Классицизм в искусстве читать ~8 мин.
Что такое классицизм? Что такое неоклассицизм?
В изобразительном искусстве термин «классицизм» (прилагательное: классицистский) обычно относится к подражанию искусству классической древности (ок. 1000 до н.э. – 450 г. н.э.), особенно к подражанию «греческому искусству» и «римскому искусству», а также более ранним прототипам, таким как «эгейское искусство» (ок. 2500-1100 гг. до н.э.) и «этрусское искусство» (ок. 700-100 гг. до н.э.). Так, например, любая архитектура, живопись или скульптура, выполненная в средние века или позже, которая была вдохновлена искусством Древней Греции или Древнего Рима, является примером классицизма (или может рассматриваться как классицизм).
Весьма странно, что «классицизм» часто используется взаимозаменяемо со словом «неоклассицизм». Так, например, архитектурный стиль здания Капитолия США может быть описан как «классицистский» или «неоклассический»; Точно так же статуя Давида Микеланджело может быть описана как пример «классицизма» или «неоклассицизма».
Тем не менее, термин «неоклассицизм» чаще всего используется для описания конкретного возрождения греческого и римского искусства, которое произошло в Европе и Америке между 1750 и 1860 годами нашей эры. Таким образом, здание Капитолия США (построено в 1793-1829 годах) и статую Микеланджело, которую называют «неоклассиком», вероятно, лучше всего описать как пример «классицизма».
греческая скульптура и греческая керамика, а также греческая живопись, как общепризнанно считается, превосходят римские. Греческая архитектура также является основой для римской архитектуры, хотя римские инженеры добились значительных успехов в использовании греческих материалов и методов. Тем не менее, значительная доля греческих скульптур и других произведений известна нам только по римским копиям, в то время как римские здания также значительно пережили греческие сооружения. Знать римское искусство значит знать много о греческом искусстве.
Характеристики классического стиля
Хотя оно и варьируется от жанра к жанру, классическое искусство славится своей гармонией, балансом и чувством пропорции. В своей живописи и скульптуре оно использует идеализированные фигуры и относится к своим предметам не анекдотично, эмоционально нейтрально. Цвет всегда подчинён линии и композиции. Как правило, он недооценён – обработка безлична до степени анонимности – и он стремится достичь гармоничного и созерцательного эффекта. Классическая архитектура строго регулируется математическими пропорциями. Греческие дизайнеры, например, использовали точные математические расчёты для определения высоты, ширины и других характеристик архитектурных элементов. Более того, эти пропорции будут слегка изменены – например, некоторые элементы (колонны, капители, базовая платформа) будут сужены – для создания оптимального визуального эффекта, а не для скульптуры. Среди величайших представителей классицизма: (1) Архитектура: Донато Браманте и Андреа Палладио; (2) Живопись: Рафаэль, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр; (3) Скульптура: Микеланджело и Антонио Канова.
История классицизма
Средневековый классицизм (800-1400 г.г. н.э.)
Средневековое искусство стало свидетелем нескольких волн классицизма. Первая волна упоминается как «Ренессанс Каролингов» (ок. 750–900), который начался во времена правления короля Карла Великого (правил 768–814). Культурный классицизм эпохи Каролингов породил архитектуру Палатинской капеллы в Ахене (792-805), которая была вдохновлена восьмиугольным стилем церкви 6-го века Сан-Витале в Равенне, а также многочисленными рукописями с латинской иллюминацией. В том числе: Евангелие Лорша, Утрехтский Псалтырь и Евангелистский Годескалк. Второе возрождение классицизма – эпоха оттоновского искусства (ок. 900-1050) – процветало во времена Оттоновской империи при Отто Великом, который был коронован как император Священной Римской империи в Риме в 962 году. На него повлияло, в частности, наследие Каролингов и возобновление интереса к северному итальянскому искусству, а также расширение контактов с византийским искусством Восточной Римской империи. Вплоть до 1050 года большинство произведений классицизма создавалось в христианских монастырях. В течение следующих трёхсот лет христианская церковь уделяла основное внимание ряду программ по строительству соборов и храмов. Это началось с принятия стиля романской архитектуры (c.1000-1150), в котором повторно использовались римские закруглённые арки, массивные стены и своды, но многие архитектурные элементы классической древности были быстро забыты. Эти тенденции ускорились в течение последующей эры готической архитектуры (c.1120-1400).
Классицизм периода Ренессанса (1400-1600)
Не удивительно, что Италия – сердце Римской империи, принявшая многие греческие колонии с их традициями эллинистического искусства – стала свидетелем величайшего из всех классических возрождений в Европе. Процесс, который начался во Флоренции во время ранних «четырёхсотых» (15-го века), известных как итальянский Ренессанс – или, возможно, точнее, как флорентийский Ренессанс – первоначально возглавили архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446), теоретик искусства Леон Баттиста Альберти (1404–1472), скульптор Донателло (1386–1466) и художник Мазаччо (1401–1428). Брунеллески особенно интересовался математическими пропорциями древнеримских построек, которые он почитал. Альберти, считавший классицизм синонимом красоты, прославился своими трактатами «De Statua», «Della Pittura» (1435) и «De Re Aedificatoria» (1452) и стремился сделать принципы перспективы доступными для широкого круга художников, желающих учиться этой новой технике. Донателло использовал те же принципы для подражания греческим статуям, в то время как Мазаччо включил в содержание своих картин классические элементы, в том числе свою собственную технику перспективы. Классицизм продолжал доминировать в искусстве эпохи Возрождения в Риме, известном как Высокий Ренессанс, – воплощение классической пропорции Сикстинской Мадонны (1513-1514) Рафаэля (1483–1520); и Витрувианского Человека (1492), Леонардо да Винчи, в пропорциях (мужского) человеческого тела, когда-то описанных римским архитектором Витрувием (c.78-10 до н.э.). Искусство эпохи Возрождения в Венеции также находилось под сильным влиянием классической античности из-за тесных связей города с Константинополем (Византией), бывшим резиденцией восточно-римских императоров и всё ещё центром древнегреческой культуры. Мозаика в византийском стиле была особо почитаема. Архитектура венецианского ренессанса также была вдохновлена классическими примерами – см., В частности: архитектор-классицист Андреа Палладио (1508-1580), чьи проекты были основаны на ценностях классической архитектуры, которые обрисовал в общих чертах Витрувий и другие.
Классические основополагающие принципы итальянского Ренессанса распространились на запад, во Францию и Испанию, и на север, в Германию и «Низкие земли». И, с появлением относительно дешёвых печатных книг, изучение классической литературы стало более распространённым, а к концу 16-го века это стало нормой в большинстве учебных программ университетов.
Барочный классицизм (1600-1700)
Гармония и сбалансированные пропорции классического искусства эпохи Возрождения в конечном итоге оказались недостаточными для творческих импульсов начала 17-го века и его заменило искусство барокко, гораздо более сложная и драматическая идиома, величайшими мастерами которой были, например, Караваджо (1573-1610) и Андреа Поццо (1642-1709). Но одна или две нити классицизма остались. Аннибале Карраччи и его Болонская школа, например, были особенно влиятельными – см.: Классицизм и натурализм в итальянской живописи 17-го века, Николас Пуссен (1594-1665) и Клод Лоррен (1600–1682). Действительно, именно в конце 17-го века классические традиции стали неотъемлемой чертой западного искусства благодаря открытию ряда официальных «академий» с учебными планами, предназначенными для обучения студентов классическим принципам, пропагандируемым мастерами итальянского ренессанса.
Неоклассицизм (c.1780-1850)
В начале и середине 18 века искусство барокко сменилось декадентским, причудливым рококо. Позже, около 1780 года, этот легкомысленный стиль был заменён следующим великим возрождением классического искусства, известным как неоклассицизм. Отстаиваемый учёным Иоганном Винкельманом (1717-1768), этот новый стиль иллюстрируется неоклассической живописью Жака-Луи Давида (1748-1825); произведениями его последователя Жана Доминика Энгра (1780-1867); неоклассической скульптурой Антонио Кановы (1757-1822); и архитектурой таких дизайнеров, как Жак Суффло (1713–1880), Томас Джефферсон (1743–1826) и других.
Классицизм 19-20 веков
Классицизм отстаивал достижения древней Греции и Рима – классический идеал – как эталон, по которому можно судить о современном обществе. Начинаясь как элитарное научное и монашеское движение, оно постепенно применялось ко всем аспектам жизни, не только к изобразительному искусству и архитектуре. Тем не менее, начиная с 18-го века, открытия современной науки, а также достижения в социальной и политической теории, постепенно начали раскрывать, то, что греки и римляне не могли знать. В результате – за исключением классического стиля академического искусства, утверждённого Французской академией и Братством прерафаэлитов (1848-1855) – классицизм никогда уже не был распространён в искусстве и других областях так широко в течение 19-го и 20-го веков, как это было раньше.
Для последнего импульса классицизма, см. Классическое возрождение в современном искусстве (c.1900-1930). Это возвращение к образам классического стиля включало в себя работы Пикассо (1881-1973). см. Также неоклассические рисунки Пикассо – а также таких разных художников, как Андре Дерен (1880-1954), Анри Матисс (1869-1954), Фернан Леже (1881-1955), Джорджо де Кирико (1888-1978) и Джорджо Моранди (1890-1964) и это лишь некоторые из них.
Все периоды классицизма разделяют определённое почтение к художественным ценностям античности, хотя они значительно различаются в их интерпретации этих ценностей, в зависимости от эпохи, а также жанра (архитектура, живопись, скульптура). Кроме того, некоторые современные классицисты меньше восхищаются материальными формами антиквариата и гораздо больше восхищаются его сущностью. Например, кубизм рассматривается как классицистская идиома, поскольку он делает упор на структуру и форму, его основу в геометрии и его искомый эффект, который обычно гармоничен и созерцателен.
Знаменитые образцы классического искусства
Живопись
Клятва Горация (1784) Жака-Луи Давида.
Лувр, Париж.
Смерть Марата (1793) Жака-Луи Давида.
Лувр, Париж.
Купальщица Вальпинкон (1808) Жана Доминика Энгра.
Лувр, Париж.
Большая одалиска (1814) Жана Доминика Энгра.
Лувр, Париж.
Большие купальщики (Les Grandes Baigneuses) (1894-1905) Сезанна.
Национальная галерея, Лондон; Музей Искусств, Филадельфия; Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания.
Молодая итальянка, опирающаяся на локоть (1900) Сезанн.
Музей Пола Гетти.
Две обнажённые (1906) Пикассо.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Неопределённость поэта (1913) де Кирико.
Коллекция Тейт, Лондон.
Песня о любви (1914) Де Кирико.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Тайна и тоска улицы (1914) де Кирико.
Частная коллекция.
Пьяный джентльмен (1916) Карло Карра.
Частная коллекция.
Сидящая женщина (1920) Пикассо
Музей Пикассо, Париж.
Большая купальщица (1921) Пикассо.
Музей оранжереи, Париж.
Две женщины, бегущие по пляжу (Гонка) (1922) Пикассо.
Музей Пикассо, Париж.
Механик (1920) Фернана Леже.
Национальная галерея Канады.
Три женщины (Le Grand Dejeuner) (1921) Фернана Леже.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Обнажённая на красном фоне (1923) Фернана Леже.
Художественный музей, Базель.
Две сестры (1935) Фернана Леже.
Галерея старых мастеров, Берлин.
- Неоклассическая архитектура
- Возвращение к порядку. Как авангардисты XX века перешли к классицизму
- Неоклассицизм как эстетическая тенденция
- От классицизма к реализму
- Неоклассическое искусство, неоклассицизм (1770-1830)
- Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века
- Классическое возрождение в современном искусстве: классицизм ХХ века
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?