Декоративное искусство, ремесла: определение, история читать ~8 мин.
Термин «декоративное искусство» – традиционный термин для довольно громоздкого круга художественных дисциплин, связанных с дизайном, орнаментом и украшением предметов, обычно функциональных, которые не обязательно обладают какими-либо внутренними эстетическими качествами. Вообще говоря, многие виды декоративного искусства (например, плетение корзин, столярное дело, керамика, гобелены и другие) также относятся к категории «ремёсел». Кроме того, декоративное искусство является частью более крупной категории прикладного искусства.
Что включается в понятие «декоративное искусство»?
Определение и категория декоративного искусства включает создание мебели и аксессуаров, ковров и гобеленов, вышивки (см., например, гобелен из Байе – на самом деле вышивка), книжную иллюстрацию, цветочные украшения, керамическую посуду (глиняная посуда, керамика), фарфор и раку, плетение, ювелирное дело, эмаль, изделия из серебра и ювелирные изделия, в том числе клуазонне (эмаль разделена перегородками) и шамплев (эмаль наносится в подготовленные выемки) и мозаичное искусство, а также витражи и дизайн интерьера. Сюда также относятся театральные декорации и костюмы, о чем свидетельствуют великолепные эскизы Леона Бакста для Сергея Дягилева и его русской балетной труппы. Китайская лаковая посуда и резьба по нефриту являются ведущими образцами из Азии, так же как и китайский фарфор – особенно посуда династии Мин – и японское складывание бумаги оригами. К декоративному искусству также относится практически любая категория «драгоценных предметов или предметов ручной работы». Сюда входят такие предметы, как пасхальные яйца Фаберже, инкрустированные доспехи и оружие, каминные полки (например, из мрамора и мозаики), а также театральные декорации и костюмы, например созданные Александром Бенуа (1870-1960) и Леоном Бакстом (1866-1924) для Русских балетов.
Что такое искусство?
Для объяснения эстетических проблем, связанных с изобразительным искусством и ремёслами, см.: Определение искусства, значение.
История визуального искусства
О важных датах развития изобразительного искусства и других видов искусства см.: История искусства.
Виды искусства
Для произведений искусства, сделанных из утилизируемых материалов, см.: Джанк-арт.
О картинах и скульптурах, выполненных художниками, не относящимися к мейнстриму, см. Аутсайдер-арт.
О работах душевнобольных см.: Арт-брют.
В чем разница между декоративным и изобразительным искусством?
Изобразительное искусство, то есть живопись, рисунок, скульптура и фотография, обычно не имеет никакой другой функции, кроме визуальной. Напротив, декоративное искусство часто (но не всегда) утилитарно. Другое отличие состоит в том, что изобразительное искусство, как правило, в большей степени основано на рисовании, а декоративное искусство – в большей степени на технике. Но есть исключения из обоих этих общих правил.
Проблемы определения
Точное значение «декоративного искусства» сегодня менее важно, теперь, когда узкая, элитарная концепция изобразительного искусства вытеснена более широкой классификацией визуального искусства. Более того, несколько современных форм декоративных работ, включая дизайн интерьера, модную индустрию, графику или компьютеры – известны как дисциплины «дизайна», а не как декоративное искусство. Таким образом, последний термин, вероятно, постепенно исчезнет, особенно с учётом того, что он так тесно связан с такими категориями, как «прикладное искусство» и «ремесло». (См. Также: Виды искусства.)
Истоки и история декоративного искусства
Самым ранним видом декоративного искусства была древняя керамика, в частности японская керамика в стиле Дзёмон, впервые появившаяся примерно с 14 500 г. до н.э. Она также широко производилась от около 5000 лет до н.э. рядом древних цивилизаций Средиземноморья, до достижения своего апогея в геометрическом стиле, восточном стиле, чёрных фигур и красных фигур и в стиле древней греческой керамики.
Ещё одними ранними производителями декоративного искусства были кельты, чьи изделия из металла (около 500-50 гг. до н.э.) создали такое личное оружие и ювелирные изделия, как золотой и бронзовый «Дуб Манчинг» (около 350-50 гг. до н.э.), бронзовый «Щит Баттерси» (около 350-50 гг. до н.э.), бронзовый «Щит Уитхэма» (4 век до н.э.), серебряный «Котёл Гундеструп» (около 100 г. до н.э.), бронзовая «Корона Петри» (100 г. до н.э. – 200 г. до н.э.), «Золотое ожерелье Бройтера» (I век до н.э.) и золотая «Лодка Бройтера» (I век до н.э.). Позже кельтские ремесленники в Ирландии создали ряд изысканных церковных предметов и других произведений, такие как брошь Тара (около 700 г. н.э.), Чаша Арда (VIII / IX века н.э.), Чаша Дерринафлан (VIII / IX века н.э.), Храм Пояса Мойлоу (VIII век н.э.), Крест Талли Лох (VIII / IX века) и Крест Конга (XII век).
Эти декоративные традиции сохранялись при европейских королевских дворах короля Карла Великого I и более поздних правителей Оттона, при этом развивались новые формы искусства в области гобеленов и отделки других тканей. Великая программа строительства в христианском готическом стиле затем профинансировала развитие европейского искусства витражей, которое она использовала в соборах во Франции, Англии, Германии и в других странах.
В эпоху итальянского и северного Возрождения живопись и скульптура имели тенденцию быть более серьёзными, чем декоративные – но посмотрите школу Фонтенбло во Франции – и только в эпоху контрреформации в стиле барокко декоративное искусство снова расцвело, в разнообразии дисциплин. Важным событием этого времени было основание знаменитой фабрики гобеленов Gobelins в Париже (1667 г.), возглавляемой Шарлем Лебреном (1619-1690 гг.) и фабрики гобеленов Бове (1664 г.), также в Париже.
После этого пришла школа рококо, которая дала огромный импульс декоративным ремёслам, таким как изготовление мебели, предметы домашнего обихода, стекло и текстиль. Если барокко уходит корнями в архитектуру, то стиль рококо уходит корнями в дизайн интерьера. Возникнув при дворе Людовика XV в Версальском дворце, этот стиль оказался исключительно популярным в некоторых частях Германии и Центральной Европы. Для получения дополнительной информации см.: Французское декоративное искусство (c.1640-1792); Французские дизайнеры (c.1640-1792) и Французская мебель (c.1640-1792). Эпоха рококо также известна популярностью китайских декоративных мотивов, таких как Шинуазри, псевдокитайский стиль декора, который распространился по всей Европе.
Ни социализм Французской революции, ни методы массового производства промышленной революции не способствовали эстетике декоративных ремёсел. В результате декоративное искусство снова вышло на первый план только в конце 19 века, в ответ на продукцию машинного производства. Это произошло благодаря Уильяму Моррису и Движению искусств и ремёсел, социальному и эстетическому движению, которое возникло из Общества выставок искусств и ремёсел, основанному в 1888 году, хотя его корни восходят к 1850-м годам и эстетике искусствоведа Джона Раскина (1819-1900). Движение отстаивало хороший дизайн и мастерство, в отличие от стандартизированного дизайна фабричных изделий, производимых машинами.
На рубеже веков появилось ещё одно направление дизайна, известное как движение возрождения Кельтского искусства. Первоначально созданное представителями ирландской интеллигенции, такими как У. Б. Йейтс и леди Грегори, а также активистами, такими как Эй Э. Рассел, Перси Френч, Оливер Сент-Джон Гогарти, Падрайк Колум и Эдвард Планкетт, оно привело к мини-возрождению кельтского дизайна и кельтского искусства в целом. Ювелиры и мастера по металлу в кельтском стиле начали копировать древние изделия, в том числе: брошь Тара, брошь «Рыцари тамплиеров», брошь Дублинского университета и брошь Кларендон.
Между тем, успехи французского литографа Жюля Шере (1836-1932) в области хромолитографии в Париже привели к распространению увлечения плакатом по всей Европе. В 1890-х годах он слился с первым современным интернациональным стилем дизайна, а именно ар-нуво (популяризированным такими группами, как Венский Сецессион), который достиг своего пика на Международной выставке 1900 года в Париже. Альфонс Муха (1860-1939) олицетворял плакаты в стиле модерн. Затем, когда модерн начал терять свою остроту, в плакатной литографии его вытеснил функционализм, примером чего являются работы Леонетто Каппьелло (1875-1942).
Для получения дополнительной информации об этом носителе см.: История плаката.
После Первой мировой войны возникла очень влиятельная школа дизайна Баухаус, а затем возникло последнее крупное декоративное направление, известное как ар-деко. Этот стиль получил своё название от Международной выставки декоративного и прикладного искусства 1925 года в Париже. С тех пор появилось очень мало значительных новых стилей декоративного искусства, хотя поп-арт и минимализм оказали некоторое влияние, как и нео-поп. В 1970-х годах в Америке феминистское художественное движение решительно выступило в пользу традиционных женских декоративных ремёсел, включая рукоделие, вышивку, искусство стекла и керамику. См., например, «Вечеринку за ужином» (1979, Бруклинский музей, Нью-Йорк) Джуди Чикаго (род. 1939), которая отстаивала эти навыки.
Музейные коллекции декоративно-прикладного искусства
Одну из величайших в мире коллекций этого типа произведений искусства в Америке можно увидеть в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке. В Европе Лувр и Музей Виктории и Альберта обладают величайшими коллекциями декоративного искусства.
Американские работы в музее Метрополитен, датируемые концом 17 – началом 20 века, включают около 12 000 образцов мебели, серебра, стекла, олова, керамики и текстиля. Среди них – выдающаяся коллекция американских витражей, в которой представлены новаторские работы Луи Комфорт Тиффани. Есть также выдающиеся образцы пластического искусства, такие как сосуды из выдувного и прессованного стекла, созданные Стекольной компанией Новой Англии, Dorflinger Works и Tiffany Studios; антикварная мебель 1820 года; ряд керамических и серебряных предметов конца 19 века, в том числе работы Пола Ревира. Коллекция керамики содержит широкий спектр материалов, методов и производителей, от красных изделий из Пенсильвании и Германии до керамики Rookwood. Коллекция текстиля в музее представлена сотней стёганых одеял, рукоделием 18 и начала 19 века, а также тканями, созданными Кэндис Уиллер, лучшим дизайнером женского текстиля и интерьеров Америки того периода.
- Рассел Джеймс. Десять лет за кулисами Victoria’s Secret Fashion Show
- Кристофер Бейкер объявлен новым директором Шотландской Национальной портретной галереи
- Во время кражи акварели Делакруа в галерее не работала сигнализация
- 92 произведения искусства, украденные более десяти лет назад, выставлены в замке в Па-де-Кале
- «Станция одиннадцать» Эмили Сент-Джон Мандел, краткое содержание
- «Перси Джексон и лабиринт смерти» Рика Риордана, краткое содержание
- «Сеть Алисы» Кейт Куинн, краткое содержание
- «Пуэрториканский некролог» Педро Пьетри
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?