Нацистское искусство читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Термин «нацистское искусство» обычно используется для описания различных видов искусства, созданных в Германии или на оккупированных Германией территориях в приблизительный период 1925-45 годов, которые получили одобрение нацистских властей. Архитектура, фильмы, фотография и плакатное искусство, наряду со скульптурой, особенно благоприятствовались Гитлером и его министром культуры и пропаганды Йозефом Геббельсом — в основном из-за их пропагандистской ценности. Среди ведущих нацистских художников были архитектор Альберт Шпеер (1905-1981), режиссёр Лени Рифеншталь (1902-2003), скульптор Арно Брекер (1900–1991) и художник-плакатист Ханс Швайцер (более известный как Мьёльнир) (1901-1980), все они пережили войну и дожили до преклонного возраста — в отличие от 11 миллионов жертв Холокоста, чья судьба и была определена этим нацистским пропагандистским искусством 1930-х и начала 40-х годов. Одобренное нацистами искусство классифицируется как одна из трёх основных категорий искусства Холокоста: остальные — это работы, созданные заключёнными лагерей или свидетелями, и послевоенные мемориалы.
Примечание: слово «нацист» происходит от первых двух слогов немецкого произношения слова «национальный». Оно относится к членам Национал-социалистической немецкой рабочей партии; NSDAP (National Sozialistische Deutsche Arbeiterpartei).
Характеристики нацистского искусства
Одним предложением, основной моделью нацистского искусства было классическое греческое и римское искусство, героический и романтический идиом, который (как думал Гитлер) идеально воплощал арийский расовый идеал. Главной целью нацистского искусства было продвижение нацистской идеологии и поддержка национал-социалистической борьбы. Например, в 30-х годах главной целью Гитлера было создать иллюзию всемогущего немецкого государства — так называемого «Тысячелетнего рейха» — чтобы запугать своих граждан и произвести впечатление на своих европейских соседей. Нацистская архитектура была особенно ценной в передаче впечатления власти и постоянства. Эти качества реализовывались через использование гигантских структур, построенных в стиле неоклассической архитектуры, подобно римским триумфальным зданиям античности. Печально известные примеры нацистской архитектуры включают: стадион Цеппелинфельд, использовавшийся для проведения нюрнбергских митингов; Берлинский олимпийский стадион; Немецкий павильон для Международной ярмарки 1937 года в Париже; и Новую рейхсканцелярию на Вильгельмштрассе. Новые техники включали использование десятков прожекторов, светящих вертикально вверх, чтобы создать впечатляющий «собор света» Шпеера.
Плакаты были ещё одной важной формой искусства и инструментальной чертой нацистской уличной пропаганды. Они были тщательно разработаны, чтобы влиять на общественное мнение через использование стереотипных изображений и мотивов, таких как крючконосый еврей и энергичный блондин-ариец. Они использовались (inter alia) для очернения евреев, продвижения антисемитских фильмов и выставок, вербовки добровольцев СС, запугивания населения большевистской угрозой и мобилизации его на тотальную войну. По иронии судьбы, в своих цветах, мотивах и общей иконографии нацистские плакаты поразительно похожи на советский стиль социалистического реализма — действительно, название «героический реализм» часто используется для описания обоих.
Скульптура была ещё одним важным типом общественного искусства, эксплуатируемым нацистами. Она использовалась в основном в архитектурном контексте — например, огромный орёл, помещённый на вершине Немецкого павильона в Париже (1937), который смотрел вниз на меньший советский павильон напротив. Другие примеры включают «Партию» и «Армию» — две статуи Арно Брекера (который заменил Йозефа Торака в качестве главного нацистского скульптора), которые были помещены у входа в Новую рейхсканцелярию Шпеера в Берлине.
Живопись была гораздо менее важна в Третьем рейхе, хотя жанр был главной мишенью кампании Гитлера против так называемого вырожденческого искусства (entartete kunst), которой руководил его любимый художник Адольф Циглер (1892-1959). Основное послание было таким: «современное искусство» не имело места в нацистской Германии. Только традиционные картины — отстаивающие ценности расовой чистоты, Heimat (любовь к родине) и другие «фолькские» ценности — считались приемлемыми. Одобренный стиль был похож на стиль традиционного академического искусства — то есть романтической реалистической живописи, основанной на классических моделях. Главной причиной этого была вера Гитлера в то, что — в то время как современное искусство было полностью испорчено еврейским влиянием — греческие и римские формы были незагрязнёнными. Начиная с 1933 года чиновники Рейхской палаты культуры методично принялись запрещать большинству современных художников выставлять — даже практиковать — своё искусство. Кампания достигла кульминации в июле 1937 года огромной выставкой около 700 «вырожденческих» работ в Хофгартенаркаден в Мюнхене. Художники, чьи работы были запрещены таким образом, включали: Эдварда Мунка (1863-1944), пионера экспрессионизма; Эрнста Людвига Кирхнера (1880-1938), лидера Die Brucke; Василия Кандинского (1866-1944), лидера Der Blaue Reiter; еврейско-русских художников Марка Шагала (1887-1985) и Хаима Сутина (1893-1943); немцев Отто Дикса (1891-1969) и Георга Гросса (1893-1959), членов Die Neue Sachlichkeit; австрийца Оскара Кокошку (1886-1980); а также Пабло Пикассо (1881-1973) и Модильяни (1884-1920). Для других жертв нацистской культурной машины см. также Хервар Вальден, основатель Галереи и журнала Sturm в Берлине.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?