Неоклассическая архитектура читать ~7 мин.
В архитектуре неоклассицизм (или просто классицизм) сигнализировал о возвращении к порядку и рациональности после яркого барокко и декоративном легкомыслии рококо. Как стиль, состоящий из многих элементов, основанный в той или иной степени на античных формах греческой архитектуры и римской архитектуры, неоклассическая архитектура может быть имитирована в большей или меньшей степени. По этой причине строительные дизайнеры продолжали заимствовать греческие и римские модели с середины 17 века – можно даже сказать, с момента падения Рима в пятом веке! – что делает неоклассицизм самым популярным стилем строительства в мире.
Примечание. Романская архитектура (около 800–1200 гг.), вероятно, является самым ранним примером неоклассицизма, представляя собой попытку воссоздать некоторые формы и особенности зданий Древнего Рима.
Ранняя неоклассическая архитектура (1640-1750)
Самые ранние формы неоклассической архитектуры выросли вместе с барокко и функционировали как своего рода коррекция яркости последнего. Это особенно очевидно в Англии, где примерами раннего неоклассицизма являются такие здания, как собор Святого Павла, Королевская обсерватория в Гринвиче и Королевский госпиталь Челси, спроектированные сэром Кристофером Реном (1632-1723 гг.), который до сих пор считается архитектором в стиле барокко. Среди других ранних английских архитекторов-неоклассиков были Уильям Кент (1685-1748), спроектировавший Чизвик-Хаус и Королевские конюшни в Чаринг-Кросс; и Роберт Адам (1728-1792), спроектировавший Сион-Хаус, Бовуд-хаус и Королевский театр Лондона. В то же время ренессансная архитектура итальянца Андреа Палладио (1508-1580) были репопуляризованы, и новый палладизм распространился по Европе и Америке. См. также: Неоклассические скульпторы (1750-1850).
Особенности неоклассической архитектуры (1750-1850)
Неоклассицизм, используемый в различных программах строительства, связанных с имиджем – феодальными монархиями, просвещёнными демократиями, тоталитарными режимами и мировыми империями – стал ещё одним возвратом к классическим орденам греческой и римской античности на монументальном уровне, хотя и с сохранением всего инженерные достижения и новые материалы современной эпохи. Он был отмечен крупномасштабными структурами, поддерживаемыми и (или) украшенными колоннами дорических, ионических или коринфских столбов, увенчанными увеличенными куполами в стиле ренессанс. Иногда колонны умножали и ставили друг на друга, чтобы создать впечатление высоты, а фасады украшали сочетанием колоннад, ротондов и портиков.
Примечание. Краткое введение в искусство классической античности см.: Греческое искусство (650–27 гг. до н.э.); Греческая скульптура (650–27 гг. до н.э.); Римское искусство.
Неоклассическая архитектура во Франции
Неоклассицизм зародился в Италии, хотя он стал особенно активным во Франции во многом благодаря присутствию французских дизайнеров, прошедших обучение во Французской академии в Риме. Классические черты начали проявляться в архитектурном дизайне в конце правления Людовика XVI. Затем этот стиль был принят во время первой наполеоновской империи: высшее общество использовало его в своих частных домах вместе с дополнительными элементами, такими как искусственные руины, безумия, гроты и фонтаны, чтобы украсить ландшафт, в то время как более экспериментальные архитекторы использовали его для проектирования ряда гражданских структур. Среди самых известных французских архитекторов были: Жак Жермен Суффло (1713-1780), спроектировавший Парижский Пантеон – ключевой момент Гранд-тура – Клод Николя Леду (1736–1806), спроектировавший собор Сен-Жермен, отель «Монморанси», Королевские солеварни в Арк-э-Сенанс и замок Бенувиль; и Жан Шалгрин (1739-1811), спроектировавший Триумфальную арку.
Неоклассическая архитектура в Великобритании
Так, в Великобритании, которая никогда не относилась к барокко, неоклассический стиль использовался при проектировании самых разнообразных общественных зданий от банков до музеев и почтовых отделений, в то время как британская королевская семья заказала одного из величайших британских архитекторов, неоклассика эпохи Регентства Джона Нэша (1752-1835), чтобы перепланировать целые кварталы и парки. Аристократические землевладельцы восприняли этот стиль, обновив свои загородные особняки новыми портиками и колоннами. Среди английских архитекторов-неоклассиков: Джон Нэш (1752-1835), спроектировавший Букингемский дворец, Камберленд-террасу и Карлтон-террасу в Лондоне; Сэр Джон Соун (1753-1837), спроектировавший Банк Англии, поместье Питсхэнгер и картинную галерею Далвич; и сэр Роберт Смирк (1780-1867), дизайнер Британского музея, Главпочтамта, театра Ковент-Гарден и Истнорского замка.
Неоклассическая архитектура в Германии
В Германии, вдохновлённые книгами Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768) и при поддержке королевского патронажа Фридриха Вильгельма II, архитекторы Карл Фридрих Шинкель (1781-1841) и Карл Готтхард Лангханс (1732-1808) превратили Берлин в классический драгоценный камень, способный соперничать с Парижем и Римом. Лангханс отвечал за Бранденбургские ворота, монументальное сооружение из колонн, основанное на Пропилеях Акрополя в Афинах, в то время как Шинкель (1781-1841) проектировал Концертхаус на Жандарменмаркт (1818-21), дворец Тегель (1821-4)) и Старый музей (1823-30). Основание и практика прикладного искусства в Bauakademie (Берлинская академия дизайна) ещё больше способствовали развитию неоклассицизма в Германии. Смотрите также Немецкое искусство XIX века.
Неоклассическая архитектура в России
Со временем неоклассические стили распространились на Россию, где Екатерина Великая (правила 1762-96 гг.) выступила против высоких вкусов рококо своих имперских предшественников. Например, она предпочла неоклассический дизайн строениям в стиле барокко Бартоломео Растрелли (1700-1771), таким как Зимний дворец (1754-1762), поэтому она пригласила шотландского архитектора Чарльза Камерона (1745-1812), чтобы спроектировать здания Павловского дворца (1782-86) и Александровского дворца (1812) под Санкт-Петербургом, а также дворец Разумовского на Украине (1802). Она также поручила ему перестроить Екатерининский дворец и Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге в неоклассическом стиле. Среди других иностранных архитекторов-неоклассиков, нанятых русскими царицами, были итальянские дизайнеры Винченцо Бренна и Джакомо Кваренги и россиянин Матвей Федорович Казаков.
ПРИМЕЧАНИЕ. Информацию о других важных исторических тенденциях дизайна, таких как неоклассицизм, см. в разделе «Движения в искусстве, периоды, школы» (примерно с 100 г. до н.э.).
Несмотря на популярность неоклассического стиля в Европе, в Новом Свете неоклассическая архитектура нашла свой истинный дом. Среди первых американских архитекторов, использовавших неоклассический дизайн, были Томас Джефферсон (1743-1826), спроектировавший Капитолий штата Вирджиния и Монтичелло; Уильям Торнтон (1759-1828), который вместе с Бенджамином Латробом (1764-1820) и Чарльзом Булфинчем (1863-1844) спроектировавшим здание Капитолия США (1793-1829) в Вашингтоне, округ Колумбия. Это было в 19 веке, когда недавно сформированные Соединённые Штаты начали строительство общественных зданий, включая университеты, и в процессе этого начали определять эстетику нации. Смотрите также: Американская архитектура (с 1600 по настоящее время).
Например, здание Капитолия в США с его неоклассическим фасадом и куполом остаётся одним из самых узнаваемых и знаковых сооружений Америки. Построенное в 1793 году по плану Уильяма Торнтона, здание, вдохновлённое Лувром и Пантеоном в Париже, имеет в центре парадный вход, поддерживаемый выступающими крыльями, которые заземляют структуру по горизонтали. Центр выступает наружу и вверх, подчёркнутый вертикальными колоннами, привлекающими внимание к куполу. Купол и ротонда изначально были деревянными, но позже были перестроены из камня и чугуна. Другие архитекторы, задействованные в строительстве, включают Бенджамина Генри Латроба (1764-1820), Стивена Халлета и Чарльза Булфинча.
Сам Латроб спроектировал ряд других зданий в неоклассическом стиле, включая Банк Пенсильвании, Ричмондский Капитолий, Балтиморскую биржу, Водопроводную станцию Фэрмаунт в Филадельфии, Балтиморскую базилику и Государственный банк Луизианы и многие другие. Ещё одним известным американским архитектором, который построил здание в чёткой геометрии неоклассического стиля, был Томас Джефферсон (1743-1826), третий президент Соединённых Штатов. Он спроектировал Капитолий штата Вирджиния, Ротонду в Университете Вирджинии и Дом Монтичелло, где он умер 4 июля 1826 года.
ПРИМЕЧАНИЕ. Для получения информации о самой последней фазе неоклассицизма см.: Классическое возрождение в современном искусстве (1900-1930).
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о художественных движениях см.:
История искусства.
Хронологический справочник:
Хронология истории искусства.
Список архитектурных терминов:
Глоссарий по архитектуре.
Неоклассическое искусство (расцвет 1770-1830)
Неоклассическая живопись (c.1750-1860)
Неоклассическая скульптура (c.1750-1850)
Сведения о зданиях в стиле неоклассицизма см.: Архитектура XIX века.
Список скульпторов и художников-неоклассиков см.: Неоклассические художники.
ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Подробная информация о лучших живописцах: Старые мастера (художники до 1830 г.)
Величайшие скульпторы.
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО В МИРЕ.
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
Чтобы узнать о лучших масляных красках и акварелях, см.: Величайшие картины всех времён.
Чтобы узнать о лучшем пластическом искусстве, см.: Величайшие скульптуры всех времён.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Чтобы узнать о значении изобразительного искусства, см.: Определение искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?