Кеннет Кларк:
искусствовед, историк эпохи Возрождения читать ~6 мин.
Один из самых влиятельных художественных критиков и историков XX века, Кеннет Кларк был исследователем итальянского Ренессанса, ассистентом легендарного историка Бернарда Беренсона (1865-1959); куратором престижного оксфордского Музея Ашмола; самым молодым директором Национальной галереи в Лондоне; хранителем Королевских картин, ответственным за Британскую королевскую коллекцию; профессором кафедры изящных искусств Слейда в Оксфорде; председателем Совета по искусству Великобритании.
Однако больше всего он запомнился благодаря своему сериалу для телеканала BBC «Цивилизация». Задуманный как эпическое исследование западноевропейской культуры с момента упадка римского искусства в V веке, этот эпохальный документальный фильм сочетал в себе роскошную операторскую работу и убедительное повествование самого Кларка. Работа над фильмом велась два года, съёмки проходили в 100 локациях в тринадцати странах, фильм охватил все основные направления в архитектуре, а также живописи и скульптуре, наряду с аспектами современного дизайна, литературы и музыки.
Демонстрируя глубокие знания Кларка о готической архитектуре, а также искусстве Ренессанса и современном романтизме, сериал рассматривает ряд лучших художественных музеев, а также работы, собранные коллекционерами искусства по всему миру. Этот отмеченный наградами индивидуальный обзор гуманистической цивилизации утвердил Кларка как самого известного и влиятельного художественного критика XX века.
Среди других современных британских арт-критиков: Роджер Фрай (1866-1934) и Герберт Рид (1893-1968). О более противоречивом историке Возрождения: американский критик Лео Стейнберг (1920-2011).
Образование и ранняя жизнь
Родился в Лондоне, единственный ребёнок Кеннета Маккензи Кларка и Маргарет Элис Макартур, наследников текстильного состояния, накопленного шотландским прапрадедом Кларка, который изобрёл хлопковую катушку, Кларк получил образование в Винчестере, где выиграл стипендию в Тринити-колледже в Оксфорде для изучения истории искусства.
В Оксфорде в 1922 году он познакомился с Чарльзом Ф. Беллом, хранителем Ашмолеанского музея, который познакомил его с Бернардом Беренсоном во Флоренции в 1925 году. Беренсон, ведущий англоязычный специалист по живописи Раннего Возрождения, нанял Кларка, чтобы тот помог ему (Беренсону) пересмотреть его фундаментальную работу «Рисунки флорентийских художников», первоначально опубликованную в 1903 году. Находясь на знаменитой вилле Беренсона «Tatti» с видом на Сеттиньяно, недалеко от Флоренции, Кларк помогал своему наставнику в изучении рисунков эпохи Возрождения в течение более двух лет, приобретая в процессе огромный культурный опыт. (Термин «Ренессанс», используемый для описания расцвета изобразительного искусства в Италии в период 1400-1530 годов, был впервые введён французским историком XIX века Жюлем Мишеле 1798-1874).
Вернувшись в Англию в 1927 году, Кларк женился на своей однокурснице по Оксфорду Элизабет Уинифред «Джейн» Мартин (1902-1976), с которой у него родилось трое детей. В следующем году, используя источники, предоставленные Беллом, Кларк написал и опубликовал свою первую книгу, «Готическое возрождение». Книга была хорошо принята художественным истеблишментом, и вместе с работой Кларка для Беренсона во Флоренции привела к приглашению составить каталог рукописей Леонардо да Винчи в Виндзорском замке, работу над которым Кларк опубликовал в 1935 году.
В 1930 году Кларк также участвовал в организации важнейшей выставки итальянской живописи эпохи Возрождения в Королевской академии, которая включала множество исключительно редких работ. В 1931 году Кларк сменил Белла на посту куратора Ашмолеанского музея после ухода последнего на пенсию.
Директор Национальной галереи
В 1934 году, после чуть более двух лет работы в музее Ашмолин, Кларк – ему был всего 31 год – был назначен директором Национальной галереи в Лондоне, самым молодым человеком, занимавшим эту должность как тогда, так и впоследствии. В 1935 году король Георг V назначил его хранителем королевских картин, за что в 1938 году он был посвящён в рыцари. Он занимал обе эти должности до 1945 года.
Во время пребывания на посту директора Национальной галереи он значительно расширил её коллекцию, приобретя такие шедевры, как Водопой (1617) Рубенса, Золотой телёнок (1634) работы Николя Пуссена, Саския с флорой (1635) работы Рембрандта, и Замок Хэдли (1829) работы Джона Констебла.
Телевизионное вещание
В 1946 году Кларк уволился из Национальной галереи, чтобы посвятить больше времени писательству, хотя, будучи неутомимым лектором, он продолжал выступать с докладами об искусстве. Так, в период с 1946 по 1950 год он занимал должность профессора изобразительного искусства Слейда в Оксфорде.
В 1954 году он помог стать одним из основателей Британского независимого телевизионного управления, став его председателем до 1957 года, когда он перешёл в конкурирующую компанию BBC. В то же время он занимал пост председателя Совета по искусству Великобритании (1955-60) и сыграл важную роль в художественной программе Фестиваля Британии.
Телесериал «Цивилизация»
Его звёздный час наступил в 1960-х годах, когда он написал и представил удостоенный наград документальный сериал BBC Television под названием Цивилизация (1969), широко показанный как в Великобритании, так и в остальном мире.
На самом деле сериал был сначала отменён BBC, когда он был впервые снят в 1966 году, и вышел в эфир только три года спустя, в 1969 году.
Этот чрезвычайно влиятельный проект принёс Кларку международную славу, которую он язвительно сравнивал с той, что окружала его знаменитого предшественника Джона Рёскина (1819-1900), ведущего художественного критика предыдущего столетия.
«Цивилизация» была посвящена 14 этапам развития западноевропейского искусства и культуры, по мнению Кларка. Она охватывает каролингское искусство (ок. 750-900 гг.), зародившееся при дворе Карла Великого; романскую архитектуру в Клюни и других местах; славу готического искусства в Шартре; сложные международные готические иллюминации (ок. 1375-1450 гг.); искусство Раннего Возрождения Боттичелли и других; искусство Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (Мона Лиза), а также Рафаэля (папские апартаменты) и Микеланджело (фрески Сикстинской капеллы); гиганты Северного Возрождения, включая Гольбейна и Дюрера; грандиозность барочной архитектуры (собор Святого Петра), а также барочное искусство Контрреформации, включая потрясающие квадратуры потолочных фресок в Риме; голландскую реалистическую жанровую живопись (ок. 1600-1700) и проникновенное портретное искусство Рембрандта; декоративное рококо, наполеоновский неоклассицизм; романтизм Тёрнера и Джона Констебла; мрачный реализм Курбе в сравнении со спонтанной красотой импрессионизма и его продолжателей.
Однако Кларк не был поклонником современного искусства. Он находил живопись Сезанна непонятной, и ему не нравилось абстрактное искусство XX века, в частности кубизм, который он исключил из серии.
Джейн Мартин, его первая жена, умерла в 1976 году. Вскоре после этого он снова женился на Нольвен де Янзе-Райс (1924-1989). Он умер 21 мая 1983 года в доме престарелых в Кенте за семь недель до своего 80-летия.
Книги
Кроме упомянутых выше, вот несколько наиболее важных художественных книг, написанных Кеннетом Кларком.
Каталог рисунков Леонардо в королевской коллекции (1935)
Леонардо да Винчи: его становление как художника (1939)
Флорентийская живопись: XV век (1945)
Пьеро делла Франческа (1951)
Пейзаж в искусстве (1949) – из его лекций в Слейде.
Обнажённая: исследование идеальной формы (1956) – из лекций А.В. Меллона.
Рембрандт и итальянское Возрождение (1966)
Цивилизация: Личный взгляд (1969) – книга по тексту телесериала
Ресурсы по оценке искусства
Оценка искусства
Как ценить живопись
Как ценить скульптуру
КРИТИКИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Луи Леруа (1812-1885)
Якоб Буркхардт (1818-1897)
Луи Воссель (1870-1943)
Феликс Фенеон (1861- 1944)
Аполлинер (1880-1918)
Джон Канадей (1907-1985)
Гарольд Розенберг (1906-1978)
Клемент Гринберг (1909-1994)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?