Кельтские кресты читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Дизайн Кельтских Крестов Что такое кельтский крест?
Дизайн кельтского креста обычно считается сочетанием формы обычного христианского креста (равностороннего греческого креста или crux quadrata) с кольцом, окружающим пересечение плеча и ствола, образуя то, что часто называют солнечным крестом или солнечным колесом. Однако древние кельты использовали по крайней мере еще один символ, напоминающий крест: диагональный крест Святого Андрея (decussata).
Оба типа мотивов креста встречаются в кельтских дизайнах культуры Хальштат, Ла Тене и ранних христианских стилей кельтского искусства.
Происхождение и история кельтских крестов
Символ солнечного креста или солнечного колеса имеет древние, языческие корни, возможно, происходящие из бронзового века обществ культуры Беакер (2800–1900 до н.э.), Унетице (2300-1600 до н.э.), Тумулус (1600-1200 до н.э.) или Полеурно (1200-750 до н.э.). Он также напоминает анх - древний египетский иероглифический символ жизни: крест тау, увенчанный петлей, который назывался crux ansata и широко использовался коптскими христианами в Египте. Любое из этих объяснений является допустимым, не только потому, что кельтские племена, прибывшие в Австрию из Кавказа около 800 г. до н.э., были высококвалифицированными торговцами, которые быстро обосновались вдоль основных водных торговых путей Дуная, Рейна и Роны. Учитывая их сеть торговых контактов, простиравшуюся от Балтийского моря до Черного моря и вдоль средиземноморского побережья Европы, кельты могли усвоить свои крестообразные дизайны практически откуда угодно.
Кельтские кресты культуры Хальштат
Как бы ни было точное происхождение, кельтский солнечный крест можно найти на многочисленных бронзовых сосудах культуры Хальштатской кельтской культуры (ок. 800–475 до н.э.), которые обычно украшались рельефными крестами и солнечными колесами в сочетании. Позже он был включен в дизайн многих скульптур Высокого Креста в раннюю эпоху христианского религиозного искусства.
Кельтские кресты культуры Ла Тене
Во время кельтской культуры Ла Тене (ок. 450–50 до н.э.) и особенно в более позднем римско-кельтском искусстве, крест Святого Андрея также был принят как религиозный символ, возможно, как небесный мотив для представления солнца или звезд. Римско-кельтские броши в виде свастики были украшены диагональными крестами, а бронзовые фигурки галльского бога молота. Изображение кельтского небесного бога в Скарпоне (Мозель, Франция) имеет крест Святого Андрея на своей груди. Также ряд бронзовых модельных топоров, такие как те, что из храма Вудетон, демонстрируют символы X на своих лезвиях.
Ирландское-саксонское искусство Инсула и скульптура Высокого Креста
После обращения в христианство ирландских кельтов в 5-м и 6-м веках, возник новый кельтский художественный стиль, который охватывал как дохристианскую иконографию - такую как кельтские кресты, узелковой орнамент, переплетение, спирали и зооморфные дизайны - так и христианскую образность. В 7-м веке этот стиль вырвался в форму Инсула или Ирландско-саксонского искусства, особенно при создании иллюминированных рукописей, таких как Книга Дурроу (ок. 670 г.), Евангелие от Линдисфарна (690–720 гг.) и Книга Келлса (ок. 800 г.), особенно ее Страница монограммы (Хи/Ро). Эта золотая эпоха кельтского христианского искусства также породила серию монументальных скульптур, известных как Высокие кресты Ирландии, многие из которых имели солнечный крест вместо римского креста: известными примерами являются: Высокий крест Ахени, графство Типперэри (8-9 века); Высокий крест Муирдеха, монастырь Монастербойс, уезд Лоу (ок. 900 г.); Высокий крест Келлса, графство Мит (10 век); и Крест Писаний, Клонмакнойс, графство Оффали (10 век). За пределами Ирландии примеры этого типа отдельно стоящей скульптуры можно увидеть в Корнуолле, Уэльсе, Ионе, Шотландии, Гебридских островах, Нортумбрии в Англии и других местах. Строительство этих крестов-надписей процветало между 900 и 1100 годами, хотя продолжалось до 15 века, как, например, Крест Маклин на Ионе.
Искусство Высокого Креста
Изготовленные из песчаника, серого камня, гранита или известняка, многие из этих крестов-надписей содержат ряд панелей, которые заполнены резными изображениями, обычно двух основных типов: фигуративными и абстрактными. Фигуративные резьбы обычно отображают сцены из Ветхого Завета или распятие и воскресение Христа. Абстрактные резьбы включают различные типы кельтских спиралей или переплетений, включающих зооморфные (животнообразные) мотивы, узелковый орнамент, лабиринты или ключевые узоры.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?