Readymades:
Найденные объекты Марселя Дюшана читать ~5 мин.
В современном искусстве термин «readymades» описывает категорию «найденных предметов», или «objets trouvés», связанную с французским дада художником Марселем Дюшаном (1887-1968), в основном в период с 1913 по 1921 год. Разновидность джанк-арта, «readymades» представляли собой обычные, привычные предметы – в основном промышленного производства – отобранные Дюшаном в качестве противоядия от того, что он называл «ретинальным искусством» (искусство, которое было только визуальным). Просто выбрав объект и представив его вне привычного контекста, но практически без изменений, художник заставлял объект стать искусством. На самом деле, что касается Дюшана, ему достаточно было назвать что-то «искусством», и оно становилось искусством – форма минимализма, которую позже исследовал художник-экспериментатор Ив Кляйн (1928-1962), доминировавший в парижском концептуальном искусстве в конце 50-х годов.
Андре Бретон, главный теоретик сюрреализма, определил «readymades» как: “изготовленные предметы, возведённые в достоинство произведений искусства по выбору художника”. Дюшан подчёркивал, что в отличие от «objets trouvés», которые представляют собой отдельные предметы, выбранные за их эстетические или творческие качества, «readymade» – это один – любой – из множества предметов массового производства, которые в основном неотличимы друг от друга. Поэтому не индивидуальные качества объекта делают его произведением искусства, а решение художника назвать его искусством. Сам он должен быть эстетически безразличен к объекту: более того, он может даже использовать методы случайности для принятия своего решения.
Знаменитые редимейды
За свою жизнь Дюшан создал в общей сложности около двадцати редимейдов. Большинство ранних из них были потеряны или выброшены, в результате чего он заказал несколько копий. Они были разделены на несколько категорий, включая «чистые readymades», «вспомогательные readymades», «исправленные readymades», «ректифицированные readymades» и «взаимные readymades». «Чистые readymades» – это полностью немодифицированные объекты (см. ниже: Стойка для бутылок, 1914); «ассистированные readymades» – это те, в которых художник вмешивается, (скажем) комбинируя два объекта (см.: Велосипедное колесо, 1913); «вспомогательные readymades» – это те, в которых художник добавляет что-то дополнительное к объекту (см.: L.H.O.O.Q. 1919). Некоторые критики считают, что подлинными «readymades» могут считаться только немодифицированные промышленные объекты.
Вызов традиционному искусству
«Готовые вещи» были результатом эстетически провокационного акта, который фактически отрицал важность вкуса и в то же время ставил под сомнение смысл искусства как такового.
Он отрицал важность вкуса, потому что художник называл предмет «искусством», оставаясь равнодушным к его эстетическим характеристикам; он ставил под сомнение смысл искусства, потому что принимал обычные, заурядные вещи за произведения искусства и стремился подорвать уникальность предмета искусства – то, что противоречило четырём столетиям учения Ренессанса. Представляя свои «readymades» на суд художественного жюри для включения в открытые для публики художественные выставки, Дюшан бросил прямой вызов традиционным представлениям о том, что является, а что не является искусством.
Обратите внимание: согласно исследованиям, опубликованным историком искусства Рондой Роланд Ширер, некоторые «readymades» могли быть намеренно сфабрикованы Дюшаном.
Авангардное искусство Дюшана, с его угрозой установленному порядку, вдохновило поколения последующих художников – в частности, представителей движений нео-дадада и поп-арт, которые создавали произведения искусства из мгновенно узнаваемых предметов массового производства из популярной культуры, включая банки с элем Ballantine, банки с супом Campbell’s, коробки Brillo, губные помады и гамбургеры. Например, Две банки пива (1960-4, Kunstsammlung Basel) работы Джаспера Джонса (р.1930); Банка супа Кэмпбеллс (1962, Галерея Лео Кастелли, Нью-Йорк) авторства Энди Уорхола (1928-1987); Губная помада в цирке Пикадилли (1966, Коллекция Тейт, Лондон) и Ядро яблока (1992, Музей Израиля, Иерусалим) авторства Клаеса Ольденбурга (р.1929).
Интеллектуальный акцент «readymades» в стиле Дюшана также оказал влияние на постмодернистское искусство конца 1960-х, 70-х и 80-х годов, в частности на движение Arte Povera в Италии и нуворишизм во Франции, а также на концептуальное искусство – новую форму искусства, основанную на убеждении, что идея художника важнее конечного произведения. В скульптуре «readymades» также вдохновляли работы Марселя Бродтаера (1924-1976), Билла Вудроу (р. 1948), Тони Крэгга (р. 1949) и Клайва Баркера (р. 1952): см., например: Белый шкаф и белый стол (1965, МоМА, Нью-Йорк) Бродтаера; и Стул Ван Гога (1966, частная коллекция) Клайва Баркера. Искусство сборки также в значительной степени заимствовало концепцию «readymade» Дюшана: например, Home Sweet Home (1960, Musee National d’Art Moderne, Париж) и Accumulation of Sliced Teapots (1964, Walker Art Center, Миннеаполис), оба работы Армана (1928-2005).
Самые известные редимейды Дюшана:
Велосипедное колесо (1913 г.). Копия в Национальном музее современного искусства, Париж. Колесо с велосипеда, установленного на деревянном стуле.
Стеллаж для бутылок (1914 г.). Копия из Художественного музея Филадельфии. Стеллаж для сушки бутылок из оцинкованного железа.
Реплика «Перед сломанной рукой» (1915 г.), современный музей Стокгольмской снежной лопаты с надписью «Марсель Дюшан, 1915 г.».
Фонтан (1917 г.) Реплика в Национальном музее современного искусства, Париж Фарфоровый писсуар с подписью «R. Mutt 1917», предположительно «найденный» не Дюшаном, а его другом, баронессой Эльзой фон Фрейтаг-Лорингховен.
Реплика 50 см³ «Paris Air» (1919 г.) в Художественном музее Филадельфии Стеклянная ампула, содержащая около 125 см3 воздуха из Парижа.
LHOOQ (1919) Реплика в Национальном музее современного искусства, Париж Репродукция открытки с изображением Моны Лизы Леонардо да Винчи с добавленными усами и бородкой. Название происходит от непристойной французской фразы «у неё крутая задница».
Почему бы не чихать, Роза Селавы? (1921) Художественный музей Филадельфии 152 Мраморные кубики (в форме кубиков сахара) с термометром и каракатицей в маленькой птичьей клетке.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?