Эхтернахские Евангелия:
история, происхождение читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Ехтернахские Евангелия: История и Происхождение Илиминированный манускрипт, известный как Ехтернахские или Виллибрордские Евангелия, — это евангелие в островном стиле Хиберно-саксонского искусства VIII века из библиотеки монастыря Ехтернах в Люксембурге, написанное в период 690–715 гг. н.э.
Один из множества иллюминированных манускриптов ирландского происхождения, эта работа религиозного искусства в настоящее время находится в Национальной библиотеке Парижа (MS Lat. 9389). Этот шедевр средневекового христианского искусства, вероятно, был написан тем же монахом или писцом, который создал Евангелия Дурам — иллюминированный манускрипт конца VII века, хранящийся в библиотеке Дурамского собора (MS A.II.17).
ВНИМАНИЕ: Для самого древнего иллюминированного библейского манускрипта в мире, пожалуйста, обратитесь к Евангелиям Гаримы (390–660) из монастыря Абба Гарима в Эфиопии.
История
Достижения стиля кельтского искусства, созданного иллюминаторами из Ирландии и Северной Англии, не ограничились Британскими островами. Миссионеры отправлялись на материковую Европу, забирая с собой некоторые манускрипты, которые были произведены в их скрипториях. В свою очередь, эти манускрипты переписывались монахами на континенте, тем самым еще больше расширяя влияние островных художников.
Ехтернахские Евангелия — яркий тому пример. Этот интересный манускрипт, вероятно, был подготовлен для святого Виллиброрда (658–739) — монаха из Нортумбрии, получившего образование в Рипон у Вильфрида, а затем более 10 лет в Рат Маэлсиги (Клонмелш, графство Карлоу, Ирландия) — незадолго до его евангелизационной экспедиции во Фризию в 690 году. В любом случае, он содержит колуфон, сообщающий нам, что текст был скопирован с образца, пересмотренного в 558 году Эугиппием, аббатом монастыря недалеко от Неаполя — подтверждение того, что кельтские художники имели доступ к книгам с континента. Импульсом для этого конкретного произведения библейского искусства вполне могла стать наставница Виллиброрда, Эгберта, которая была ярым сторонником римских литургических практик. Прошло более 25 лет с тех пор, как они были официально приняты на Уитбийском соборе, но многие британские и ирландские священники все еще придерживались старых обычаев. Это могло легко объяснить, почему символ святого Матфея носит римскую тонзуру — довольно редкое зрелище в островных манускриптах. Возможно, это было задумано как политическое заявление.
Святой Виллиброрд и Монастырь Ехтернах
Миссия Виллиброрда оказалась весьма успешной. Его назначили архиепископом фриззей Папой Сергием I в 695 году, установив свою резиденцию в Утрехте. Спустя три года он основал бенедиктинский монастырь Ехтернах в Люксембурге на земле, предоставленной ему святой Ирмин, аббатисой Оерена и дочерью Дагоберта II.
Это стало важным художественным центром, производящим множество красивых иллюминированных евангелических манускриптов в собственном скриптории. Аббатство насчитывало много королевских особ среди своих благотворителей и стало очень известным, особенно в поздние средневековые времена, когда оно было одним из самых важных в Северной Европе. Он продолжал процветать до Французской революции 1789 года, когда он был закрыт, а его монахи рассеялись. Скрипторий и библиотека монастыря были известны многочисленными старинными иллюминированными библейскими манускриптами, некоторые из которых сейчас хранятся в Национальной библиотеке Парижа.
Происхождение Ехтернахских Евангелий
Ехтернахские Евангелия были созданы в ту же эпоху, что и Евангелия Дурам и Евангелия Линдисфарн — вероятно, первые две книги были составлены одним и тем же писцом — и некоторые эксперты даже считают, что все три могли быть созданы в Рат Маэлсиги в Ирландии. Существует также ряд тесных сходств между Евангелиями Линдисфарн и Евангелиями Дурам: обе они могли быть исправлены одним и тем же монахом вскоре после их написания.
Иллюминации Ехтернахских Евангелий Как в Книге Дурроу, евангелисты Ехтернахского манускрипта представлены символами, а не портретами. Символ Матфея демонстрирует крайнюю степень стилизации. Его тело образовано серией петель, из которых выступают бледная голова и крошечные ноги. На своих длинных, сужающихся руках он держит копию своего Евангелия, чьи первые слова отчетливо видны. Позади него находится примитивная трона. Переплетенный край, который во многом обязан примером Книги Дурроу, простирается к фигуре человека, превращая его в вертикальный стержень креста. Лев святого Марка — самый привлекательный из символов животных. Его змеевидная форма напоминает некоторые резьбы по камню, но его элегантное, игривое движение превосходит любые такие источники. (Для сравнения см. Монограммную страницу Книги Келлса.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?