Кеннет Кларк:
искусствовед, историк эпохи Возрождения читать ~6 мин.
Кеннет Кларк — один из самых влиятельных искусствоведов и историков XX века. Он был исследователем итальянского Ренессанса и ассистентом легендарного историка Бернарда Беренсона (1865–1959). За свою карьеру Кларк занимал посты куратора оксфордского Музея Ашмола, самого молодого директора Национальной галереи в Лондоне, хранителя Королевских картин, ответственного за Британскую королевскую коллекцию, профессора кафедры изящных искусств Слейда в Оксфорде и председателя Совета по искусству Великобритании.
Однако широкой публике он больше всего запомнился благодаря своему телесериалу «Цивилизация» для канала BBC. Этот эпохальный документальный фильм, задуманный как исследование западноевропейской культуры со времён упадка римского искусства в V веке, сочетал в себе великолепную операторскую работу и убедительное повествование самого Кларка. Работа над проектом велась два года, съёмки проходили в 100 локациях в тринадцати странах. Фильм охватил ключевые направления в архитектуре, живописи и скульптуре, а также аспекты дизайна, литературы и музыки.
Сериал продемонстрировал глубокие знания Кларка в области готической архитектуры, искусства Ренессанса и романтизма. В нём были показаны ведущие художественные музеи мира и произведения из знаменитых частных коллекций. Этот отмеченный наградами обзор гуманистической цивилизации утвердил Кларка в статусе одного из самых известных и авторитетных искусствоведов XX века.
Среди других видных британских арт-критиков того времени можно выделить Роджера Фрая (1866–1934) и Герберта Рида (1893–1968). Примером более противоречивого подхода к истории Возрождения служит американский критик Лео Стейнберг (1920–2011).
Образование и ранняя жизнь
Кеннет Кларк родился в Лондоне и был единственным ребёнком Кеннета Маккензи Кларка и Маргарет Элис Макартур. Его семья владела состоянием, заработанным на текстильном производстве. Прапрадед Кларка, шотландец, изобрёл хлопковую катушку. Кларк получил образование в Винчестере, после чего выиграл стипендию в Тринити-колледже в Оксфорде для изучения истории искусства.
В 1922 году в Оксфорде он встретил Чарльза Ф. Белла, хранителя Музея Ашмола. В 1925 году Белл познакомил его с Бернардом Беренсоном во Флоренции. Беренсон, ведущий англоязычный эксперт по живописи Раннего Возрождения, нанял Кларка для помощи в пересмотре своего фундаментального труда «Рисунки флорентийских художников», впервые изданного в 1903 году. Кларк провёл более двух лет на знаменитой вилле Беренсона «I Tatti» недалеко от Флоренции, помогая наставнику в изучении рисунков эпохи Возрождения и приобретая бесценный культурный опыт. (Термин «Ренессанс» для описания расцвета изобразительного искусства в Италии в 1400–1530 годах впервые использовал французский историк XIX века Жюль Мишле (1798–1874)).
Вернувшись в Англию в 1927 году, Кларк женился на своей однокурснице Элизабет Уинифред «Джейн» Мартин (1902–1976), в браке с которой у него родилось трое детей. Годом позже, опираясь на источники, предоставленные Беллом, он написал и опубликовал свою первую книгу «Готическое возрождение». Книга была тепло встречена в художественных кругах. Этот успех, наряду с работой у Беренсона, привёл к тому, что Кларку поручили составить каталог рукописей Леонардо да Винчи в Виндзорском замке. Эту работу он опубликовал в 1935 году.
В 1930 году Кларк стал одним из организаторов знаковой выставки итальянской живописи эпохи Возрождения в Королевской академии, где были представлены многочисленные редкие работы. В 1931 году он сменил Белла на посту куратора Музея Ашмола после выхода того на пенсию.
Директор Национальной галереи
В 1934 году, проработав в Музее Ашмола чуть более двух лет, Кларк в возрасте 31 года был назначен директором Национальной галереи в Лондоне. Он стал самым молодым человеком, когда-либо занимавшим эту должность. В 1935 году король Георг V назначил его хранителем королевских картин, а в 1938 году Кларк был посвящён в рыцари. Он занимал оба поста до 1945 года.
За время работы директором Национальной галереи он существенно пополнил её коллекцию, приобретя такие шедевры, как «Водопой» (1617) Рубенса, «Поклонение золотому тельцу» (1634) Николя Пуссена, «Саския в образе Флоры» (1635) Рембрандта и «Замок Хэдли» (1829) Джона Констебла.
Работа на телевидении и общественная деятельность
В 1946 году Кларк покинул Национальную галерею, чтобы посвятить больше времени писательской деятельности, однако продолжал активно читать лекции об искусстве. С 1946 по 1950 год он занимал должность профессора изящных искусств в школе Слейда в Оксфорде.
В 1954 году он стал одним из основателей Независимого телевизионного управления (Independent Television Authority) и занимал пост его председателя до 1957 года. Позже он сотрудничал с BBC. Одновременно он был председателем Совета по искусству Великобритании (1955–1960) и сыграл важную роль в организации художественной программы Фестиваля Британии.
Телесериал «Цивилизация»
Звёздный час Кларка наступил в 1960-х, когда он написал сценарий и выступил ведущим документального сериала BBC «Цивилизация» (1969). Сериал получил множество наград и был показан не только в Великобритании, но и по всему миру. Производство было масштабным и заняло почти три года, с 1966 по 1969 год.
Этот чрезвычайно влиятельный проект принёс Кларку международную славу, которую он с иронией сравнивал со славой своего знаменитого предшественника Джона Рёскина (1819–1900), ведущего искусствоведа предыдущего столетия.
В «Цивилизации» Кларк представил свой взгляд на 14 этапов развития западноевропейского искусства и культуры. Сериал охватывает каролингское искусство (ок. 750–900), романскую архитектуру, величие готики в Шартре, международную готику (ок. 1375–1450), Раннее Возрождение Боттичелли, Высокое Возрождение Леонардо, Рафаэля и Микеланджело. Также рассматриваются гиганты Северного Возрождения Гольбейн и Дюрер, грандиозность архитектуры барокко и искусство Контрреформации, включая потолочные фрески в технике квадратуры. Кроме того, в фильме представлены голландская жанровая живопись, портреты Рембрандта, декоративное рококо, неоклассицизм, романтизм Тёрнера и Констебла, реализм Курбе и импрессионизм.
При этом Кларк не был поклонником современного искусства. Он считал живопись Сезанна малопонятной и не принимал абстракционизм XX века, в частности кубизм, который он сознательно исключил из своего сериала.
Джейн Мартин, первая жена Кларка, умерла в 1976 году. Вскоре после этого он женился на Нольвен де Янзе-Райс (1924–1989). Кеннет Кларк скончался 21 мая 1983 года в доме престарелых в Кенте, не дожив семи недель до своего 80-летия.
Книги
Кроме упомянутых выше, Кеннет Кларк является автором нескольких важных книг по искусству:
«Каталог рисунков Леонардо в королевской коллекции» (1935)
«Леонардо да Винчи: его становление как художника» (1939)
«Флорентийская живопись: XV век» (1945)
«Пьеро делла Франческа» (1951)
«Пейзаж в искусстве» (1949) — на основе его лекций в Слейде.
«Нагота в искусстве: исследование идеальной формы» (1956) — на основе лекций А. В. Меллона.
«Рембрандт и итальянское Возрождение» (1966)
«Цивилизация: личный взгляд» (1969) — книга по материалам телесериала.
Ресурсы по оценке искусства
Оценка искусства
Как ценить живопись
Как ценить скульптуру
Критики современного искусства
Луи Леруа (1812–1885)
Якоб Буркхардт (1818–1897)
Луи Воксель (1870–1943)
Феликс Фенеон (1861–1944)
Аполлинер (1880–1918)
Джон Канадей (1907–1985)
Гарольд Розенберг (1906–1978)
Клемент Гринберг (1909–1994)
- Бернард Беренсон: искусствовед, критик эпохи Возрождения
- Якоб Буркхардт: швейцарский искусствовед
- «Последний рейс» Джули Кларк, краткое содержание
- «Пиранези» Сюзанны Кларк, краткое содержание
- «Человек-слон» Бернарда Померанса, краткое содержание
- Стали известны имена лауреатов фестиваля «Сандэнс-2015»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?