Луи Воксель:
французский художественный критик читать ~4 мин.
Один из самых известных художественных критиков, писавших о современном искусстве в период между началом века и началом Первой мировой войны, Луи Воксель добился международной известности в октябре 1905 года, когда он придумал знаменитую фразу «Les Fauves» (дикие звери), в своей рецензии на яркие цветные картины художников-фовистов на Осеннем Салоне в Париже. Воксель использовал термин «дикие звери», противопоставляя его статуе эпохи Возрождения, которая была выставлена в той же галерее. Он указал на скульптуру и воскликнул: “Донателло среди диких зверей” (Donatello parmi les fauves). Многие критики согласились с ним. (Никогда ещё Париж не был свидетелем такого аляповатого, ненатуралистического использования цвета в живописи: публика была в замешательстве.
Три года спустя, в ноябре 1908 года, Луи Воксель повторил свой трюк с называнием важных направлений современного искусства, когда он рецензировал выставку пейзажей Жоржа Брака (1882-1963) в галерее Даниэля Канвейлера (1884-1979). В своей статье он отметил манеру художника сводить все “к геометрическим очертаниям, или кубам”, за чем последовал в марте 1909 года, назвав ещё одну серию картин Брака – на этот раз на Салоне независимых – «кубическими странностями» (bizarries cubiques).
Таким образом, он является одним из немногих художественных критиков, которые могут утверждать, что приложили руку к крещению двух самых революционных движений в истории искусства. О других художественных критиках того же периода см: Луи Леруа (1812-1885), Феликс Фенон (1861-1944) и Гийом Аполлинер (1880-1918).
Как фовизм получил своё название
Родившийся в Париже, Воксель к 1900 году был одним из самых читаемых художественных критиков во Франции, чьи статьи о живописи и скульптуре регулярно появлялись в нескольких различных газетах и журналах – в частности, Gil Blas и Excelsior. Несмотря на его оппозицию фовизму и кубизму, он не был известен своими консервативными взглядами. Правда, ему не нравилось абстрактное искусство, которое становилось все более распространённым, но он так же плохо относился к академическому искусству официального Парижского салона. Первоначально он сделал замечание “Donatello parmi les fauves” в разговоре с самим Матиссом, и оно ему так понравилось, что он повторил его позже в своей письменной рецензии для Жиль Бласа.
См. также: История экспрессионистской живописи (1880-1930). Чтобы исследовать фовизм в контексте, см: Экспрессионистское движение (с 1880-х годов).
Как бы то ни было, художники-фовисты были рады скандалу, связанному с новым именем, которое им дал Воксель. Назвав их «дикими зверями», Воксель вырвал их из безвестности и сделал их предметом обсуждения в Париже. (Любопытно, что выбор слов Восселя мог быть вызван большой нефовистской картиной «Джунгли» Анри Руссо, которая была выставлена рядом с нашумевшей работой Матисса «Женщина в шляпе»). Их стиль живописи, возможно, шокировал публику и большинство критиков – “В лицо публике бросили горшок с краской”, писал Камиль Моклер (1872-1945), – но дилеры и коллекционеры искусства были гораздо более восторженными.
Кроме французских покупателей, таких как Амбруаз Воллар (1866-1939), Канвейлер и Берта Вейль, фовистские работы привлекали богатых иностранных покупателей, таких как Альберт Барнс (1872-1951), Сергей Щукин (1854-1936) и Иван Морозов (1871-1921). Действительно, в течение двух лет фовизм считался вершиной авангардного искусства: ещё одно напоминание о том, что Париж действительно был центром мирового искусства. Таким образом, фовисты стали одной из групп художников, которым скандал пошёл на пользу. Во главе с Анри Матиссом (1869-1954) в группу входили Андре Дерен (1880-1954), Морис де Вламинк (1876-1958), Жорж Руо (1871-1958), Альбер Марке (1875-1947), Кес Ван Донген (1877-1968) и Оттон Фриз (1879-1949).
Как кубизм получил своё название
Роль Вокселя в крещении кубизма не столь однозначна. Перед выставкой в галерее Канвейлера Брак представил несколько образцов своих ранних кубистских картин (пейзажей) в отборочную комиссию Салона 1908 года, один из членов которой – Анри Матисс – как говорят, критически заметил, что они состоят из «маленьких кубиков». Более того, по словам британского искусствоведа Фрэнка Раттера (1876-1937), арт-дилер Леонс Розенберг (1877-1947) присутствовал при замечании Матисса и подслушал, как было использовано слово «Cubisme». Тем не менее, Воксель навсегда стал ассоциироваться с тем, как автор слова «кубизм». Как оказалось, ни Брак, ни Пикассо не были в восторге от названия «кубизм» и изначально не приняли его.
В 1911 году Воксель добился третьего успеха, когда дал название «кубизм» менее известному стилю живописи, который практиковал Фернан Леже, ещё один из ранних художников-кубистов и член Парижской школы. О деятельности Вокселя после Первой мировой войны известно немного.
Ресурсы по оценке искусства
Оценка искусства
Как ценить картины
Известные художественные критики
Роджер Фрай (1866-1934)
Герберт Рид (1893-1968)
Джон Канадей (1907- 85)
Гарольд Розенберг (1906-1978)
Клемент Гринберг (1909-1994)
Лео Штейнберг (1920-2011)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?