Дизеньо:
определение и история читать ~4 мин.
Интеллектуальная составляющая изобразительного искусства
Итальянское слово для обозначения рисования как вида изобразительного искусства – disegno. Но его значение выходит за рамки буквального представления о рисовании. Disegno – это принцип или метод, лежащий в основе скульптуры, а также живописи и архитектуры. Прежде всего, дизайн представляет собой интеллектуальную составляющую изобразительного искусства, которая оправдывает их переход от ремесла к изящному искусству наравне с литературой и музыкой. Концепция дизайна как основы изобразительного искусства восходит к эпохе треченто (середина XIV века). В эти годы флорентийский гуманист Петрарка написал свой диалог «Лекарства от фортуны», в котором он заявляет, что graphis (латинское слово, обозначающее «рисунок») является одним из распространенных истоков скульптуры и живописи. Это идея появилась из трудов многих писателей позднего Возрождения, из которых, вероятно, наиболее важными являются Леон Баттиста Альберти (1404-1472), Лоренцо Гиберти (1378-1455), Джорджо Вазари (1511-1574) и Федерико Цуккаро (1542-1609).
Раница между Disegno и Colorito
В конкретном контексте живописи 16-го и 17-го веков дизайн (первоначально отождествляемый с флорентийским искусством кваттроченто), представителями которого были Боттичелли (1444-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519) и Микеланджело (1475-1564) – и позже, с влиятельным французским художником-классиком Николя Пуссеном и его последователями из Рима), был противоположностью Колорито (связанного сначала с венецианской живописью в работах Джорджо да’Кастельфранко Джорджоне (1476-1510) и Тициана (1480-1576), а затем и с Фламандскими художниками, такими как Рубенс (1577-1640) и его последователи). (См. Также: Тициан и Венецианская цветная живопись c.1500-76.). Рисунки и наброски Тициана, Тинторетто и Паоло Веронезе см.: Венецианский рисунок (c.1500-1600).
О жанре и периоде, которые иллюстрируют разницу в подходах между дизеньо и колорито, см.: Венецианские запрестольные произведения (алтари) (ок. 1500–1600). См. Также: Наследие венецианской живописи в европейском искусстве.
Дизайн – ключевой интеллектуальный элемент в искусстве
Центральным моментом в дизеньо было использование рисунков в качестве основных строительных блоков готовой композиции. В отличие от этого, Колорито использовал прямое нанесение цвета (краски) на холст или панель. Это различие имеет критическое философское измерение. Художник, преданный идее (архетипический пример – Микеланджело) после долгого обучения рисованию из жизни и из других художественных источников, таких как древняя скульптура, придумывает сложные позы фигур, которые превращает в композицию. Он делает это не путем прямого наблюдения модели, а посредством изобретения – упражнения своего воображения. Дизеньо сочетает в себе как способность рисовать, что облегчает изобретение, так и способность конструировать целое. Но именно последнее – творческое и интеллектуальное ядро этого процесса – придает дизеньо характерный вес и лежит в основе академических теорий живописи, а также академической иерархии жанров. В последнем случае историческая живопись – жанр, наиболее ассоциирующийся с дизеньо – является высшей формой живописи. (Для других соответствующих видов искусства см. также: Графика и Иллюстрации: книга и журнал.)
Колорито – это просто техника рисования
По сравнению с интеллектуальной мыслью, которая так важна для дизеньо, колорито просто включает в себя кодирование в красках тональных и цветовых отношений объектов, видимых при определенных условиях освещения. И композиция картины не может предшествовать этому «украшению» цветом, вместо этого, она растет из корректировок, сделанных художником на холсте или панели. Теоретически художник колорито остается зависимым от модели (того, что он видит) на протяжении всего процесса создания своей картины, постоянно сверяя написнное с изображением модели. На практике мастера colorito тоже полагаются на свою память о визуальных эффектах: это, вероятно, объясняет анатомические неточности многих фигур, написанных Тицианом, и относительную простоту его композиций. В целом, эффекты colorito, такие как изображение света, отражений, текстуры, настроение – эти эффекты произведены в ущерб общей структуре. По платонической шкале ценностей, colorito изображает преходящие случайные аспекты вещей: мгновенные эффекты света, тени, цвета, блеска с их непосредственным обращением к органам чувств. Disegno с другой стороны, обнаруживает постоянные неизменные качества материи: объем, форму и скрытый порядок. Последнее, с этой точки зрения, более привлекательно для интеллекта и, следовательно, «выше» по значению.
Проще говоря, Дизеньо подчеркивает идею художника как богоподобного творца. Используя свой изобретательный гений, художник создает великолепную композицию, которую (используя свои живописные способности) продолжает исполнять в соответствии со своей концепцией. Колорито, с другой стороны, – это просто навык окраски, который художник использует, чтобы воспроизвести то, что он видит. Даже при работе в студии из памяти, сообщества художников colorito выдвигают визуальные требования к композиции, которые могут в конечном итоге сильно отличаются от того, что он, возможно, первоначально намеревался рисовать. Таким образом, хотя дизайн подразумевает верность оригинальной концепции, колорито просто означает создание красивой картинки. В глазах эпохи возрождения чинквеченто, в эстетике между этими двумя подходами была огромная пропасть: дизеньо считался настоящим искусством, а колорито – скорее ремеслом.
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВ – см. Виды искусства.
• Факты о живописных движениях, стилях и старых мастерах см.: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?