Кельтские узлы читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Кельтские узоры Узелковый орнамент, один из наиболее распространенных кельтских дизайнов, используемых древними и современными кельтскими художниками, состоит из бесконечной серии графических композиций, состоящих из перекрывающихся и переплетающихся узлов. Примеры узелкового орнамента включают в себя широкий спектр узоров, которые встречаются в украшении раннесредневековых иллюминированных рукописей, таких как VIII векная Книга Келлса (ок. 800 г.) и Евангелия Линдсфарн (ок. 690-720 гг.), а также на скульптурах высоких крестов, например, Белинский крест в графстве Тирон (ок. 820 г.).
История и происхождение кельтского узелкового орнамента
Узоры узлов появились на относительно позднем этапе развития кельтского искусства. В то время как спирали и другие типы абстрактных геометрических криволинейных изображений были общими чертами культуры Хальштатта и культуры Ла Тене среди кельтов Центральной Европы начиная с 600 г. до н.э., узелковый орнамент появился в кельтской культуре только в раннехристианскую эпоху, и искусствоведы до сих пор не пришли к единому мнению о его происхождении.
Некоторые из самых ранних узорных композиций можно увидеть на римских мозаиках полов IV века (например, Римская мозаика «Великий пол» создана в 325 году в Вудчестере, Глостершир, Англия), а сложный переплетённый узор, характерный для подлинных узлов, похоже, начал появляться в Северной Италии и Южной Галлии примерно в это же время. Однако большинство экспертов считают, что эти дизайны почти наверняка были заимствованы из Ближнего Востока, возможно, от византийских художников, находившихся под патронажем властей Восточной Римской Церкви в Константинополе. Традиция иллюминирования рукописей на Востоке (позднее Православной) развивалась раньше, чем западная, и переплетенные узелковые орнаменты можно найти в византийской архитектуре и иллюстрациях Евангелий, а также в коптском искусстве в Египте, начиная с раннего VII века.
В любом случае, в украшении рукописей Библии узелковые дизайны появились в Британии и Ирландии около 650 года в виде рукописей, иллюстрированных коптскими монахами-художниками из Египта или Сирии. (Примечание: одной из причин предположения о восточном происхождении техник иллюминирования кельтских узлов является то, что в Книге Дурроу нити переплетения обычно меняют цвет при прохождении под другой нитью — это ближневосточная традиция. В отличие от этого, римские и германские традиции узелкового орнамента не предусматривают изменения цвета.) Как бы то ни было, мотив плетения был быстро усвоен писцами и художниками, работающими в скрипториях раннехристианских монастырей в Ирландии, откуда стиль распространился на монастыри в Ионе, Уэльсе и Нортумбрии.
Позднее викинги включали некоторые элементы дизайна в свой фирменный стиль животного переплетения. Самый ранний сохранившийся пример настоящего узелкового орнамента, используемого в украшении иллюминированных рукописей, содержится во фрагменте Евангелий Дарам, хранящемся в библиотеке собора Дарем, который был написан в Северной Британии в середине VII века, хотя следует подчеркнуть, что как форма дизайна узелковый орнамент был полностью разработан ирландскими монахами, базирующимися в Ирландии и Британии, в стиле, обычно известном как Высшее Ла Тене или Хиберно-саксонское островное искусство.
Основные характеристики и типы узлов
Кельтские узлы состоят из полных, непрерывных петель без начала и конца. Они выглядят как пряди сплетенных полос, которые изгибаются и переплетаются друг с другом. Узор узелкового орнамента может состоять из одной нити, пересекающей саму себя, или любого количества полос. Распространенным узором переплетения является узел Тринити, который имеет 3 внешние доли или лепестка и любое количество криволинейных переплетений в центре. Фактически, по словам эксперта Дж. Ромилли Аллена («Кельтское искусство в языческие и христианские времена», 1933 г.), существует только восемь основных узлов, которые составляют основу почти всех узорных плетений в кельтском стиле: два из них происходят от трехструнного плетения, а остальные шесть — от четырехструнного плетения.
Настоящие узлы не имеют свободных концов или хвостов и поэтому их легко отличить от похожих кельтских узоров животного переплетения, которые используют зооморфные изображения. Последние, хотя и столь же сложны и красивы, неизменно заканчиваются хвостами, головами или ногами и, следовательно, не являются «настоящими» узлами. Исторически сложилось так, что коптская традиция узелкового орнамента всегда придерживалась непрерывной петли, в то время как римская и германская традиции имели тенденцию допускать свободные концы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?