Херварт Вальден:
основатель галереи Sturm, Берлин читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Немецкий художник, художественный критик и владелец галереи Херварт Вальден (Георг Левин) прославился продвижением авангарда в Германии в первые три десятилетия XX века. Связанный с движением экспрессионизма в целом и немецким экспрессионизмом в частности, Вальден также отстаивал ряд других направлений современного искусства, включая кубизм Пикассо (кубизм), итальянский футуризм, орфизм Делоне (орфизм) и позднее — дадаизм. Но более всего он известен как основатель экспрессионистских галереи и журнала Der Sturm в Берлине. Галерея провела более 200 художественных выставок, среди участников — Эдвард Мунк, Пабло Пикассо, Робер Делоне, Василий Кандинский, Пауль Клее, Курт Швиттерс и многие другие. Несмотря на предпринимательскую активность, Вальден был активным представителем берлинской левой интеллигенции и коммунистом. Хотя после Первой мировой войны его влияние ослабло, он внёс важный вклад в историю экспрессионистской живописи в Германии и поддержал ряд художников-экспрессионистов, которые впоследствии стали знаменитыми, таких как австрийский художник Оскар Кокошка (1886–1980), график Мария Уден (1892–1918), живописцы Георг Шримпф (1889–1938) и Людвиг Мейднер (1884–1966), американский художник-модернист Альберт Блох (1882–1961) и художник-ксилограф Якоб Штайнхардт (1887–1968), среди прочих. Его интерес к авангарду охватывал несколько видов искусства, включая музыку, поэзию и литературу (впоследствии он написал три романа и восемь пьес). Он умер в сталинской тюрьме в возрасте 62 лет.
Подробнее об эволюции живописи и скульптуры, см.: История искусства (с 2 500 000 до н.э.).
Подробную хронологию см.: Хронология истории искусства (с 800 до н.э.).
Ранние годы
Родившийся как Георг Левин в Берлине, он изучал композицию и фортепиано в музыкальных академиях Берлина и Флоренции. В 1907 году он основал Verein für Kunst (общество содействия искусствам), которое стало форумом для авангардных художников и учёных. В то же время он писал литературные и театральные рецензии для нескольких немецких изданий. В 1901 году он женился на богемной немецкой поэтессе Эльзе Ласкер-Шюлер (1869–1945). Они развелись в 1911 году. Именно Ласкер-Шюлер придумала его псевдоним «Херварт Вальден» — имя, навеянное романом Генри Дэвида Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854).
Журнал и галерея Der Sturm
В 1910 году — вдохновлённый флорентийским литературным журналом La Voce — он основал еженедельный журнал Der Sturm (1910–1932), который использовал как площадку для отстаивания своих взглядов на экспрессионизм в искусстве, музыке и литературе. (В 1914 году журнал перешёл на ежемесячный формат.) Он публиковал статьи разных художников и художественных критиков, таких как Гийом Аполлинер (1880–1918), а сам писал теоретические тексты об абстрактном искусстве и ведущих направлениях современного искусства того времени. В 1912 году он отметил 100-й выпуск журнала, основав галерею Der Sturm (1912–1924) — альтернативную выставочную площадку для молодых художников, которая более десяти лет была центром притяжения берлинских художников-авангардистов. Галерея открылась первой выставкой Der Blaue Reiter (Синий всадник), за которой последовали показы, посвящённые фовизму и Die Brücke (Мост), и другим течениям. Со временем галерея демонстрировала работы широчайшего круга художников XX века, включая: Эдварда Мунка (1863–1944), Алексея фон Явленского (1864–1941), Василия Кандинского (1866–1944), Пауля Клее (1879–1940), Франца Марка (1880–1916), Эрнста Людвига Кирхнера (1880–1938), Пабло Пикассо (1881–1973), Альбера Глезa (1881–1953), Жоржа Брака (1882–1963), Жана Метцингера (1883–1957), Эриха Хеккеля (1883–1970), Карла Шмидта-Ротлуффа (1884–1976), Робера Делоне (1885–1941), Марка Шагала (1887–1985), Курта Швиттерса (1887–1948), Эгона Шиле (1890–1918) и других. В период расцвета галерея привлекала многих ведущих арт-дилеров, включая Амбруаза Воллара (1866–1939), Даниэля-Анри Канвейлера (1884–1979) и Поля Гийома (1891–1934), а также зарубежных коллекционеров, таких как Соломон Гуггенхайм (1861–1949) и Альберт К. Барнс (1872–1951).
В 1912 году Вальден женился на шведской художнице Нелль Рослунд (1887–1975). (Они развелись в 1924 году.) В 1919 году он вступил в Коммунистическую партию.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?