Кельтские чересстрочные узоры читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Кельтские узоры переплетений Что такое кельтское переплетение?
Переплетение – одна из основных кельтских конструкций, характеризующаяся непрерывным, бесконечным узором, состоящим из связанных между собой нитей или косичек. Узлы являются распространенным мотивом в переплетениях, как и зооморфные формы (изображения животных, обычно птиц и змей). Наряду со спиралями и фантастическими формами животных, переплетение является наиболее распространенной особенностью кельтского искусства.
Древние кельты на самом деле не изобрели искусство переплетений. Фактически, оно не появилось в своей истинной форме до 6-го или 7-го века – примерно через 500-600 лет после распада языческих кельтских королевств на континенте – к тому времени, когда сохранившиеся очаги островных кельтов (например, в Ирландии, Ионе, Шотландии и Уэльсе) почти полностью интегрировались с местными культурами, среди которых они поселились. Поэтому термин «кельтское переплетение» используется в описательном, а не в определяющем смысле.
Несмотря на то, что переплетения в период своего расцвета (ок. 600-900 гг.) были очень распространенным международным стилем декоративного искусства – эти переплетенные косички стали тесно связаны с кельтской культурой и практикуются современными кельтами и общинами на гаэльском языке в Шотландии и Бретани, особенно в Ирландии. На протяжении всего времени этот стиль оказал сильное влияние на другие художественные направления, в частности, Art Nouveau.
Характеристики и типы кельтского переплетения
Существует две основные формы переплетений в кельтской культуре: узелковое плетение (knotwork) и зооморфные изображения (зооморфы). Традиции узелкового плетения основаны на нескольких простых правилах. Во-первых, нити или полосы должны чередоваться через верх и под низ. Традиционные кельтские дизайнеры редко отклонялись от этого правила. Во-вторых, в узоре не должно быть концов или хвостов. Он должен образовывать непрерывный бесконечный узор. Зооморфные переплетения также обычно придерживаются этих правил, за исключением того, что добавленная иконографическая сложность размещения различных гребней, языков, конечностей и хвостов требует случайных компромиссов. Действительно, зооморфные переплетения почти по определению заканчиваются головами или хвостами.
Происхождение и история кельтского переплетения
Существует два основных взгляда на то, как переплетение вошло в арсенал кельтского искусства. Первый утверждает, что оно было частью германской англо-саксонской традиции (Hiberno-Saxon Insular Art), которая процветала в 7-м веке в Нортумбрии и на острове Линдисфарн, откуда она распространилась через христианскую монашескую сеть на Иону и в Ирландию. Есть определенные доказательства того, что зооморфный стиль переплетений произошел от германской англо-саксонской традиции.
Второй взгляд утверждает, что кельтское переплетение произошло на Ближнем Востоке как часть художественной традиции Восточной Римской империи в Византии (Константинополь, ныне Стамбул). Византийские художники уже начали использовать переплетения при разработке их предпочтительной формы двухмерного искусства – последнего, который был полностью реализован в иконах, мозаиках, каллиграфии и миниатюрах поздней Восточной Православной церкви. Сторонники этого взгляда приводят христианские коптские (египетские) и сирийские иллюминированные тексты, созданные в 5-м и 6-м веках, в качестве истинных предшественников западных евангелий, таких как Книга Дурроу. Копии таких ближневосточных манускриптов, вероятно, были доставлены в Ирландию между 630 и 690 годами религиозными посланниками или миссионерами, возвращавшимися из Рима или Сиены.
Доказательства левантинского происхождения кельтского переплетения подкрепляются двумя стилистическими аргументами. Во-первых, германские или континентальные узелковые переплетения и другие типы узловых переплетений часто заканчиваются головой или хвостом, в то время как коптские художники поддерживали непрерывный узор без начала и конца – как это делали кельтские миниатюристы. Во-вторых, в отличие от германских стилей раскраски, коптские художники изменяли цвета нитей, которые перекрещивались под другими – обычай, которому также следовали кельтские писцы. Кроме того, следует отметить, что большая часть первоначальных линейно-криволинейных конструкций возникла на восточном Средиземноморье в форме микенских и других культур, связанных с Древней Грецией. После падения Западной Римской империи около 450 года центр художественного притяжения переместился на восток в Константинополь. Таким образом, исторически это кажется очевидным источником для дальнейшего развития криволинейных переплетений.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?