Классицизм в искусстве читать ~7 мин.
Что такое классицизм? Что такое неоклассицизм?
В изобразительном искусстве термин «классицизм» относится к подражанию искусству классической античности (около 1000 до н.э. — 450 н.э.). В первую очередь он подразумевает ориентацию на искусство Древней Греции и Древнего Рима, а также на их прототипы, такие как эгейское (около 2500–1100 до н.э.) и этрусское искусство (около 700–100 до н.э.). Таким образом, любая архитектура, живопись или скульптура, созданная в Средние века или более позднее время под влиянием античных образцов, является примером классицизма.
Иногда термин «классицизм» используют как синоним «неоклассицизма», что может приводить к путанице. Например, архитектурный стиль Капитолия в США могут описывать обоими терминами. Однако важно различать эти понятия. «Неоклассицизм» — это конкретное направление в европейском и американском искусстве, существовавшее примерно с 1750 по 1860 год, которое целенаправленно возрождало греческие и римские формы.
Таким образом, здание Капитолия (1793–1829) корректно называть образцом неоклассической архитектуры. В то же время произведения других эпох, вдохновлённые античностью, например, «Давид» Микеланджело, относятся к классицизму в его широком понимании, в данном случае — к классицизму эпохи Возрождения, но не к неоклассицизму.
Греческая скульптура, керамика и живопись традиционно считаются превосходящими римские аналоги. Греческая архитектура стала основой для римской, хотя инженеры Рима и внесли значительные усовершенствования. При этом многие греческие скульптуры известны нам только по римским копиям, а римские постройки сохранились лучше греческих. Таким образом, изучение римского искусства во многом позволяет понять и греческое.
Характеристики классического стиля
Хотя классическое искусство варьируется в зависимости от жанра, его ключевыми чертами являются гармония, равновесие и чувство меры. В живописи и скульптуре используются идеализированные фигуры, а сюжеты передаются с эмоциональной сдержанностью. Цвет всегда подчинён линии и композиции, он используется лаконично. Манера исполнения часто безлична, что создаёт умиротворяющий и созерцательный эффект.
Классическая архитектура строго подчинена математическим пропорциям. Греческие зодчие с помощью точных расчётов определяли высоту, ширину и другие параметры элементов здания. Эти пропорции могли незначительно изменяться — например, колонны или капители делали слегка сужающимися — для создания оптимального визуального восприятия. Среди величайших представителей классицизма можно выделить:
Архитектура: Донато Браманте, Андреа Палладио.
Живопись: Рафаэль, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр.
Скульптура: Микеланджело, Антонио Канова.
История классицизма
Средневековый классицизм (800–1400)
В эпоху Средневековья наблюдалось несколько волн интереса к классическому наследию. Первой из них стал «Каролингский ренессанс» (около 750–900), начавшийся в правление Карла Великого. Этот период породил такие архитектурные памятники, как Палатинская капелла в Ахене (792–805), вдохновлённая церковью Сан-Витале в Равенне VI века. Также было создано множество иллюминированных рукописей, среди которых Евангелие из Лорша, Утрехтская псалтырь и Евангелие Годескалька.
Второе возрождение классицизма пришлось на эпоху оттоновского искусства (около 900–1050). Этот стиль процветал при императоре Оттоне Великом, черпая вдохновение в каролингском наследии, искусстве Северной Италии и контактах с Византией. До середины XI века классические традиции развивались в основном в монастырях. Позднее основное внимание было уделено строительству соборов в романском стиле (около 1000–1150), который заимствовал римские полуциркульные арки и массивные стены, но вскоре многие античные принципы были забыты. Эта тенденция усилилась в эпоху готики (около 1120–1400).
Классицизм периода Ренессанса (1400–1600)
Неудивительно, что величайшее возрождение классических идеалов произошло в Италии — сердце бывшей Римской империи. Этот процесс, известный как Итальянский Ренессанс, начался во Флоренции в XV веке (эпоха кватроченто). Его основоположниками стали архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446), теоретик искусства Леон Баттиста Альберти (1404–1472), скульптор Донателло (1386–1466) и художник Мазаччо (1401–1428).
Брунеллески изучал математические пропорции древнеримских сооружений. Альберти, считавший классицизм синонимом красоты, в своих трактатах «О статуе», «О живописи» (1435) и «О зодчестве» (1452) стремился сделать принципы линейной перспективы доступными для художников. Донателло следовал греческим образцам в скульптуре, а Мазаччо интегрировал классические элементы в живопись.
Классицизм доминировал и в искусстве Высокого Возрождения в Риме. Яркими примерами служат воплощение классической пропорции в «Сикстинской мадонне» (1513–1514) Рафаэля и «Витрувианский человек» (1492) Леонардо да Винчи, иллюстрирующий пропорции человеческого тела, описанные ещё римским архитектором Витрувием (около 78–10 до н.э.).
Искусство венецианского Ренессанса также испытало сильное влияние античности благодаря тесным связям с Константинополем. Особой популярностью пользовалась мозаика в византийском стиле. Венецианская архитектура также опиралась на классические образцы, что особенно заметно в работах Андреа Палладио (1508–1580).
Классические принципы итальянского Возрождения распространились по всей Европе. С появлением книгопечатания изучение античной литературы стало более доступным и к концу XVI века вошло в программу большинства университетов.
Барочный классицизм (1600–1700)
В начале XVII века гармония и сбалансированность искусства Ренессанса уступили место искусству барокко — более сложному и драматичному стилю, величайшими мастерами которого были Караваджо (1573–1610) и Андреа Поццо (1642–1709). Однако отдельные направления классицизма сохранились. В живописи его традиции продолжали Аннибале Карраччи и его болонская школа, а также художники Никола Пуссен (1594–1665) и Клод Лоррен (1600–1682). См. также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века. В конце XVII века классические принципы стали неотъемлемой частью художественного образования благодаря открытию академий, где студентов обучали на образцах итальянского Ренессанса.
Неоклассицизм (около 1780–1850)
В середине XVIII века на смену барокко пришёл изысканный и причудливый стиль рококо. Около 1780 года его сменило следующее великое возрождение античного искусства — неоклассицизм. Этот стиль, теоретиком которого выступил Иоганн Винкельман (1717–1768), нашёл выражение в неоклассической живописи Жака-Луи Давида (1748–1825) и его последователя Жана Огюста Доминика Энгра (1780–1867), неоклассической скульптуре Антонио Кановы (1757–1822) и архитектуре Жака-Жермена Суффло (1713–1780) и Томаса Джефферсона (1743–1826).
Классицизм XIX – XX веков
Классицизм превозносил достижения Древней Греции и Рима как эталон для современного общества. Зародившись как элитарное движение, он постепенно распространился на все сферы жизни. Однако с XVIII века научные открытия и социально-политические изменения показали ограниченность знаний античного мира. В результате классицизм, за исключением академического искусства Французской академии и творчества Братства прерафаэлитов (1848–1855), уже не имел такого всеобъемлющего влияния, как раньше.
Последний значительный всплеск интереса к классике относится к периоду Классического возрождения в современном искусстве (около 1900–1930). Это возвращение к классическим образам проявилось в работах Пабло Пикассо (1881–1973), см. неоклассические рисунки Пикассо, а также у таких разных художников, как Андре Дерен (1880–1954), Анри Матисс (1869–1954), Фернан Леже (1881–1955), Джорджо де Кирико (1888–1978) и Джорджо Моранди (1890–1964).
Все периоды классицизма объединяет уважение к художественным ценностям античности, хотя их интерпретация менялась в зависимости от эпохи и жанра. Некоторые современные классицисты восхищались не столько материальными формами античности, сколько её сущностными принципами. Например, кубизм иногда рассматривают как классическое направление, поскольку он подчёркивает структуру и форму, основан на геометрии и стремится к гармоничному, созерцательному эффекту.
Знаменитые образцы классического искусства
Живопись
Клятва Горациев (1784) Жака-Луи Давида.
Лувр, Париж.
Смерть Марата (1793) Жака-Луи Давида.
Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Купальщица Вальпинсон (1808) Жана Огюста Доминика Энгра.
Лувр, Париж.
Большая одалиска (1814) Жана Огюста Доминика Энгра.
Лувр, Париж.
Большие купальщицы (Les Grandes Baigneuses) (1894–1905) Поля Сезанна.
Национальная галерея, Лондон; Художественный музей Филадельфии; Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания.
Молодая итальянка, опирающаяся на локоть (около 1900) Поля Сезанна.
Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Две обнажённые (1906) Пабло Пикассо.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Неопределённость поэта (1913) Джорджо де Кирико.
Галерея Тейт, Лондон.
Песнь любви (1914) Джорджо де Кирико.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Тайна и тоска улицы (1914) Джорджо де Кирико.
Частная коллекция.
Пьяный джентльмен (1916) Карло Карра.
Частная коллекция.
Сидящая женщина (1920) Пабло Пикассо.
Музей Пикассо, Париж.
Большая купальщица (1921) Пабло Пикассо.
Музей Оранжери, Париж.
Две женщины, бегущие по пляжу (Гонка) (1922) Пабло Пикассо.
Музей Пикассо, Париж.
Механик (1920) Фернана Леже.
Национальная галерея Канады, Оттава.
Три женщины (Le Grand Déjeuner) (1921) Фернана Леже.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Обнажённые на красном фоне (1923) Фернана Леже.
Художественный музей, Базель.
Две сестры (1935) Фернана Леже.
Берлинская картинная галерея.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?