Луи Воксель:
французский художественный критик читать ~4 мин.
Луи Воксель (фр. Louis Vauxcelles, при рождении Луи Майер; 1870–1943) — один из самых известных художественных критиков, писавших о современном искусстве в период между началом XX века и Первой мировой войной. Международную известность он получил в октябре 1905 года, когда придумал знаменитый термин «фовисты» (от фр. Les Fauves — «дикие звери») в своей рецензии на яркие цветные картины художников-фовистов на Осеннем салоне в Париже.
Воксель использовал этот термин, противопоставляя их работы скульптуре эпохи Возрождения, которая была выставлена в том же зале. Указав на статую, он воскликнул: “Донателло среди диких зверей!” (Donatello parmi les fauves). Многие критики согласились с ним, а публика была озадачена столь смелым и ненатуралистичным использованием цвета в живописи.
Три года спустя, в ноябре 1908 года, Луи Воксель снова дал название важному направлению в современном искусстве. В рецензии на выставку пейзажей Жоржа Брака (1882–1963) в галерее Даниэля-Анри Канвейлера (1884–1979) он отметил манеру художника сводить всё «к геометрическим очертаниям, к кубам». В марте 1909 года он назвал другую серию работ Брака, выставленную на Салоне независимых, «кубическими странностями» (bizarries cubiques).
Воксель является одним из немногих художественных критиков, давших название двум самым революционным течениям в истории искусства. Среди других влиятельных критиков того периода выделяются Луи Леруа (1812–1885), Феликс Фенеон (1861–1944) и Гийом Аполлинер (1880–1918).
Как фовизм получил своё название
Воксель родился в Париже и к 1900 году стал одним из самых читаемых художественных критиков Франции. Его статьи о живописи и скульптуре регулярно появлялись в таких изданиях, как Gil Blas и Excelsior. Несмотря на критическое отношение к фовизму и кубизму, он не был известен консервативными взглядами. Ему не нравилось абстрактное искусство, но он также критически относился к академизму официального Парижского салона.
Считается, что фразу “Donatello parmi les fauves” Воксель впервые произнёс в разговоре с самим Матиссом, и она ему так понравилась, что он повторил её позже в своей письменной рецензии для газеты Gil Blas.
См. также: История экспрессионистской живописи (1880–1930). Чтобы исследовать фовизм в контексте, см: Экспрессионистское движение (с 1880-х годов).
Художники-фовисты были рады скандалу, связанному с новым именем, которое им дал Воксель. Назвав их «дикими зверями», он вырвал их из безвестности и сделал предметом обсуждения в Париже. Любопытно, что выбор слов критика мог быть спровоцирован большой картиной Анри Руссо «Голодный лев бросается на антилопу», которая была выставлена рядом с нашумевшей работой Матисса «Женщина в шляпе».
Их стиль живописи, возможно, шокировал публику и большинство критиков — “В лицо публике бросили горшок с краской”, — писал Камиль Моклер (1872–1945), — но арт-дилеры и коллекционеры искусства были гораздо более восторженными. Кроме французских покупателей, таких как Амбруаз Воллар (1866–1939), Канвейлер и Берта Вейль, фовистские работы привлекали богатых иностранных покупателей, таких как Альберт Барнс (1872–1951), Сергей Щукин (1854–1936) и Иван Морозов (1871–1921).
Всего за два года фовизм стал считаться вершиной авангардного искусства, что стало ещё одним подтверждением статуса Парижа как центра мирового искусства. Во главе с Анри Матиссом (1869–1954) в группу входили Андре Дерен (1880–1954), Морис де Вламинк (1876–1958), Жорж Руо (1871–1958), Альбер Марке (1875–1947), Кес ван Донген (1877–1968) и Отон Фриез (1879–1949).
Как кубизм получил своё название
Роль Вокселя в крещении кубизма не столь однозначна. Перед выставкой в галерее Канвейлера Брак представил несколько своих ранних кубистских пейзажей отборочной комиссии Осеннего салона 1908 года. По одной из версий, Анри Матисс, который был членом жюри, заметил, что картины состоят из «маленьких кубиков». Тем не менее, именно Воксель своей рецензией закрепил это название в истории.
По словам британского искусствоведа Фрэнка Раттера (1876–1937), арт-дилер Леонс Розенберг (1877–1947) присутствовал при замечании Матисса и подслушал слово «Cubisme». Как бы то ни было, ни Брак, ни Пикассо не были в восторге от названия «кубизм» и изначально не приняли его.
В 1911 году Воксель ввёл ещё один термин — «тубизм» (от фр. tube — труба), описав стиль живописи Фернана Леже, ещё одного из ранних художников-кубистов и члена Парижской школы. О деятельности Вокселя после Первой мировой войны известно немногое, его влияние как критика постепенно ослабевало.
Ресурсы по оценке искусства
Оценка искусства
Как ценить картины
Известные художественные критики
Роджер Фрай (1866–1934)
Герберт Рид (1893–1968)
Джон Канадей (1907–85)
Гарольд Розенберг (1906–1978)
Клемент Гринберг (1909–1994)
Лео Штейнберг (1920–2011)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?