Раннее кельтское искусство:
Гальштат / Ла Тене читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Раннее кельтское искусство: Галлатская культура/Латенская культура Особенностью V века до н.э. было большое количество контактов между Средиземноморским миром, особенно северной Италией, и кельтскими народами, проживавшими к северу от Альп, простиравшимися от Атлантики до западного края Карпатского бассейна. Одним из последствий этих контактов стало появление новой формы художественного выражения, сильно отличавшейся от геометрического искусства, известного ранее в этих регионах, и которое выделялось не только своим репертуаром орнаментальных мотивов, но и разработкой совершенно оригинальных формальных процедур. Кельтское искусство V века до н.э. позаимствовало ряд элементов из этрусского репертуара — мир растений, состоящий из пальметт и лотосов, населенный человеческими фигурами с признаками животных (маски Силену с заостренными ушами) и монстрами, такими как грифоны, сфинксы и химеры.
Кельтские мастера грабили этрусское искусство ради его восточных элементов, которые в V веке до н.э. были практически исключительно декоративной функцией. Кельты не только переняли другие мотивы, также имеющие восточное происхождение, из искусства италийских народов, которое было более пропитано этим мифологическим репертуаром, но, возможно, заимствовали их непосредственно с Востока.
Например, очень древние темы, такие как «Древо жизни», охраняемое монстрами или птицами, или «Владыка зверей», появляются в кельтском искусстве. Эта образность, вероятно, была присвоена ими из-за возможности ее относительно легкой адаптации к их собственной религиозной вселенной — о которой, к сожалению, известно немного — и оставалась с ними либо трансформированной до неузнаваемости, либо в форме едва отличающейся от моделей, на протяжении почти 500 лет на континенте и гораздо дольше на Британских островах.
Другой особенностью кельтского искусства V века до н.э. было использование циркуля — либо для гравировки узора непосредственно, либо для подготовки рабочего чертежа для сложных и изысканных композиций. Предпочтение, вызванное использованием циркуля, геометрическому взаимодействию криволинейных форм и объемов, оставалось одной из основных характеристик кельтской культуры. Сохранившиеся работы — главным образом небольшие металлические предметы, поскольку монументальная скульптура была редка, а архитектура из дерева известна только по следам, оставленным в земле. Эти сохранившиеся предметы состоят почти исключительно из предметов, сопровождавших важных людей при погребении, например, личные украшения из драгоценных металлов или бронзы, декоративное оружие, упряжь для повозок, металлические украшения от колесниц, используемых на войне или в церемониальных целях, и сосуды из сервиза для питья.
Среди последних особенно интересны богато украшенные винные флаконы, поскольку они ясно показывают оригинальность кельтских изделий по сравнению с этрусскими моделями, из которых они происходят. Хотя их немного, каменные скульптуры имеют большое значение, так как их можно интерпретировать только в религиозном контексте. Сочетание человеческих лиц в каменной скульптуре с аналогичными элементами, найденными на металлических изделиях, подтверждает вероятность того, что это были божества кельтского пантеона, имена которых, к сожалению, неизвестны. Объекты, знаменующие начало кельтского искусства, появляются во втором квартале V века до н.э., и в течение примерно пятидесяти лет новая форма визуального выражения достигла замечательной зрелости. К последнему кварталу столетия некоторые из процессов, на которых основан ее специфический характер, уже различимы в более оригинальных работах кельтского искусства, и именно эти процессы позволяли ей во все времена усваивать свои различные заимствования и придавать им отпечаток единства. Среди наиболее значимых этих процессов — преобразование естественных форм в абстрактные элементы определенного характера и сопоставление — а в некоторых случаях и слияние в одной композиции — человеческих, животных, растительных и абстрактных форм. Две другие особенности также примечательны: во-первых, стремление избегать любых повествовательных и драматических изображений, используя только косвенные и частичные аллюзии, и во-вторых, склонность к неоднозначности, которая побуждала кельтских художников создавать произведения, которые можно было бы «читать» или интерпретировать по-разному.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?