Катах святого Колумбы (St Colmcille) читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Катаха святого Колумбы (Свт. Колмкилле) Один из самых ранних ирландских иллюминированных рукописей, и сокровище раннехристианского искусства, Катаха святого Колумбы (или Катаха Колмкилле) предположительно была написана святым Колумбой (умершим в 597 году) в VI веке нашей эры и связана с Битвой при Куль-Дреймне (561 год). Однако современные исторические исследования теперь датируют ее VII веком (ок. 610–620 гг.), тем самым исключая какую-либо связь со святым Колумбой. Рукопись, псалтырь на пергаменте, повреждена и неполна, насчитывает 58 листов/страниц (размером до 200 x 130 мм) с текстом Псалмов 30:10–105:13 на латыни Вульгаты. Над текстами псалмов расположены пояснительные заголовки, написанные на древнеирландском языке, что делает Катаху старейшей сохранившейся ирландской рукописью, написанной (частично) на гэльском, и вторым по старшинству собранием Псалмов в мире. Название псалтыри происходит от ирландского гэльского слова cath, означающего битва. An Cathach означает воин. (Примечание: для старейшего известного иллюминированного библейского текста см.: Гаримские Евангелия (390–660 гг.) из Эфиопии).
История
Несмотря на неточную атрибуцию, Катаха святого Колумбы стала важной реликвией и талисманом, используемым в бою кланом О’Домнайл/О’Доннелл. Действительно, все кланы Донегола почитают ее.
В XI веке Катбхарр О’Доннелл, вождь О’Доннеллов и Домхнал Маг Робхартайг, аббат Келлса, заказали специальную шкатулку (cumdach) для Катахи. Она состояла из латунного ящика глубиной 2 дюйма и размерами примерно 9 x 8 дюймов. Крышка, украшенная изображением Распятия и изображением святого Колмкилле, была обильно украшена серебром, кристаллами, жемчугом и другими драгоценными камнями.
В 1691 году этот уникальный образец религиозного искусства был перевезен во Францию и вернулся только в 1802 году. Он был вновь обнаружен в 1813 году, когда шкатулка cumdach была открыта.
С 1842 года Катаха святого Колумбы находится в Королевской ирландской академии, а ее шкатулка выставлена в Национальном музее Ирландии.
Иллюминации/Украшения Катахи святого Колумбы
Текст написан на ирландском половинном унциале (унциали — это заглавные буквы, а слово «унциаль» происходит от латинского uncia, «дюйм») и иллюминирован в чистом кельтском стиле. Нет рисунков или декоративных границ: украшение чисто каллиграфическое. Украшаются только начальные буквы каждого псалма в Катахе. Эти заглавные буквы написаны черной краской и больше, чем основной текст. Они украшены узорами «труба», спиралями и гильошированными узорами и очерчены красными точками — особенностью, которая придает буквам розоватое сияние.
Еще одним типичным украшением является diminuendo; большая заглавная буква сменяется меньшей, затем еще меньшей и так далее до достижения стандартного размера текста в нижнем регистре. Этот кельтский узорный мотив может быть обязан современным текстам, созданным в Риме при Папе Григории Великом, но в любом случае его мотивы вскоре появляются почти на всех формах ирландского христианского искусства, особенно металлообработке, скульптурах кельтских каменных крестов и иллюминированных церковных текстах. Хотя декоративные детали отличаются от тех, которые используются в более поздних евангелиях, таких как рукопись Книга Дурроу и Книга Келлса — обратите внимание, например, на Страницу монограммы — многие из основных концепций дизайна Катахи повторяются и значительно улучшаются в более поздних Insular иллюминированных евангелиях.
Кодекс Уссерианус Примус
Катаха святого Колумбы не является старейшей из всех ирландских рукописей. Эта честь, как считается, принадлежит немного более раннему Кодексу Уссерианус Примус (также известному как Евангелия Ушера, по имени Джеймс Ушер, архиепископ Армага), который был создан примерно в 600–610 годах, за несколько лет до Катахи святого Колумбы. Если он написан полностью в Ирландии, то это самый ранний пример того, как ирландский художник воспроизводит средиземноморский стиль декора.
Его декоративные элементы ограничены линейными и точечными узорами в колофонах, что указывает на то, что кельтское искусство иллюминации еще не приобрело отчетливый собственный характер. В рукописи сохранилось единственное украшение — крест, очерченный черными точками в конце Евангелия от Луки (folio 149v). Начальные буквы на фолиантах 94, 101 и 107 очерчены мелкими красными точками. Это первое появление этого мотива, который впоследствии стал регулярной особенностью более поздних Insular рукописей.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?