Герберт Рид:
британский критик современного искусства читать ~6 мин.
Герберт Рид — один из крупнейших британских художественных критиков, специалист по абстрактному искусству начала и середины XX века. За храбрость, проявленную в Первой мировой войне, он был награждён Военным крестом и орденом «За выдающиеся заслуги». Пережитый на войне опыт, усугублённый смертью брата, сформировал его анархистские и пацифистские взгляды, которых он придерживался всю жизнь.
Рид занимал различные посты в мире искусства: работал куратором в Музее Виктории и Альберта, был профессором изящных искусств в Эдинбургском университете и редактором научного журнала «The Burlington Magazine». Он был плодовитым автором работ о различных видах искусства, включая живопись, скульптуру, витражи и керамику. Его самой известной книгой считается «Смысл искусства» (1931), за которой последовали «Искусство сегодня» (1933) и «Искусство и промышленность» (1934). Заслужив репутацию «папы современного искусства», Рид стал ведущим британским толкователем абстрактной живописи и абстрактной скульптуры в 1930–1960-х годах. Он поддерживал многих современных художников, в том числе живописцев Пола Нэша и Бена Николсона (1894–1982), а также ведущих представителей современной британской скульптуры: Джейкоба Эпштейна (1880–1959), Генри Мура (1898–1986), Барбару Хепуорт (1903–1975) и Энтони Каро (1924–2013).
Будучи многолетним попечителем галереи Тейт, Рид в 1936 году организовал Международную выставку сюрреализма в Лондоне. В 1947 году он стал соучредителем лондонского Института современного искусства. Рид, поэт и плодовитый публицист, писал на темы искусства, культуры и политики. Его статьи публиковались в журналах «The Criterion» (1922–1939) и «The New Age». Также он много лет работал художественным критиком для журнала «The Listener».
Среди других значимых художественных критиков — швейцарский историк искусств Якоб Буркхардт (1818–1897); французы Луи Леруа (1812–1885), Феликс Фенеон (1861–1944) и Луи Воксель (1870–1943); теоретик искусства викторианской эпохи Джон Рёскин (1819–1900); поэт и критик Гийом Аполлинер (1880–1918); искусствовед Кеннет Кларк (1903–1983), получивший известность благодаря телевизионным программам об искусстве; теоретик модернизма Клемент Гринберг (1909–1994) и его оппонент Гарольд Розенберг (1906–1978); антимодернист Джон Канадей (1907–1985), а также историк искусства Лео Штейнберг (1920–2011).
Куратор
Герберт Рид родился в фермерской семье в Киркбимурсайде, Северный Йоркшир, и рано осиротел. В 16 лет он оставил школу, чтобы работать банковским клерком. Параллельно он занимался на вечерних курсах, чтобы поступить в Университет Лидса, где изучал право и экономику. В это же время он начал писать стихи, первые сборники которых были опубликованы в 1915 и 1919 годах.
После окончания университета в 1915 году Рид был призван в британскую армию. Он служил на Западном фронте с 1915 по 1918 год, дослужился до звания капитана и за проявленную храбрость был награждён орденом «За выдающиеся заслуги» и Военным крестом (MC).
В 1922 году Рид стал куратором отдела керамического искусства в знаменитом Музее Виктории и Альберта, где проработал до 1931 года. Здесь он написал несколько книг о гончарном деле и витражном искусстве. Рид наладил контакты с зарубежными коллегами, в том числе с Вильгельмом Воррингером, профессором истории искусств Боннского университета, и Максом Зауэрландтом, директором гамбургского Музея искусства и ремёсел. Он также познакомился с деятелями школы дизайна Баухауз, включая архитекторов Вальтера Гропиуса (1883–1969) и Миса ван дер Роэ (1886–1969). Эти знакомства помогли сформировать взгляды Рида на современное искусство и подготовили его к новому этапу карьеры.
Художественная критика
В 1931 году он покинул Музей Виктории и Альберта, чтобы занять кафедру изящных искусств Уотсона Гордона в Эдинбургском университете. Там он написал и опубликовал некоторые из своих наиболее влиятельных книг по искусству и статей. В 1933 году Рид оставил университет и стал редактором «The Burlington Magazine» (1933–1939) — первого в Великобритании научного журнала по истории искусства, основанного в 1903 году Бернардом Беренсоном, Гербертом Хорном, Чарльзом Холмсом и Роджером Фраем.
В дальнейшем карьера Рида была связана с редакторской деятельностью, художественной критикой, лекциями и кураторством. В 1933 году он опубликовал книгу «Art Now», ставшую убедительным обоснованием современного европейского искусства, а в 1934 году выступил редактором книги «Unit One: The Modern Movement in English Architecture, Painting and Sculpture», посвящённой авангардной группе Unit One.
В 1935–1936 годах Рид преподавал искусство в Ливерпульском университете как стипендиат Сиднея Джонса. В 1936 году он участвовал в организации влиятельной Международной сюрреалистической выставки в Лондоне. В 1939 году его назначили первым директором лондонского музея современного искусства, но этот проект был свёрнут с началом войны. В 1940–1942 годах Рид был стипендиатом Леона в Лондонском университете. Несмотря на занятость, он продолжал активно писать и опубликовал книги «Искусство и общество» (1937), «Образование через искусство» (1943) и «Анархия и порядок» (1945).
Писатель, преподаватель
После войны он занял должность редактора в книжном издательстве «Раутледж и Киган Пол», где курировал серию публикаций «Английские мастера живописи». (См. также: Лучшие английские художники: 1700–1900). В 1947 году вместе с художником-сюрреалистом Роландом Пенроузом (1900–1984) он основал Институт современного искусства (ICA). (См.: Современная британская живопись: 1960–2000). В 1953 году, к недовольству своих друзей-анархистов, он принял рыцарское звание за заслуги перед искусством.
Рид продолжал читать лекции и писать на протяжении 1950-х годов. В 1953–1954 годах он был стипендиатом Чарльза Элиота Нортона в Гарвардском университете, а в 1954 году прочитал лекцию А. В. Меллона в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Он опубликовал «Краткую историю современной живописи» (1959), «Краткую историю современной скульптуры» (1964) и «Генри Мур: исследование его жизни и творчества» (1965). (О стиле Мура см.: Биоморфная абстракция).
В 1964 и 1965 годах он был стипендиатом Центра перспективных исследований Уэслианского университета. Рид был женат дважды. Его первый брак с Эвелин Рофф, заключённый в 1919 году, был расторгнут. В 1936 году он женился на Маргарет Людвиг.
Движения современного искусства Великобритании
Модернистские художественные движения в Великобритании в период 1870–1970-х годов включают:
Школа живописи Глазго (ок. 1880–1915) — реализм с элементами импрессионизма и декоративности.
Ньюлинская школа (расцвет 1884–1914) — пленэрная живопись.
Школа Сент-Айвс (ок. 1880–1993) — абстрактная живопись и скульптура.
Шотландские колористы (ок. 1904–1930) — британский вариант фовизма.
Группа «Кэмден Таун» (1911–1913) — британский постимпрессионизм.
Вортицизм (ок. 1914–1915) — британский вариант кубофутуризма.
Оп-арт (расцвет в 1965–1970-е) — оптическое искусство, лидером которого была Бриджет Райли.
Художественное образование
Для получения дополнительной информации об оценке произведений искусства рекомендуются следующие материалы:
Оценка искусства
Как ценить живопись
Как ценить скульптуру
Как ценить современную скульптуру
- Тучи над «Арт-Манежем»
- Первый московский биеннале современного искусства
- История современного искусства
- Публика не понимала картины Пикассо и Ван Гога сто лет назад
- Прикосновение к прекрасному – работы Арена Буманца
- Луи Воксель: французский художественный критик
- Роспись стен в современном мире
- «Случайная смерть анархиста» Дарио Фо, краткое содержание
- Елена Крохина, Полина Андрукович «Тени, которые оканчиваются нами»
- Феликс Фенеон: французский искусствовед
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?