Авангардное искусство читать ~11 мин.
В изобразительном искусстве термин «авангард» (от французского «авангард») традиционно используется для описания любого художника, группы или стиля, который считается значительно опережающим большинство в своей технике, тематике или применении. Это очень расплывчатое определение, не в последнюю очередь потому, что нет чёткого консенсуса относительно того, КТО решает, опережает ли художник своё время, или ЧТО подразумевается под опережением. Говоря иначе, авангардность подразумевает изучение новых художественных методов или экспериментирование с новыми техниками, чтобы создать лучшее искусство. Здесь акцент делается на замысле, а не на случайности, поскольку сомнительно, что художник или скульптор может случайно стать авангардистом. Но что такое «лучшее» искусство? Означает ли это, например, что живопись более эстетична? Или более осмысленная? Или более яркие краски? Вопросы продолжаются и продолжаются.
Возможно, лучший способ объяснить значение авангардного искусства – это использовать аналогию с медициной. Подавляющее большинство врачей придерживаются общепринятых правил при лечении пациентов. (Однако очень небольшая группа врачей и исследователей экспериментирует с радикально новыми методами. (Эта группа соответствует художникам-авангардистам.) Большинство этих новых методов ни к чему не приводят, но некоторые навсегда меняют ход развития медицины. Кубизм Пикассо и Брака оказал аналогичное влияние на искусство).
Радикальный, даже подрывной
Как сообщается, этот термин был впервые применён к изобразительному искусству в начале 19 века французским политическим писателем Анри де Сен-Симоном, который заявил, что художники служат авангардом в общем движении социального прогресса, опережая учёных и другие классы.
Однако с начала 20 века этот термин сохранил оттенок радикализма и подразумевает, что для того, чтобы художники были действительно авангардистами, они должны бросить вызов художественному статус-кво – то есть его эстетике, интеллектуальным или художественным конвенциям или методам производства – вплоть до почти подрывной деятельности. Используя эту интерпретацию, Дада (1916-24), вероятно, является окончательным примером авангардного визуального искусства, поскольку оно бросило вызов большинству основ западной цивилизации.
История авангардного искусства
Итальянское Возрождение было, вероятно, самой авангардной эпохой в истории живописи и скульптуры. Фигуры библейского Святого Семейства были представлены в совершенно естественной манере – радикальный отход от византийских и даже готических произведений искусства. Кроме того, нагота стала не только приемлемым, но и самым благородным видом образного изображения – свидетельство тому «Изгнание из райского сада» Мазаччо (1426, капелла Бранкаччи, Флоренция) и гипермодная бронзовая скульптура «Давид» Донателло (ок. 1440, музей Барджелло, Флоренция).
Несмотря на кратковременный расцвет Караваджо, который оживил гуманистическое направление в живописи своими крестьянскими изображениями Христа и других членов Святого семейства, (и Джузеппе Арчимбольдо с его портретами фруктов и овощей), гипермодернистские традиции Ренессанса постепенно сменились повторением, подражанием и полным соответствием.
Великие европейские Академии изящных искусств, поддерживаемые католической церковью, ввели ряд непреклонных правил и условностей, которые художники игнорировали на свой страх и риск – девиантам отказывали в участии в Салонах и других официальных выставках. Пожалуй, только в Голландии царил подлинный дух художественного поиска, в частности, в виде интенсивных выразительных портретов Рембрандта и нового типа жанровой живописи, изысканно переданной Яном Вермеером и другими.
Только когда пыль осела после Французской революции, художники снова начали экспериментировать. Это началось с пейзажной живописи. Коро и другие представители барбизонской школы положили начало новой традиции пленэра; немецкий художник-символист Каспар Давид Фридрих придал своим пейзажам новую форму романтизма; а английский гений Уильям Тёрнер поднял этот жанр на ещё более высокий и необычный уровень. Историческая живопись тоже стала авангардной благодаря таким работам, как «Третье мая 1808» Гойи, (1814, Прадо, Мадрид), в которой нет героев и нет возвышающего послания.
Следующей действительно авангардной школой был импрессионизм, – первое крупное направление современного искусства – которое перевернуло представления о цвете с ног на голову. Внезапно трава могла стать красной, а стога сена – синими, в зависимости от сиюминутного эффекта солнечного света, воспринятого художником. Сегодня импрессионизм можно считать мейнстримом, но в 1870-е годы общественность, а также иерархия искусства были шокированы. В их понимании трава была зелёной, а стога сена жёлтыми – и все.
Авангардное искусство начала 20 века
Первые три десятилетия искусства двадцатого века породили волну революционных движений и стилей. Сначала появился фовизм (1905-8), чьи цветовые схемы были настолько драматичными и антиприродными, что его представителей прозвали «дикими зверями». Затем аналитический кубизм (1908-12) – вероятно, самое интеллектуальное из всех авангардных движений, – которое отвергло традиционную идею линейной перспективы в пользу большего акцента на двухмерной картинной плоскости, скандализируя академии искусств Европы – наряду с посетителями парижского Салона Независимых и нью-йоркской выставки Армори (1913) – в процессе. Тем временем, в Дрездене, Мюнхене и Берлине немецкий экспрессионизм был передовым стилем, который исповедовали Die Brucke (1905-13) и Der Blaue Reiter (1911-14), а в Милане футуризм представил своё уникальное сочетание движения и современности.
Пять важных дилеров авангардного искусства в Париже в период 1900-30 гг. включают Соломона Гуггенхайма (1861-1949), Амбруаза Воллара (1866-1939), Даниэля-Генриха Канвейлера (1884-1979), Поля Гийома (1891-1934) и Пегги Гуггенхайм (1898-1979). В Германии великим центром экспрессионистского авангарда была галерея Вальдена Штурм.
Но самым иконоборческим движением всех времён, пожалуй, является Дада, основанное Тристаном Тцара (1896-1963), которое вспыхнуло в Цюрихе в 1916 году, а затем распространилось в Париже, Берлине и Нью-Йорке. Дадаисты отвергали большинство, если не все, буржуазные ценности изобразительного искусства, отдавая предпочтение пьянящей смеси анархизма и гипермодернистских инноваций.
Последнее включало ряд подрывных идей, которые сегодня считаются относительно мейнстримом, например, создание джанк-арта из «найденных предметов» (у Дюшана – «readymades») и внедрение трёхмерного коллажа (Мерцбау Швиттерса). Можно также сказать, что художники дада изобрели искусство перформанса и хеппенинга, а также концептуальное искусство, более чем на пятьдесят лет опередив своих постмодернистских преемников. Менее непримиримым преемником Дада был сюрреализм, который позабавил, но в конечном итоге не смог поддержать импульс к изменениям.
После дада, пожалуй, только голландский художник Пит Мондриан с его геометрической абстракцией в стиле De Stijl (неопластицизм) был подлинно экспериментальным. В пластическом искусстве авангард умело представляли модернист Константин Бранкузи, футурист Умберто Боччони, художник-кинетик Александр Колдер и йоркширская скульпторша Барбара Хепворт, которая в своей знаменитой работе 1931 года «Пронзённая форма» ввела «дыру» в искусство скульптуры.
Авангардное искусство середины 20 века
Авангардизм в 1940-е годы и далее появлялся урывками. Отчасти это объясняется тем, что абстрактное искусство доминировало, а в абстракции было очень мало принципиально нового. В Америке, правда, Джексон Поллок (1912-1956) изобрёл живопись действия; Марк Ротко (1903-1970) наделил свои абстрактные композиции красочными эмоциями, а Роберт Мазервелл и Барнетт Ньюман – повествованием; но к середине 60-х годов абстракция стала изжитой силой.
Минимализм упорядочил её и попытался придать ей более мощный посыл, но публике это было неинтересно. Они предпочитали поп-арт – новую эстетику 60-х, которая внезапно сделала искусство снова доступным. Однако, за исключением нескольких исключительных мультимедийных художников, таких как Роберт Раушенберг и Энди Уорхол, и, возможно, скульптора Клаеса Ольденбурга, поп-арт оставался модным, но предсказуемым. (Подробнее см. Поп-арт Энди Уорхола шестидесятых и семидесятых годов).
Тем временем в Италии в конце 1960-х годов скромное сырье, используемое в ассамбляжах, инсталляциях и перформансах Arte Povera, усилило экспериментальный характер движения, а в Америке деревянное ассамбляжное искусство Луизы Невельсон (1899-1988) и «скопления» Армана (1928-2005) пополнили поп-культуру. В то же время в Европе в 1950-х и начале 1960-х годов вкус авангардизма почувствовали художники-экспериментаторы Жан Дюбюффе (см. Art Brut) и Ив Кляйн, а также швейцарский скульптор Жан Тингели (1925-1991), который вместе с Александром Колдером развивал кинетическое искусство.
Влиятельной фигурой в американском авангардном искусстве 1940-х и 50-х годов был Джон Кейдж (1912-1992), композитор и печатник. Известный своей революционной музыкальной композицией 4 минуты 33 секунды (в которой не было ни одной ноты музыки!), Кейдж читал лекции в колледже Блэк Маунтин и повлиял на таких художников, как Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс.
Авангардное искусство конца 20 века
Постмодернистское искусство появилось в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Оно привело к появлению совершенно новых форм актуального искусства, большая часть которого почти по определению была авангардной. К этим новым формам искусства относятся: феминистское искусство, популяризированное Джуди Чикаго (р.1939) и Кэрол Шнеманн (р.1939); художественная фотография, примером которой являются Роберт Мэпплторп (1946-1989) и Нэн Голдин (р.1953); а также художественная фотография, примером которой являются Роберт Мэпплторп (1946-1989) и Нэн Голдин (р.1953).); также искусство инсталляции, примером которого являются Йозеф Бойс (1921-1986), Брюс Науман (р.1941), Кристиан Болтански (р.1944), Ричард Уилсон (р.1953) и Мартин Крид (р.1968); видеоарт, созданный Биллом Виолой (р.1951) и другие; Концептуальное искусство, типичное в работах Сола ЛеВитта (р.1928), Евы Гессе (1937-1970) и Джозефа Косута (р.1945); Искусство перформанса и связанный с ним стиль Хэппенинг, примером которого являются Аллан Капроу (р.1927), Ив Кляйн (1927) и др.), Ив Кляйн (1928-1962), Вольф Востелл (1932-1998), Гюнтер Брус (р.1938), Герман Нитш (р.1938), Гилберт и Джордж, и движение Флюксус. О некоммерческой форме современного искусства см: Ледяная скульптура – возможно, последнее слово в «найденных объектах». Одной из последних творческих мод является экстремальная форма Боди-арта, примером которого являются рискованные перформансы сербской художницы Марины Абрамович (р.1946).
Информацию о лучших площадках для авангардного искусства по всему миру см: Лучшие галереи современного искусства.
В конце 1980-х и 1990-х годов в Великобритании возникла авангардная группа, известная как Молодые британские художники (YBAs), среди членов которой были лауреаты Тёрнеровской премии Марк Уоллингер (р. 1959 г.), Рэйчел Уайтрид (р. 1959 г.) и др.), Рэйчел Уайтрид (р.1963), Джиллиан Уиринг (р.1963), Дэмиен Хёрст (р.1965), Дуглас Гордон (р.1966), Крис Офили (р.1968) и Стив Маккуин (р.1969).
Другим неоднозначным членом группы была Трейси Эмин (р. 1963). Эти молодые художники-постмодернисты вызвали огромную полемику своим вызывающим, даже подрывным подходом к тематике и использованию материалов (слоновий помёт, личинки, мёртвая акула, человеческая кровь) – что шокировало как арт-критиков, так и публику. Несмотря на это, их авангардный подход оживил британское искусство и завоевал им огромную популярность, включая покровительство Чарльза Саатчи, ведущего британского коллекционера современного искусства, а также многочисленные выставки в знаменитой галерее Саатчи, и выставку Sensation (1997) в Лондонской королевской академии.
О других выставках постмодернистских работ по всему миру см: Лучшие фестивали современного искусства.
Кто самый авангардный художник в мире?
Невозможно ответить на этот вопрос, поэтому я просто назову вам наших главных кандидатов. К ним относятся: Джозеф Мэллорд Тёрнер (художник, опередивший своё время на 50 лет); Клод Моне (первый революционер современной живописи); Илья Репин (первый художник, передавший подлинные детали жизни в России); Пикассо (за его мастерство в фигуративном и абстрактном искусстве почти во всех средствах массовой информации); Марсель Дюшан (пионер дада и предметного искусства, из которого возникло концептуальное искусство); команда мужа и жены Кристо и Жанны-Клод (empaquetage, или упаковка); Энди Уорхол (первый и, возможно, величайший постмодернист); Гилберт и Джордж (живые скульптуры); Дэмиен Хёрст (величайший саморекламист в искусстве) и, конечно, граффити-террорист Бэнкси.
В области архитектуры в число главных кандидатов входят: Ле Корбюзье (Шарль-Эдуард Жаннере) (1887-1965), архитектор-утопист функционалист и пионер брутализма; и Фрэнк О. Гери (р. 1929), чемпион деконструктивизма как в Америке, так и в Европе.
Какие картины 20 века самые авангардные?
Вот наши предложения, перечисленные в хронологическом порядке:
Авиньонские девицы (1907) Пабло Пикассо
Гармония в красном (1908) Анри Матисса
Обнажённая, спускающаяся по лестнице № 2 (1912) Марселя Дюшана
Чёрный круг (1913), Казимир Малевич
Мягкая конструкция с варёным Бобы (1936) Сальвадора Дали
Бродвейское буги-вуги (1942-3) Пита Мондриана
Номер 6 (1948) Джексона Поллока
Жёлтое и золото (1956) Марка Ротко
Синий монохромный (1961) Ив Кляйн
Какие скульптуры 20 века самые авангардные?
Вот наши предложения:
Уникальные формы непрерывности в космосе (бронза) (1913) Умберто Боччони
Фонтан (писсуар) (1917) Марселя Дюшана
Птица в космосе (бронза) (1923) Константина Бранкузи
Мерцбау (3D коллаж) (c.1930-43) Курта Швиттерса
Пирсинговая форма (1931) Барбары Хепворт
Меховая чашка (1936) Мерет Оппенгейм
Президентские портреты, гора Рашмор (1941) Гуцон Борглум
Лошадь (бронза) (1950) Марино Марини
Небо, кафедральный собор (окрашенное дерево) (1958) Луиза Невельсон
Посвящение Нью-Йорку (взрывающаяся конструкция) (1960) Жан Тингли
Без названия (Стопка) (лакированное железо) (1967) Дональда Джадда
Тысяча лет (инсталляция) (1990) от Дэмиена Хёрста
Apple, Ядра (1992) по Класа Ольденбурга
Щенок (растения, дерево, земля) (1992) по Джеффа Кунса
Моя кровать (инсталляция) (1999) Трейси Емин
227: Огни загораются и потухают (концептуальные искусство) (2001) Мартин Крид
Контролёр Вселенной (Инструменты и проволока) (2007) Дамиана Ортеги
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?