Кельтское искусство, поздний европейский стиль читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Кельтское искусство, поздний европейский стиль Искусство конца Железного века, когда Кельтия в Европе, оказавшись под давлением с юга, востока и севера, оказалась в обороне, еще не вызвало того же острого интереса у специалистов по ранней кельтской культуре. Огорчительно отсутствие комплексного исследования, охватывающего последние два столетия до н.э. и последствия кельтского искусства в начале нашей эры. Следует отметить, однако, что исключительные находки, такие как обнаруженные в Фелльбахе-Шмидене, открывают направления исследований, которых ранее не существовало.
Основное объяснение, несомненно, кроется в радикальном изменении материальных свидетельств, доступных, то есть в археологических источниках. Во втором и первом веках до н.э. изменение кельтской культуры привело к тому, что захоронения стали редкими и оставили едва заметный след в значительной части кельтского мира – главным образом из-за широко распространенной практики кремации. Вместо этого предметы домашнего обихода, часто скромного вида, заменяют богато украшенные металлические изделия и орнаменты предыдущих двух или трех столетий. Кроме изменения похоронных обычаев, произошли постепенные, но фундаментальные изменения в кельтском обществе, отчасти вызванные влиянием римского или романизированного мира. К концу третьего века до н.э. эта трансформация привела к развитию опидов – первых укрепленных городских поселений к северу от Альп, которые процветали во втором и первом веках до н.э.
Прежде всего, кельтское мировоззрение должно было выражаться в самых разнообразных материалах и предметах, служащих множеству целей. Это представляется новым фактором, хотя это может быть иллюзией, учитывая имеющиеся источники.
Появилась новая категория, которую можно описать как промышленное искусство – например, расписная керамика – которая служила средством выражения развития кельтских ремесел. Однако некоторые из этих работ известны только по предметам, которые использовались в течение длительного времени или выбрасывались в мусорные ямы жилищ, а не по предметы роскоши или престижные изделия, как это было в захоронениях более ранних времен.
Навыки кельтских ремесленников – кузнецов, бронзолитейщиков, медеплавильщиков, скульпторов по дереву или камню, стеклодувов – несомненны, и орнаментальная традиция может быть прослежена в первую очередь по металлическим останкам, например, ножны для мечей. В целом стиль, представленный на этих предметах, склоняется к определенной сдержанности, где украшение более плоское, а формы определяются строгими линиями. Все чаще используются техники, включающие использование золотой или серебряной проволоки, вместо технологии «потерянный воск» используется бронзовая или железная проволока. Клуазонное эмалирование становится все более распространенным. Композиции гораздо проще, но живость, сила и оригинальность кельтского выражения сохраняются.
Эта эволюция, которая следовала динамической внутренней логике, подвергалась различным влияниям – с востока со стороны восточных кельтов и с юга со стороны Цизальпинской Галлии. Первоначально мотивы заимствовались и усваивались в кельтском стиле, но позже художники были поглощены Римом, потеряв свою творческую силу.
С новой экономической системой и постепенным установлением нового образа жизни – особенно в результате импорта – искусство претерпело трансформацию. Самой поразительной и оригинальной особенностью искусства кельтов, возможно, было возвращение фигуры человека. Художники, менее неохотно изображающие людей реалистично и следуя примеру средиземноморских культур, раскрывали секретный и магический мир, который ранее оставался на воображение. Постепенно они адаптировали эти фигуры, которые в некоторых случаях демонстрируют высокую степень синкретизма. Скульптурные работы из камня или дерева становятся более многочисленными, и помимо кельтских особенностей в образе прически, усов или украшений, таких как известные торки, стилистическая композиция фигур обычно отличается новым, натуралистичным оттенком. Изображение животных развивалось одновременно в небольших скульптурных работах, а члены кельтского пантеона изображались всегда в строго реалистичной манере, например бог Церннуннос в виде оленя. (Кельтская абстрактная скульптура также процветала, см., например, камень Туроэ в Голуэй, Ирландия [ок. 250–100 гг. до н.э.].)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?