Кельтское Ювелирное Искусство читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Кельтское ювелирное искусство Увлечение кельтов золотыми украшениями и изысканными ювелирными изделиями, а также их талант к металлообработке и золотничеству хорошо задокументированы. Классические авторы с нескрываемой жадностью рассказывали о богатствах золотого Галлии (Gallia aurifera), одновременно подразумевая, что это создавало опасный дефект в психологии ее народа. Страбон, например, резко писал об их детской хвастливости и любви к украшениям. Они носят торки на шее, браслеты на руках и запястьях, а знатные люди украшают себя окрашенной одеждой, усыпанной золотом. Именно эта тщеславие делает их такими невыносимыми в победе и столь подавленными в поражении…
Торки
Наиболее престижным предметом ювелирного искусства был торк. Это был тяжелый металлический воротник, вероятно, восточного происхождения, который выполнял ряд функций в кельтском обществе. Среди принцев и вождей он являлся знаком богатства и статуса. Роскошные экземпляры были найдены на ранних хальштатских и латенских погребальных участках, особенно в женских захоронениях. Это может означать, что отцы передавали свои торки непосредственно сыновьям, возможно, как знак лидерства.
Торки также имели сильные ритуальные ассоциации. Кельтские божества неизменно изображались с торками на шее или в руках, что подтверждается изображениями на Гундеструпском котле и сохранившихся каменных резьбах, и они часто использовались в качестве пожертвований. Дальнейшие намеки на их сверхъестественные силы можно найти в Похищении крупного рогатого скота из Коули, ранней ирландской эпической поэме, где Моранн Судья носил волшебный торк, который затягивался вокруг его шеи всякий раз, когда он выносил ложный вердикт. В военном контексте торки считались талисманами, предлагающими владельцу некую мистическую форму защиты. Классические источники с удивлением сообщали о том, как некоторые кельтские воины вступали в битву обнаженными, неся только свое оружие и торк на шее.
В декоративном отношении торк был очень универсален. Он был достаточно податливым, чтобы его можно было открыть, но при этом достаточно прочным, чтобы украсить всю его поверхность. Его также можно было изготавливать в различных размерах и из разных материалов. Действительно, некоторые торки были настолько большими и тяжелыми, что их могли носить только очень редко, на церемониальных мероприятиях.
Пожалуй, самый роскошный из сохранившихся торков - это великолепный предмет, который был захоронен вместе с принцессой Викс. Он изготовлен из золота чистотой 96 процентов и весит около 480 г. Декорация, как это часто бывает у торков, сосредоточена на окончаниях. Они имеют форму двух больших шаров, прикрепленных к лапам львов. Кроме того, есть два крошечных крылатых коня, установленных на подложке из золотой филиграни. Учитывая его раннюю дату (6 век до н.э.), техническая сложность изделия поразительна. Он состоит из 20 отдельных компонентов, некоторые из которых отлиты (фигуры Пегаса, лапы), а другие выбиты (полые сферы). Части декорации были пробиты из внутренней части объекта, а затем оставшиеся элементы были спаяны вместе.
Конечно, не все торки были столь роскошными. Знаменитый экземпляр, найденный в Трихтингене, в южной Германии, был изготовлен из гораздо менее дорогостоящих материалов, но он все же считался достаточно ценным, чтобы быть брошенным в пруд в качестве пожертвования. Торк изготовлен из серебра с покрытием из железа и имеет восточный колорит, что указывает на то, что он был произведен в районе Нижней Дунайской области. Однако его наиболее интересные особенности - это два короткорогих быка, которые составляют окончания. Мотив встречных голов животных был чрезвычайно популярен среди кельтских мастеров, и отголоски этого можно увидеть в декорации многих более поздних рукописей. Здесь представляет интерес тот факт, что сами быки также носят торки. Это говорит о том, что изделие могло иметь связь с культом поклонения быкам, который был распространен во многих частях кельтского мира.
Более чем большинство других артефактов периода Латен, торк подвергался драматическим региональным вариациям. Например, в районе Шампань во Франции ранние шейные кольца демонстрировали обычный акцент на окончаниях, которые обычно были либо треугольными, либо торусными, прежде чем местные мастера разработали совершенно другой формат. Это был тернарный торк, так называемый из-за того, что ободок был украшен тремя одинаковыми выступами. Сама полоса иногда была украшена выгравированным узором из листьев. Через пролив Ла-Манш основные находки были сделаны в Снеттишаме, штат Норфолк, и Бройтере, графство Дери. Снеттишемский клад был значительным, состоящим не менее чем из 61 торка. Самые лучшие из них были изготовлены из скрученных прядей золота с кольцевыми концами и криволинейными рельефами. Бройтерский воротник был частью меньшего клада, обнаруженного на берегу Лох-Фойл в 1896 году. Его полая трубчатая форма похожа на некоторые континентальные модели, но извилистая орнаментация типична для ирландского стиля и иногда сравнивается с декором камня Туроэ.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?