Рисунок пером и тушью читать ~9 мин.
В изобразительном искусстве термин «перо и тушь» обозначает технику рисования с использованием чёрных и других цветных чернил. Их наносят на основу, как правило, бумагу, с помощью пера — макаемого или стержневого. Западные художники применяли это традиционное и универсальное средство с древнеегипетских времён для создания набросков, готовых рисунков или картин тушью со смывкой. Техника также стала одним из основных средств в книжной иллюстрации, примером чему служат работы Обри Бердсли, и в сюрреалистическом рисовании (подробнее см. в статье «Автоматизм в искусстве»).
Ранняя история
Художники многих древних культур использовали чернила в своих рисунках. Одним из самых ранних сохранившихся образцов античного искусства, выполненных пером и чернилами на папирусе, считается «Похищение Брисеиды» (ок. 300 г. н.э.) работы неизвестного художника (Баварская государственная библиотека, Мюнхен).
Однако подлинный расцвет это искусство пережило в Китае в эпоху династий Тан (618–906) и Сун (960–1279), а затем в Японии в период Муромати (1338–1573). (См. Китайские художники). Действительно, работа тушью и кистью всегда была основным средством в азиатском искусстве и каллиграфии в Китае, Японии и Корее.
Традиционная китайская живопись выполняется кистью из шерсти животных, погружённой в чёрную или цветную тушь; масляные краски обычно не используются. Работы с чистым контуром назывались «бай-мяо», а техника разбрызгивания туши — «по-мо». Наиболее популярной основой служили бумага или шёлк, но некоторые картины создавались на стенах или лакированных изделиях. Готовые произведения искусства часто оформляли в виде свитков, которые можно было повесить на стену или свернуть. Об эстетике, лежащей в основе восточного изобразительного искусства и каллиграфии, см. статью «Традиционное китайское искусство: Характерные черты».
Другие виды графического искусства
Дизеньо
Мелки Конте
Пастель
Карандашные рисунки
Рисунки пером и тушью эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения стилус, металлический штифт и перо с тушью считались инструментами для создания тонких линий, в противоположность углю и мелу, дававшим широкие штрихи. Точность и выразительность этой техники продемонстрировал виртуозный рисовальщик Леонардо да Винчи в своей работе «Пять гротескных голов» (Королевская библиотека, Виндзорский замок).
Согласно «Книге об искусстве» («Libro dell’Arte»), практическому руководству мастера раннего Возрождения Ченнино Ченнини (ок. 1370–1440), ученики художников (garzone) переходили к рисованию пером и тушью на бумаге лишь после года практики на дощечках, используя стилус, свинцовый или металлический штифт. Чернила на бумаге были перманентными, поэтому исправить ошибку можно было, только осторожно соскоблив верхний слой.
Самые распространённые чернила в Италии эпохи Высокого Возрождения изготавливались из «чернильных орешков». Эти дубовые галлы богаты смолой и дубильной кислотой. Если их вымочить в воде или вине, процедить, а затем смешать с сульфатом железа и гуммиарабиком, получались жидкие чёрные чернила. Со временем они выцветают и приобретают коричневый оттенок, поэтому, хотя на большинстве сохранившихся рисунков эпохи Возрождения чернила сегодня коричневые, изначально они были почти чёрными.
Чернила обычно наносились на бумагу гусиным пером. Линия могла варьироваться от очень тонкой до очень широкой, что иллюстрирует сравнение рисунков братьев Джентиле и Джованни Беллини. Работы Джентиле «Турецкий мужчина» (ок. 1479) и «Турецкая женщина» (ок. 1480) выполнены невероятно тонкими штрихами. В противоположность этому «Пьета» Джованни (ок. 1480) создана более широкими мазками толстого пера. Подробнее о рисунке в Венеции см. статью «Венецианский рисунок (ок. 1500–1600 гг.)». Другие эффекты, достижимые с помощью пера и туши, демонстрируют «Дева с младенцем и кошкой» (ок. 1470-х) Леонардо да Винчи, «Мадонна со многими животными» (1503) Альбрехта Дюрера и «Жертвоприношение Исаака» Альбрехта Альтдорфера.
Тушь оставалась популярным средством в эпоху Возрождения для самых разных целей — от быстрых набросков до детально проработанных композиций. Смывка и выделение позволяли добиваться дополнительных эффектов. Однако, несмотря на пластичность чернил, необходимость постоянно макать перо делала эту технику непригодной для крупномасштабных работ. Их, как правило, создавали мелом или углём. Другие примеры см. в статье «Лучшие рисунки эпохи Возрождения (ок. 1400–1550)».
Разбавленные чернила можно было наносить кистью, чтобы создать тональные переходы в рисунке. Для этого часто использовали те же чернила, что и для пера, но иногда применяли бистр — материал, получаемый при замачивании древесной сажи в воде. В результате получалась коричневая смывка, которая была слишком жидкой для пера, но идеально подходила для кисти. Нанесение смывки на рисунок, выполненный пером, усиливало его объёмность. Примерами могут служить «Эскиз руки» и «Три ангела и Христос» (1447) Беноццо Гоццоли, «Триумф Фомы Аквинского» (ок. 1487) Филиппино Липпи и «Неглубокий сосуд» (1524–1546) Джулио Романо.
Художники иногда работали тушью или бистром без использования пера. К таким примерам относятся «Голова мужчины средних лет» (ок. 1507) Витторе Карпаччо и этюд драпировки для «Диспута» Рафаэля (1508). Перо и тушь также сочетали с другими материалами, как, например, в рисунке Якопо Беллини «Святой Губерт», выполненном пером и тушью поверх наброска мелом и свинцовым штифтом.
Поздняя история
Перо и тушь использовали многие рисовальщики в эпохи барокко, рококо, романтизма и неоклассицизма, а также на протяжении всего XIX века. Среди выдающихся примеров: «Плод в утробе матери» (1512) — научный рисунок Леонардо да Винчи, выполненный пером, тушью и красным мелом (Королевская библиотека, Виндзорский замок); «Бегущий юноша с вытянутой левой рукой» (1504) Микеланджело, созданный пером и коричневыми чернилами (Британский музей); «Пасторальный пейзаж» (1644) Клода Лоррена, выполненный пером с коричневой и серо-коричневой смывкой; «Пророк Иона перед стенами Ниневии» (1654) Рембрандта, тростниковое перо и бистр со смывкой (Музей Альбертина, Вена); «Остров в лагуне» (XVIII век) Каналетто, перо, коричневые чернила и смывка угольной тушью (Музей Ашмола, Оксфорд); многочисленные рисунки Франсиско Гойи; серия пейзажей Сэмюэла Палмера 1825 года; «Вид на Арль» (1888) Винсента Ван Гога, тушь, тростниковое перо и смывка (Музей искусств Род-Айленда); «Лежащая обнажённая» (XX век) Пабло Пикассо, чисто линейный рисунок пером и тушью (Художественный музей Фогга, Гарвардский университет); «Маргарет Хильда Тэтчер, баронесса Тэтчер из Кестевена» Джеральда Скарфа (Тейт Модерн).
Каллиграфия
Каллиграфия, искусство стилизованного письма, выполняется пером или кистью с использованием чернил на водной, а не масляной основе. Для неё требуется качественная, хорошо впитывающая бумага. Искусство каллиграфии достигло высочайшего уровня в исламской культуре, где существовали ограничения на изображение живых существ. Параллельно сильная традиция развивалась у арамейских и древнееврейских писцов, о чём свидетельствует искусство оформления древнееврейских библейских текстов IX – X веков.
В западной традиции развитие искусства рисования пером и тушью связано с такими памятниками, как Линдисфарнское Евангелие, а также кентерберийские и винчестерские иллюминированные рукописи IX – X веков. Их отличительными чертами являются живые фигуры людей и животных, декоративная листва и изысканная каллиграфия.
Чернила
Чернила для рисования (тушь) впервые появились в Китае около 3000 лет до н.э. Эта ранняя тушь представляла собой смесь сосновой сажи и ламповой копоти с животным желатином в качестве связующего. Около 400 г. до н.э. начала использоваться новая формула железогалловых чернил, включавшая сульфат железа, танин из дубовых галлов и загуститель. С тех пор художественные чернила изготавливались из самых разных источников: от углеродных материалов (бистр) до красителей, полученных из ягод, насекомых, каракатиц и ракообразных.
Только чернила на основе пигментов, такие как чёрная тушь, являются стойкими. Другие виды часто содержат растворимые красители, которые не светостойки. Для монохромных линейных рисунков большинство художников предпочитают чёрную индийскую тушь, которая является перманентной и водостойкой.
Цветные водостойкие чернила доступны в ассортименте около 20 цветов. Водостойкость необходима, если поверх линейного рисунка планируется наносить смывку или тонировку, иначе линии расплывутся. Будучи более плотными, эти чернила высыхают, образуя плёнку с лёгким блеском. Неводостойкие цветные чернила не содержат шеллака и используются в основном для смывок, но могут применяться и для линейных рисунков, если последующая работа с водой не предполагается.
Перья и ручки
Существует два основных типа инструментов: перья, которые нужно макать в чернила, и ручки с внутренним резервуаром. Наконечник для письма называется пером, а стержень, в который он вставляется, — держателем. Существует множество форм перьев, каждая из которых создаёт уникальные штрихи.
Макаемые перья
Тростниковые, гусиные и металлические перья (то есть металлические наконечники в держателях) относятся к этой категории. Их заправляют, макая в чернильницу. Традиционные бамбуковые или тростниковые перья сегодня считаются несколько устаревшими, но некоторые художники до сих пор предпочитают их за живые, энергичные штрихи. Сверхтонкие линии лучше всего получаются картографическими или так называемыми «вороньими» перьями (crowquill).
Резервуарные ручки
Этот тип ручек имеет собственный запас чернил в корпусе или картридже, что избавляет от необходимости постоянно макать перо. Однако их наконечник, как правило, менее гибкий, чем у макаемых перьев.
К этому типу относятся авторучки и технические ручки (рапидографы). Главное преимущество последних, ценимое дизайнерами и иллюстраторами, — это способность обеспечивать равномерный поток чернил независимо от направления и скорости движения.
Многие чертёжники и художники-графики предпочитают технические ручки серий Rotring Rapidograph или Isograph. Рапидографы также популярны у создателей комиксов, а ручки-лайнеры (например, Micron) ценятся за чёткость и универсальность. Для художника лучшим вариантом может стать «художественное перо» (art pen), сочетающее выразительность макаемого пера с равномерной подачей чернил, как у ручки с резервуаром.
Ручки и маркеры с фибровым наконечником
Современные маркеры с их стойкими, быстросохнущими цветами, возможно, больше ассоциируются с дизайн-студиями, чем с мастерскими художников, но они являются отличным средством для набросков или рисования на пленэре. Если вы планируете накладывать цвета друг на друга, выбирайте маркеры на спиртовой основе и используйте специальную бумагу, устойчивую к протеканию.
Кисти
Рисунки и живописные работы тушью можно выполнять и кистью. Эту технику широко использовали как западные художники эпохи Возрождения, так и мастера Китая, а также Рембрандт, Клод Лоррен и Гойя. Например, комбинированная техника пера и кисти была распространена у художников Германии и Нидерландов, особенно в кругу Альбрехта Дюрера и в южногерманской Дунайской школе, возглавляемой Альтдорфером и Вольфом Хубером. Китайские кисти, как и кисти из соболиного и другого мягкого ворса, особенно универсальны для работы с тушью.
Современное искусство пера и туши
Растущая сложность компьютерных программ, таких как Photoshop, Poser, Painter и Piranisi, позволяет художникам автоматически обрабатывать фотографии, превращая их в стилизованные изображения, имитирующие рисунок пером и тушью. Приведёт ли такая цифровая или компьютеризированная графика к развитию или упадку традиционной техники, пока неясно.
- Государственный исторический музей сообщает о ходе работ по реставрации памятника Минину и Пожарскому на Красной площади
- Автопортреты, история
- Выставка Инны Энтиной «Портрет в интерьере с часами»
- «Фантастик Пластик»
- Рисование тушью и маркерами
- «5 языков любви: Секрет любви, которая длится долго» Гэри Чепмена, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?