Декоративное искусство и ремёсла читать ~8 мин.
Термин «декоративное искусство» – традиционное название для довольно обширного круга художественных дисциплин, связанных с дизайном, орнаментом и украшением предметов. Как правило, эти предметы функциональны и не всегда обладают самостоятельными эстетическими качествами. Вообще говоря, многие виды декоративного искусства (например, плетение корзин, столярное дело, керамика, гобелены) также относят к категории «ремёсел». Кроме того, декоративное искусство является частью более широкой категории прикладного искусства.
Что включает понятие «декоративное искусство»?
Категория декоративного искусства включает создание мебели и аксессуаров, ковров и гобеленов, вышивки (например, знаменитый гобелен из Байё – на самом деле вышивка), книжную иллюстрацию, цветочные украшения, керамическую посуду (изделия из глины, керамику), фарфор и фаянс, плетение, работу с драгоценными металлами, эмаль, изделия из серебра и ювелирные изделия. Сюда же относятся такие техники, как клуазоне (перегородчатая эмаль) и шамплеве (выемчатая эмаль), а также мозаичное искусство, витражи и дизайн интерьера.
К декоративному искусству также относят театральные декорации и костюмы, что подтверждают великолепные эскизы Леона Бакста для Сергея Дягилева и его «Русских балетов». Китайская лаковая посуда и резьба по нефриту – ведущие образцы из Азии, как и китайский фарфор, особенно эпохи династии Мин, и японское искусство складывания бумаги оригами.
Практически любая категория «драгоценных предметов или предметов ручной работы» может быть отнесена к декоративному искусству. Сюда входят такие изделия, как пасхальные яйца Фаберже, инкрустированные доспехи и оружие, каминные полки (например, из мрамора с мозаикой), а также театральные декорации и костюмы, созданные Александром Бенуа (1870–1960) и Леоном Бакстом (1866–1924).
Что такое искусство?
- Для объяснения эстетических проблем, связанных с изобразительным искусством и ремёслами, см.: Определение искусства, значение.
История визуального искусства
- О важных датах развития изобразительного искусства и других видов искусства см.: История искусства.
Виды искусства
- Для произведений искусства, сделанных из утилизируемых материалов, см.: Джанк-арт.
- О картинах и скульптурах, выполненных художниками, не относящимися к мейнстриму, см. Аутсайдер-арт.
- О работах душевнобольных см.: Арт-брют.
В чем разница между декоративным и изобразительным искусством?
Изобразительное искусство – живопись, рисунок, скульптура и фотография – обычно не имеет никакой другой функции, кроме эстетической. Напротив, декоративное искусство часто (но не всегда) утилитарно. Другое отличие состоит в том, что изобразительное искусство, как правило, в большей степени основано на замысле и рисунке, а декоративное – на технике и мастерстве. Однако из обоих этих правил есть исключения.
Проблемы определения
Точное значение термина «декоративное искусство» сегодня менее важно, поскольку узкая, элитарная концепция изящных искусств была вытеснена более широкой классификацией визуального искусства. Более того, многие современные формы декоративных работ – включая дизайн интерьера, индустрию моды, графический дизайн или компьютерную графику – известны как дисциплины «дизайна», а не как декоративное искусство. Таким образом, последний термин, вероятно, постепенно выйдет из употребления, особенно с учётом его тесной связи с такими категориями, как «прикладное искусство» и «ремесло». (См. также: Виды искусства.)
Истоки и история декоративного искусства
Самым ранним видом декоративного искусства была древняя керамика, в частности японская керамика периода Дзёмон, появившаяся около 14 500 г. до н. э. Она также широко производилась начиная примерно с 5000 г. до н. э. в древних цивилизациях Средиземноморья и достигла своего апогея в геометрическом, ориентализирующем, чернофигурном и краснофигурном стилях древней греческой керамики.
Другими ранними представителями декоративного искусства были кельты. Их изделия из металла (около 500–50 гг. до н. э.) включали оружие и ювелирные украшения, такие как золотой торквес «Дуб Манчинг» (около 350–50 гг. до н. э.), бронзовый «Щит Баттерси» (около 350–50 гг. до н. э.), «Щит из Уитхэма» (IV век до н. э.), серебряный «Котёл из Гундеструпа» (около 100 г. до н. э.), бронзовая «Корона Петри» (100 г. до н. э. – 200 г. н. э.), «Золотое ожерелье из Бройтера» (I век до н. э.) и золотая «Лодка из Бройтера» (I век до н. э.). Позже кельтские ремесленники в Ирландии создали ряд изысканных церковных предметов, среди которых брошь из Тары (около 700 г. н. э.), Чаша из Арды (VIII – IX вв. н. э.), потир из Дерринафлана (VIII – IX вв. н. э.), реликварий «Пояс из Мойлоу» (VIII в. н. э.), крест из Талли-Лох (VIII – IX вв.) и крест Конга (XII в.).
Эти декоративные традиции сохранялись при европейских королевских дворах Карла Великого и более поздних правителей Оттоновской династии; одновременно развивались новые формы искусства, такие как гобелены и отделка тканей. Масштабная строительная программа эпохи христианской готики способствовала развитию европейского витражного искусства, которое украсило соборы Франции, Англии, Германии и других стран.
В эпоху итальянского и Северного Возрождения живопись и скульптура считались более значимыми, чем декоративные искусства (хотя стоит взглянуть на школу Фонтенбло во Франции). Лишь в эпоху Контрреформации, в период барокко, декоративное искусство вновь расцвело во всем многообразии своих дисциплин. Важным событием этого времени стало основание знаменитой Мануфактуры Гобеленов в Париже (1667 г.), возглавляемой Шарлем Лебреном (1619–1690 гг.), и мануфактуры в Бове (1664 г.).
Затем пришла эпоха рококо, давшая огромный импульс развитию декоративных ремёсел, таких как изготовление мебели, предметов домашнего обихода, стекла и текстиля. Если барокко уходит корнями в архитектуру, то рококо – в дизайн интерьера. Возникнув при дворе Людовика XV в Версальском дворце, этот стиль приобрёл исключительную популярность в Германии и Центральной Европе. Для дополнительной информации см.: Французское декоративное искусство (ок. 1640–1792); Французские дизайнеры (ок. 1640–1792) и Французская мебель (ок. 1640–1792). Эпоха рококо также известна популярностью китайских декоративных мотивов, таких как шинуазри – псевдокитайский стиль декора, распространившийся по всей Европе.
Ни социальные потрясения Французской революции, ни методы массового производства промышленной революции не способствовали развитию эстетики декоративных ремёсел. В результате декоративное искусство вновь вышло на первый план только в конце XIX века как реакция на продукцию машинного производства. Это произошло благодаря Уильяму Моррису и Движению искусств и ремёсел. Это социальное и эстетическое движение выросло из «Общества выставок искусств и ремёсел», основанного в 1888 году, хотя его корни уходят в 1850-е годы и эстетику искусствоведа Джона Рёскина (1819–1900). Движение отстаивало ценность качественного дизайна и ручного мастерства в противовес стандартизированным фабричным изделиям.
На рубеже веков появилось ещё одно направление – Движение кельтского возрождения. Первоначально инициированное ирландской интеллигенцией, такой как У. Б. Йейтс и леди Грегори, а также активистами, как Эй Э. Рассел, Перси Френч, Оливер Сент-Джон Гогарти, Патрик Колум и Эдвард Планкетт, оно привело к возрождению интереса к кельтскому дизайну и кельтскому искусству в целом. Ювелиры и мастера по металлу начали копировать древние изделия, в том числе брошь из Тары и другие исторические артефакты.
Между тем, успехи французского литографа Жюля Шере (1836–1932) в области хромолитографии привели к распространению искусства плаката по всей Европе. В 1890-х годах оно слилось с первым современным международным стилем дизайна – ар-нуво (популяризированным такими группами, как Венский сецессион), который достиг своего пика на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Альфонс Муха (1860–1939) стал олицетворением плакатного стиля ар-нуво. Позже, когда модерн начал терять актуальность, в плакатной литографии его вытеснил функционализм, ярким представителем которого был Леонетто Каппьелло (1875–1942).
Для дополнительной информации об этом виде искусства см.: История плаката.
После Первой мировой войны возникла влиятельная школа дизайна Баухаус, а затем появилось последнее крупное международное декоративное направление – ар-деко. Этот стиль получил своё название от Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. С тех пор появилось немного значимых новых стилей, хотя поп-арт и минимализм, а также нео-поп оказали определённое влияние. В 1970-х годах в Америке феминистское художественное движение выступило в поддержку традиционно женских декоративных ремёсел, таких как рукоделие, вышивка и керамика. Примером может служить инсталляция «Званый ужин» (1979, Бруклинский музей, Нью-Йорк) художницы Джуди Чикаго (род. 1939), прославляющая эти виды творчества.
Музейные коллекции декоративно-прикладного искусства
Одна из величайших в мире коллекций произведений такого типа в Америке находится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. В Европе крупнейшими коллекциями декоративного искусства обладают Лувр в Париже и Музей Виктории и Альберта в Лондоне.
Американские работы в Музее Метрополитен, датируемые концом XVII – началом XX века, включают около 12 000 образцов мебели, серебра, стекла, олова, керамики и текстиля. Среди них – выдающаяся коллекция американских витражей с новаторскими работами Луиса Комфорта Тиффани. Также представлены замечательные образцы пластических искусств, такие как сосуды из выдувного и прессованного стекла, созданные Стекольной компанией Новой Англии, Dorflinger Glass Company и Tiffany Studios. Коллекция включает антикварную мебель XIX века и ряд керамических и серебряных предметов, в том числе работы Пола Ревира. Собрание керамики охватывает широкий спектр материалов и техник, от изделий пенсильванских немцев до керамики Rookwood. Текстильная коллекция музея представлена сотнями стёганых одеял, образцами рукоделия XVIII – XIX веков и тканями, созданными Кэндис Уилер, ведущим американским дизайнером текстиля и интерьеров того периода.
- Игорь Дрёмин: Декоративное искусство, керамика, эмаль
- Игорь Дрёмин: Выставка «Декоративное искусство»
- Игорь Дрёмин: Выставка секции «Декоративное искусство ТСХР»
- «Семья Романовых: убийство, мятеж и падение императорской России» Кэндис Флеминг, краткое содержание
- Рассел Джеймс. Десять лет за кулисами Victoria’s Secret Fashion Show
- «Станция одиннадцать» Эмили Сент-Джон Мандел, краткое содержание
- «Джейн Эйр», краткое содержание
- Кристофер Бейкер объявлен новым директором Шотландской Национальной портретной галереи
- Во время кражи акварели Делакруа в галерее не работала сигнализация
- «Труп в библиотеке» Агаты Кристи, краткое содержание
- «Убийство в доме викария» Агаты Кристи, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?