Якоб Буркхардт:
швейцарский искусствовед читать ~5 мин.
Швейцарский историк Якоб Буркхардт принадлежит к числу величайших искусствоведов XIX века и наиболее известен своим исследованием искусства Возрождения в Италии. Он остаётся влиятельной фигурой в историографии как Раннего Возрождения (Флоренция), так и Высокого Возрождения (Рим). По сути, он сделал для Ринасименто то, что Винкельман (1717-1768) сделал для неоклассицизма. Он запомнился прежде всего своей книгой «Культура Возрождения в Италии» (Die Kultur der Renaissance in Italien), опубликованной в 1860 году. (Сам термин «Ренессанс» был впервые использован французским историком Жюлем Мишле, в его Histoire de France)
Современник Джона Рёскина (1819-1900), Буркхардт был профессором Технической школы в Цюрихе (1855-58), а затем в Базельском университете (1858-1893). Швейцарский критик Зигфрид Гидион (1888-1968) высоко оценил Буркхардта за то, что он был первым историком искусства, который рассматривал эпоху во всей её полноте и изучал социальные институты повседневной жизни, а также живопись, скульптуру и архитектуру.
Среди самых важных книг Буркхардта – «История Возрождения в Италии» (Geschichte der Renaissance in Italien), опубликованная в 1867 году; «Цицерон» (Der Cicerone: Eine Anleitung zum Genuss der Kunstwerke Italiens), опубликованный в 1855 году; и «Воспоминания о Рубенсе» (Erinnerungen aus Rubens), опубликованный в 1898 году. Кроме знаний по культуре кватроченто и чинквеченто, Буркхардт был также известным исследователем греческого искусства и классической греческой архитектуры. Среди других современных историков Возрождения можно назвать Бернарда Беренсона (1865-1959), Кеннета Кларка (1903-1983) и Лео Штейнберга (1920-2011)
Обучение и ранняя карьера
Родился Карл Якоб Кристоф Буркхардт, сын уважаемого священника, в Базельском соборе, он пошёл по стопам отца и начал изучать теологию в 1837 году в Берлинском университете, рассчитывая принять священный сан. Однако под влиянием немецкого теолога и библеиста Вильгельма де Ветте (1780-1849) после получения диплома в 1839 году он перешёл в Берлинский университет для изучения истории и философии. Здесь он посещал лекции по истории, которые читали Леопольд фон Ранке (1795-1886), основатель современной истории, основанной на источниках, и Иоганн Густав Дройзен (1808-1884).
В 1841 году он провёл часть года в Боннском университете, обучаясь у историка искусства и поэта Франца Куглера (1808-1858), которому он посвятил свою первую книгу «Die Kunstwerke der belgischen Stadte», посвящённую бельгийскому искусству и архитектуре, которая была опубликована в 1842 году.
В 1844 году, после получения докторской степени в Базельском университете, он поступил на преподавательский факультет в качестве приватдоцента, а в 1845 году был назначен преподавателем по истории искусства, хотя первоначально он преподавал историю архитектуры.
«Цицерон: Руководство по живописи в Италии»
В 1847 году Буркхардт путешествовал по Италии, собирая материал для новых изданий двух великих работ Куглера, «Handbuch der Geschichte der Malerei» и «Kunstgeschichte». В своём обновлённом издании «Handbuch» Буркхардт пересмотрел романтическое представление Куглера о том, что немцы были настоящими продолжателями греческого искусства. Вместо этого он дал понять, что истинным наследником является итальянское Возрождение.
В 1853 году, после реорганизации отдела, Буркхардт потерял работу и обратился к писательству как источнику дохода, опубликовав собственную книгу «Эпоха Константина Великого» (Die Zeit Constantins des Grossen). Большую часть следующих двух лет он провёл в Италии, занимаясь подготовкой своей первой крупной публикации под названием «Цицерон: Руководство по живописи в Италии для путешественников и студентов» (Der Cicerone: Eine Anleitung zum Genuss der Kunstwerke Italiens). Опубликованная в 1855 году и задуманная как культурный путеводитель для путешественников по Италии, она охватывала архитектуру эпохи Возрождения, а также скульптуру эпохи Возрождения и живопись, все из которых характеризовались не просто как возрождение античности, а как непрерывная традиция цивилизации с классических времён до чинквеченто.
В 1855 году Буркхардт был назначен профессором истории искусств в недавно созданной Эйдженосской технической школе (ETH) в Цюрихе, где он преподавал античное искусство, христианское искусство и архитектуру эпохи Возрождения. Его курс по античному искусству включал серию нашумевших лекций «Греки и греческая цивилизация» (Griechische Kulturgeschichte), в которую также входили греческая керамика и греческая скульптура. В 1858 году он вернулся в свою альма-матер, Базельский университет, чтобы занять должность профессора истории.
«Культура Возрождения в Италии»
В 1860 году он опубликовал свой шедевр «Культура Возрождения в Италии» (Die Kultur der Renaissance in Italien), отдав должное духу и культуре итальянского Возрождения в изобразительном искусстве живописи и скульптуры, а также рисунка и архитектуры. В книге выражено его твёрдое мнение о том, что светский гуманизм эпохи Возрождения был периодом освобождения от средневековых ценностей и привёл к появлению современного человека. Он, безусловно, привёл к появлению нового типа художника – примером которого является Микеланджело – который создавал искусство не просто как способ изображения внешних объектов, а как средство выражения своего духа и переживаний.
Как и Микеланджело, Буркхардт считал, что Корреджо (1489-1534), Тинторетто (1518-1594) и Рембрандт (1606-1669) не могли контролировать свою потребность создавать искусство. Книга, до сих пор считающаяся одной из классических историографий эпохи Возрождения, состоит из шести частей:
❶ Государство как произведение искусства;
❷ Развитие личности;
❸ Возрождение классических ценностей античности;
❹ Открытие мира и человека;
❺ Праздники и общество;
❻ Религия и мораль. Двухтомный английский перевод С.Г.К. Миддлмора вышел в 1878 году.
Вслед за этим, в 1867 году, Буркхардт опубликовал «Историю Возрождения в Италии» (Geschichte der Renaissance in Italien). В 1886 году он стал первым профессором истории искусств в Базеле, отклонив предложение сменить выдающегося Леопольда фон Ранке на кафедре истории в Берлинском университете. (Ранее он отклонил аналогичное предложение от Тюбингенского университета).
В 1893 году Буркхардт вышел на пенсию (всё ещё не будучи женатым) и умер четыре года спустя. К моменту смерти он находился в середине работы над четырёхтомным исследованием греческой цивилизации.
Ресурсы по оценке искусства
Оценка искусства
Как ценить живопись
Как ценить скульптуру
Критики современного искусства
Луи Леруа (1812-1885)
Луи Воксель (1870-1943)
Феликс Фенеон (1861-1944)
Роджер Фрай (1866-1934)
Аполлинер (1880-1918)
Герберт Рид (1893-1968)
Джон Канадей (1907-1985)
Гарольд Розенберг (1906-1978)
Клемент Гринберг (1909-1994)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?