Якоб Буркхардт:
швейцарский искусствовед читать ~5 мин.
Швейцарский историк Якоб Буркхардт — один из крупнейших искусствоведов XIX века, получивший известность благодаря своим исследованиям искусства итальянского Возрождения. Он остаётся влиятельной фигурой в историографии как Раннего Возрождения (Флоренция), так и Высокого Возрождения (Рим). По сути, он сделал для Ринасименто то, что Иоганн Винкельман (1717–1768) сделал для неоклассицизма. Наибольшую известность ему принесла книга «Культура Возрождения в Италии» (Die Kultur der Renaissance in Italien), опубликованная в 1860 году. Сам термин «Ренессанс» был введён в оборот французским историком Жюлем Мишле в его труде Histoire de France.
Буркхардт, современник Джона Рёскина (1819–1900), преподавал в Федеральной политехнической школе Цюриха (1855–1858), а затем — в Базельском университете (1858–1893). Швейцарский критик Зигфрид Гидион (1888–1968) высоко ценил Буркхардта как первого историка искусства, который рассматривал эпоху в её полноте, изучая не только живопись, скульптуру и архитектуру, но и социальные институты повседневной жизни.
Среди важнейших книг Буркхардта — «История Возрождения в Италии» (Geschichte der Renaissance in Italien, 1867), «Чичероне» (Der Cicerone: Eine Anleitung zum Genuss der Kunstwerke Italiens, 1855) и «Воспоминания о Рубенсе» (Erinnerungen aus Rubens, 1898). Кроме глубоких знаний культуры кватроченто и чинквеченто, Буркхардт был также известным исследователем греческого искусства и классической греческой архитектуры. Среди других видных историков Ренессанса выделяются Бернард Беренсон (1865–1959), Кеннет Кларк (1903–1983) и Лео Штейнберг (1920–2011).
Обучение и ранняя карьера
Карл Якоб Кристоф Буркхардт родился в семье священника Базельского собора и первоначально намеревался пойти по стопам отца. В 1837 году он приступил к изучению теологии, но, пережив кризис веры, в 1839 году перевёлся в Берлинский университет, чтобы посвятить себя истории и философии. Здесь он посещал лекции Леопольда фон Ранке (1795–1886), основателя современной историографии, и Иоганна Густава Дройзена (1808–1884).
В 1841 году Буркхардт провёл некоторое время в Боннском университете, где учился у историка искусства и поэта Франца Куглера (1808–1858). Именно Куглеру он посвятил свою первую книгу об искусстве и архитектуре Бельгии «Die Kunstwerke der belgischen Stadte», опубликованную в 1842 году.
После получения докторской степени в Базельском университете в 1844 году Буркхардт начал преподавательскую карьеру в качестве приват-доцента. В 1845 году он был назначен профессором истории искусства, хотя первоначально его лекции были посвящены истории архитектуры.
«Чичероне: Путеводитель по искусству Италии»
В 1847 году Буркхардт отправился в путешествие по Италии для сбора материалов к новым изданиям трудов Куглера — «Handbuch der Geschichte der Malerei» и «Kunstgeschichte». В своей редакции «Handbuch» Буркхардт оспорил романтическую идею Куглера о немцах как об истинных преемниках греческого искусства, утверждая, что подлинным наследником античности стало итальянское Возрождение.
В 1852 году Буркхардт оставил преподавательскую должность, чтобы сосредоточиться на писательской деятельности. Он опубликовал книгу «Эпоха Константина Великого» (Die Zeit Constantins des Grossen) и следующие два года провёл в Италии, готовя свой первый крупный труд — «Чичероне: Путеводитель по искусству Италии для путешественников и студентов» (Der Cicerone: Eine Anleitung zum Genuss der Kunstwerke Italiens). Книга вышла в 1855 году и представляла собой культурный гид, охватывающий архитектуру, скульптуру и живопись эпохи Возрождения. В ней он представил искусство Ренессанса не как простое возрождение античности, а как непрерывную традицию цивилизации, идущую от классических времён до чинквеченто.
В 1855 году Буркхардт стал профессором истории искусств в недавно созданной Федеральной политехнической школе (Eidgenössische Technische Hochschule, ETH) в Цюрихе. Он читал курсы по античному искусству, христианскому искусству и архитектуре Ренессанса. Его курс по античности включал знаменитую серию лекций «Греки и греческая цивилизация» (Griechische Kulturgeschichte), где рассматривались греческая керамика и греческая скульптура. В 1858 году он вернулся в свою альма-матер, Базельский университет, на должность профессора истории.
«Культура Возрождения в Италии»
В 1860 году Буркхардт опубликовал свой шедевр — «Культура Возрождения в Италии» (Die Kultur der Renaissance in Italien). В этой работе он всесторонне описал дух и культуру итальянского Ренессанса через живопись, скульптуру, рисунок и архитектуру. В книге выражена его твёрдая убеждённость в том, что светский гуманизм той эпохи освободил человека от средневековых ценностей и способствовал рождению современного индивида. Это привело к появлению нового типа художника, примером которого может служить Микеланджело, — творца, который выражает через искусство свой дух и переживания.
Буркхардт считал, что такие мастера, как Корреджо (1489–1534), Тинторетто (1518–1594) и Рембрандт (1606–1669), не могли сдерживать свою внутреннюю потребность творить. Книга, которая и сегодня считается классикой историографии Ренессанса, состоит из шести частей:
Государство как произведение искусства;
Развитие личности;
Возрождение античности;
Открытие мира и человека;
Общество и празднества;
Нравственность и религия. Английский перевод С. Г. К. Миддлмора вышел в двух томах в 1878 году.
В 1867 году Буркхардт опубликовал «Историю Возрождения в Италии» (Geschichte der Renaissance in Italien). В 1886 году он занял специально созданную для него кафедру истории искусств в Базеле, отклонив предложение сменить Леопольда фон Ранке в Берлинском университете. Ранее он также отказался от аналогичного предложения Тюбингенского университета.
Буркхардт вышел на пенсию в 1893 году, так и не женившись, и скончался четыре года спустя. На момент смерти он работал над масштабным четырёхтомным исследованием греческой цивилизации.
Ресурсы по оценке искусства
Оценка искусства
Как ценить живопись
Как ценить скульптуру
Критики современного искусства
Луи Леруа (1812–1885)
Луи Воксель (1870–1943)
Феликс Фенеон (1861–1944)
Роджер Фрай (1866–1934)
Аполлинер (1880–1918)
Герберт Рид (1893–1968)
Джон Канадей (1907–1985)
Гарольд Розенберг (1906–1978)
Клемент Гринберг (1909–1994)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?