Кельтские спирали читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Кельтские спиральные узоры Хотя спирали тесно связаны с кельтскими мотивами, они являются одними из древнейших абстрактных геометрических мотивов в истории искусства. Они использовались палеолитическими и неолитическими художниками - рисовальщиками, в мегалитическом искусстве - особенно на гравированных камнях около 3000 г. до н.э. в мегалитической гробнице Ньюгрейндж и мегалитическом кургане Ноут (оба являются частью всемирно известного комплекса Brú na Bóinne в графстве Мит, Ирландия), спиральные узоры встречаются на многих формах кельтского искусства и декоративно-прикладного искусства, включая монументальную языческую каменную скульптуру, оружие железного века, конское снаряжение, бытовые предметы, личные украшения, ювелирные изделия, церемониальные объекты, ювелирные изделия из драгоценных металлов, иллюминированные рукописи и скульптуры высоких крестов.
История и происхождение спиралей
Известного происхождения узоров спиралей не существует. Спирали в форме петроглифов (каменных резьб) были обнаружены археологами на доисторических объектах, датируемых как минимум 5000 г. до н.э., на каждом континенте, кроме Антарктиды. Неолитические резчики уже использовали тройную спираль (Спираль жизни) в своих гравировках и других мегалитических произведениях искусства в Ньюгрейндже еще в 3000 г. до н.э.
Другие ранние спиральные узоры в Гаврини, на острове побережья Бретани, датируются примерно 3500 г. до н.э. Эти спиральные мотивы варьировались от очень примитивных до чрезвычайно сложных и в какой-то момент были усвоены художниками и мастерами среди языческих кельтских племен, которые переселились в Восточную и Центральную Европу из Кавказа около 800 г. до н.э.
Спиральные узоры культуры Халльштат
Будучи практичным народом, искусство, создаваемое этими ранними кельтами, не могло развиваться так же, как греческая скульптура или керамика, хотя оно и заимствовало многое из греческого искусства. Вместо этого оно фокусировалось на украшении функциональных предметов (оружия, повозок, доспехов, личных аксессуаров) и орнаментации брошей, колец и тому подобного. Археологические находки из культуры Халльштат (ок. 800–475 гг. до н.э.) свидетельствуют о широком использовании геометрических спиральных узоров, а также дизайнов животных (зооморфов), узлов и переплетений.
Спиральные узоры культуры Ла Тене
В период последующей и более процветающей культуры Ла Тене (ок. 480–100 гг. до н.э.) кельтское искусство оставалось в основном в рамках декоративно-прикладного искусства, хотя художники Ла Тене сделали значительные успехи в кузнечном и металлообрабатывающем деле, что, наряду с более глубокими знаниями карфагенского, этрусского, греческого и скифского искусства, привело к более сложной дизайнерской идеологии.
Спирали становились более сложными, более органичными и использовали более широкий спектр символов и животной образности. Влияние культуры Ла Тене на развитие кельтских дизайн-работ было огромным, и его воздействие на последующее хиберно-саксонское искусство (также называемое поздним стилем Ла Тене) было неизмеримым. Интересные примеры спиральных узоров в стиле Ла Тене можно увидеть на мегалитах эпохи неолита, монументальных скульптурах железного века в Ирландии, таких как камень Туроу (ок. 250–150 гг. до н.э.) в Голуэй, камень Килликлуггин в графстве Каван, камень Муллагмаст в графстве Килдер и камень Деррикеган в графстве Антирим.
Спиральные узоры хиберно-саксонского искусства
Как и другие языческие мотивы кельтской культуры (например, узлы, зооморфы), спирали были быстро адаптированы раннехристианским искусством христианскими монахами в монастырях Ирландии, Ионы и Северной Англии и использовались при иллюминировании великих религиозных рукописей, таких как Дурамское Евангелие (ок. 650 г., библиотека Дурамского собора), Катах Святого Колумбы (начало VII века), Евангелие от Линдисфарна (ок. 690 г., Британский музей), Книга Дурроу (ок. 670 г., Тринити-колледж, Дублин), Евангелие от Эхтернах (ок. 715 г., Национальная библиотека Франции), Личфилдское Евангелие (ок. 730 г.), Книга Димма (VII – VIII века) и Книга Келлса (ок. 800 г., Тринити-колледж, Дублин). Страница монограммы Chi/Rho в Книге Келлса особенно изысканна.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?