Ангкор-Ват, кхмерский храм читать ~3 мин.
Кхмерский храмовый комплекс Ангкор-Ват (кхмер. អង្គរវត្ត) в Камбодже стоит в одном ряду с такими шедеврами азиатской архитектуры, как храм Кандарья Махадева и Тадж-Махал. Он считается одним из величайших образцов религиозного искусства, сопоставимым по масштабу с лучшими образцами европейской готической или барочной архитектуры. Расположенный примерно в 6 км к северу от современного города Сиемреап, храм был построен в XII веке королём Сурьяварманом II (правил в 1113–1150 гг.) в столице Кхмерской империи — Ангкоре.

Изначально Ангкор-Ват был индуистским святилищем, посвящённым богу Вишну, и предназначался для использования в качестве усыпальницы короля. В конце XIII века он был преобразован в буддийский храм тхеравады. Сегодня силуэт Ангкор-Вата изображён на национальном флаге Камбоджи. Комплекс знаменит своим высоким классическим стилем кхмерской архитектуры и огромным количеством рельефной скульптуры. В 1992 году вместе с другими памятниками Ангкора он был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Другие примеры азиатского искусства см.: Традиционное китайское искусство. Также см.: Индия: Живопись и скульптура.
История
Город Ангкор (древнее название — Яшодхарапура) был столицей, из которой кхмерские монархи правили одной из самых могущественных империй в истории Юго-Восточной Азии. В эпоху своего расцвета (IX – XIII вв.) короли осуществили ряд масштабных строительных проектов, прославлявших их власть и столицу. После смерти короля Джаявармана VII (правил в 1181–1215 гг.) империя начала приходить в упадок. Великий строительный бум закончился, и в 1431 году город был разграблен тайской армией, после чего большинство его районов были заброшены.
Однако Ангкор-Ват никогда не был полностью покинут. Благодаря поддержке буддийских монахов он превратился в одно из важнейших мест паломничества в регионе. Огромный ров, окружающий храм, защитил его от полного поглощения джунглями. После установления французского протектората над Камбоджей в 1863 году началась масштабная программа реставрации, которая позволила восстановить комплекс в былом величии. Работы были прерваны из-за политической нестабильности в XX веке, но сейчас памятник снова находится под защитой.
Архитектура и строительство
Для возведения Ангкор-Вата было использовано от 6 до 10 миллионов блоков песчаника, средний вес каждого из которых составляет 1,5 тонны. По объёму каменных работ Ангкор превзошёл все египетские пирамиды вместе взятые, а его первоначальная площадь была больше современного Парижа. Это свидетельствует о высочайшем уровне инженерного искусства и организации труда.
В основе архитектуры Ангкор-Вата лежит сложная символика, воспроизводящая индуистскую модель вселенной. Широкий ров, окружающий комплекс, представляет собой мифический мировой океан. Концентрические галереи символизируют горные хребты, окружающие гору Меру — обитель богов. Пять центральных башен являются воплощением её вершин. Таким образом, весь храм — это микрокосм, земное отражение божественного порядка.
Ангкор-Ват определяет классический стиль ангкорской архитектуры. Он сочетает в себе два основных типа кхмерских храмов: храм-гору и храм-галерею. Комплекс расположен на возвышенной платформе (джагати) и симметрично поднимается к центральной башне высотой 65 метров. Прямоугольные галереи, стены которых покрыты скульптурой, соединяют башни на каждом уровне. Восходящие ярусы символизируют духовное восхождение, а башни — дома богов.
Скульптура
Храм Ангкор-Ват всемирно известен своей каменной скульптурой, которая покрывает почти все его поверхности: стены, колонны, перемычки и крыши. Тысячи квадратных метров рельефов, в основном барельефных фризов, иллюстрируют сцены из индийской мифологии. На них можно увидеть множество животных, божеств (деват), танцовщиц (апсар) и воинов. Кхмерские скульпторы скрупулёзно прорабатывали головные уборы, одежду и украшения фигур, создавая живые и динамичные композиции.
Галереи барельефов — одна из главных художественных особенностей храма. Они представляют собой не просто украшение, а цельное повествование, которое следует осматривать в определённом порядке. Кроме знаменитой сцены «Пахтание Молочного океана» в восточной галерее, на стенах изображены грандиозная битва на Курукшетре из «Махабхараты» (западная галерея), триумфальное шествие самого Сурьявармана II (южная галерея) и сцены, посвящённые индуистской космологии, с изображением 37 небес и 32 адов.
Дополнительные статьи об азиатском искусстве
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?