Неоклассическая архитектура читать ~6 мин.
В архитектуре неоклассицизм (или просто классицизм) ознаменовал возвращение к порядку и рациональности после пышного стиля барокко и декоративной игривости рококо. Этот стиль в значительной степени опирается на античные формы греческой и римской архитектуры. Архитекторы постоянно обращались к классическим образцам, начиная с середины XVII века, а в более широком смысле — со времён падения Рима в V веке. Это сделало неоклассицизм одним из самых устойчивых и распространённых архитектурных направлений в мировой истории.
Примечание. Романскую архитектуру (около 800–1200) можно считать одним из ранних проявлений интереса к античному наследию. Этот стиль был попыткой воссоздать определённые формы и черты зданий Древнего Рима, предвосхищая более поздние классические возрождения.
Ранняя неоклассическая архитектура (1640–1750)
Ранние формы неоклассической архитектуры развивались параллельно с барокко, часто выступая его более сдержанной и строгой альтернативой. Это особенно заметно в Англии, где к примерам раннего неоклассицизма относят собор Святого Павла, Королевскую обсерваторию в Гринвиче и Королевский госпиталь в Челси. Все они были спроектированы сэром Кристофером Реном (1632–1723), творчество которого сочетает в себе черты как барокко, так и классицизма.
К другим видным британским архитекторам этого периода принадлежат Уильям Кент (1685–1748), автор Чизвик-хауса, и Роберт Адам (1728–1792), спроектировавший Сайон-хаус и Бовуд-хаус. В это же время в Европе и Америке вновь возрос интерес к наследию итальянского мастера эпохи Возрождения Андреа Палладио (1508–1580), что привело к распространению палладианства.
См. также: Скульпторы эпохи неоклассицизма (1750–1850).
Особенности неоклассической архитектуры (1750–1850)
Неоклассицизм нашёл применение в строительстве зданий для самых разных политических систем — от монархий и империй до просвещённых демократий и тоталитарных режимов. Стиль ознаменовал монументальное возвращение к классическим ордерам греческой и римской античности, сочетая его с инженерными достижениями и новыми материалами своей эпохи.
Для него характерны масштабные сооружения, украшенные колоннами дорического, ионического или коринфского ордеров и увенчанные величественными куполами. Колонны могли располагаться в несколько ярусов для создания ощущения высоты, а фасады зданий часто включали в себя колоннады, ротонды и портики.
Примечание. Краткое введение в искусство классической античности см. в статьях: Греческое искусство (650–27 гг. до н.э.); Греческая скульптура (650–27 гг. до н.э.); Римское искусство.
Неоклассическая архитектура во Франции
Неоклассицизм зародился в Италии, но особое развитие получил во Франции, во многом благодаря деятельности выпускников Французской академии в Риме. Классические черты начали проявляться в архитектуре в конце правления Людовика XVI, а затем стиль был полностью принят в эпоху Первой империи Наполеона.
Высшее общество использовало его для своих частных резиденций, украшая сады и парки такими элементами, как искусственные руины, павильоны-капризы, гроты и фонтаны. В то же время более смелые архитекторы проектировали в этом стиле общественные здания. Среди самых известных французских зодчих были Жак-Жермен Суффло (1713–1780), автор парижского Пантеона, ставшего важной точкой в маршрутах Гранд-тура; Клод-Николя Леду (1736–1806), спроектировавший Королевские солеварни в Арк-э-Сенан и замок Бенувиль; и Жан-Франсуа Шальгрен (1739–1811), создатель Триумфальной арки в Париже.
Неоклассическая архитектура в Великобритании
В Великобритании, где стиль барокко не получил широкого распространения, неоклассицизм использовался для проектирования множества общественных зданий — от банков до музеев и почтовых отделений. Королевская семья поручила одному из величайших британских архитекторов, представителю неоклассицизма эпохи Регентства Джону Нэшу (1752–1835), перестроить целые кварталы и парки столицы.
Аристократы также приняли этот стиль, обновляя свои загородные особняки, добавляя к ним классические портики и колонны. Среди ведущих британских архитекторов-неоклассиков выделяются: Джон Нэш, спроектировавший Букингемский дворец, Камберленд-террасу и Карлтон-Хаус-террасу в Лондоне; сэр Джон Соун (1753–1837), автор зданий Банка Англии и Картинной галереи в Далидже; и сэр Роберт Смёрк (1780–1867), создатель Британского музея и театра Ковент-Гарден.
Неоклассическая архитектура в Германии
В Германии, вдохновлённые трудами историка искусства Иоганна Иоахима Винкельмана (1717–1768) и пользуясь поддержкой короля Фридриха Вильгельма II, архитекторы Карл Фридрих Шинкель (1781–1841) и Карл Готтгард Лангганс (1732–1808) превратили Берлин в классическую столицу, способную соперничать с Парижем и Римом.
Лангганс спроектировал Бранденбургские ворота — монументальное сооружение, образцом для которого послужили Пропилеи афинского Акрополя. Шинкель создал такие шедевры, как Концертхаус на площади Жандарменмаркт (1818–1821), дворец Тегель (1821–1824) и Старый музей (1823–1830). Развитию неоклассицизма в Германии также способствовала деятельность Bauakademie (Берлинской архитектурной академии). Cм. также: Немецкое искусство XIX века.
Неоклассическая архитектура в России
Со временем неоклассицизм распространился и в России. Императрица Екатерина Великая (годы правления 1762–1796) сознательно противопоставляла строгость нового стиля пышности рококо, который предпочитали её предшественники. Она отвергала проекты в стиле барокко Бартоломео Растрелли (1700–1771), создателя Зимнего дворца (1754–1762).
Императрица пригласила в Россию шотландского архитектора Чарльза Камерона (1745–1812) для создания Павловского дворца (1782–1786) и Александровского дворца (1812) под Санкт-Петербургом. Камерон также создал знаменитую галерею и другие интерьеры в неоклассическом стиле в Екатерининском дворце. Среди других иностранных архитекторов, работавших в России, были итальянцы Винченцо Бренна и Джакомо Кваренги, а также выдающийся русский зодчий Матвей Фёдорович Казаков.
Информацию о других важных исторических тенденциях дизайна, таких как неоклассицизм, см. в разделе «Движения в искусстве, периоды, школы» (примерно с 100 г. до н.э.).
Неоклассическая архитектура в США
Несмотря на популярность неоклассицизма в Европе, именно в Новом Свете этот стиль обрёл особое значение, став символом новой нации. Американские архитекторы увидели в нём отражение идеалов демократии и республиканского правления Древней Греции и Рима. К первым зодчим, работавшим в этом стиле, относятся Томас Джефферсон (1743–1826), Уильям Торнтон (1759–1828), Бенджамин Латроб (1764–1820) и Чарльз Булфинч (1763–1844). См. также: Американская архитектура (с 1600 г. до наших дней).
Одним из самых знаковых сооружений Америки стал Капитолий США в Вашингтоне (1793–1829) с его классическим фасадом и величественным куполом. Проект, разработанный Уильямом Торнтоном, был вдохновлён парижскими Лувром и Пантеоном. Центральная часть здания с портиком и колоннами подчёркивает вертикаль, ведущую взгляд к куполу. В строительстве также принимали участие архитекторы Стивен Халлет, Бенджамин Латроб и Чарльз Булфинч.
Бенджамин Латроб также спроектировал в неоклассическом стиле Банк Пенсильвании, Капитолий в Ричмонде и Балтиморскую базилику. Другим выдающимся архитектором и приверженцем строгой геометрии неоклассицизма был Томас Джефферсон, третий президент США. По его проектам были построены Капитолий штата Вирджиния, Ротонда в Университете Вирджинии и его собственная усадьба Монтичелло.
Для получения информации о самой последней фазе неоклассицизма см.: Классическое возрождение в современном искусстве (1900–1930).
ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о художественных движениях см.:
История искусства.
Хронологический справочник:
Хронология истории искусства.
Список архитектурных терминов:
Глоссарий по архитектуре.
Неоклассическое искусство (расцвет 1770–1830)
Неоклассическая живопись (ок. 1750–1860)
Неоклассическая скульптура (ок. 1750–1850)
Сведения о зданиях в стиле неоклассицизма см.: Архитектура XIX века.
Список скульпторов и живописцев-неоклассиков см. в статье: Неоклассические художники.
ВЫДАЮЩИЕСЯ ХУДОЖНИКИ МИРА
Подробнее о великих живописцах: Старые мастера (художники до 1830 г.)
Величайшие скульпторы.
ШЕДЕВРЫ МИРОВОГО ИСКУССТВА
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
Лучшие образцы живописи маслом и акварелью представлены в статье: Величайшие картины всех времён.
О шедеврах пластического искусства см.: Величайшие скульптуры всех времён.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
О значении и функциях изобразительного искусства см.: Определение искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?