Рисунок пером и тушью читать ~9 мин.
В изобразительном искусстве термин «перо и тушь» обозначает технику рисования с использованием чёрных и других цветных чернил, которые наносятся на основу (как правило, бумагу) с помощью либо макаемого, либо стержневого пера. Это традиционное, универсальное средство используется западными художниками с древнеегипетских времён для набросков, готовых рисунков или картин тушью и смывкой. Это также одно из основных средств, используемых в книжной иллюстрации (см., например, Обри Бердсли) и в сюрреалистическом рисовании (подробнее см: Автоматизм в искусстве).
Ранняя история
Художники нескольких древних культур использовали чернила в своих изобразительных рисунках. Одним из самых ранних сохранившихся изображений в греческом искусстве, нарисованных пером и краской (на папирусе), является «Похищение Брисеи» (ок. 300 г. н.э.) неизвестного греческого художника (Bayerische Staatsbibliothek, Мюнхен).
Однако этот вид искусства получил большое развитие в китайском искусстве в эпоху искусства династии Тан (618-906) и искусства династии Сун (960-1279), а затем в Японии в период Муромати (1338-1573). (См. Китайские художники) Действительно, перо и тушь всегда были основным средством азиатского искусства и каллиграфии в Китае, Японии и Корее.
Традиционная китайская живопись выполняется кистью из шерсти животных, ненадолго погружённой в чёрную или цветную тушь. Масла обычно не используются. Работы с чистым контуром назывались «пай-мяо», тушь, нанесённая брызгами – «по-мо». Наиболее популярный тип основы – бумага или шёлк, но некоторые картины выполнялись на стенах или лаковой посуде. Законченные произведения искусства часто крепились на свитках, которые подвешивались или сворачивались. Руководство по эстетике, лежащей в основе восточного изобразительного искусства рисования и письма (каллиграфии), см: Традиционное китайское искусство: Характерные черты.
Другие виды графического искусства
– Дизеньо
– Мелки Конте
– Пастель
– Карандашные рисунки
Рисунки пером и тушью эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения стилус (заострённая палочка), металлическое острие и перо с тушью рассматривались как средства для рисования тонкой линии в противоположность широкой линии угля и мела. Точный эффект пера и туши продемонстрировал виртуозный рисовальщик Леонардо да Винчи в своей работе «Пять гротескных голов» (Королевская библиотека, Виндзорский замок).
Согласно Libro dell’Arte, практическому руководству, написанному мастером раннего Возрождения Ченнино Ченнини (ок. 1370-1440), подмастерья-художники (garzone) переходили к рисованию пером и тушью на бумаге после года практики на планшетах стилусом, свинцовым остриём или металлическим остриём. После нанесения на бумагу чернила оставались неизменными, поэтому ошибки нельзя было стереть, разве что аккуратно соскоблить.
Самые распространённые чернила в Италии эпохи Высокого Возрождения изготавливались из «железной желчи». Её основные компоненты, желчные орехи, были богаты смолой и дубильной кислотой. Если их вымочить в воде или вине, процедить, а затем смешать с сульфатами железа и арабиком, получались жидкие чёрные чернила, идеально подходящие для рисования. Однако со временем чернила из железной желчи выцветают, поэтому, хотя чернила на большинстве рисунков эпохи Возрождения сейчас коричневые, первоначально они были гораздо чернее.
Чернила обычно наносились на бумагу пером. Получаемая линия могла быть от очень тонкой до очень широкой. Этот спектр линий иллюстрируется сравнением рисунков братьев Джентиле Беллини и Джованни Беллини. Рисунки Джентиле «Турецкий мужчина» (ок. 1479) и «Турецкая женщина» (ок. 1480) были нарисованы невероятно тонкими штрихами тонким пером. В отличие от них, «Пьета» Джованни (ок. 1480) была выполнена более широкими мазками толстым пером. Подробнее о набросках в Венеции см: Венецианский рисунок (ок. 1500-1600 гг.). «Дева с младенцем и кошкой» (ок. 1470-х гг.) Леонардо ди Винчи, «Мадонна со многими животными» Альбрехта Дюрера (1503) и «Жертвоприношение Исаака» Альбрехта Альтдорфера показывают другие эффекты, достижимые с помощью пера и туши.
Тушь оставалась популярной в эпоху Возрождения для самых разных рисунков – от быстрых набросков до детальных композиций. Смывка и выделение давали дополнительные эффекты. Однако, несмотря на текучесть чернил, необходимость многократно макать перо делала их непригодными для крупномасштабных рисунков. Их обычно рисовали мелом или углём, а не тушью. Другие примеры см: Лучшие рисунки эпохи Возрождения (ок. 1400-1550).
Разбавленные чернила можно было наносить кистью, чтобы заштриховать рисунок тушью. Для этого часто использовались те же чернила, что и для перьев, но можно было использовать и бистр – материал, получаемый путём размачивания древесной сажи в воде. В результате получалась коричневая смывка, недостаточно вязкая для использования пера, но идеальная для использования кисти. Нанесение смывки на рисунок пером усиливало трёхмерный эффект изображения. Примерами могут служить работы Беноццо Гоццоли «Эскиз руки», «Три ангела и Христос» (1447); «Триумф Фомы Аквинского» (ок. 1487) Филиппино Липпи, и «Неглубокий сосуд» (1524-46) Джулио Романо.
Художники иногда выполняли рисунки тушью или бистром без пера; примеры включают «Голову мужчины средних лет» (ок. 1507 г.) работы Витторе Карпаччо и Драпировку Христа в диспуте Рафаэля (1508). Перо и тушь также использовались в сочетании с другими средствами, примером может служить «Святой Губерт» Якопо Беллини, рисунок пером и тушью поверх мела и свинцовой точки.
Более поздняя история
Перо и тушь использовались многими рисовальщиками во время барокко, рококо, романтизма, неоклассицизма и на протяжении всего девятнадцатого века. Примеры включают: «Плод в утробе матери» (1512), научный рисунок Леонардо да Винчи, выполненный пером и чернилами с красным мелом (Королевская библиотека, Виндзорский замок); «Бегущий юноша с вытянутой левой рукой» (1504), выполненный Микеланджело пером и коричневыми чернилами (Британский музей); Пасторальный пейзаж Клода Лоррена (1644) пером с коричневой и серо-коричневой смывкой; «Пророк Иона перед стенами Ниневии» (1654) Рембрандта, тростниковое перо в бистре со смывкой (Музей Альбертина, Вена); Остров в лагуне, автор Каналетто (18 век), перо, коричневые чернила и смывка угольной тушью (Музей Ашмолеан, Оксфорд); многочисленные рисунки испанского художника Франсиско Гойи; серия пейзажей Самуэля Палмера 1825 года; Вид на Арль (1888), автор Винсент Ван Гог, тушь с тростниковым пером и смывкой (Музей искусств, Род-Айленд); «Лежащая обнажённая» Пабло Пикассо (20 век), чисто линейный рисунок пером и тушью (Художественный музей Фогга, Гарвардский университет); «Маргарет Хильда Тэтчер, баронесса Тэтчер из Кестевена» Джеральда Скарфа (Тейт Модерн).
Каллиграфия
Каллиграфия, искусство стилизованного письма, выполняется пером и кистью с использованием чернил на водной, а не масляной основе на качественной, хорошо впитывающей бумаге. Каллиграфия пером и тушью была поднята на высокий уровень в исламском искусстве, поскольку ислам запрещает изображать живых существ. Сильная параллельная традиция существовала среди арамейских и древнееврейских учёных, примером чего является древнееврейское библейское искусство 9-го и 10-го веков.
Развитие искусства рисования пером и чернилами в западном рисовании начинается с Линдисфарнских Евангелий и Кентерберийских и Винчестерских иллюминированных рукописей IX века, отличительными чертами которых являются оживлённые фигуры и животные, декоративная листва и изысканная каллиграфия.
Чернила
Чернила для рисования впервые появились в Китае, около 3 000 лет до нашей эры. Эти ранние чернила представляли собой сочетание дыма соснового дерева, лампового масла и желатина из шкур животных. Затем, около 400 года до н.э., стала использоваться новая формула туши, включающая сульфат железа (получаемый из железа и серной кислоты), танин (получаемый из желчных орехов) и загуститель. С тех пор художественные чернила изготавливались из самых разных источников, начиная от сажистых углеродных материалов (бистр) и заканчивая красителями, полученными из ягод, дубовых косточек, насекомых, каракатиц и ракообразных.
Только чёрные и белые краски являются постоянными, так как другие краски содержат растворимые красители, а не пигменты, и не являются светостойкими. Для монохромных линейных рисунков большинство художников предпочитают чёрные индийские чернила, которые являются одновременно перманентными и водостойкими.
Цветные водостойкие чернила (также называемые чернилами для рисования) доступны в диапазоне около 20 цветов. Водостойкие чернила необходимы, если вы хотите использовать отмывку или тонировку поверх линейного рисунка, иначе линия потечёт. Будучи более плотными, эти краски высыхают до слегка блестящей поверхности с точным живописным качеством. Неводостойкие цветные краски не содержат шеллака и используются в основном для размывки. Их также можно использовать для линейных рисунков при условии, что смывка не наносится.
Ручки
Существует два основных типа: ручки с маканием и ручки с резервуаром. Обратите внимание, что само перо называется пером, а основной стержень – держателем пера. Существует множество различных форм пера, каждая из которых позволяет получать различные знаки.
Ручки с обмакиванием
Тростниковые, перьевые и металлические ручки (то есть металлические наконечники в металлических держателях) относятся к такой категории ручек. Их заправляют, обмакивая в чернила. Традиционные бамбуковые или тростниковые ручки сегодня считаются несколько старомодными, но некоторые рисовальщики до сих пор предпочитают ими делать жирные штрихи. Сверхтонкие линии лучше всего получаются картографическими перьями, или вороньим пером.
Резервуарные ручки
Этот тип ручек имеет свой собственный запас чернил в специальном держателе или картридже, что позволяет избежать необходимости «макать». Однако перо, как правило, менее гибкое, чем у макательных ручек.
К перьевым ручкам относятся: перьевые ручки и технические ручки Главным преимуществом последних, используемых дизайнерами и иллюстраторами, является их способность обеспечивать постоянный поток чернил независимо от направления движения пера.
Многие технические рисовальщики предпочитают серию технических ручек Rotring Rapidograph или Isograph. Рапидографы обычно используются художниками комиксов и графических романов, а микронные ручки стали очень популярны благодаря своей линейности и универсальности. Для тонкого художника лучшим вариантом является «художественное перо» или «перо для эскизов», которое сочетает в себе большую часть выразительности макательного пера со всей консистенцией стержневого пера.
Ручки и маркеры с фибровым наконечником
Современные маркерные ручки с их устойчивыми, быстросохнущими цветами, возможно, больше ассоциируются с графическими студиями, чем со студиями изобразительного искусства, но они являются отличным средством для набросков или рисования на открытом воздухе. Если вы собираетесь накладывать цвета, выбирайте маркер на основе растворителя и, в качестве вспомогательного средства, используйте подушечки, предназначенные для защиты от выцветания.
Кисти
Рисунок тушью и живопись также могут быть выполнены кистью – эта техника широко использовалась западными художниками эпохи Возрождения и китайскими художниками, а также Рембрандтом, Клодом Лорреном, Гойей и некоторыми группами художников. Например, техника комбинированного рисования пером и кистью практиковалась рисовальщиками Германии и Голландии, особенно в кругу Альбрехта Дюрера, а также в южногерманской Дунайской школе, возглавляемой Альтдорфером и Вольфом Хубером. Китайские кисти особенно универсальны для нанесения туши, как и кисти из соболя и других мягких волосков.
Современное искусство пера и чернил
Растущая сложность компьютерных программ, таких как Photoshop, Poser, Painter и Piranisi, позволяет художникам автоматически брать фотографию и превращать её в форму изображения пером и чернилами. Приведёт ли такая цифровая или компьютеризированная графика к улучшению или упадку традиционного рисунка пером и тушью, остаётся неясным.
- Государственный исторический музей сообщает о ходе работ по реставрации памятника Минину и Пожарскому на Красной площади
- Автопортреты, история
- Выставка Инны Энтиной «Портрет в интерьере с часами»
- «Фантастик Пластик»
- Рисование тушью и маркерами
- «5 языков любви: Секрет любви, которая длится долго» Гэри Чепмена, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?