Прикладное искусство: определение читать ~5 мин.
Термин «прикладное искусство» относится к применению (и в результате) художественного дизайна к утилитарным предметам повседневного использования. В то время как произведения изобразительного искусства не выполняют никакой другой функции, кроме как эстетическое или интеллектуальное стимулирование зрителя, произведения прикладного искусства обычно представляют собой функциональные объекты, которые были «приукрашены» или творчески разработаны с учётом и эстетики, и функциональности. Прикладное искусство включает в себя огромный спектр продуктов и предметов, от чайника или стула до стен и крыши железнодорожного вокзала или концертного зала, перьевой ручки или компьютерной мыши.
Что может быть предметом прикладного искусства?
Для простоты произведения прикладного искусства подразделяются на два разных типа: стандартные изделия промышленного производства, на которые нанесён определённый дизайн, чтобы сделать их более привлекательными и простыми в использовании; индивидуальные, эстетически приятные, но в основном функциональные изделия ручной работы, изготовленные ремесленниками или квалифицированными рабочими. Художественные дисциплины, которые классифицируются как прикладное искусство, включают промышленный дизайн, дизайн одежды, дизайн интерьеров, графику и дизайн (включая компьютерную графику), а также большинство видов декоративного искусства (например, мебель, ковры, гобелены, вышивка, батик), ювелирные изделия, изделия из драгоценных металлов, керамика, ювелирное дело, плетёные изделия, мозаичное искусство и посуда). Иллюминированные рукописи, а затем и книжная иллюстрация также относятся к прикладному искусству. Архитектуру тоже лучше всего рассматривать как прикладное искусство. (См. также: Виды искусства.)
АБСТРАКЦИЯ
Общее руководство по формам нерепрезентативного искусства: Абстрактное искусство. О геометрической абстракции: Конкретное искусство или необъективное искусство.
ВИДЫ ИСКУССТВА
О произведениях искусства, сделанных из утилизируемых материалов: Junk Art. О картинах и скульптурах, выполненных художниками, не относящимися к мейнстриму: Outsider Art. О работах душевнобольных: Art Brut.
История изобразительного искусства
Важные даты в развитии изобразительного искусства: История искусства.
История прикладного искусства
Архитектура
Первым прикладным искусством, которое стало широко практиковаться, была архитектура. От египетских пирамид, зиккуратов Шумера и семи чудес древнего мира до точно организованных пропорций греческих храмов и инженерного качества римских виадуков и мостов, архитекторы сочетают эстетику с математикой для создания функциональной, но приятной конструкции. С тех пор требования современного мира включают жилищные и коммерческие проекты, особенно высотные здания и небоскрёбы. Для получения дополнительной информации см.: Архитектура небоскрёба (1850-настоящее время).
В ходе этой эволюции архитектурные стили находились под влиянием многочисленных школ и движений, в том числе: романский (около 775-1050), готический (около 1150-1280), интернациональный готический (около 1300-1500), ренессанс (около 1400-1530), маньеризм (c.1530-1600), барокко (c.1600-1700), рококо (c.1700-50), неоклассицизм (c.1750-1815), греческое и готическое возрождение (c.1800-1900), Неоренессанс и неороманское возрождение (1849-1880), стиль Второй ампир (1850-80), Чикагская архитектурная школа (1880-1910), ар-нуво (около 1895-1915), ранний модернизм (1900-25), Континентальный авангард (1900-25), Школа дизайна Баухаус (1919-33), Ар-деко (1925-40) Тоталитарная архитектура (Германия, СССР, 1928-1940), утопические градостроительные проекты Ле Корбюзье (1887-1965), Вторая чикагская школа (1940-70), интернациональный стиль модернизма (1945-1970), высокотехнологичный корпоративный дизайн (1945-2000), деконструктивизм (1980-2000) и Blobitecture (1990-2000).
Коммерческий дизайн
Кроме архитектуры, прикладное искусство получило наибольший импульс в результате роста торговли в 19 веке после промышленной революции. Внезапно конкурентоспособным производителям и поставщикам услуг потребовалось обеспечить, чтобы их продукты и услуги «хорошо выглядели», а также функционировали должным образом. Этот спрос на улучшенную эстетику привёл к созданию многочисленных школ и курсов дизайна, из которых вышло новое поколение промышленных дизайнеров. Позже, когда ассортимент продукции увеличился и появились новые методы печати, к ним присоединились модельеры, графические дизайнеры и совсем недавно дизайнеры компьютерной графики.
Декоративное искусство
К прикладному искусству, помимо архитектуры и дизайна, относится и декоративное искусство. Ранние примеры включают китайскую керамику (от 18.000 до н.э.), Дзёмон – стиль японской керамики (от 14500 г. до н.э.), а также нефритовый резные изделия (от 4900 г. до н.э.), лакированные изделия (от 4500 г. до н.э.) и китайский фарфор (c.100 до н.э. и далее). Эмаль – это кельтские изделия из металла, такие как серебряный «Котёл Гундеструп» (около 100 г. до н.э.), бронзовая «Корона Петри» (100 г. до н.э. – 200 г. н.э.) и золотой «Воротник – Торк Бройтера» (1 век до н., а также более поздние религиозные изделия из металла, такие как Чаша Арда (VIII-IX века н.э.) и Чаша Дерринафлан. Гобелены (см., например, Гобелен из Байе) и витражи были впервые разработаны в романский и готический периоды, а дизайн интерьеров, изысканная мебель, текстиль, изделия из стекла и другие предметы искусства достигли новых высот в период рококо (18 век) при французском дворе во Дворце Версаль. Для получения дополнительной информации о мини-возрождении прикладного искусства в периоды Людовика XIV, Регентства, Людовика XV и Людовика XVI см.:
Французское декоративное искусство (c.1640-1792)
Французские дизайнеры (c.1640-1792)
Французская мебель (c.1640-1792).
В течение последнего десятилетия 19 века декоративный штамм прикладного искусства вновь активизировался в мастерской Уильяма Морриса и в среде различных движений искусств и ремёсел, в кельтском искусстве движения возрождения, внутри бельгийской группы художников, известной как Ле Вингт, воплотился в интернациональном стиле модерн (с.1895-1915), в изысканных пасхальных яйцах Фаберже (около 1885-1917), в школе дизайна Баухаус в Германии (1919-33) и в стиле ар-деко (около 1925-40). Одним из основных приложений для декоративного оформления были театральные декорации и костюмы, например, созданные Леоном Бакстом (1866-1924) и Александром Бенуа (1870-1960) для Русского балета. Другим заметным приложением было плакатное искусство, ставшее высокой модой во время Прекрасной эпохи (La Belle Epoque) во Франции. Среди лучших дизайнеров плакатов были литограф Жюль Шере (1836-1932), постимпрессионист Тулуз-Лотрек (1864-1901), чешский художник Альфонс Муха (1860-1939). Среди других фигур в истории плакатного искусства – Обри Бердсли (1872-98), «Братья Нищие», Теофиль Стейнлен (1859-1923), Юджин Грассе (1845-1917), Альбер Гийом (1873-1942), Пьер Боннар (1867-1947), Эдуард Вюйар (1868-1940), итальянский функционалист Леонетто Каппиелло (1875-1942), Людвиг Хольвейн, Люсьен Бернхард, Герберт Мэттер, Фернан Леже, Амеди Озенфант, франко-украинец Адольф Мурон Кассандр, Уильям Брэдли и Эдвард Пенфилд.
См. также: Музей Виктории и Альберта (Виктория и Альберта).
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Для объяснения эстетических проблем, связанных с творчеством и прикладным искусством, см.: Определение и значение искусства.
РЕМЕСЛО
Определения, история и виды ремёсел и декоративного искусства см.: Ремёсла: история и типы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?