Изготовление иллюминированных рукописей читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Освещенные рукописи Освещенные рукописи — одни из лучших образцов раннехристианского религиозного искусства. Традиционная сложенная и сшитая книжная рукопись называется «кодекс» (от латинского caudex, что означает «ствол дерева» или «кора»). В средневековой западной книге обычно присутствовали три отдельных декоративных элемента: первоначальная буква (как большая, так и маленькая), пограничное украшение и миниатюра.
Введение
Освещенные рукописи использовались с седьмого века, когда ирландские и британские религиозные книги содержали богато украшенное переплетение лент, листвы и стилизованных птиц и животных, сильно вдохновленное мотивами кельтского искусства. (Например, посмотрите на невероятную страницу монограммы Хи Ро в книге Келлса.) Расположение прописных букв постепенно расширялось на границы текста до тех пор, пока границы сами не стали особенностью. Рисунки внутри начальных букв также развивались и постепенно становились небольшими сценами — историями, отсюда и термин «историзованная инициал». Эти маленькие картинки часто были высокого качества. Слово «миниатюра» происходит от латинского слова, означающего «раскрашивать красным»; красный был одним из первых цветов, использовавшихся в кодексах, и постепенно термин стал обозначать все изображения, сопровождающие текст в рукописных книгах.
Материалы для страниц
В древние времена тексты писали на папирусе (откуда происходит слово «бумага»), дешевом тростниковом материале, который использовали греки и египтяне. Это был хороший материал для свитков, но не для переплетенной книги, поскольку материал был слишком хрупким, чтобы выдерживать постоянное переворачивание страниц или сшивание листов на переплете. Поэтому иллюстрированные рукописи с V по XIII века писали на пергаменте, который также называют парчемёном. Он изготавливается из кожи животного, чаще всего овечьей или коровьей. Также использовалась козлиная кожа — например, знаменитые Гаримские Евангелия (390–660) — а также оленья или свиная кожа; на самом деле, что бы животное ни было наиболее распространенным. В монастырях VII и VIII веков пергамент изготавливали из собственной шкуры животных, собирая шкуры в течение определенного периода времени, чтобы их хватило, хотя им, вероятно, приходилось покупать дополнительную кожу, если они занимались очень большой книгой. Размер животного определял окончательный размер листа пергамента и, следовательно, окончательный размер изготавливаемой книги. Овечью шкуру складывали дважды, чтобы получить четыре страницы ранней Евангелиарной книги; таким образом, книга из 100 страниц представляла двадцать пять животных.
Примечание: на Индийском субконтиненте тексты религиозных рукописей с иллюстрациями изготавливались на пальмовых листьях. Школа Гуджарата и Пали также производили иллюстрированные религиозные рукописи на пальмовых листьях. См.: Постклассическая индийская живопись (XIV – XVI века).
Иногда местный пергамент не соответствовал требованиям, и в некоторых книгах (например, Библии, изготовленной для монастыря Святого Альбана в 1135 году) мы можем видеть, что иллюстрации выполнены на отдельных листах пергамента и вставлены. Профессиональные пергаманеры, высококвалифицированные эксперты в своем деле, задокументированы еще как минимум с 822 года, когда аббат Аделард из Корби в Франции был записан как нанявший пергаманера в монастыре. (См. также Средневековые художники).
Опытный пергаманер мог взять шкуру и превратить ее в мягкий, эластичный, белый материал для письма. Этот процесс был трудоемким и сложным и почти не менялся в течение 800 или 900 лет. Сначала пергаманер выбирал хорошие шкуры, внимательно следя за цветом и качеством. Следующим шагом было вымачивание шкур в известковом растворе на несколько дней, а затем удаление всех волос. После очистки шкуру фиксировали на каркасе для сушки. Затем пергаманер брал полумесяцеобразный нож под названием лунеллум и энергично скреб обе поверхности шкуры. Скругленным лезвием этого специального ножа он меньше рисковал порезать или порвать кожу, теперь натянутую на каркас и, конечно же, сжимающуюся при высыхании. (Если кожа рвалась, разрез можно было зашить; но есть рукописи, в которых пергамент содержит отверстие, и писец осторожно написал вокруг него). Скребок и растяжка продолжались до тех пор, пока пергамент не приобрел нужную толщину (маленькие парижские Библии изготавливались из пергамента почти как туалетная бумага). Сухие листы пергамента либо сворачивали, либо нарезали по форме и хранили для использования. Сторона зерна, где раньше находилась шерсть, обычно темнее и бархатистее.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?