсон считался ведущим авторитетом в области итальянского искусства треченто и кватроченто, его репутация неоднократно подвергалась сомнению, как, например, в знаменитом судебном деле Андре Хана против Дювина в 1923 году. Сегодня, благодаря развитию методов научной экспертизы, ряд атрибуций Беренсона признаны неточными. Были ли эти ошибки преднамеренными или случайными — остаётся предметом дискуссий.
Ресурсы по оценке искусства
Как ценить живопись
Как ценить скульптуру
ДРУГИЕ ИЗВЕСТНЫЕ ИСКУССТВОВЕДЫ
Иоганн Винкельман (1717–1768)
Якоб Буркхардт (1818–1897)
Джон Рёскин (1819–1900)
Аполлинер (1880–1918)
Герберт Рид (1893–1965)
Джон Канадей (1907–1985)
Гарольд Розенберг (1906–1978)
Клемент Гринберг (1909–1994)
- Якоб Буркхардт: швейцарский искусствовед
- Кеннет Кларк: искусствовед, историк эпохи Возрождения
- Сассетта: итальянский художник, Сиенская школа живописи
- Самый большой коллекционер Италии, никому не известный Фредерико Черрути
- Кватроченто, итальянское искусство 15 века
- Ювелирное дело
- Особый путь Олеси Фокиной и солнечный талант Геннадия Шпаликова
- Итальянский ренессанс
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 2 Ответы
Здравствуйте! Бутрыманче, где родился Беренсон, следует называть его современным названием – Бутримонис – Butrimonys – и находится он между Каунасом и Вильнюсом, или между Ковно и Вильно, если использовать старинные названия, но никак не рядом с Вильно, а ближе к Алитус.
Спасибо большое! Исправлено
Комментирование недоступно Почему?